Хроника недели. Вывод российских военных баз из Грузии. Визит главы управления администрации президента РФ по межрегиональным связям с зарубежными странами. Конституционные преобразования: за и против. Омбудсмен.

Хроника недели

31 мая

Президент Армении Роберт Кочарян обсудил с членами Совета правящей политической коалиции процесс конституционных реформ в Армении. ("Арменпресс").

Президент Армении Роберт Кочарян принял руководителя аппарата президента РФ Дмитрия Медведева. В ходе встречи обсуждались вопросы нынешнего этапа армяно-российского сотрудничества. ("Де-Факто").

Президент Роберт Кочарян провел рабочую встречу с послами РА, прибывшими в Ереван по случаю ежегодной совещательной встречи послов. Были обсуждены вопросы внешней политики Армении, возможные варианты их решения и организационные вопросы. ("А1+").

Президент Армении Роберт Кочарян принял американского благотворителя Джеральда Гафесчяна и сенатора США Норма Колмана. Стороны обсудили вопросы расширения армяно-американского сотрудничества, подчеркнув в этом контексте необходимость максимального использования возможностей, заложенных в программе "Вызовы тысячелетия". В ходе встречи речь шла также о проводимых в Армении реформах и региональных процессах. ("Арменпресс").

Председатель парламента Армении Артур Багдасарян принял руководителей дипломатических представительств Армении за рубежом во главе с министром иностранных дел РА Варданом Осканяном. Председатель Национального Собрания (НС) РА кратко рассказал послам о процессе законодательных реформ в Армении. ("Ноян Тапан").

Католикос всех армян Гарегин Второй встретился в Москве с патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Главы церквей обсудили успехи в церковной жизни, констатировали факт духовного возрождения Армении и России. ("Еркир").

Спикер парламента Армении Артур Багдасарян встретился в Ереване с главой управления по межтерриториальным и культурным связям с иностранными государствами при президенте РФ Модестом Колеровым. По просьбе гостя, спикер подробно представил проект конституционных реформ, отметив при этом, что целью законодательных реформ в Армении является демократизация страны, принятие законов в соответствии с международными стандартами, которые впоследствии станут гарантом развития РА. Стороны также обсудили проблемы региональной политики, а также иные вопросы, вызывающие взаимный интерес. (PanARMENIAN.Net).

Секретарь совета национальной безопасности, министр обороны РА, сопредседатель межправительственной комиссии армяно-российского экономического сотрудничества Серж Саркисян принял делегацию, возглавляемую руководителем администрации президента РФ Дмитрием Медведевым. Отметив устойчиво высокий уровень сотрудничества в сфере обороны, стороны отметили важность активации армяно-российских традиционных культурных и гуманитарных связей. ("А1+").

Руководитель аппарата президента Армении Арташес Туманян и находящийся по его приглашению в Ереване руководитель аппарата президента России Дмитрий Медведев обсудили ряд вопросов, связанных с армяно-российским сотрудничеством. Стороны отметили необходимость поиска путей полноценной эксплуатации предприятий, переданных России по программе "Имущество в счет долга", обсудили проблемы, связанные с региональными экономическими программами, в том числе с газопроводом Иран-Армения. ("Де-Факто").

Начальник управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров встретился с парламентской оппозицией Армении. По словам пресс-секретаря фракции "Справедливость" Рузан Хачатрян, на встрече обсуждались как экономические, так и политические вопросы. По мнению агентства "А1+", Колерова интересовало отношение армянской оппозиции к России.

В Армении стартовал международный конкурс имени выдающегося композитора Арама Хачатуряна. В конкурсе примут участие учащиеся Ереванской госконсерватории, музыкальной средней школы им. Чайковского, Кельнской высшей музыкальной школы, Парижской национальной высшей консерватории, Тбилисской консерватории им. Сараджашвили и Лондонской королевской музыкальной академии. (PanARMENIAN.Net).

1 июня

Президенту РА Роберту Кочаряну свои верительные грамоты вручил чрезвычайный и полномочный посол Испании в Республике Армения Франсиско Кавенгт маркиз де Денерва. ("Ноян Тапан").

Председатель НС Армении Артур Багдасарян принял сенатора США Норма Колмана. Председатель НС РА проинформировал сенатора о демократических, законодательных реформах Армении, практической и последовательной борьбе против коррупции, позициях Армении в региональных вопросах и отношениях с соседями. По словам сенатора, Армения должна быть активно вовлечена во все процессы регионального развития. ("А1+").

Секретарь совета национальной безопасности, министр обороны Армении Серж Саркисян встретился с американским сенатором Нормом Колманом, прибывшим в Ереван по приглашению ереванского офиса Армянской ассамблеи Америки и фонда "Семья Гафесчян". В ходе встречи министр обороны сообщил, что в несколько раз увеличился объем сотрудничества Армении с НАТО. В ходе встречи стороны коснулись также вопроса разблокирования армянских границ и мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. ("Де-Факто").

Генеральный прокурор Армении Агван Овсепян встретился с делегацией мониторинговой комиссии Группы стран по борьбе с коррупцией (GRECO). Во встрече принимал участия также советник министра иностранных дел, глава армянской делегации в GRECO Ашот Галоян. (PanARMENIAN.Net).

В Армению прибыл железнодорожный эшелон с боевой техникой и вооружением, которые ранее находились на российской военной базе в Батуми. По словам представителей российского военного контингента в Закавказье, вывод техники и вооружения осуществляется в соответствии с планом вывода за пределы Грузии излишков техники и вооружения с военной базы в Батуми. (PanARMENIAN.Net).

