"Деньги счет любят. Особенно бюджетные"

(Труд. 14.06.05 Любовь РАК)

С Законом о местном самоуправлении пока не все ясно

С вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", считает председатель Счетной палаты Сергей Степашин, в бюджетной системе может образоваться огромная "черная дыра". До 40 процентов средств, или 2 триллиона рублей, будут расходоваться, по сути, без контроля.

В Красноярске прошла VIII внеочередная конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. В Сибирь съехались делегации из 63 регионов. Собравшиеся искали "узкие места" в связи с вступлением в силу закона о местном самоуправлении (или ФЗ-131, как его принято называть). Закон вступит в силу с 1 января 2006 года. - Закон сам по себе прекрасный, прогрессивный, - говорит Степашин. - Он гораздо лучше, чем действующий, принятый в 1995 году. Вопрос в том, будет ли этот закон работать? Чтобы не получилось так, как с монетизацией. Судите сами: с сентября 2004 года по 15 апреля 2005-го количество муниципальных образований в стране увеличилось более чем в 2 раза - с 12 тысяч до 24.

А в Костромской, Калужской, Московской, Рязанской, Тверской, Тульской областях их стало больше почти в 10 раз. Еще сложнее ситуация будет складываться в обширных и слабо заселенных регионах Севера, а также Сибири и Дальнего Востока. Например, в Республике Коми количество муниципальных образований должно вырасти с 21 до 240. Следовательно, потребуется огромное число квалифицированных кадров - по нашим подсчетам, 350 тысяч новых управленцев. Откуда они возьмутся, кто их будет обучать? Закладываются ли на эти цели необходимые средства в бюджет? Готова ли нормативная база?

Красноярск выбрали местом проведения конференции неслучайно. С одной стороны, край - донорский, давно живет на собственные средства. Здесь уже действует двухуровневая система управления (аналогичная ситуация - в Ставропольском и Краснодарском краях). Значит, региону легче будет жить по новым правилам. С другой стороны, в крае на огромной территории сосредоточены и все российские проблемы. Недавнее объединение трех субъектов Федерации - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии - только усложнило управленческие задачи.

В регионе действуют сразу четыре ЗАТО - так называют закрытые города и поселки, работающие на оборону страны. С 1 января все они будут переведены с федерального на краевое финансирование. Станут ли они после этого жить лучше? Большой вопрос. По мнению делегатов конференции, чтобы сохранить здесь нормальный уровень жизнеобеспечения, следует выделить из федерального бюджета дополнительные компенсации, сохранить субвенции на отселение граждан из ЗАТО. Кроме того, необходимо разработать программы социально-экономического развития закрытых территорий, иначе местное коммунальное хозяйство может просто рухнуть. - Идея - чтобы люди сами научились отвечать за свою жизнь и судьбу - безусловно, хорошая, - считает председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс. - Однако боюсь, что полноценная модель местного самоуправления в России не пройдет. С точки зрения экономики страна у нас специфичная, ее финансовое благополучие зиждется на крупных сырьевых предприятиях, а их у нас немного. Следовательно, каждый населенный пункт не сможет самостоятельно зарабатывать столько, сколько необходимо для нормальной жизни. К примеру, если бы мы не предприняли кое-какие профилактические меры, с 1 января было бы ликвидировано единое муниципальное образование - Норильск. - Новый закон позволяет людям, живущим в поселках, самим принимать участие в формировании местного бюджета, принимать решения - строить или не строить дорогу, Дом культуры и так далее, - говорит губернатор края Александр Хлопонин. - И это правильно, это - безусловное преимущество. Но очень большой пласт вопросов остается нерешенным. Например, в Минусинске есть ТЭЦ. Представляете, что произойдет, если мы возьмем и поделим сети между разными муниципальными образованиями?

Как водится, решать организационные, управленческие и финансовые проблемы, видимо, придется по ходу дела. Именно в переходный период из-за общей неразберихи обычно исчезают крупные денежные суммы и муниципальная собственность. Пока представительные органы разберутся - глядишь, все уже приватизировано или сдано в аренду. Между тем вопросы внешнего финансового контроля прописаны в ФЗ-131 невнятно. - Более того, - сообщил Сергей Степашин, - для нас стало неожиданностью, что положения о внешнем контроле изъяты и из Бюджетного кодекса. До сих пор региональные Счетные палаты имели право контролировать местные бюджеты, а Счетная палата России - областные и краевые. Теперь такого права у нас нет. Как выяснилось, изменения внесены с подачи Министерства финансов.

