Красноярский край. Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 29-30 июля 2002 года (часть 1).
"Кризис ответственности".
(Россiя 25-31.07.2002. В.Сергеев)
В Красноярске ищут виновных, а находят только обещания "Джентльменский набор" кандидата на выборах по-прежнему востребован. Летом-2002 поисками козлов отпущения, виновных в "развале и обнищании" и раздаче обещаний, занимаются в Красноярском крае. Редкий претендент на кресло Александра Лебедя обходится без "златых гор" и обозначения виновных.
Красноярск бьет рекорды но числу желающих "порулить" - почти три десятка претендентов. Впрочем, количеству претендентов сибиряки особо не удивляются, вспоминая по случаю выборов давнюю мысль большевиков о кухарке-управительнице. В конце концов каждый ищет славу так, как умеет. Лишь бы храмы не жгли да казну не разворовывали.
Удивляет другое. Губернаторская кампания разворачивается на фоне острейшего кризиса, поразившего краевую экономику. Люди хотят знать, почему они уходят в летние отпуска без зарплаты, почему в стране экономический подъем, а в крае - депрессия. Краевой бюджет-2002 сорван, на повестке дня - секвестр. Тем не менее красноярские руководители иду г па выборы, будто они абсолютно непричастны к кризису в одном из самых богатых регионов России. Один из фаворитов будущих выборов, спикер Законодательного собрания Александр Усс, недавно даже прямо заявил, что ЗС не отвечает за сложную социальную ситуацию в крае, чем заслужил от одного из местных телеканалов звание самого безответственного политика недели. Естественно, властям края и его столицы невыгодно сейчас принимать на себя ответственность за ими же проваленный бюджет, за задержку зарплаты бюджетникам и работникам муниципальных предприятий, за пришедшее в жалкое состояние жилищно-коммунальное хозяйство. Раньше во всем был виноват губернатор Лебедь, сегодня обвиняют друг друга и Москву.
Кто бы ни был истинным виновником проблем в крае, говорить об этом имеет смысл, лишь выдвигая реальную альтернативу: что и как нужно сделать для перелома ситуации. Пока же ничего внятного услышать не удалось. 11 июля мэр Красноярска Петр Пимашков сделал значимое заявление: "Сегодня сидят в краевой власти наши упыри, которые с мая задерживают выплату зарплаты, при этом пытаются кого-то сделать виноватым и не могут решить ни одного вопроса". А у красноярских аналитиков создалось впечатление, что все друг с другом окончательно перессорились, городская власть воюет с краевой, законодательная власть с исполнительной, конструктивного начала как не было, так и нет.
Председатель Заксобрания Александр Усс, после гибели губернатора Лебедя став, по сути, первым лицом в крае, вполне мог за минувшие два месяца попытаться повлиять на ситуацию с бюджетом: у законодателей хватает для этого рычагов. И тогда даже первых положительных сдвигов было бы достаточно, чтобы сказать избирателям: "Вот как я могу! Вот как надо!"
Другой кандидат, называемый в числе лидеров гонки, мэр Красноярска Петр Пимашков, снискал себе репутацию хорошего градоначальника. Его прежние успехи неоспоримы, он много сделал для города. Но избирателям нужно показать результаты сегодня. А они не слишком радуют: многомесячные задолженности по зарплате в городе Красноярске, забастовки водителей трамваев, перебои с подачей тепла, воды и электроэнергии... Конечно, многие проблемы города - следствие провала краевого бюджета, и Пимашков в этом не виноват. Но возникает резонный вопрос: знает ли он, что и как делать в крае, чтобы вывести его из кризиса? А если знает, почему не говорит? Почему вместо выступления с позитивными инициативами вешает ярлык "упырей" на администрацию края и Законодательное собрание?
Ситуация публичных политических разборок уже вызвала раздражение красноярцев. Своими действиями, вернее бездействием, и бесконечными обвинениями друг друга красноярские городские и краевые власти добиваются результата, прямо противоположного желаемому. Возникает чувство опустошенности: взаимных упреков много, а реальных дел нет.
В этих условиях Александр Хлопонин, первый зарегистрированный кандидат в губернаторы Красноярского края, очень неудобный соперник как для Пимашкова, так и для Усса. Он - действующий губернатор, имеющий практический опыт управления регионом. Многие избиратели, уставшие от интриг и разборок красноярских политиков, с надеждой смотрят на Север. Ведь на Таймыре удалось вывести экономику из кризиса достаточно быстро. Сейчас многие директора заводов и главы местных администраций говорят, что опыт Таймыра очень актуален для Красноярского края. Хлопонин застал регион в состоянии тупика, когда там шла бесконечная война между законодательной и исполнительной властями. А всего через полтора года экономика на подъеме, зарплаты выплачиваются регулярно, социальные программы финансируются по нарастающей, а главное - с бюджетом наведен порядок.
Впрочем, тот факт, что Хлопонин, возглавляя уникальное предприятие "Норильский никель", сумел сделать его донором всего Красноярского края, дающим в краевую казну львиную долю всех поступлений, пытаются использовать против него в ходе предвыборной борьбы. Временно исполняющий обязанности губернатора Николай Ашлапов уже упрекнул "Норникель" в том, что предприятие будто бы сократило платежи в бюджет. Правда, сразу же выяснилось, что он оперировал неверной статистикой...
"Я не пойму, почему чиновники краевой администрации винят во всех бедах "Норильский никель"? Компания платила и платит все, что положено по закону, только в нынешнем году нами уже перечислено около 1,7 млрд. рублей", - отметил в тот же день официальный представитель горно-металлургического гиганта Андрей Грачев. Учитывая всеобъемлющий системный кризис в крае, руководство компании даже идет на уплату налогов с опережением графика. Практика отчислений налогов "Норильским никелем" с опережением графика применялась и ранее, причем неоднократно во время губернаторства Александра Лебедя.