Состоялся первый съезд общественной организации "Армянская национальная армия" (АНА). Агентство "А1+" напоминает, что добровольческая военно-политическая структура АНА была основана 24 апреля 1989 года. Многочисленные отряды АНА защищали границы Армении и Нагорного Карабаха (НК). Постепенно в распоряжение АНА перешли все военные силы и боеприпасы. Вооруженные столкновения начали происходить не только в зонах военных действий, но и в столице. Ситуация стала выходить из-под контроля и власти Армении вынесли решение распустить АНА.

2 июня

Делегацию Венецианской комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы принял президент РА Роберт Кочарян. В ходе встречи обсуждался процесс проведения конституционных реформ в Армении. ("Ноян Тапан").

Президент РА Роберт Кочарян принял сенатора США Чака Хейгала и заместителя командующего силами США в Европе генерала Чарльза Уолда. В ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся расширения армяно-американских взаимоотношений. Стороны обменялись мнениями о региональных проблемах, затронули проводимые в Армении реформы. ("А1+").

2 июня начался второй патриарший визит католикоса всех армян Гарегина Второго в Западную епархию Армянской апостольской церкви США. ("Ноян Тапан").

Спикер Национального Собрания Армении Артур Багдасарян принял представителей Венецианской комиссии ПАСЕ. В результате была достигнута договоренность до конца июня еще раз обсудить доработанный проект конституционных реформ с членами Венецианской комиссии и принять его во втором чтении на внеочередной сессии НС РА. Референдум в этом случае состоится в октябре. ("Арменпресс").

Секретарь совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны Армении Серж Саркисян встретился с сенатором США Чарльзом Хейгелем. На встрече присутствовали посол США в Армении Джон Эванс и заместитель командующего силами США в Европе Чарльз Уолд. Хейгель выразил благодарность Сержу Саркисяну за усилия Армении в борьбе с международным терроризмом и отметил, что армянские вооруженные силы (ВС), благодаря реформам и становлению демократических институтов, сегодня достигли больших успехов. (PanARMENIAN.Net).

В Ереване состоялся митинг партии "Новые времена". ("А1+").

3 июня

Президент Армении Роберт Кочарян подписал указ об учреждении ежегодных наград в сфере информационных технологий среди учащихся. Премии будут вручаться в номинациях "Лучший студент бакалавриата", "Лучший студент магистратуры", "Лучший аспирант", "Лучшая студентка", "Лучший ученик".

Спикер Национального Собрания Артур Багдасарян принял директора офиса Демократических институтов и по правам человека ОБСЕ, посла Кристиана Штрогала. В ходе встречи обсуждался процесс проводимых в Армении реформ. ("Арменпресс").

Вопрос улучшения социально-экономической ситуации в Джавахетии (населенный преимущественно армянами район Грузии - прим. ИА REGNUM) был обсужден в ходе встречи премьер-министра Республики Армения Андраника Маргаряна с председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе и премьер-министром Зурабом Ногиадели в Тбилиси. Премьер-министр РА предложил помощь в деле строительства дорог Джавахетии и смягчения тяжелой социально-экономической ситуации. Бурджанадзе и Ногиадели выразили готовность принять предложение Армении. ("А-Info").

Оппозиционный блок "Справедливость" провел встречу с жителями города Ванадзор (третий по величине город Армении - прим. ИА REGNUM). ("А1+").

В Ереване открылось пленарное заседание совета Ай Дата (Армянского Вопроса) Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД). В состав совета входят члены бюро АРФД, координаторы работ Ай Дата, руководители европейской и американской комиссий, директора вашингтонского, брюссельского, московского, ближневосточного (Бейрут), центрального (Ереван) офисов Ай Дата, а также некоторые члены верховного органа Армении и центрального комитета Арцаха (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) АРФД. ("Еркир").

Впервые в Армении на ереванской товарно-сырьевой бирже "Адаманд" состоялись биржевые торги по нефтепродуктам, заказчиком которых выступила крупнейшая в республике нефтетрейдерная компания "Флеш". ("Арминфо").

4 июня

Указом президента РА Роберта Кочаряна группа военнослужащих министерства обороны РА за мужество и самоотверженность, проявленную во время службы, награждена орденами и медалями Республики Армения. Орденом "Вардан Мамиконян" награжден командир воинской части N 14018 полковник Степан Галстян и заместитель министра обороны РА, генерал-лейтенант Алик Мирзабекян. Орденом "Боевой крест" 2-й степени награжден заместитель командира воинской части N 14018 полковник Егор Гамбарян. Медалью "За боевые заслуги" награждены руководитель группы авиационного оборудования воинской части N 53661 капитан Грачья Аракелян, авиационный техник той же части старший лейтенант Геворг Хуршудян и авиационный техник старший лейтенант Артур Никогосян.

4 июня был впервые выполнен новый регулярный рейс Ереван-Ташкент-Ереван авиакомпании "Армавиа". В дальнейшем полеты на этой линии будут выполняться один раз в неделю, по субботам, на самолётах A320. (PanARMENIAN.Net).

5 июня

Президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгуема помиловал арестованных за участие в попытке государственного переворота армянских пилотов. По сообщению радиостанции "Свобода", помилование было даровано по случаю 63-летия президента Нгуема, отмечаемого в Экваториальной Гвинее как национальный праздник.

6 июня

Армянская делегация, возглавляемая премьер-министром Армении Андраником Маргаряном, с рабочим визитом отправилась в Японию, где в городе Нагоя проходит всемирная выставка EXPO-2005. (PanARMENIAN.Net).

Решением совета Центрального банка РА за нарушения требований законодательства прекращено действие лицензий еще 13 обменных пунктов. Об этом сообщили в пресс-службе ЦБ. До этого, 18 мая, ЦБ признал утратившими силу лицензии 17 обменных пунктов. ("Ноян Тапан").