Минфин считает, что мы залезаем в их вотчину. Но это неправильно. Потому что на муниципальном уровне система государственного финансового контроля еще не создана, а вышестоящие органы уже лишены своих возможностей.

"Муниципальный костюм: очередная примерка".

(Российская газета. 14.06.05. А.Кульчицкий)

ЧУТЬ БОЛЕЕ ПОЛУГОДА ОСТАЛОСЬ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ в Российской ФЕДЕРАЦИИ". ПРИНЯТЫЙ В ОКТЯБРЕ 2003 ГОДА, ОН СТАЛ ПРИЧИНОЙ ОЖЕСТОЧЕННЫХ СПОРОВ КАК СТОРОННИКОВ, ТАК И ПРОТИВНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ. Только Что в КРАСНОЯРСКЕ ПРОШЛО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ.

В совещании участвовали представители шестидесяти трех субъектов Федерации.

Прошло оно под председательством главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, а также председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Владимира Мокрого и губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Спикер и депутаты краевого парламента вместе с гостями собрались в Большом зале здания администрации края. Все они приняли участие в восьмой конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. Задача - обсудить проблемы и перспективы развития внешнего государственного и муниципального финансового контроля в свете реформы местного самоуправления. Естественно, что главной темой стал Федеральный закон N 131-ФЗ.

"Мы были заинтересованы в проведении у нас конференции, - поведал собравшимся губернатор Александр Хлопонин, - в отличие от многих регионов России Красноярский край давно работает в двухуровневой системе управления. На нашей территории 500 муниципальных образований, где на юге растут арбузы и помидоры, а на севере живут полярные медведи. Специфика региона такова, что у нас присутствуют все проблемы и особенности, характерные в целом для Российской Федерации. Поэтому не случайно, что именно нам и предстоит сформировать пакет предложений, которые будут учтены в законе".

С докладом выступил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он был четок, краток и охотно цитировал российского писателя Виктора Астафьева, жившего и творившего в Красноярском крае.

"Реформа местного самоуправления - это одно из важнейших направлений деятельности государства, - подчеркнул председатель Счетной палаты, - об этом недавно говорил президент России, выступая на Совете законодателей. Данный закон можно смело назвать одним из самых лучших в Европе. Мы даем человеку возможность реально участвовать в управлении территорией, принимать действительно значимые решения".

Степашин вместе с тем подчеркнул, что за время, прошедшее после принятия российским парламентом N 131-ФЗ, проявились и "узкие места". К их числу он также отнес и недостаточную нормативную базу, и отсутствие внешнего контроля над финансовой деятельностью муниципалитетов.

Но, несмотря на некоторые шероховатости закона, его реализация неизбежна, подчеркнул председатель Счетной палаты. Только так в России может быть построено настоящее гражданское общество, а трехуровневая система власти приблизит человека к принятию властных решений. "Особо стоит подчеркнуть, что N 131-ФЗ не является самоцелью, - сказал в своем выступлении председатель Комитета Государственной Думы РФ Владимир Мокрый. - Он является составной частью реформы местного самоуправления, один из механизмов по реализации концепции создания в России трех уровней власти. Закон представляет собой новую редакцию Закона 1995 года и исправляет ошибки последнего. Ибо тот по ряду положений противоречил Конституции.

Новый закон позволит включить человека в систему принятия решений, чего не было сделано за последние пятнадцать лет. В наших условиях не использовать потенциал человека нельзя. Хотя бы для организации жизни там, где он живет". Сергей Степашин опасается "увеличения количества формально действующих муниципальных образований". В Германии, например, где уже идет реформа, количество муниципалитетов уменьшается. Так, в одной только земле Бранденбург их число сократилось на пятьсот. В России же после вступления в силу N 131-ФЗ количество муниципалитетов увеличится с одиннадцати тысяч до двадцати четырех. Создание властных структур на уровне поселений уже началось.

Впрочем, по мнению Владимира Мокрого, увеличение количества муниципалитетов еще не повод для беспокойства. Напротив, это может и должно дать импульс развития территорий. "В России почти сто пятьдесят миллионов жителей, тысячи городов. Больших и маленьких. Десятки тысяч сел и поселков. На все это будет 25 тысяч муниципальных образований. Из них 12 тысяч - совершенно новых. Для сравнения: в Чехии, где население составляет 10 миллионов человек, количество муниципалитетов более 6,5 тысячи. И все они имеют свой бюджет и выборные органы".