Аналитики отмечают, что именно Александр Хлопонин - наиболее вероятная альтернатива нынешней власти в крае, увязшей во взаимных обвинениях. Хлопонин дистанцируется от политических разборок, выступает как профессиональный управленец, кризис-менеджер. Возможно, такую же роль мог бы сыграть Сергей Шойгу, если бы участвовал в губернаторских выборах в Красноярске. Хлопонин много ездит по краю, о политике во время встреч речь почти не заходит. Только конкретика: лесопромышленный комплекс, дороги, зарплаты, бюджет, налоги. О чувстве ответственности Александра Хлопонина за людей говорит и последний факт: прервав предвыборный отпуск, он срочно вылетел на Таймыр, чтобы возглавить поиски пропавшего в районе Диксона вертолета.
И еще одно наблюдение. Как известно, Усс и Пимашков заявили, что будут рады поддержке Анатолия Быкова. Усс даже заранее поблагодарил Анатолия Петровича за такую поддержку. Сам Быков, умудренный опытом московской политики, пока молчит... Что означает его молчание? Может быть, он просчитывает разные варианты исхода голосования 8 сентября? При значительном усилении Хлопонина ставка только на Усса или только на Пимашкова не гарантирует выхода "быковского" кандидата во второй тур. Зато 15% избирателей, составляющих электорат Быкова, могут оказаться решающими во втором туре. Вот и получается, что надо тянуть паузу дальше или делать многозначительные намеки...
"Жених и невесты".
(Московский комсомолец 27.07.02. В.Токарев)
Красноярские политики соревнуются за авторитет Быкова
В июле создалось ощущение, что ведущих политиков Красноярска, включившихся в губернаторскую гонку, больше всего волнует голос одного избирателя - Анатолия Петровича Быкова.
Неожиданное появление из-за решетки местного Робин Гуда поставило в тупик тех кандидатов, кто в ходе избирательной кампании сам собирался выступать в качестве главного красноярского патриота, исполнять роль "второго Быкова". Теперь место занято, Петрович в Красноярске, и надо менять стратегию на ходу. Борьба отныне пойдет не за "наследие" Быкова, а за его благорасположение. Сам он заявил ранее, что поддержит одного из кандидатов-красноярцев. Таковыми среди 28 претендентов, заявивших о намерении участвовать в выборах, предположительно можно считать мэра Красноярска Петра Пимашкова и спикера краевого Законодательного собрания Александра Усса. Хотя Анатолий Петрович пока мудро выжидает ("надо еще посмотреть, кто достойнее"), Александр Усс 7 июля уже поспешил заявить, что благодарит Быкова за поддержку. Это заявление, сделанное на сессии краевого парламента, ввергло в недоумение многих. С чего это Быков вдруг возлюбил Усса? А 12 июля уже Пимашков в ответ на вопрос о помощи со стороны Анатолия Петровича признался, что будет благодарен всем, кто его поддержит.
Политологи считают, что бывший глава красноярского алюминиевого гиганта Анатолий Быков, осужденный на 6,5 лет заключения условно за подготовку покушения на своего компаньона, но сохраняющий большой вес в регионе, стремится оказать существенное воздействие не только на выборы, но и на весь ход красноярской политики после них. Стратегия Быкова - сохранить и увеличить влияние при любых результатах голосования 8 сентября. Вкусив сполна московских интриг, Быков оказался более изощренным политиком, чем добивающиеся его благосклонности Усс или Пимашков. Сегодня Быков, формально не участвуя в губернаторской гонке, находится в центре внимания. Усс, Пимашков и многие более мелкие фигуры ждут его слова.
Анатолий Петрович, хорошо знающий, что предательство и "подстава" давно стали нормой красноярской политики, не очень-то торопится поддержать ни того, ни другого. Скорее всего, выбор избирателя Быкова будет сделан уже во втором туре. Дело в том, что 13% "быковского" электората вряд ли решат исход голосования непредсказуемого первого тура, в котором выстроился крайне нестабильный треугольник Усс - Хлопонин - Пимашков, зато наверняка предопределят итоги второго тура. Впрочем, вся эта интрига лишь подтверждает глубокий кризис красноярской политики. Красноярцы сегодня задаются не столько вопросом, кого больше любит Быков, сколько другими темами. В крае бюджетный кризис, бюджет-2002 провален. Медики не получали жалованье с мая и собираются бастовать. Бастуют водители трамваев в Красноярске, в городе опять нет воды. Никто не хочет оказаться без зарплаты, а за кого будут голосовать люди в таких условиях - прогнозировать трудно. Может быть, за коммуниста Глазьева?..
"Настоящее и будущее Красноярского края".
(Известия 29.07.2002 Александр Хлопонин, губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа)
Основные принципы стабилизации и развития
Опорный край
Исторически экономическое освоение Сибири и Востока России в целом происходило индустриальными "волнами": сначала формировалась опорная территория, а затем осваивались прилегающие земли. Вначале такой базовой территорией был Урал, опираясь на который первопроходцы обживали и обустраивали Сибирь. Затем уже, во второй половине XX века, именно Сибирь стала ресурсной и индустриальной опорой России.
По моему мнению, следующей опорной территорией на востоке страны должен стать Красноярский край. Для этого у нас есть все основания.
Во-первых, освоение Сибири и Дальнего Востока идет двумя лучами, своеобразными "коридорами развития", - по Транссибу и по Северному морскому пути. Красноярский край, раскинувшийся тысячами километров с юга на север, должен связать эти два луча, превратиться в их прочную опору. Базируясь здесь, можно лучше обеспечивать единство российской территории, отстаивать геополитические рубежи России в Азии.