Вывод российских военных баз из Грузии

30 мая министры иностранных дел России и Грузии Сергей Лавров и Саломе Зурабишвили выступили с совместным заявлением, тем самым дав политический старт процессу вывода остающихся на грузинской территории российских военных баз. Как полагают эксперты, российские базы в Грузии уже давно перестали выполнять военно-стратегическую функцию и являлись лишь фактором политическим. ИА REGNUM напоминает, что ранее, в соответствии с договоренностями Стамбульского саммита ОБСЕ, Россия уже вывела свои базы из Гудауты и Вазиани. Теперь речь идет об оставшихся двух базах в стратегическом порте Батуми и административном центре Ахалкалаки - армянонаселенного региона Самцхе-Джавахети.

Как сообщает "Ноян Тапан" со ссылкой на "ИТАР-ТАСС", из российской военной базы в Батуми в Армению вывезен железнодорожный эшелон с военной техникой и боеприпасами. Состав из 15 вагонов отправился из Батуми вечером 31 мая, к полуночи он был в Тбилиси, а 1 июня прибыл в Армению, в дислоцированную в городе Гюмри российскую военную базу, сообщили представители Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ). По данным ГРВЗ, "вывоз техники и боеприпасов осуществлен в соответствии с планом вывоза излишков боеприпасов и техники из Батумской базы за пределы Грузии, разработанным несколько месяцев назад, - до завершения грузино-российских переговоров о сроках вывода российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки". Известно, что вывезены боеприпасы, машины химической обработки, зенитные ракеты. Ранее, передает "НТ", два эшелона с излишками боеприпасов были вывезены с базы в Батуми на территорию России.

Переводимые из Грузии в Армению российские вооружения не будут превышать нормы, предусмотренные Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Как сообщается на сайте МИД РФ, об этом заявил постоянный представитель Российской Федерации при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Алексей Бородавкин на заседании Постоянного совета ОБСЕ. Касаясь обеспокоенности, высказанной МИД Азербайджана по поводу переброски в Армению части вооружений и военной техники с закрывающихся российских военных баз в Грузии, Бородавкин отметил, что "эти действия не представляют угрозы для соседних государств". "Размещенные в Армении российские вооружения и военная техника не будут превышать потолки, предусмотренные адаптированным ДОВСЕ. Эти вооружения и военная техника будут продолжать находиться под полным, постоянным контролем российской стороны". (PanARMENIAN.Net).

Газета "Азг" сообщает о своей телефонной беседе с мэром города Ахалкалаки Наири Ирицяном. По словам последнего, в целом, население района переживает разочарование. "Местные жители в основном озабочены не столько перспективой потерять работу, сколько тем фактом, что российских баз там больше не будет. В Джавахке (армянское название района Самцхе-Джавахетия - прим. ИА REGNUM) выросли целые поколения, для которых российские базы воспринимались как важный гарант безопасности. Люди обескуражены", - сказал мэр Ахалкалаки.

Глубокую озабоченность, в связи с перемещением выводимой из Грузии российской военной техники в Армению, выразил председатель Либерально-прогрессивной партии Армении (ЛППА) Ованес Ованнисян, обвинив армянские власти в "очередном неразумном и опасном шаге", пишет газета "Пакагиц" ("Скобки"). Ованнисян заявил, что этот шаг никак не может способствовать установлению стабильности в регионе и что власти Армении "пытаются противодействовать нарушенному во вред страны политическому и экономическому равновесию созданием военного дисбаланса на Южном Кавказе, переместив российскую военную технику из Грузии в Армению".

Газета "Азг" сочла оскорбительным для суверенного государства ответ руководителя администрации президента РФ Дмитрия Медведева, который, отвечая в Ереване на вопрос о выводе части российских баз из Грузии в Армению, сказал: "Это сложный вопрос и, конечно, относится к разряду тех, которые в первую очередь должны быть обсуждены Россией и Грузией". Смотрите, что получается, пишет газета, Россия свою тяжелую технику, а вернее проржавевшее и устаревшее оружие, собирается перебрасывать из Грузии в Армению и считает, что это вопрос Москвы и Тбилиси! А официальный Ереван молчит! Газета пишет, что Россия "как хочет, так и использует территорию Армении в своих милитаристских целях". "Москва со всей очевидностью злоупотребляет армяно-российским так называемым стратегическим партнерством на исключительно выгодных для себя условиях", - заключает "Азг".

Экс-спикер армянского парламента Бабкен Араркцян всерьез озабочен возможностью переброски российских военных баз в Армению, пишет газета "Айб-Фе". "Армения не свалка. Пускай Россия забирает свой мусор себе. Этим вооружениям более 40 лет, и они ни к чему не пригодны". Араркцян считает, что подобные заявления (о переброске военных баз в Армению - прим. ИА REGNUM) делаются с целью ухудшить армяно-грузинские отношения и не принимает всерьез заявления Азербайджана о том, что перевод российских войск в Армению кардинально отразится на боеспособности армянской армии. Вместе с тем, экс-спикера беспокоит то, что лицом Южного Кавказа сегодня стали Грузия и Азербайджан: "Они настолько срослись друг с другом, что ничего поделать уже нельзя".

Шумиха, поднятая у нас вокруг переброски в Армению части вывозимой из Грузии российской техники и вооружения, не имеет какого-либо логического обоснования, пишет газета "Айоц Ашхар". Газета считает, что все это является "исключительно пропагандистским шоу, преследующим четкие политические цели". "Это ни что иное, как очередная попытка развития незаметно набравшей в последнее время силу антироссийской пропаганды". По мнению газеты, увеличение количества вооружения на российской базе в Гюмри, безусловно, выгодно РА, и "Армения может не только чувствовать себя увереннее и защищеннее, но и, взамен предоставления своему партнеру определенной поддержки, ждать ощутимых экономических дивидендов".

