Количество маршруток будет сокращено втрое: интервью мэра Тбилиси Зураба Чиаберашвили ИА REGNUM

Тбилиси, 11 июня 2005, 17:56 — REGNUM  

Справка: Зураб Чиаберашвили - родился в Тбилиси в 1972 году. Выпускник философского факультета тбилисского государственного университета. Там же защитил кандидатскую диссертацию. Работу в университете совмещал с общественной работой в неправительственном секторе. До смены власти возглавлял неправительственную организацию "Правовые выборы". Организация провела мониторинг парламентских выборов в 2003 году и подсчет голосов, в ходе которого были выявлены нарушения. По собственным словам, Чиаберашвили находился в гражданской оппозиции к бывшему президенту Грузии Эдуарду Шеварднадзе. В ходе проведения парламентских выборов, состоявшихся после "революции роз", являлся председателем ЦИК. С апреля 2004 года указом президента Грузии является мэром Тбилиси.

ИА REGNUM: Г-н Чиаберашвили, поколение новых грузинских реформаторов взялось за видоизменение не только социальной и политической жизни Грузии, но и внешнего облика городов, в первую очередь, Тбилиси. Какую оценку Вы можете дать преобразованиям в грузинской столице?

Ранее нормативной базы в этом аспекте вообще не существовало. В этом году мы уже приступили к ее созданию, делая основной упор на равномерном развитии как центра столицы Грузии, так и ее окраин. В нашем городе есть исторический центр, в отношении которого государство выдвигает достаточно жесткие условия строительства. Строительство высотных домов в этой части города запрещено, мы полагаем, что, в основном, здесь должна проходить реставрация. Культурное наследие мы должны сохранить.

ИА REGNUM: Кто наиболее активно занимается строительством в Тбилиси - государство или частные строительные компании?

На сегодняшний день государство в Тбилиси практически не занимается строительством, за исключением "долгов" - недостроенных домов, которые у нас остались с советского периода. А так строительством занимается полностью частный сектор.

ИА REGNUM: Бытует мнение, что тот стиль, который сегодня используют для строительства домов в Тбилиси, в Европе применялся в середине прошлого столетия, и следовательно является устаревшим...

Выбор стиля здания - это сугубо право компании, которая занимается строительством. Но согласно закону, строящиеся здания должны соответствовать облику того района, в котором строится здание. Именно это является отчасти причиной тому, что в строительстве практически не наблюдается модернизма и постмодернизма.

ИА REGNUM: Следовательно, Европе Вы не подражаете?

Нет, у нас свой стиль, и мы его придерживаемся. Конечно, мы будем заниматься и модернизмом, но только не в исторической части города.

ИА REGNUM: Но, коль скоро Грузия хочет видеть себя членом Евросоюза, какое-то равнение, наверное, будет поощряться?

Да, но все же, при внедрении любого новшества для нас важно верховенство закона и соблюдения правил и норм. А выбор, как говорится, за нами.

ИА REGNUM: Насколько иностранные инвесторы заинтересованы в участии в застройке Тбилиси в условиях тотальной приватизации объектов?

В строительстве в Тбилиси наблюдается серьезная заинтересованность. Например, на левом берегу р.Куры завершено строительство офисов и зданий, сюда привлечен капитал из США и Израиля. На строительство на улице Гудиашвили (центр Тбилиси - ред) также привлечен иностранный капитал. Иностранцы с удовольствием работают в Грузии, но у них есть свои потребности. Во-первых, они рассчитывают на честную конкуренцию, т.е. рассчитывают на то, чтобы государство использовало бы по отношению ко всем компаниям одинаковые правила. Мы также стараемся, чтобы акценты в строительстве наблюдались не только в центре города или его фешенебельных районах, но и на окраинах. И местные, и иностранные строительные компании относятся к этому с пониманием. Но между иностранцами и нашими бизнесменами наблюдается разница. Иностранцы, в отличие от нас, смотрят на город без стереотипов, грузинские же компании проявляют большую разборчивость при выборе места и района для строительства. Тут важную роль играет престиж. А зарубежный инвестор смотрит на карту города, ее магистрали, коммуникационные пункты. У них другой подход. И честно признаться, с иностранцами, у которых эта практичность уже стала врожденной, работать легче.

ИА REGNUM: Стремление приобрести крупные заводы и резиденции в Тбилиси понять можно. А чем так привлекает иностранцев в Тбилиси строительство объектов?