Во-вторых, для становления новой опорной территории есть объективные экономические предпосылки: природные богатства по всей территории края и вокруг него (нефтегазовые месторождения Эвенкии, Таймыра и арктических морей, гидроэнергетические ресурсы Енисея и Ангары и т.д.), естественная транспортная магистраль (Енисей).
Чтобы реализовать свою миссию, край должен быть сильным. Этому мешают его нынешняя территориальная раздробленность и неэффективное административное управление в течение последних 10 лет.
Раздробленность - крайне отрицательный фактор для Красноярья. Только единый Красноярский край может превратиться в подлинно опорную территорию, т.к. север и юг края очень зависят друг от друга, а срединное пространство способно развиваться лишь в рамках взаимодействия юга и севера. Север нужен югу как транспортные ворота на мировой рынок (сообщение по Енисею и Северному морскому пути гораздо дешевле железнодорожного), а юг нужен северу как источник транзитного потока и индустриальная база. Согласованное развитие этого транспортного пути возможно только в рамках единого края.
Нынешние краевые политики пока не смогли продвинуться по пути объединения края.
Освоение природных ресурсов - главное направление развития
Следует признать, что в Красноярском крае действительно неблагоприятные условия жизни, крайне низкая плотность населения, плохие демографические тенденции. Противостоять этим явлениям, оказывающим регрессивное воздействие на регион, можно только осваивая природные ресурсы и обслуживая транзитные потоки. Политики, которые обещают высокотехнологичное развитие, бессовестно обманывают население, играя на противопоставлении понятий "сырьевой придаток" и "высокие технологии". Добыча природных ресурсов - не менее важный элемент экономики, чем производство микрочипов.
Освоение природных ресурсов в условиях Сибири и Севера воз-. можно лишь в рамках больших капиталоемких проектов. Для маленьких проектов просто невыгодно создавать соответствующую инфраструктуру. Кроме того, многие природные ресурсы недостаточно "качественны", поэтому их рентабельное освоение возможно только в рамках больших производств.
Строительство гигантов цветной металлургии в Норильске и Красноярске, гидроэлектростанций на Енисее, лесоперерабатывающих комплексов в Лесоси-бирске, громадных угольных разрезов КАТЭКА превратило Красноярский край в один из важнейших регионов России. Но процесс его промышленного освоения прервался после падения советской власти. В то время строительство далеко не всех промышленных и энергетических гигантов было завершено: так, Богучанская ГЭС и крупнейшие ТЭС КАТЭКа находились только в стадии закладки. Но индустриализация осталось незаконченной в первую очередь потому, что не была создана инфраструктура, адекватная масштабам построенных промышленных гигантов.
В настоящее время Красноярский край представляет собой ре- гион с фрагментированной, технически отсталой промышленностью, находящимся в состоянии тяжелого кризиса сельским хозяйством и слабо развитой инфраструктурой и коммуникациями. В течение последних десяти лет экономика края деградирует, структура управления разрушается, бедность и социальная незащищенность жителей достигли порога, за которым начинаются политические волнения. Регион, который. мог бы стать одним из центров развития нашей страны, превратился в зону экономического бедствия, социальной напряженности и политических конфликтов. Я считаю, что основная причина кризиса заключается в крайне неэффективной системе управления.
Реформы управления
Для вывода Красноярского края из системного кризиса необходимо проведение коренных преобразований в управленческой политике, экономике и социальной сфере. Ключевыми направлениями должны стать, во-первых, административно-территориальная реформа, призванная построить новую, прозрачную, эффективную и контролируемую систему управления, во-вторых, реформа социальной сферы, которая обеспечит выравнивание накопившихся структурных диспропорций, повысит качество бюджетных услуг, обеспечит эффективный контроль со стороны населения.
Реализовав весь комплекс коренных преобразований, мы сможем приступить к увеличению государственных расходов на инвестиционное строительство. При этом мы запустим мощный катализатор экономического роста в крае теми средствами, которые максимально возможно мобилизовать внутри самого края.
Первым шагом станет реструктуризация сложившейся структуры расходов на государственное и муниципальное управление. Аппарат управления будет сокращен в 3-4 раза. Численность аппарата региональных органов власти будет закреплена законом края, что позволит избежать надуманного увеличения административного штата. Автопарк и нежилые помещения, высвобождаемые за счет сокращения государственных служащих, подлежат продаже. Тем самым, вместе с численностью сократятся и материальные затраты.
При этом заработную плату государственным служащим необходимо значительно увеличить. Это должно стать не только отражением планируемого повышения ответственности госслужащих. Высокий уровень оплаты труда ликвидирует почву для коррупции, привлечет в управление квалифицированных специалистов. После сокращения аппарата увеличение зарплат госслужащих не приведет к увеличению расходов бюджета.
Вся краевая государственная служба будет переведена на контрактную основу В контракте должны быть четко обозначены функции и задачи каждого чиновника. В случае их невыполнения контракт расторгается. Результатом станут рост ответственности чиновников, мобильность в найме и увольнении работников аппарата. Для повышения заинтересованности рядовых госслужащих в эффективном управлении длительность контракта будет ограничена сроком службы губернатора края.
Важной мерой является повышение открытости государственной власти, усиление контроля над государственными учреждениями со стороны населения. С этой целью планы и задачи, которые ставятся перед руководителями управлений администрации края и заместителями губернатора, должны декларироваться публично. Эти планы будут устанавливаться на год и иметь четкое количественное выражение. Важно добиться простоты оценки того, как отработал высокопоставленный чиновник. При этом невыполне ние плана влечет за собой расторжение контракта.