Визит главы управления администрации президента РФ по межрегиональным связям с зарубежными странами

В эти дни в Армении был высажен влиятельный российский политический десант, а это значит, что процесс готовящейся в Армении революции стал для российской стороны и других внешних сил очевидным. Такое мнение, согласно ИА REGNUM, выразил журналистам на пресс-конференции 1 июня глава оппозиционной партии "Новые времена" Арам Карапетян, который еще в апреле дал старт "армянской национальной революции". Среди "высадившихся" на армянскую землю российских "политических десантников" Карапетян упомянул руководителя администрации президента России Дмитрия Медведева и главу управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова. По мнению Карапетяна, внешние силы начали своеобразную гонку, пытаясь раньше оппонентов понять логику происходящих в Армении процессов.

С особым интересом армянские СМИ отнеслись к визиту начальника управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова. Одни газеты ограничились информацией о его приезде и встречах, другие опубликовали интервью с Колеровым, третьи задавались вопросом: "А что хотел Колеров?"

Интервью Модеста Колерова газете "Голос Армении".

Чем именно обусловлено создание нового управления в администрации президента РФ и какие конкретные задачи ставит перед собой этот орган?

Существующий спектр гуманитарных связей России со странами СНГ и Балтии настолько широк и разнообразен, что уже давно созрела необходимость в координации усилий в направлении должного развития связей. Думаю, что никакой тайны в этом нет. Помимо прочего, эти связи затрагивают такое количество людей (десятки миллионов), что данная проблема уже перестает быть исключительно узкогуманитарной и принимает государственные масштабы. Задача защиты законных прав граждан сопредельных государств в России и граждан РФ в сопредельных государствах создала необходимость выстраивания единой шкалы и единых правил, обеспечивающих культурные, языковые, деловые, карьерные, личностные интересы всех, кто в сопредельных государствах интересуется Россией.

Я специально хочу акцентировать внимание на том, что сферой ответственности управления является любой интерес к России - будь то карьерный, образовательный или какой-либо другой. Новизна поставленной перед управлением задачи в том, что мы не фокусируем наше внимание только лишь на правах российских граждан или российских соотечественников в сопредельных государствах. Управление ставит своей задачей работу также и с национальными элитами, с представителями национальной интеллигенции. Со всеми, кто реализует свой интерес к России вместе с ней, кто заинтересован в том интернациональном контексте, который создается при участии России.

В чем цель вашего визита в Армению, в каких государствах вы уже побывали?

Программа пребывания насыщена и предполагает встречи с парламентариями, представителями власти и общественных организаций, со всеми, кто способен пролить свет на все наши недоработки, на существующие проблемы и определить, чего именно не хватает нашим взаимоотношениям. Визит рядовой, рабочий, и думаю, что в идеале такие визиты должны были бы проходить каждый месяц. В сферу ответственности управления входят полтора десятка государств, с каждым из которых у РФ свои взаимоотношения. В качестве начальника управления это уже мой третий визит - до этого я успел побывать в Казахстане и Киргизии. В самое ближайшее время планирую посетить и Азербайджан. Думаю, что это справедливо, ибо мы обязаны поддерживать баланс. Это в первую очередь соответствует интересам российского государства, которые заключаются и в достижении прозрачности отношений в связях с сопредельными государствами.

В промежутке последних 15 лет Россия утратила важнейшие позиции в мире, в том числе и свое присутствие в регионах, традиционно считающихся зонами российских интересов и влияния. Что, на ваш взгляд, произошло, почему это стало возможным?

Произошли две вещи. Во-первых, бедность, которая потащила за собой государственную катастрофу. Во-вторых, недостаток политической воли, которая, в свою очередь, стала фактором государственной катастрофы. В настоящее время мы с божьей помощью справляемся уже и с бедностью, и, что особенно важно, есть политическая воля.

Что в современном мире значит быть стратегическим партнером? О какой общности интересов может идти речь в этом случае?

Стратегическое партнерство, особенно на векторе российско-армянских отношений, состоит в том, что и Россия, и Армения в равной степени выстрадали свой национальный суверенитет, и мы не можем позволить кому бы то ни было превратить наши государства в банановые республики. Хочу также отметить, что Армения - не только стратегический союзник России. Это - национальное государство одного из крупнейших среди государствообразующих народов России. Другим таким народом в России являются татары.

И, тем не менее, определенные серьезные проблемы во взаимоотношениях Россия-Армения реально существуют, а в последние годы приобретают все новые проявления. О них пишется весьма часто, и вы наверняка располагаете всей соответствующей информацией. Силы, которые не заинтересованы в дальнейшем развитии российско-армянских отношений, как в Москве, так и в Ереване представлены достаточно солидно и активно функционируют, особенно в периоды выборных мероприятий. Как вам кажется, существующие между нашими государствами проблемы в большей степени являются следствием работы внешних сил или это все же результат недоработок межправительственных структур?

Наши проблемы мы создаем себе сами, и именно мы виноваты в недостаточной эффективности и несогласованности действий. Считаю, что постановка вопроса в контексте выбора "с Россией или без" искусственна. В конце концов, миллионы живущих в России армян - это не новость вчерашнего дня, а мощный исторический факт. Сотни тысяч граждан РА, работающих в России, - это вопрос экономического выживания для многих армянских семей. Кто еще кроме России может создать для армян миллионы рабочих мест? Какая страна может разговаривать с Россией так же откровенно? Есть и мощнейший исторический пласт армяно-российских взаимоотношений.

Каким именно образом специфика традиционных российско-армянских связей проявляется в разработке кавказской стратегии Кремля? Каковы главные различия в подходах Москвы к каждому из региональных субъектов?

Этот вопрос не совсем корректен, ибо он непосредственно касается дипломатии. Я дипломатией не занимаюсь.

