Справка: Ираклий Чоговадзе - уроженец Тбилиси. Выпускник факультета управления банковскими и финансовыми организациями парижского университета. Имеет степень магистра. Работал во французском инвестиционном банке "Аржил и ассосие банк". С 2000- 2003 год работал в европейском банке реконструкции и развития, где занимался финансированием инфраструктурных проектов. В 2003 году работал в банковской сфере в Москве. В январе 2005 года возглавил агентство по управлению предприятиями в Грузии.

Агентство по управлению предприятиями Грузии создано в мае 2003 года на базе ликвидации министерства государственного имущества. В компетенцию агенства входит управление государственной долей и акциями 1800 предприятий в области промышленности, энергетики, транспорта, культуры, коммунальных хозяйств и т.д. Приватизация предприятий входит в компетенцию министерства экономического развития во главе с Алекси Алексишвили.

ИА REGNUM: На сегодняшний день состояние предприятий в Грузии и поиски путей для их развития являются одним из самых болезненных вопросов для грузинского государства. Каково Ваше видение выхода из сложившейся ситуации?

По этому вопросу существует два подхода. Первый, это когда считается, что чиновник знает лучше частного предпринимателя, что и как делать, когда госпредприятия управляются чиновниками. Второй: изначально, чиновник или человек, назначаемый им, не может эффективно управлять предприятием, из чего следует, что эти предприятия должны быть приватизированы. На сегодняшний день 90% предприятий, которые находятся в управлении данного агентства однозначно должны быть приватизированы, причем как можно быстрее. Для этого есть три основания. Первое, как я уже отметил, частный собственник управляет предприятием гораздо эффективнее, чем чиновник. Второе: финансовые ресурсы, богатое государство может вкладывать деньги в развитие предприятий. У нас государство бедное и не имеет возможности помочь предприятиям встать на ноги. Третье: в государство должны прийти деньги. Так что получается тройственный эффект: мы приватизируем, получаем деньги, предприятия находят собственников, которые лучше управляют, и которые могут вкладывать деньги в их развитие.

ИА REGNUM: И какую же выгоду преследуют иностранцы, покупая бедное грузинское предприятие?

У нас предприятия не только приватизируются. Часть из них будет ликвидирована, к этой категории относятся те, у которых нет никаких перспектив и которые существуют на бумаге. Часть будет перепрофилирована, например, кутаисский автомобильный завод. Возможно, западные компании захотят производить на нем детали для своих фирм. Очень многие предприятия интересны инвесторам как территории, которые можно использовать для строительства. Часть предприятий останется в госсобственности, т.к. по закону есть стратегические объекты, которое государство должно сохранить.

ИА REGNUM: Ваше агентство управляет 1800 предприятиями. Если, как Вы сказали, будут приватизированы 90% от этого числа, не отразится ли негативным образом потеря государством стольких предприятий?

Так ведь они и сейчас никакой пользы не приносят. Приватизированные предприятия до своей приватизации не приносили государству практически никакого дохода. И ничего негативно в том, что найдутся люди, которые будут их развивать, я не вижу.

ИА REGNUM: Приватизация - это слово, которое уже стало синонимом Грузии, частью ее имиджа. Почему другие постсоветские страны не пошли по этому пути?

Каждая страна имеет свое развитие, свой путь. Грузия решила, что она не может себе позволить ждать еще 10 лет. Время идет, у предприятий нет тех ресурсов, чтобы развиваться, кто-то же должен это сделать. А сделать так, чтобы предприятия в Грузии покупали только грузинские бизнесмены - абсурд. Не будем же мы по крови определять, кто грузин, а кто не грузин.

ИА REGNUM: А почему инвесторы так интересуются Грузией?

Коммерческий интерес.

ИА REGNUM: С чем Вы связываете тот факт, что в 2004 году объем промышленной продукции в Грузии заметно вырос в сравнении с 2003 годом?

Статистика учитывает не только госпредприятия, но и частный сектор. Нельзя не учитывать мощную работу энерго- и нефтяного коридоров. Многие госпредприятия сменили менеджмент, следовательно эффективность производства возросла. Это касается, в частности, батумского и потийского портов. Произошла не приватизация, а коммерциализация, когда все коммерческое отдается в частные руки. Таким путем, путем концессии, идут батумский и потийский порты, грузинская железная дорога, грузинская нефтяная компания, телефонная компания. Также и общая атмосфера влияет на развитие предприятий. Немаловажными факторами являются популярность Грузии, приход новой власти, снижение уровня коррупции.

ИА REGNUM: К примеру страны Прибалтики также перешли от одного строя к другому, но почему-то там это не вызвало таких катаклизмов как в Грузии...

Здесь уже играет роль менталитет.

ИА REGNUM: Насколько перспективно создание в Грузии совместных предприятий?