Чтобы эта схема контроля оказалась жизнеспособной, принципиально важно разделить тех, кто составляет планы, и тех, кто их исполняет. Это исключит возможность фабрикации фиктивных, заведомо выполнимых планов. Кроме того, единство планового органа обеспечит соблюдение целей и приоритетов губернатора, будет способствовать согласованности планов и действий власти.
Еще один шаг на пути к повышению прозрачности власти - раскрытие всех совещаний, ныне закрытых для общественности. Жители края должны знать не только официальные решения, но и то, как они были приняты. С этой целью стенограммы всех основных совещаний станут доступными для средств массовой информации.
Наверное, самой сложной задачей административно-территориальной реформы является реструктуризация местного самоуправления. Цель реформы территорий - свести местное самоуправление до уровня, на котором оно станет действительно эффективным. Современная районизация края не отвечает этим требованиям - муниципалитеты отстаивают отраслевые, не местные интересы. А отраслевое деление края сегодня не соответствует требованиям демократического устройства и рыночной экономики.
Убежден, что местное самоуправление наиболее жизнеспособно на уровне городов, районов в крупных городах, сел, поселков, а не крупных административных районов. Только здесь можно обеспечить учет местных интересов населения.
Важным элементом территориальной реформы. является сохранение управляемости огромной территорией Красноярского края. Необходимость соблюдения территориальных и отраслевых интересов неизбежно потребует представительства краевой власти на местах. С этой целью на территории Красноярского края появятся краевые округа - Таймырский, Эвенкийский, Ангарский, Центральный, Южный.
Реформы экономики
Главным направлением экономических реформ станет оздоровление бюджетных доходов. Потребуется усилить административное и экономическое давление на предприятия, налоговые платежи которых не соответствуют их масштабу и реальным доходам. Нужно добиться того, чтобы каждое предприятие соблюдало принцип "социального контракта". Данный принцип подразумевает, что использование ресурсов территории должно быть адекватно вложениям в эту территорию. Моя позиция по этому вопросу полностью совпадает с точкой зрения федерального правительства и президента. В этой связи, если какие-то предприятия не откажутся от толлинговых и прочих "схем", то в сотрудничестве с российским правительством данную проблему удастся решить так, как мы считаем правильным.
Оздоровление бюджетных расходов нанесет мощный удар по коррупции. Для этого, во-первых, необходим скорейший и полный переход всех бюджетных учреждений на казначейскую систему исполнения. В результате у администраторов, которые сейчас по своему усмотрению распоряжаются бюджетными средствами, больше такой возможности не будет. Во-вторых, все госзаказы будут централизованно реализовываться на открытых конкурсах. Это уничтожит возможность всяческих "откатов" и бесконтрольного расходования средств. Цена государственных закупок заметно снизится за счет конкурсного размещения госзаказа и оптовых скидок, поскольку централизация закупок позволит увеличить объем каждого заказа. В-третьих, необходимо провести инвентаризацию бюджетных учреждений и финансировать только реально исполняемые ими функции.
В серьезной реформе нуждается социальная сфера. Бесплатные образование и медицина должны стать таковыми не только на словах, но и на деле. Платную сферу следует законодательно оформить как коммерческую деятельность. Сплав двух систем, при котором платная сфера паразитирует на бесплатной, пора устранить. С этой целью во всех краевых учреждениях образования и медицины будет запрещено оказание услуг на платной основе. При этом финансирование бесплатной сферы следует увеличить - в частности, за счет перехода всех "элитных" учреждений на строго платную основу.
Важным направлением реформы соцобеспечения станет переход к адресной финансовой поддержке. Вместо несметного количества льгот, субсидий и социальных программ, "размазанных" и на бедных и на богатых, должна появиться единая денежная дотация.
Ключевое направление реформирования ЖКХ - это максимально возможное усиление конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Монополия муниципальных предприятий должна быть ликвидирована.
Задачи на будущее Ресурсный путь. Реформа экономики будет успешной при учете следующих условий. Это огромные сырьевые запасы края, удаленность территории от основных рынков сбыта, слабый внутренний спрос и потребность российской промышленности в ресурсах. Действуют и такие факторы, как необходимость интенсивного и быстрого экономического освоения территорий, простаивающий, ориентированный на обеспечение добычи ресурсов промышленный потенциал центральной части края, а также образование, нацеленное на подготовку специалистов добывающих отраслей. Какой путь промышленного развития Красноярского края наиболее эффективен? Ответ очевиден.
Речь не идет о сворачивании производств с высокой долей добавленной стоимости. Речь о правильном выборе приоритетов. Нельзя все силы бросать туда, где высок риск поражения.
Развитие инфраструктуры. Основу зоны нового индустриального освоения Красноярского края образуют территории, тяготеющие к северу. Туруханский, Кодинский, Лесосибирский, Северо-Енисейский, Мотыгинский ареалы, Эвенкийский и Таймырский округа. В этих зонах сконцентрирован значительный ресурсный потенциал. Но большая часть северных территорий остается инфраструктурно, а следовательно, и экономически не освоенной.
При осуществлении программы развития края я считаю необходимым жестко разделить зоны ответственности. Государство отвечает за те инвестиции, доход от которых для корпоративного инвестора несопоставимо мал в сравнении с его прямыми вложениями в производство. Это прежде всего инвестиции в развитие транспорта и связи, а также инвестиции в геологическое изучение территории. Без этих вложений край не станет привлекательным для частных инвесторов!
Развитие энергетической инфраструктуры потребует достройки Богучанской ГЭС. Система ЛЭП, расходящихся от Богучанской ГЭС, задает основу для прокладки транспортных коммуникаций. Она не только свяжет территории добывающего производства, но и явится технологически необходимым элементом всего процесса строительства транспортной магистрали. Одно из направлений прокладки ЛЭП - усиление связи с Единой энергосистемой.