Факт вашего назначения на новую должность начальника управления по межрегиональным и культурным связям со странами ближнего зарубежья рядом СМИ был представлен в качестве попытки Москвы предотвратить новые возможные революции на пространстве СНГ. Согласны ли вы с такой оценкой?

Такую постановку вопроса, которая мне действительно знакома, считаю искусственной: предотвратить революцию нельзя, даже если такая задача ставилась бы. С другой стороны, совершенно очевидно, что главное противоядие от революций - это сама революция. Если кто-то хочет излечиться от революционной болезни, он должен просчитать до конца все ее последствия. Он просто обязан более внимательно наблюдать за своими соседями и не впадать в эйфорию. Издалека революция может показаться красивой и привлекательной картинкой, но на практике - это откат в прошлое, по крайней мере, лет на 10-15. Посмотрите на опыт соседних государств: как бы ни были счастливы братья-украинцы со своей революцией, но двукратный рост инфляции и двукратное падение темпов роста экономики - прямой результат. Мы этого хотим? Думаю, наши народы этого не могут желать.

Однако желание народа в подобных случаях - фактор второстепенный, так как сегодня смена власти легко осуществима при наличии минимального количества вовлеченных в "революционный процесс" граждан. Другое дело - исторический иммунитет наций, который, вероятно, в состоянии предотвратить неадекватное национальной истории развитие событий. Соответствующие проекты разрабатываются, как известно, за рубежом, в едином координирующем центре, и осуществляются посредством "местных оппозиционных сил". В данном контексте сегодня все чаще и настойчивее обсуждаются перспективы Беларуси, причем уже не только со стороны мощных держав, но и Грузии, Украины, Литвы. Ущемляют ли подобные обсуждения интересы России, особенно в разрезе союзного государства? Как вы оцениваете российский иммунитет в этом вопросе?

Отмечу сразу, что любое внешнее вмешательство в сопредельные с Россией государства противоречит национальным интересам России. Что касается единого центра или единого организатора революций: нет и не может быть революций, которые не имели бы единого организующего центра. Революция, лишенная такого центра, называется иначе - бунт, мятеж, восстание, как угодно. Очевидно, что революция как субъектный процесс подразумевает единый организующий центр. Согласен, что в таких случаях особую важность приобретает наличие или отсутствие должного уровня гражданского и национального иммунитета. Иное дело, что подлинный иммунитет выработать народам без личного исторического опыта очень сложно. В России, например, этот иммунитет сформирован пережитыми в августе 1991 года ("народная революция") и в октябре 1993 ("контрреволюция") потрясениями. Этот отрезок времени остался в памяти поколений как не самое лучшее время. В государствах же, где не было подобных событий, особая мера ответственности падает уже на национальные элиты.

В числе составляющих российский иммунитет вы не назвали последствия октября 1917 года - события, которое также трактуется в русле разработанных извне сотрясений и воспринимается в контексте той же Великой французской революции.

1917 год действительно повторял образцы французской революции, но, к сожалению, он забылся в массовой памяти. Если он и воспитал иммунитет, то, увы, только у элиты. Это обидный факт. Думаю, что каждому поколению нужны свежие впечатления или способность грамотно понимать момент. У братского армянского народа было более чем достаточно свежих впечатлений. В этом, собственно, и кроется армянский иммунитет. Армения для меня, который с детства держал в руках том философских сочинений Нарекаци, - древнейшее христианское государство с великим духовным богатством. Армяне - это народ, который, в отличие от некоторых других народов, внутренне консолидирован, помнит свои ценности и сохраняет их. Это действительно хороший образец.

Газета "Новое Время" сообщает о круглом столе, проведенном с участием Модеста Колерова в Российско-Армянском университете. "На протяжении двух часов политологи, преподаватели вуза, независимые эксперты пытались определить приоритеты, следование которым станет гарантией незыблемости и развития армяно-российских связей". Согласно газете, в дискуссии доминировал подход: "противоречия во взаимоотношениях между двумя государствами не следует загонять вглубь - их надо просто обсуждать и находить решения". По словам Колерова, наилучший способ решения проблем - это их предварительное, максимально открытое, прозрачное и, самое главное, профессиональное обсуждение. "Думаю, что обсуждения должны вести, в первую очередь, гуманитарии, общественные эксперты, не скованные чиновничьими рамками и ведомственными противоречиями. Наша совместная задача - обеспечить профессиональное обсуждение проблем - будь то по инвестициям российским, будь то по транзитным коридорам..."

О своей встрече с Модестом Колеровым рассказал газете "Айоц Ашхар" руководитель парламентской фракции "Оринац Еркир" Самвел Баласанян. По его словам, Колерова интересовали взгляды политических сил Армении на перспективу развития двусторонних отношений с Россией. "Говорили и о возможности углубления экономических отношений, и о выводе российских войск из Ахалкалаки, и о конституционных реформах. Затрагивая вопрос программы "Имущество за долги", Колеров сказал, что российская сторона собирается организовать семинар, в ходе которого представители сторон смогут выйти с конкретными предложениями". Баласанян сказал, что основным препятствием в деле развития экономических отношений российская сторона считает коммуникационную блокаду Армении. "Мы отметили, что одним из наилучших путей решения этой проблемы является вовлечение Армении в известную программу "Север-Юг", чтобы одна из ее ветвей проходила через нашу страну. Российская сторона уверяет, что они заинтересованы и даже разрабатывают варианты восстановления абхазской железной дороги. В частности, Колеров отметил, что Россия пробует вести с абхазской стороной переговоры об аренде железнодорожной магистрали. Что касается паромной переправы Поти-Кавказ, то она из-за недогруженности работает с убытком. По словам Колерова, она станет рентабельной, если мы увеличим объемы поставок, поскольку в России потребность в армянских товарах есть". Касаясь вопроса возможности расширения пропускной способности газопровода Иран-Армения с целью дальнейшего транзита иранского газа по направлению Грузия-Украина-Европа, Баласанян сказал, что российская сторона возражений не имеет, "но осуществление этой программы обойдется в 5 миллиардов долларов, и Россия также могла бы в ней участвовать, если бы нашлись и другие инвесторы".

