"Негласное перемирие, которое установилось между ветеринарными врачами и Госнаркоконтролем, нарушено. Его нарушил Госнаркоконтроль, которому нужны новые уголовные дела", - такое заявление сделал адвокат Евгений Черноусов, выступая 9 июня на пресс-конференции в Москве, посвященной новым уголовным преследованиям ветврачей, которые развернулись в настоящее время в Ярославской области.

Характеризуя данную ситуацию, адвокат перефразировал афоризм Салтыкова-Щедрина: "Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства". "Создается впечатление, что у нас ветврачи не только для того, чтобы лечить животных, но и для того, чтобы обеспечивать работой Госнаркоконтроль", - сказал он.

23 мая Управление Федеральной службы по контролю наркотиков (ФСКН, Госнаркоконтроль) по Ярославской области официально предъявило обвинение по ст. 234 УК РФ (Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта) двум ветеринарным врачам - сотрудникам ярославской ветклиники "Биосфера" Александру Милевскому и Александру Щукину. Оба обвиняются в незаконном использовании лауроболина - анаболического стероида, используемого в ветеринарии для восстановления мышечной массы животных, перенесших хирургическую операцию. Согласно Уголовному кодексу, им грозит наказание в виде крупного штрафа или лишения свободы на срок от четырех до восьми лет. После длительной слежки за сотрудниками клиники и прослушивания их телефонов 28 февраля 2005 г. сотрудники Госнаркоконтроля произвели контрольную закупку лауроболина и обыск в клинике, в результате которого в сумке Александра Милевского был также обнаружен кетамин, который ветврач отказывается признать своим.

В настоящее время следствие в отношении ярославских ветврачей уже закончено, дело готово к передаче в суд.

Кроме того, в незаконном обороте лауроболина обвиняются двое ветеринарных врачей из Рыбинска Владимир Кузнецов и Андрей Мерёхин (ветклиника "Айболит"). Следствие продолжается, обвинение официально еще не предъявлено, и ветврачи пока проходят как свидетели.

Ветврачам также инкриминируется отмывание денежных средств, полученных преступным путем (ч. 1 ст. 174 УК РФ), выразившееся в том, что деньги, полученные от продажи лауроболина клиентам, были использованы на нужды клиники, и незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ) выразившееся в использовании лауроболина при отсутствии лицензии на фармацевтическую деятельность, связанную с сильнодействующими веществами (хотя, как заметил адвокат, подобного лицензирования просто не существует).

В обоих случаях основанием для преследования стали результаты экспертизы, проведенной по заказу ФСКН в лаборатории Антидопингового комитета. Согласно материалам дела, в составе препарата "лауроболин" обнаружен нандролон, относящийся к сильнодействующим веществам, свободный оборот которых в России запрещен. Нандролон, в частности, используется культуристами для ускорения наращивания мышечной массы.

Между тем, подчеркнул Владимир Кузнецов, результаты экспертизы были искажены в целях фабрикации дела. По его словам, действующим веществом в составе лауроболина является не нандролон, а нандролона лаурат - другое вещество, не относящееся к числу запрещенных. Именно оно фигурировало в результатах экспертизы, однако по непонятной причине в материалах дела нандролона лаурат превратился в нандролон. При этом заключение экспертизы как таковое в деле почему-то отсутствует.

Впрочем, даже законность самой экспертизы поставлена под сомнение. Как пояснил Евгений Черноусов, экспертиза с целью определения содержания наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ может проводиться исключительно по методике, утвержденной особым органом - Постоянным комитетом по контролю наркотиков (ПККН) при Министерстве здравоохранения и социального развития, во главе которого стоит академик Эдуард Бабаян. В данном случае, заметил адвокат, методика экспертизы не соответствовала разработке ПККН. Это стало одним из оснований подачи адвокатом ветврачей жалобы в прокуратуру с требованием признать обвинение необоснованным и прекратить уголовное преследование Александра Милевского и Александра Щукина.

Как подчеркнули участники пресс-конференции, лауроболин является ветеринарным препаратом, известным во всем мире и используемым без всяких ограничений. Он официально поставляется в Россию компанией-производителем - голландской компанией "Интервет" (подразделение компании Akzo Nobel, которое специализируется на производстве ветеринарных препаратов), имеет сертификат ПККН, подтверждающий отсутствие в его составе наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, а значит его оборот не требует лицензирования, и он может свободно покупаться и продаваться. Те несколько флаконов лауроболина, которые стали поводом для преследования ветврачей в Ярославле и Рыбинске, были вполне легально приобретены у компании-дистрибьютора. По словам Евгения Черноусова, в настоящее время против последней, а также против самой компании "Интервет" возбуждено несколько дел об административных правонарушениях, связанных с поставкой лауроболина. Это заставляет предполагать, что данный препарат, несмотря на его абсолютную легальность и обеспеченность всей необходимой разрешительной документацией, скорее всего в ближайшее время перестанет поступать в Россию.

"У нас ветврачи чувствуют себя загнанными в угол. Наверное, нам вообще стоит забыть свою специальность, перестать лечить животных, не делать операций", - грустно заметил президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа. По его словам, недавно, находясь на международном ветеринарном конгрессе в Мексике, он с трудом мог объяснить коллегам из других стран мира, что же происходит последние годы в России с ветеринарными врачами.

На вопрос ИА REGNUM, стоит ли ожидать по всей России волны "лауроболиновых дел", подобно тому как это произошло с "кетаминовыми делами", Евгений Черноусов ответил, что его цель - не допустить возникновения судебной практики по таким делам, добившись снятия обвинений с его подзащитных и прекращения уголовного дела сначала в Ярославле, а затем и в Рыбинске. "Мы должны разобраться и погасить это в корне", - заявил он.

В настоящее время обе ветеринарные клиники продолжают работать, оказывая помощь животным, естественно, без использования лауроболина.

Участники пресс-конференции также коснулись проблемы кетамина и отметили абсурдность существующей ситуации - Положение об использовании наркотических средств и психотропных препаратов в ветеринарии, принятое 3 сентября 2004 г., требует наличия лицензии и особых условий в клинике, использующей кетамин (физическим лицам использование этого препарата запрещено), однако до сих пор порядок лицензирования не определен. Таким образом, работать с кетамином в рамках закона по-прежнему нельзя.

Обратить внимание председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова на эту ситуацию пытались ветврачи из разных регионов России в обращении, принятом на XIII Московском Международном Ветеринарном Конгрессе, прошедшем 23-25 мая 2005 г. Однако ответ премьера, полученный недавно, оказался совершенно бессодержательным, сообщил Сергей Середа. Правительство РФ по-прежнему уклоняется от решения данной проблемы.