Инвестиционная загрузка старопромышленных районов края. Осуществление масштабной программы государственных инвестиций в инфраструктуру северных территорий - это сильнейший рычаг для развития внутренней промышленности. Кроме того, мы будем требовать от инвесторов размещать в крае промышленные заказы.
Я против госинвестиций непосредственно в промышленные предприятия - это прямой путь для коррупции. Задача краевых инвестиций - не просто дать стимулы для развития, а сформировать рынок для внутреннего производителя. Это будет не рынок дележа бюджетных и административных ресурсов, а конкурентный рынок поставки продукции и услуг для инфраструктурного строительства. Предприятиям края дается не рыба, а удочка для ее ловли. Это принципиально иной подход.
Уже сейчас просматриваются возможные заказы для предприятий края. Как для строительства опорной инфраструктуры, так и для осуществления добычи сырья. "Красмашзавод" может принять участие в изготовлении оборудования для нефтегазового комплекса. Группа предприятий на базе "Крастяжмашзавода" способна претендовать на заказы на оборудование для горнодобывающих и металлургических предприятий. "Сибмашхолдинг" может принять активное участие в техническом обеспечении лесного комплекса. Обновление парка судов вполне осуществимо через Судоремонтный завод и Судоверфь. Реконструкция и развитие портовой инфраструктуры - через "Сибтяжмаш".
Раскрытие потенциала частного бизнеса. В рыночной экономике именно бизнес является двигателем развития, и без создания благоприятного предпринимательского климата не могут быть созданы условия для инвестиций.
Устранение административных барьеров на пути развития частного предпринимательства станет первым шагом к раскрытию его потенциала. Мы выстроим новые отношения между бизнесом и властью, основанные на открытости и конкурентности, где не будет "приближенных" и всех остальных.
Частное предпринимательство должно будет многократно усилить импульсы, создаваемые действиями власти и крупных компаний.
* * *
Устранение нынешней, крайне неэффективной системы управления в крае и замена ее новой, основанной на применении современных управленческих технологий и имеющегося опыта, явится базой, на которой будет выстроена новая экономическая и социальная модель, готовая к поступательному развитию. Коренные реформы управления, опробованные в Норильске и на Таймыре, в течение 3 - 4 лет способны полностью изменить Красноярский край, превратив его в быстро развивающийся, социально стабильный регион, обладающий возможностями и ресурсами для оказания благоприятного, стабилизирующего влияния на ситуацию в Сибири и России в целом.
"Булыжник - оружие кандидата".
(Время новостей. 29.07.02. А.Макаров)
Красноярская кампания все больше похожа на кино
Количество претендентов на пост губернатора Красноярского края наконец-то стабилизировалось - 29 человек, не больше. На прошлой неделе, когда о своих властных амбициях крайизбирком проинформировала Людмила Чупахина, шеф-повар Минусинского дома-интерната для инвалидов и престарелых (на юге Красноярского края), казалось, что число претендентов перевалит за 30. Однако всего через двое суток отказалась баллотироваться в губернаторы красноярская пенсионерка Ольга Христолюбова. Так что число не изменилось.
Пока официально зарегистрировано девять кандидатов. Еще один, Игорь Захаров, лидер местной организации общественно-политического движения "Честь и Родина" (детище покойного губернатора Александра Лебедя), намерен сдать подписные листы в крайизбирком сегодня. В крайнем случае завтра. В свое время выдвижение Олега Захарова на пост губернатора Красноярского края стало маленькой сенсацией. Изначально предполагалось, что единым кандидатом от сторонников Александра Лебедя станет его младший брат Алексей, глава правительства Республики Хакасия. Однако, как утверждают наши неофициальные источники, в июне младший Лебедь поссорился со всей верхушкой красноярских "чировцов". Говорят, что дело дошло до взаимного обмена нецензурными любезностями. Что именно не поделили Алексей Лебедь и Игорь Захаров, до сих пор не известно. Но в результате лагерь сторонников покойного губернатора раскололся.
Два последних (по времени регистрации) кандидата в губернаторы края, Герман Стерлигов и Олег Ульянов, тоже отметили вступление в предвыборную кампанию скандалом. На днях столичный гробовщик заявил, что надеется одержать победу на выборах "без участия великого китайского народа". Всего через сутки Ульянов, военный из подмосковной части, сообщил, что после того, как займет губернаторское кресло, первым делом "отправит всех хачиков на историческую родину".
Эти высказывания вызвали в Красноярске, славящемся своей терпимостью, настоящую бурю. И.о. губернатора Николай Ашлапов призвал всех претендентов воздержаться от подобных заявлений: "Это путь, который ведет в никуда". Представители национальных общин были менее дипломатичны. "Случившееся порочит честь и достоинство всех жителей Красноярского края. Здесь никогда не было межнациональной вражды", - сказано в специальном обращении к общественности. Председатель же Азербайджанского национально-культурного общества "Азери" Махир Ильясов сообщил, что супруга Олега Ульянова родом из Абхазии, поэтому националистические заявления претендента звучат, мягко говоря, странно.
Между тем политическая обстановка в Красноярске и без того накалена. Во многом этому способствует необъявленная война между штабами основных претендентов на пост губернатора - спикера регионального законодательного собрания Александра Усса, мэра Красноярска Петра Пимашкова и губернатора Таймыра Александра Хлопонина. В Зеленогорске (небольшой город на западе края) неизвестные злоумышленники забросали камнями местное отделение сторонников Петра Пимашкова, причем булыжники были завернуты в листовки с именем Александра Хлопонина. В Дивногорске произошла стычка между агитаторами спикера краевого парламента и сторонниками таймырского губернатора. Из этого получилась почти детективная история - со слежкой, погоней по извилистой горной дороге... Однако местная милиция (неискушенная в политических интригах) быстро задержала участников инцидента. Возможно, поэтому обошлось без жертв и телесных повреждений. Дорога от Дивногорска до Красноярска очень опасна даже для обычных поездок.