Сообщая о встрече Модеста Колерова с депутатами армянского парламента, газета "Айкакан жаманак" в статье, озаглавленной "Чего хотел Модест?", пишет, что посольство РФ в Армении накануне информировало администрацию НС РА о том, что глава управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами просит о встрече со всеми парламентскими фракциями и группами, причем, отмечает газета, когда фракции поинтересовались повесткой встречи, в посольстве им ответили, что ничего о ней не знают. Кроме того, согласно "АЖ", в посольстве дали понять, что не считают целесообразным освещение этой встречи. "В таких вот детективных условиях Модест Колеров находился в НС и по очереди заходил в кабинеты фракций, проводя там по 30 минут. После его визита депутаты еще долго спорили, пытаясь понять, чего же хотел от них этот человек". И действительно, пишет газета, судя вопросам, которые Колеров задавал депутатам, последние вполне могли недоумевать. Оказывается, руководителя управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами "страшно интересовали" грядущие выборы в органы местного самоуправления, референдум по конституционным поправкам и какие политические события возможны в ходе этой избирательной кампании. Кстати, отмечает газета, когда тот же вопрос Колеров задал в ходе встречи с фракцией "Справедливость" и оппозиционеры сказали, что собираются референдум по Конституции превратить в референдум доверия Кочаряну, Колеров дал понять, что так они и предполагали. Газета пишет, что после долгих обсуждений причин "неожиданного визита Модеста Колерова" депутаты пришли к следующему заключению: а) Россия поняла, что революция в Армении неизбежна; б) с помощью своих эмиссаров РФ пытается рассчитать, когда конкретно намечаются в Армении эти процессы, чтобы предупредить действия Запада и самой возглавить их.

Интервью Модеста Колерова газете "АиФ в Армении".

В Вашем декабрьском интервью, упоминая страны, где в будущем возможны "цветные соросовские революции", вы упомянули даже Россию, но Узбекистан, где недавно произошли известные события, Вами упомянут не был. Почему?

В Узбекистане не было "цветной" революции, была лишь попытка восстания сил, не имеющих системного подхода к основным проблемам государственной, социально-экономической жизни. По всей видимости, это было всего лишь "орудие сдерживания". Есть данные, что в андижанском восстании были задействованы внешние силы, и обсуждается вопрос, насколько в эти события вмешивались патентованные "распространители демократии". Но в любом случае это не самопроизвольный акт, это управляемый конфликт, и факт андижанского восстания используется для давления на узбекские власти. Это все - чистая классика геополитики.

Что касается России, то в конце прошлого года нарастало гиперкритическое брюзгливое настроение элиты. Но в начале года интеллектуальные усилия сторонников власти произвели переворот в сознании элиты, а патентованные противники власти обнажили внешние источники своего вдохновения, кроме того стало ясно, что в серьезных социальных вопросах, связанных с монетизацией льгот, им нечего предложить, что они беспринципны и готовы сотрудничать с национал-социалистами и фашистами, и эта волна быстро заглохла. За этот период произошло то, что осталось вне сферы внимания наблюдателей: власть интеллектуальных консерваторов смогла укрепить свои позиции и авторитет. По-моему, этот ценный опыт российской власти достоин изучения со стороны лидеров всего постсоветского пространства, как опыт изучения методов предотвращения хаоса. А хаос, как говорится в "Собачьем сердце", начинается с "разрухи в головах". Этот этап Россией уже пройден. Сейчас все меньше и меньше политических сил, готовых обслуживать заказ внешних сил, и население довольно быстро адаптируется к новым стандартам социальной жизни, и, как следствие, - нет оснований для "цветных" переворотов. И в этом процессе России помог очень ценный опыт 1991-93 годов, когда происходила "революция надежд и разочарований".

Что касается Армении, то я убежден, что нельзя отдавать страну в руки тех, которые ничего не видят, кроме своей "всемирно-исторической роли", и забывают, что играют судьбой собственного народа. И вообще, можно с уверенностью сказать, что застрельщики "цветных революций" не видят перспективы дальше, чем на 2-3 года. Очень важно, чтобы в демократическом процессе в Армении никто не увлекся "банановой" перспективой, потому что этот путь ведет в никуда. Не случайно даже президент США Джордж Буш открытым текстом обращается к лидерам победивших "цветных революций": господа, вы не забываете о демократии, вы не забываете, кто вы?

Сейчас практически очевидно, что смена элиты в Армении - общественная потребность, так как противостояние идет не по линии власть-оппозиция, а по линии противостояния политических и неполитических (олигархических) сил. Возможен ли сценарий, что Россия сыграет на опережение "цветных соросовцев" или будет действовать совместно с ними?

Совместного проекта с Соросом быть не может, это очевидно. Что касается "игры на опережение", то не думаю, что надо воспользоваться предложением вмешиваться во внутренние дела Армении. Связи наших стран настолько многогранны, что все вопросы, в том числе предприятий и долгов, можно и нужно решить конструктивно и не допустить спекуляции на них. Нужно озвучивать конкретные предложения, а не сотрясать воздух.

Давайте все спорные вопросы будем открыто и гласно обсуждать, хотя бы в рамках специальной конференции: насколько прозрачна инвестиционная среда в Армении, насколько монополизация тех или иных сфер мешает инвестициям и т. д. Нужно честно обсудить все проблемы с тем, чтобы решать их, а не превращать в политическое пугало. Нужно именно такое участие России в жизни Армении, и думаю, что никто не будет против именно такого участия.