Председатель Счетной палаты заявил, что необходимо в самое ближайшее время внести изменения в Федеральный закон о местном самоуправлении об обязательности внешнего финансового контроля. При этом можно не создавать счетные органы для проверки каждого муниципалитета. Достаточно предоставить соответствующие полномочия региональным Счетным палатам. По итогам конференции была принята резолюция, в которой участники соглашаются с выводами и предложениями председателя Счетной палаты. Решено обратиться к президенту России и выразить свою глубокую озабоченность состоянием государственного и муниципального финансового контроля в стране.

Кроме того, участники конференции решили обратиться к Федеральному собранию с просьбой ускорить принятие соответствующих поправок в Бюджетный кодекс, а также создать нормативную базу государственного и муниципального контроля, единую для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

"Один из лучших законов в Европе"

(Парламентская газета. 14.06.05. А.Сапронова)

На днях в Красноярске прошла VIII внеочередная конференция Ассоциации контрольно-счетных органов страны. В ней приняли участие представители 63 субъектов Федерации, работники Администрации Президента, депутаты Государственной Думы. По итогам ее работы были приняты рекомендации по созданию системы действенного финансового контроля в условиях начинающейся реформы местного самоуправления.

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин объяснил, почему именно Красноярск был выбран для ее проведения. Это наиболее динамично развивающийся регион в стране. Кроме того, он стал флагманом объединения субъектов Федерации и располагает интересным опытом работы в сфере межбюджетных отношений.

Сергей Степашин недаром упомянул о том, что в сфере межбюджетных отношений у Красноярского края есть чему поучиться: в этом регионе в течение многих лет приходилось решать сложнейшие вопросы распределения средств между краевым и окружными бюджетами. Новые времена настали после принятия федерального закона, вступившего в силу с этого года - теперь бюджет "матрешечных" регионов формируется как консолидированный. С этого момента округа финансируются напрямую из Красноярска, но многолетняя практика выстраивания межбюджетных отношений может быть использована региональными властями и местным самоуправлением - что тем более актуально в связи с предстоящим преобразованием Таймыра и Эвенкии в муниципальные округа с особым статусом. Поэтому губернатор края Александр Хлопонин подчеркнул, что, начав объединение с Эвенкией и Таймыром, "мы действительно раньше других оказались подготовленными к налаживанию эффективных межбюджетных отношений и готовы поделиться приобретенным опытом".

Сергей Степашин сразу обозначил свое отношение к новому закону о местном самоуправлении, вокруг которого не прекращаются споры, - он назвал закон "одним из лучших в Европе". При этом он отметил, что перед введением закона в действие, а до этого момента осталось всего полгода, необходимо тщательно подготовиться, "постичь его суть заранее, до принятия госбюджета на очередной финансовый год".

В крае уже проводится подготовка кадров для муниципальных органов власти - одна из важнейших проблем, обозначенная на конференции, заключается в том, что местное самоуправление после реформирования столкнется с нехваткой подготовленных работников.

Председатель Счетной палаты остановился и на проблемах, которые могут возникнуть после вступления закона в силу. Прежде всего его беспокоит тот факт, что в новой редакции Бюджетного кодекса отсутствует понятие "внешний контроль со стороны контрольно-счетных органов за бюджетными процессами в регионах". По его мнению, это чревато ростом финансовых и административных злоупотреблений. Сергей Степашин уверен, что для решения этой проблемы региональным контрольно-счетным органам необходимо делегировать полномочия по контролю за бюджетными процессами. "Я вообще считаю, что необходимо принять отдельный закон о финансовом контроле в стране", - добавил он.

В своем выступлении председатель Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый, один из разработчиков закона, подчеркнул, что свою главную задачу - приблизить власть к народу, предоставить гражданам возможность реально участвовать в решении проблем своего поселка, района, города - закон способен решить, и это самое главное. "Закон позволит привлечь рядовых граждан к выработке решений на местном уровне, даст импульс развитию территорий", - сказал парламентарий. Муниципалитеты впервые получат собственную финансовую базу: на конференции было сказано, что около 40 процентов российского бюджета теперь будет передано местному самоуправлению. При этом возрастает и ответственность муниципальных органов власти за использование бюджетных средств.

"Не агитируйте, да не проверяемы будете"

("Сегодняшняя газета", 11.06.05)

Депутаты предложили Счетной палате проверить деятельность краевого государственного телеканала "Енисей-Регион". Речь идет о периоде его работы за последние три года. "Енисей-Регион" оказался в центре громкого скандала более месяца назад, когда стало известно о фактах агитации канала в Богучанском районе против действующего главы территории. Показывали и его соперников, один из которых выступал в роли "известного в крае кактусовода". Как отметил депутат Юрий Абакумов, факт агитации против главы района налицо, однако установить это может только суд. Предложение депутата Марины Добровольской о проведении инспекции телеканала Счетной палатой края было поддержано тремя десятками парламентариев.