К сожалению, хроника "войны" каждый день пополняется новыми строчками. Местные эксперты предполагают, что таким образом ряд претендентов, занимающих сейчас, по данным социологических опросов, места в первой пятерке, рассчитывают снизить явку избирателей до минимума. Это дает им шанс выйти во второй тур, оттеснив кого-либо из явных лидеров.
"Кандидаты приходят и уходят".
(Газета 30.07.02. И.Саськов)
Кандидаты приходят и уходят, а Быков остается
КРАСНОЯРСК Продолжается предвыборная борьба за губернаторское кресло в Красноярском крае. Количество кандидатов в губернаторы уже перевалило за 30. При этом почти каждый кандидат считает своим долгом апеллировать к Анатолию Быкову. Вчера одним из таких кандидатов стал Артем Тарасов. Однако некоторые кандидаты хотят отказаться от участия в выборах - в пользу других. Информированные источники сообщают, что на днях может "сойти с дистанции" Алексей Лебедь.
"Мне как человеку противно смотреть на пиарщиков"
Вчера в крайизбирком сдал положенные 23 тысячи подписей в свою поддержку первый официальный советский миллионер и теперь уже кандидат на пост губернатора края Артем Тарасов. После оформления бумаг Тарасов вышел к журналистам. Увидев представителей прессы, он сразу без обиняков заявил: "Я хотел бы сотрудничать в будущем с Анатолием Быковым на благо Красноярского края". Журналисты тут же поинтересовались, согласен ли на такое сотрудничество сам Быков и не мог бы Тарасов пояснить, на какие именно формы сотрудничества он рассчитывает. Однако новый кандидат в губернаторы не стал отвечать на этот вопрос. "Я еще ни на одних выборах не видел такого количества черного пиара, - продолжил Тарасов. - За эти дни я насмотрелся столько грязи по телевидению! Кандидаты друг друга поливают грязью, уничтожают, я не услышал ни одной позитивной программы. Мне как человеку противно смотреть на пиарщиков, которые затаскивают кандидатов в болото грязи".
Оппозиция лишилась Усса
Вчера в Красноярске прошла специальная пресс-конференция регионального отделения партии "Либеральная Россия". Лидер отделения Виктор Легашов зачитал обращение, принятое на еженедельной субботней конференции "партии Березовского", в котором, в частности, сказано: "Нет в крае более жесткого и принципиального политика по отношению к федеральному центру - России нужна оппозиция!" По мнению партийцев, если победит Усс, то он сможет создать в России "реальную базу для оппозиции". В обращении также сказано, что спикер краевого парламента - именно тот человек, который обеспечил Анатолию Быкову скорейшее возвращение в Красноярск: "Ни один из политиков такого масштаба не был столь принципиальным и последовательным защитником красноярского предпринимателя Анатолия Быкова. Партия "Либеральная Россия" уверена, что если губернатором края станет А.В. Усс, то на одной седьмой части России восторжествует законность". Отношение самого Усса к этому обращению "Либеральной России" выяснилось спустя несколько часов, когда спикер дрожащим от волнения голосом заявил атаковавшим его журналистам, что не желает "иметь ничего общего с политическим авантюристом" (Березовским. - Газета) и отказывается от такой сомнительной поддержки наотрез.
?Жители Хакасии не отпускают Лебедя в Красноярск
Вчера же появилась информация о том, что глава Хакасии Алексей Лебедь намерен отказаться от предвыборной гонки. Об этом якобы заявил сам Лебедь-младший на одном из заседаний правительства Хакасии в Абакане. Причин отказа сам Лебедь не назвал, однако кокетливо пояснил: "Я не могу быть губернатором Красноярска, потому что меня не желают отпускать с моего поста жители Хакасии". Однако, по мнению местных аналитиков, причина возможного отказа от участия в выборах, скорее всего, кроется в недостатке денег на полноценную предвыборную кампанию - из-за "охлаждения" к Лебедю ранее обещавшего ему свою поддержку "Русского алюминия". Напомним, что сам Алексей Лебедь в день своей регистрации в качестве кандидата в губернаторы, которая состоялась 19 июля, признался, что в конце концов продаст голоса своих избирателей тому, кто предложит ему больше денег.
"Анатолий Быков готов заняться сельским хозяйством".
(Парламентская газета 30.07.2002)
В печати, на телевидении и радио Анатолия Быкова чаще всего преподносят как одиозную личность - бандита-разбойника. В Красноярске многие, хотя и далеко не все, считают его народным героем, страдающим за правое дело. Но вот кем на самом деле является Анатолий Быков для Красноярского края, для Сибири сегодня, разобраться все-таки следует.
То, что Быков - фигура очень заметная и влиятельная в Красноярском крае, понимают уже не только аналитики. Понимают и то, что нельзя его ставить ни в ряд уголовников, ни в ряд олигархов, поскольку он просто не вписывается в эти ряды. Понимают, что Быков - это реальная протестная сила, которую поддерживали на выборах в Законодательное собрание большое число красноярских избирателей. Дайна предстоящих выборах губернатора сторонники Быкова могут сыграть решающую роль. Сегодня он откровенно избегает встреч с Журналистами. Исключение сделал для корреспондента "Парламентской газеты".
- Анатолий Петрович, что сегодня надо нашей экономике, чтобы подняться с колен?