В декабрьском интервью Вы упомянули, что Запад принуждает Армению сдать Карабах. А может ли Россия быть гарантом "несдачи"?

Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ всегда четко высказывала свою позицию: ни к чему никого принуждать не нужно, урегулирование должно быть взаимоприемлемым. Кое-кто в армянской элите в последнее время увлекается "концепцией общей безопасности". В рамках этой концепции вообще не уместен вопрос о сдаче или несдаче. Пусть честно и открыто будет задан вопрос Западу: а каковы конкретные гарантии этой безопасности? И выяснится, что у Запада нет ответа на этот вопрос. Можно сколько угодно пользоваться западными грантами, сладко есть и мягко спать, но не следует ожидать от Запада решения карабахской проблемы.

В последнее время идет процесс углубления изоляции Армении: запущен трубопровод Баку-Джейхан, строится железная дорога Баку-Тбилиси-Карс в обход Армении. Будет ли продолжаться эта тенденция или она будет преодолена совместным российско-армянским проектом?

Это вопрос не к России и не к восточным и южным соседям Армении. Это вопрос к тем, кто имеет в регионе "особые интересы". В сущности, это вопрос к Западу.

Вернемся к теме "цветных революций". Каждая последующая была все менее "бархатной", чем предыдущая: если в Грузии и на Украине было мало эксцессов, то в Киргизии дело дошло до погромов, а в Узбекистане - до крупных человеческих жертв. Почему?

Просто "режиссеры" спешат, и у них нет времени на "филигранную" работу.

Как Вы думаете, когда волна "цветных революций" может докатиться до Армении?

Я надеюсь, что этого не случится никогда.

В контексте визита Модеста Колерова в Ереван нельзя не отметить, что ждут его и в Баку. Так, бакинская газета "Эхо" опубликовала материал, озаглавленный "С чем приедет в Азербайджан Модест Колеров?". "Любопытно, что Колеров собирается встретиться не только с парламентариями, представителями власти, но и общественными организациями, со всеми, кто способен пролить свет на все их (России - прим. ИА REGNUM) недоработки, на существующие проблемы и определить, чего именно не хватает взаимоотношениям России с другими странами. При этом он признается, что они не фокусируют внимание только лишь на правах российских граждан или российских соотечественников в сопредельных государствах, а намерены вести работу и с национальными элитами, представителями национальной интеллигенции", - пишет о предстоящем визите "Эхо".

Конституционные преобразования: за и против

Как сообщает "Ноян Тапан", согласно распространенному 27 мая сообщению информационной службы Совета Европы, эксперты Венецианской комиссии Совета Европы "выразили глубокую неудовлетворенность" по поводу принятого в первом чтении Национальным Собранием РА проекта конституционных реформ. Недовольство экспертов вызвано тем, что в проекте не учтена значительная часть их предложений, в частности, относительно приведения в равновесие полномочий президента и парламента путем повышения роли Национального Собрания, обеспечения независимости судебной системы, выборности должности мэра Еревана.

По существу, венецианцы против того, чтобы снабдить Кочаряна королевскими полномочиями, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". Они говорят: вошли в европейскую семью - будьте любезны привести ваш основной закон в соответствие с европейскими стандартами, разъясняет газета, удивляясь при этом, что эту тривиальную истину "обычные граждане понимают, а власти почему-то не хотят понимать".

Вице-спикер НС Армении Ваган Ованнисян в ответ на заявление Венецианской комиссии в своем интервью газете "Айб-Фе" сказал: "Этот документ дает мне право сделать единственный вывод: некоторые европейские структуры, готовясь всерьез раскритиковать Азербайджан за политзаключенных, несвободную прессу и другие недостатки, ищут способы поставить Армению в ту же плоскость и уравновесить свою критику. Вот в чем смысл документа".

Газета "Айоц Ашхар", резюмируя свою беседу с руководителем парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галустом Саакяном, пишет: "Из разъяснений Галуста Саакяна выяснилось, что окончательного согласия в этом вопросе (о заявлении Венецианской комиссии - прим. ИА REGNUM) нет. Во всяком случае, он ни разу не сказал, что коалиция намерена пойти навстречу предложениям комиссии".

Сопоставляя встречи Венецианской комиссии с президентом Армении и председателем Национального собрания РА, газета "Айкакан жаманак" пишет: "По словам председателя НС, должность мэра столицы должна однозначно быть выборной. Роберт Кочарян же предложил этот пункт вообще исключить из Конституции и перенести в законодательство. Артур Багдасарян утверждает, что если Конституцией не гарантируется разделение ветвей власти, то говорить о демократичности реформ нельзя, и те силы, которые сегодня говорят о развитии демократии, должны следить за тем, чтобы ни в одной из ветвей власти не были бы сосредоточены сверхполномочия". Вместе с тем, газета, ссылаясь на слова эксперта Венецианской комиссии Джани Букикио, пишет, что Кочарян придерживается противоположного мнения. "Говоря о разделении и уравновешивании ветвей власти, президент сказал, что в странах Южного Кавказа людям нужны мощные руководители", - сообщил газете Джани Букикио.

"Реакция Венецианской комиссии относительно проекта новой Конституции РА воспринята мною как нормальная реакция на весьма неоднозначное поведение ответственных лиц за принятие адекватного проекта Конституции". Об этом, сообщает PanARMENIAN, в ходе онлайн-интервью не сайте OpenArmenia.com заявила омбудсмен Армении Лариса Алавердян. По ее словам, следует отметить, что до реакции Венецианской комиссии в обществе уже было то же самое мнение об этом проекте. "К сожалению, Национальное Собрание в лице проголосовавших именно за этот проект никак не отреагировало ни на замечания других субъектов гражданского общества, ни на предыдущие предложения Венецианской комиссии", - подчеркнула она.

