Круглый стол по обсуждению проекта "Концепции региональной политики в Российской Федерации" с участием представителей 10 регионов России, входящих в состав ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Центрального федерального округа "Центрально-Черноземная", состоялся в Воронежской областной администрации 14 июня, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Концепцию регионального развития России, которая 30 июня будет рассмотрена на заседании правительства РФ, в Воронеже представил заместитель директора департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Минрегионразвития РФ Максим Перов, который совместно со специалистами многих регионов России участвовал в разработке проекта. "В современном мире существует 3 сильных торговых региона - это Северная Америка, постепенно включающая в себя Южную, Европейский Союз и Азиатско-Тихоокеанский регион, развивающийся в настоящее время наиболее бурно. Россия во всех отношениях отстает на порядок. Мы оказались зажатыми между тремя крупными регионами, и теперь необходимо решить вопрос дальнейшего развития России - либо создать свой сильный торговый регион, либо оказаться поглощенными соседями. И сейчас необходимо поставить задачу создания сильного конкурентоспособного региона. Для этого нам необходимо, по крайней мере, 2 вещи: количество населения не менее 300 миллионов человек и постоянный рост валового продукта. В настоящее время мы достигли следующих результатов развития: численность населения падает, валовой продукт растет, но исключительно за счет работы с сырьем", - отметил в своей речи Максим Перов. По его словам, одним из основных пунктов концепции является переход России от индустриального пути развития к инновационному. "Неоэкономика не связана с созданием прямого продукта, это управление финансовыми потоками, создание новых технологий. Пока мы существенно отстаем и в значительной степени развиваемся в индустриальном направлении". Как отметил Максим Перов, в советское время Россия вела политику индустриализации и подъема отсталых территорий. После 1991 года никакой региональной политики не существовало, за 10 лет управляемость государством была потеряна практически полностью, и введение института полпредов было "пожарной" мерой по преодолению сложившейся ситуации.

Одной из ошибок современной российской региональной политики в концепции названа практика выравнивания бюджетной обеспеченности регионов: по мнению разработчиков концепции, на практике такие меры приводят только к еще большему разрыву между регионами. Выравнивание бюджетной обеспеченности должно быть - но на уровне благосостояния граждан с целью соблюдения их конституционных прав.

Кроме того, в проекте отмечается ряд противоречий между пространственной политикой советского периода и рыночной экономики. В частности, концепция расположения производства не соответствует современному развитию: на территории России существуют регионы с избытком производства и регионы с его недостатком. Не устраивает разработчиков проекта концепции и административно-территориальное деление, которое, по их мнению, тормозит процесс развития регионов. Максим Перов отметил, что в этом плане процессы, происходящие в Красноярском крае, в Пермской области, объективны и неизбежны. Кроме того, как заявил Максим Перов, необходимо выбрать несколько "опорных" регионов, где возможны среднесрочные положительные результаты развития, и сосредоточить все усилия по развитию этих территорий. Также в проекте концепции отмечается рассогласованность федеральных отраслевых стратегий с региональными: в большинстве министерств нет взаимосвязи с регионами, а значит, возникают неизбежные проблемы при разработке схем планирования.

В проекте концепции обозначены стратегические цели региональной политики. Среди них - обеспечение глобальной конкурентоспособности РФ и возвращение в регионах к созданию системы расселения (без административного давления); изменение сырьевой ориентации России; развитие человеческого капитала, повышение пространственной мобильности населения и другие направления..

На проблеме населения Максим Перов остановился подробнее. Он напомнил присутствующим, что ежегодно естественная убыль населения в России составляет 1 миллион человек (из них около 600 тысяч - трудоспособного населения), и в ближайшие 10 - 15 лет картина вряд ли изменится. "В мире нет примеров, когда при экономическом росте страны происходит резкая убыль населения. Поэтому мы должны восполнять потери за счет внешних мигрантов. Ситуация, складывающаяся на Дальнем Востоке, очень опасна. На этой территории России проживает 5,5 миллиона человек, а только на севере Китая - 120 миллионов, и там ведется политика увеличения численности населения, в перспективе направленная на расширение страны на север. Либо мы начнем ассимилировать мигрантов из Китая, либо мы создадим угрозу национальной безопасности России. На юге России наблюдается проникновение исламской идеологии через бывшие советские азиатские республики - но тут пока большой угрозы нет. Наибольший интерес для ассимиляции могут представлять мигранты из ближних бывших советских республик - тем более что больших трудностей, как с китайцами, тут нет: похожая культура, менталитет, язык", - пояснил Максим Перов.

Свое мнение по поводу проекта концепции высказали многие из присутствующих в зале. Так, заместитель начальника управления экономического развития Вячеслав Кирьенчук отметил, что в настоящее время в России региональная политика отсутствует, и из-за этого возникает множество проблем. Подобная концепция России необходима, но, как отметил Вячеслав Кирьенчук, данный проект показался ему не концепцией развития, а в лучшем случае научной статьей, в которой изложены рекомендации по изменению положения. По его мнению, при формировании концепции необходимо использовать общеэкономические законы.

После обсуждения все предложения по улучшению проекта будут сформулированы и направлены его разработчикам.