- Надо поднимать малый и средний бизнес. Да это, собственно, и не требует доказательства. Ведь все цивилизованные страны формируют свою экономику на развитии малого и среднего бизнеса. А вот у нас он все еще находится как бы в тени, хотя это сотни миллиардов долларов. Нетрудно подсчитать, каков наш реальный бюджет и сколько налогов мы недополучаем. Я постоянно говорю об этом. Со мной соглашаются многие, но сегодня я неудобный человек для определенной группы влиятельных людей. Ну вот я, Быков, для них хуже красной тряпки: взятки не беру и не даю, никого не боюсь и ничего не прошу. Да, сегодня я небедный человек...
- Потому что у вас был КрАЗ, а теперь, когда империя рухнула... - Да ерунда все это, никто мое дело не разрушил, и ничего не рухнуло, как было мое дело, так оно и осталось, работает. Ну отобрали алюминиевый завод. Кому хуже сделали? КрАЗ давал треть бюджета края, люди получали достойную зарплату, работали все социальные структуры от профилакториев до спортивных секций. А что сделали? Люди же видят, как при Быкове было и что стало сейчас. Здравомыслящие люди могут сравнить и делать выводы.
- А оппоненты?
-Ах да, политики, журналисты... Вот один из последних примеров: адмирал, не буду называть его фамилию из уважения к мундиру Российского военного флота, с экрана телевизора на всю Россию говорит, что ему избиратели прислали письмо с вопросом, почему, мол, Быкова отпустили. Да кто написал - красноярцы? Да нет же, прислали с какого-то другого региона. А вот адмиралу лучше бы разобраться, почему наши корабли за копейки продают, почему влачит жалкое состояние флот российский, все-таки ближе тема. А если уж захотел разобраться в моем деле, то приехал бы в Красноярск и спросил бы у народа, почитал хотя бы судебное дело. Правильно ему сказал депутат Митрофанов в той телепередаче: а вы были на суде, а вы хоть слышали суть дела? Нет, говорит, не был, но я все знаю.
- А в чем ваша вина?
- Вины-то нет, последний раз обвиняли в подготовке убийства Вилора Струганова, а вообще меня обвиняют в том, что я разобрался с "авторитетами". Смешно как-то получается. Ну, допустим, я подчеркиваю, допустим, что я действительно убрал бандитов, так тогда мне орден надо бы дать. Ведь когда "органы" убирают бандитов, их поощряют. А мне ставят это в вину. Но только не занимался я такими делами, потому что никогда "авторитеты" не были для меня конкурентами, я был на другой высоте, и мне было просто не до них, а они там внизу делили кооперативы, палатки. Да, я знаю, что их успешно стравливали между собой, они стреляли друг в друга, а кто-то все время указывал на Быкова пальцем.
- И когда, по-вашему, это началось?
- Когда началось, я, конечно, могу только догадываться, но травить меня стали с того момента, когда я пошел в Законодательное собрание. Некоторые чиновники от власти не хотели видеть меня в образе политика.
- Почему?
- Я считаю, что власть должна создать условия для того, чтобы предприятия развивались, люди работали, получали достойную зарплату, социальную защиту, а хозяева вкладывали средства в развитие предприятий. Но прошлой власти края надо было другое, и она договаривалась только на "интересах" да на "откатах". Например, по какому тарифу за электроэнергию будет платить тот или иной завод, зависело от того, сколько дадут им под столом или ковром.
- Вас не беспокоит то, что происходит на заводе?
- Нет, наверное. Что меня должно беспокоить - эта проблемная жизнь новых хозяев? Прибыли я там не получаю уже два года, ни одного моего представителя не включали в совет директоров, хотя у меня двадцать восемь процентов акций. Они пытаются провести капитализацию компании, но я уверен, что капитализацию без нас они никогда не проведут. Мне предлагали, когда я еще находился в Лефортове, продать акции и уехать за границу, не мешать. Я готов обсуждать вопросы акций, но в алюминиевом бизнесе я не буду участвовать.
- А если изменится политическая ситуация - в крае грядут губернаторские выборы? Кстати, как вы оцениваете шансы претендентов на губернаторское кресло?
- Технологи устроили здесь приличную свалку, но сейчас в крае три основных кандидата: Александр Усс, Петр Пимашков и Александр Хлопонин, об остальных можно просто забыть - какие они конкуренты? Губернатором будет красноярец - это точно, нам нужен человек, который будет решать судьбу края.
- А вы кого поддерживаете? Ваше влияние немаленькое, специалисты оценивают, что блок Быкова поддерживают 15-17 процентов красноярцев.
- Сколько сегодня поддерживают блок Быкова, говорить сложно. Семнадцать было, когда я был в тюрьме. А поддержим мы того, у кого лучше программа развития Красноярского края, улучшения жизни красноярцев. В политике не бывает друзей, есть только интересы.
- Наверное, это так должно быть, но у нас в России личные симпатии играют немалую роль.
- Плохо это. Выбирать надо самого достойного, а не самого симпатичного. Надо совершенствовать законодательство. Я подавал предложения в Центризбирком по ограничению административного ресурса. Например, если руководитель субъекта Федерации собрался баллотироваться в другой субъект Федерации до истечения полномочий своего правления, то он должен снять с себя полномочия на прежней выборной должности и только тогда баллотироваться на новое место. Но если он проигрывает, то назад дорога должна быть закрыта. И это правильно, ведь он брал на себя обязательства, программу и, не выполнив обещаний, уходит. Почему? Понятно, что тут есть какие-то иные цели.
- Это касается Пимашкова?
- Здесь я говорю больше о равных субъектах Федерации, а Пимашков все-таки на повышение идет. Хуже, когда кандидат с одного субъекта Федерации идет на другой.
- Например, Хлопонин?