Не могу не приветствовать создание грузино-иностранных компаний, на Западе, да и на постсоветском пространстве есть партнеры, которые знают местный рынок. Приветствую и создание в Грузии стопроцентные иностранных предприятий. Я приветствую любые инвестиции в экономику Грузии, откуда бы они ни исходили, если, конечно, это не замешано с отмыванием денег, наркобизнесом и т.д.

ИА REGNUM: В этом аспекте хочется особенно затронуть грузино-российские экономические контакты, которые напрямую зависят от зигзагообразных политических отношений...

Грузино-российские отношения находятся в охлажденном состоянии с 9 апреля 1989 года. Это, конечно, не может не влиять на экономические взаимоотношения. Фактор России очень важен. Россия - ближайший, самый большой сосед Грузии. Я рад, что, решив вопрос о выводе российских баз с территории Грузии, мы сможем перейти на новый этап взаимоотношений. Остаются конечно, другие болячки, но хотя бы эта проблема уже преодолена. Российские экономические проекты, которые именно имеют экономическую основу, а не другую, можно только приветствовать. Что касается политических инвестиций, под которыми подразумеваются политические шаги, этот вопрос находится вне сферы моей компетенции.

ИА REGNUM: Как Вы думаете, не повлечет ли вывод российских баз из Грузии ужесточение со стороны России экономических санкций в отношении Грузии?

Российские базы в Грузии - пройденный этап. Что касается такой возможности, думаю, такая политика будет абсолютно неэффективной. На сегодняшний день в российском руководстве я не вижу людей, которые бы мыслили такими категориями.

ИА REGNUM: Вы согласны с тем, что экономика Грузии зависит от экономики России?

Все экономики взаимозависимы. Экономика Грузии очень сильно зависит от экономики Азербайджана, и наоборот, экономика Армении если не полностью, то очень сильно зависит от экономики Грузии. Это глобализация, когда одна страна в отдельности не может существовать. И сегодня методами экономического давления трудно добиться политических решений. Благоденствие России - это польза Грузии и наоборот. Если в России пойдут неконтролируемые политические или экономические процессы, это негативно отразится на Грузии. Если Россия будет враждебно относиться к Грузии, как к государству, это будет иметь негативный эффект.

ИА REGNUM: Сможет ли Турция занять первую позицию в торговом обороте с Грузией, а Россия переместиться на вторую?

Я был бы очень доволен, если бы Турция и Россия соревновались, чтобы как можно больше вкладывались бы в Грузию инвестиции, как можно больше торговали. Как сказал премьер-министр Грузии, он не успокоится, пока не доведет торговый оборот между Россией и Грузией до 1 миллиарда (на сегодняшний день торговый оборот двух стран равен 300 млн. долларов - ред.). Так что, я был бы рад, если Россия и Турция будут соревноваться между собой, кто первый доведет торговый оборот с Грузией до миллиарда долларов. Но кто будет первым, а кто вторым не имеет никакого значения. Это не тот фактор, который определяет политику страны.

ИА REGNUM: Какие предприятия в Грузии на Ваш взгляд наиболее рентабельны на сегодняшний день?

Это предприятия в сферах транспорта, коммуникаций, в будущем однозначно, электроэнергетика. Грузия - натуральный транспортный коридор из стран центрально-восточной Европы в Среднюю Азию, что подразумевает развитие железной дороги, которая, кстати, тоже нуждается в очень серьезных инвестициях. Дальнейшее развитие портов Батуми, Поти, Супса и процесс передачи терминалов и причалов в частные руки завершится к середине следующего года. Развитию транспорта и коммуникаций в Грузии также способствуют пуск проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзрум, будущие совместные проекты с Россией, которые коснутся Абхазии, в частности открытие железной дороги через Абхазию. Построение дороги экстра класса, связывающей Поти с Батуми, а дальше с Азербайджаном. Коммуникации - это приватизация государственных компаний, "Электрокавшири", банковская сфера. И конечно, сферы, связанные с услугами, туризмом, и другое.

Согласно информации, предоставленной ИА REGNUM, в 2004 году год закрыли с чистой прибылью 118 предприятий Грузии. При этом, по данным объединенной комиссии по экономическому и финансовому развитию доходная часть предприятий превысила расходную на сумму 162 000 лари. При этом чистая прибыль, полученная в результате деятельности ряда предприятий, была направлена в виде дивидендов в республиканский бюджет. Среди них, "Грузинская международная нефтяная корпорация", "Вагоностроительный завод", "Тбилметромшени", ООО "Центр развития репродукции человека им. Жордания", и др. По подсчетам комиссии, чистая прибыль 111 предприятий составила 75,4 млн. лари. При этом агентству сообщили, что из 75,4 млн. лари, полученных в виде чистой прибыли от годовой деятельности предприятий, в бюджет Грузии было перечислено 16,2 млн. лари.