На рубеже 19-20 веков Тбилиси был культурным, историческим и финансовым центром всего Кавказа. Мы стремимся вернуть нашему городу былую славу и положение, особенно в культурном плане. У исторической части города есть свой облик, Тбилиси нравится туристам. Как Вы знаете, мы начали вкладывать деньги в инфраструктуру города - это строительство и модернизация дорог и фасадов, это как раз и делается с целью привлечения туристов.

ИА REGNUM: Тем более, что события происходящие в Грузии в последнее время, как нельзя на руку западным компаниям...

Да, простые люди в США и Европе, увидев страну, которую посетил Джордж Буш, и где он танцевал перед камерой, заинтересовались ею, и теперь, количество желающих посмотреть Тбилиси неимоверно возросло.

ИА REGNUM: Какова политика государства в отношении строительства в других городах Грузии?

Правительство Грузии намерено вплотную заняться этим вопросом. Американское правительство в рамках программы "Вызовы тысячелетия" выделяет для этих целей несколько сот миллионов лари для Грузии. Распределение большей части этих средств предназначено именно для регионов. Сейчас как раз тот момент, когда мы должны поднять не один город, а всю страну. И если будет развиваться не только столица Грузии, но и остальные города, я думаю, это снимет огромную социальную проблему. Особенный потенциал есть у Батуми и Поти, Кутаиси, да и в других городах. Главное, чтобы развивались курорты, сельское хозяйство и туризм.

ИА REGNUM: Вы обрисовали довольно радужную картину. Как Вы считаете, в течение какого периода времени удастся поднять уровень грузинских городов, учитывая тот факт, что молодому грузинскому правительству выпало на долю довольно много проблем, связанных с решением социальных вопросов?

В прошлом году мы потратили 25 миллионов лари на реконструкцию дорог, в этом году эта сумма достигнет 80 миллионов лари. Для решения этой проблемы нам понадобиться года три-четыре. Реконструкцию центральных магистралей мы завершаем в следующем году. В этом году мы завершаем строительство дорог на правом побережье р. Куры, а в следующем году приступим к левому побережью. Будем заниматься параллельно и другими дорогами. Что касается архитектурного облика, в этом вопросе, думаю, необходимо полное понимание между муниципалитетом и частным строительным сектором, а именно чтобы он вник в суть нашего подхода к тому или иному вопросу.

ИА REGNUM: Насколько интенсивно в Грузии проходит развитие гостиничного бизнеса?

Для нас является честью наличие в Тбилиси гостиниц Sheraton и Marriot. Это, поверьте, о чем то говорит. Две крупнейшие тбилисские гостиницы освобождены от беженцев, им заплачена сумма в размере 7000 долларов для покупки жилья. Я думаю, что у гостиничного бизнеса очень большой потенциал. У каждого типа гостиниц есть свой потребитель, даже у маленьких уютных гостиниц частного типа, расположенных в исторических кварталах города.

ИА REGNUM: Но проблема беженцев осталась...

Да, эта проблема остается, но сегодня уже стоит не так остро. Полагаю, социализация этих людей в нашу городскую жизнь произошла. Остается актуальной и проблема бедности, но это, как известно, касается не только беженцев. В настоящее время государство готовит программу по борьбе с бедностью, параллельно занимаясь и другими социальными вопросами.

ИА REGNUM: В Грузии, особенно в Тбилиси, в начале 90-х наблюдалась интересная особенность: городской транспорт практически исчез, несколько хаотично была создана и проникла в жизнь система маршрутных такси. Что Вы собираетесь менять в этой отрасли?

В этом выборе своя привлекательность. Ведь используя маршрутное такси, можно сесть где угодно и сойти где угодно, что особенно устраивает иностранцев. За 50 тетри ( 0,5 лари) можно объездить весь город. И недовольство наших граждан туристам абсолютно непонятно. Сейчас мы возрождаем автобусы как главный тип городского транспорта. Количество маршруток будет сокращено от 3000 до 1000.

ИА REGNUM: Куда же пойдут эти люди?

Некоторые станут водителями автобусов, другие найдут себе другую работу.

ИА REGNUM: Известно, что Тбилиси все больше открывает себя странам ближнего и дальнего зарубежья. Так, в сентябре в Киеве пройдут дни Тбилиси. А с кем еще дружит столица Грузии?

У нас всегда были теплые отношению со многими городами мира. Нашими городами-побратимами являются - Саар-Брюкель в Германии, Нант во Франции, Бристоль в Великобритании, должны возродить дружеские взаимоотношения с Любляной (Словения). У нас действительно много вопросов, но мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.