- Именно это я и хотел сказать про Александра Хлопонина. Я знаю, что он толковый руководитель и преуспевающий бизнесмен-предприниматель. Но он действующий губернатор Таймыра, субъекта Федерации. Сегодня из Таймыра мне многие звонят и говорят: вот, мол, он нам то-то обещал построить, а теперь собирается уйти в Красноярский край. Почему? Разве успел все свои обязательства перед людьми выполнить? Кроме того, я предлагаю упростить механизм отзыва губернатора, если он не справляется со своими обязанностями и не выполняет предвыборных обещаний. Механизм должен быть простым - набрали необходимое количество подписей и отозвали с должности.
- Но так любой миллионер организует отзыв любого губернатора.
- Народ не обманешь. Люди уже многому научились. Сегодня что получается: кандидат любыми приемами выпрашивает власть у народа и может обещать горы золотые. Народ, поверив, дает власть кандидату над собой, но кандидат, став губернатором, часто забывает и про свои обещания, и про обязательства, и про народ, его избравший. Это социальное преступление. Все претенденты на власть должны знать, что - власть дана им не безвозвратно, не навсегда, и раз они выбраны народом, то народу должны и служить. А то, наобещав всех благ, и вместо то-го чтобы работать и эти блага добывать, они едут в Москву и с невинными глазами выпрашивают у Министерства финансов деньги для развития края. А я считаю, что из Красноярского края они должны сами везти деньги в Центр, чтобы помочь другим регионам, которые находятся в сложных экономических условиях. Красноярский край самый богатый по природным ресурсам.
- Так чем же вы будете заниматься, оставшись без алюминия, если не секрет?
- Направлений приложения сил у нас в России много, начиная от строительстве до медицины и сельского хозяйства. Посмотрите, жилой комплекс у нас устарел, часть домов в аварийном состоянии, все коммуникации на ладан дышат. Ну и, кроме того, хочу заняться сельским хозяйством, животноводством. Средства найдем.
Беседовал Борис ЗОЛОТАРЕВ.
"Как вывести край из кризиса".
("Красноярский рабочий", 27.07.02)
Как сообщал "Красноярский рабочий", в государственной резиденции "Сосны" прошла научно-практическая конференция, на которой обсуждалась программа "Стратегия развития Красноярского края".
О необходимости создания стратегической программы вывода края из кризиса наши парламентарии говорили еще на II съезде депутатов всех уровней. В ее создании принимал участие ряд авторов под руководством председателя Законодательного Собрания, доктора юридических наук Александра Усса. Для участия в конференции в качестве независимых экспертов в Красноярск приехали известные в России экономисты, в том числе бывший министр финансов Александр Лившиц.
На пресс-конференции Александр Яковлевич, вспоминая свою прежнюю работу на посту министра экономики, озадачил журналистов заявлением о том, что прежний губернатор края Валерий Зубов, приезжая по делам в Москву, никогда ничего не просил для нашего региона. Не потому, что был скромным человеком, - на фоне удручающего экономического положения в других регионах наша донорская территория, кормившая Москву, выглядела вполне благополучно. Внимательно ознакомившись с программой, экс-министр финансов, а ныне заместитель генерального директора компании "Русский алюминий" был ошеломлен удручающим положением во всех сферах жизнедеятельности края.
"Социология попутала".
("Сегодняшняя газета", 29.07.02, Олег Земляков)
В любой серьезной избирательной кампании работают социологические службы. Нынешние выборы губернатора не исключение. Штабы кандидатов привлекли социологов. Результаты опросов помогают им определяться с дальнейшими планами ведения кампании.
Если замеренный рейтинг показывает отставание кандидата от лидеров гонки, то штаб начинает вести кампанию более агрессивно: растут тиражи агитационных материалов, кандидат все чаще мелькает в телеэфире, иногда даже появляются продукты "черного пиара", порочащие лидеров гонки.
А если рейтинг кандидата остается стабильно высоким, то избирательный штаб экономит средства и поддерживает занятые позиции, периодически отражая нападки конкурентов.
Ситуация в Красноярске - не исключение: предвыборный расклад диктует поведение участников гонки. На первом месте, как и ожидалось, Петр Пимашков с 55 процентами в городе. Учитывая, что на последних выборах он в первом же туре набрал более 88%, можно отметить, что потенциал роста еще далеко не исчерпан. И штабистам красноярского главы есть над чем поработать.
С отставанием от Пимашкова следуют два других претендента: Александр Хлопонин и Александр Усс. Оба, видимо, набрали свой предел в Красноярске: 16 и 20 процентов соответственно. Хотя за полтора месяца до выборов разница в 4 процента - малозначительна. Учитывая, что в городе живет треть всех избирателей края, можно ожидать, что Усс и Хлопонин будут остро соперничать за каждую долю процента поддержки горожан. Второе место в Красноярске - пропуск во второй тур, а это нешуточная конкуренция между спикером и таймырским губернатором.
Очевидно, оба кандидата пытаются расколоть электорат лидера Пимашкова. Основной тезис, которым настраивали горожан против Пимашкова: "слишком хороший мэр, и жалко отдавать его в губернаторы", уже не работает. Причем не работает из-за действий краевой власти, которая явно переборщила, стремясь досадить Пимашкову с помощью административного и информационного ресурсов. Невыплаты зарплаты, энерготарифы, форс-мажорные ситуации, желчно подаваемые в некоторых СМИ, привели горожан к мысли, что Пимашков - пожалуй, единственный чиновник, который в это смутное время выборов работает для людей.
Так что штабам конкурентов придется предложить горожанам новую легенду, почему Пимашков не годится в губернаторы. Красноярскому мэру остается набраться терпения и подождать отставших конкурентов. Не идти же во второй тур, право, одному.
P.S. В материале использованы данные опроса исследовательского фонда "Институт проблем социальной мотивации "Соцмотив". Опрос проводился 17-22 июля по всей территории Красноярского края методом формализованного интервью. Репрезентативная выборка - 8 тысяч респондентов. Погрешность составляет 2,5%.