"Скипетр законодательной власти"

("Красноярский рабочий", 11.06.05, Эрих Пырх)

Шестое заседание XIV сессии Законодательного Собрания края прошло в оперативном режиме: уже к четырём часам пополудни довольно обширная повестка была исчерпана.

Настроение у депутатов было хорошее, видимо, сказывалось приближение летних каникул. Полемика не выходила за рамки дозволенного, копья ломали без особого ожесточения, а критические стрелы не сражали наповал. Рутинную работу скрасило несколько комичных ситуаций. Так, один из парламентариев опрометчиво назвал себя "одной четвертой депутатского корпуса", исказив расхожую фразу об "одной сорок второй" (напомним, что в ЗС 42 места). Разумеется, на него тут же посыпались шутливые упрёки, дескать, очень влиятельную фракцию представляет. А его коллега иной политической окраски ненароком окрестил Александра Усса "скипетром", имея в виду, конечно же, "спикера".

Впрочем, ближе к делу. Ещё утром сессия "оптом" согласовала кандидатуры представителей края в органах управления хозяйствующих субъектов с долей краевой собственности. В частности, в ПИК "Офсет" "внедрено" сразу два зама губернатора - Виталий Бобров и Ольга Карлова. Владимир Горлов высказал пожелание, которое пришлось коллегам по вкусу, - пусть, мол, краевая администрация отчитывается перед депутатами о работе чиновников-управленцев, "а то вон разворовали Канский мелькомбинат, и спросить не с кого". Депутаты приняли во втором чтении законопроект о системе исполнительных органов госвласти края, куда вошли Совет администрации, департаменты, службы и агентства, региональная энергетическая комиссия, постоянное представительство при правительстве РФ и управление делами администрации края. Вдобавок в первом чтении рассмотрен законопроект "О Совете администрации края и иных органах исполнительной власти Красноярского края".

Но не одним только госстроительством были озабочены в минувший четверг парламентарии. Сразу в двух чтениях они утвердили изменения в краевом законе о мерах социальной поддержки ветеранов. Понадобилось уточнить категорию людей, которые обладают статусом ветерана труда края. В первом чтении внесены изменения в закон о соцподдержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг. Предусмотрено полное освобождение от квартплаты нескольких категорий граждан. Кроме того, уточнён порядок предоставления субсидий участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Обсудив ситуацию с использованием территории гостиничного комплекса "Сосны", народные избранники согласились с решением комиссии депутатского расследования. На его основе к следующему заседанию сессии будет подготовлен проект постановления ЗС. Совету администрации края, как водится, дадут ряд рекомендаций. К примеру, хорошо бы провести тендер по подряду на капремонт объектов, расположенных в зонах "А" и "Б"; заключить с ООО "Инком-Сосны" соглашение об участии его в решении социальных проблем края; обеспечить гласность при реализации находящегося на территории комплекса госимущества.

Оживлённым было обсуждение деятельности государственного краевого телерадиоканала "Енисей-Регион". Накануне сессии профильная комиссия Юрия Абакумова одобрила концепцию развития канала и приняла решение о разработке соответствующей краевой целевой программы на 2006-2008 годы. Оказалось, что у депутатов накопилось немало вопросов к новому СМИ. Игорь Захаров говорил о нарушении избирательного законодательства во время агиткампании в период выборов в Богучанском районе. Ему вторила Валентина Бибикова, которая потребовала привлечь к ответственности тех, кто допустил "факты прямой агитации за угодную администрации края кандидатуру".

Марина Добровольская предложила поручить Счётной палате края проверить финансовую деятельность, связанную с развитием телерадиоканала. Её поддержали Александр Шведов и Пётр Медведев. Заместитель губернатора края Ольга Карлова - и та согласилась с необходимостью финансового контроля за деятельностью телерадиоканала. Не имел ничего против финансовой проверки и сам Абакумов. В итоге решили концепцию покуда не утверждать, а проголосовать за постановление на следующем заседании сессии. Депутаты также назначили членов комиссии для проведения конкурса на замещение должности главы администрации Лесосибирска. В комиссию вошли заместители губернатора Андрей Гнездилов, Юрий Олейников и Сергей Козаченко.