Руководитель парламентской фракции "Объединенная трудовая партия" Гурген Арсенян в беседе с газетой "Аравот" подверг жесткой критике политическую коалицию и представленный ею проект конституционных реформ. "Они страну ставят под удар - в европейских структурах не упоминают Республиканскую партию, "Дашнакцутюн" или "Оринац Еркир". Там говорят - Республика Армения, армянские власти - частичкой которой являюсь и я. Они "подставляют" всех нас - на столько хватит у них мозгов и ответственности за страну. Я уже думаю, что за всеми их шагами надо следить. Нельзя упускать ни одной мелочи - они в любом вопросе могут подставить страну под удар". А на вопрос электронной газеты "Тарегир", что можно требовать от коалиции, если на летней сессии ПАСЕ встанет вопрос о поправках в Конституцию РА, Гурген Арсенян ответил: "Больше ничего требовать не будем. Скажем - собирайте чемоданы".

Председатель общественной организации "Демократия" Вардан Погосян в беседе с газетой "168 Жам" сказал: "Если требования Венецианской комиссии не будут приняты, стране будет нанесен очень сильный удар, и Армения окажется в положении Беларуси".

Партия "Новые времена" однозначно скажет "нет" проекту конституционных реформ. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил на пресс-конференции председатель партии Арам Карапетян. Карапетян выразил уверенность, что референдум по Конституции в конце концов превратится в референдум доверия президенту и правящей коалиции. По его словам, когда подобные серьезные вопросы отвергаются на референдуме, это означает, что отвергается проводимый властями страны политический курс. По словам Карапетяна, измененный вариант Конституции не содержит даже намека на демократизацию, более того, он расширяет полномочия президента, без создания противовесов путем расширения полномочий других органов.

"В ближайшее время я выступлю со специальным интервью, которое будет посвящено процессу конституционных преобразований", - заявил президент Армении Роберт Кочарян в ответ на просьбу "Арминфо" прокомментировать отрицательное заключение Венецианской комиссии по проекту преобразований Основного закона республики. "Это довольно актуальная тема, проходят обсуждения на различных уровнях, и я обязательно обращусь к этому вопросу", - заявил глава государства.

Омбудсмен

Напоминая, что 26 мая сотрудниками Службы национальной безопасности (СНБ) при получении взятки, по обвинению в вымогательстве, был арестован эксперт аппарата омбудсмена Армении Сероб Антинян, "Арминфо" сообщает, что омбудсмен Армении Лариса Алавердян созвала пресс-конференцию, на которой заявила, что задержание сотрудника офиса омбудсмена Армении Сероба Антиняна послужило для органов Службы национальной безопасности поводом для конфискации компьютера из офиса правозащитника, в котором хранилась конфиденциальная информация. По ее словам, ее опасения о том, что эта информация будет использована против сотрудников аппарата омбудсмена и граждан, обратившихся к ней, оправдались. Лариса Алавердян проинформировала, что на днях в юридическую компанию "Райт юридическая группа" пришли два гражданина, представившись сотрудниками аппарата омбудсмена РА, и потребовали данные о всех обратившихся к ним гражданах. Позже выяснилось, что это были не сотрудники аппарата правозащитника, а сотрудники СНБ. "Этот случай свидетельствует о том, что гарантии независимости защиты прав человека попираются самым грубым и противозаконным образом", - заявила Алавердян. По ее словам, это своеобразная кампания против нее, которая началась не вчера и не сегодня, и направлена она на самом деле против государства. "Это исключительный случай, когда действия органов СНБ подвергают опасности национальную безопасность", - заявила она. Омбудсмен сообщила также, что ей так и не удалось связаться по телефону ни с президентом страны, ни с премьер-министром. И президент, и премьер-министр были заняты. По мнению правозащитника, этот вопрос должен быть решен на высшем уровне. В свою очередь, представитель вышеназванной юридической компании Ваге Григорян сообщил, что сотрудники органов СНБ РА, угрожая, потребовали от него до 13:00 31 мая явиться в СНБ для дачи показаний. Каких именно показаний и о чем пойдет речь, они не сообщили. Григорян отказался явиться в СНБ, а с их стороны до последнего момента никакой реакции не последовало.

В Армении настоящих взяточников так много, и так редко их арестовывают, что в случае с арестом сотрудника аппарата омбудсмена невольно возникает подозрение: а может, служба омбудсмена прижала кому-то хвост, и этот кто-то решил таким образом дискредитировать омбудсмена и ее аппарат? - недоумевает газета "Аравот". "Если бы кого-нибудь из наших судей, прокуроров, военкомов, гаишников и чиновников прочих учреждений, которые открыто и средь бела дня занимаются взяточничеством, хотя бы раз поймали за руку на месте преступления, то факт ареста сотрудника аппарата омбудсмена не вызвал бы таких подозрений". Теперь, пишет газета, Сероба Антиняна накажут по всей строгости закона и будут правы, поскольку "правозащитник не имеет право брать взятки. Взятки - монополия правоохранителей и других государственных чиновников".

В беседе с газетой "Айкакан жаманак" защитник прав человека Лариса Алавердян сказала, что какие-то люди пытаются "кагебешными" методами достичь ее отставки, поскольку им не понравился ее годовой отчет. "У кого-то в связи с моей деятельностью были другие ожидания - я этих ожиданий не оправдала. В итоге в отношении меня начались преследования", - сказала газете омбудсмен.

Газета "Иравунк" со ссылкой на свои источники в офисе омбудсмена сообщает, что Лариса Алавердян направила Роберту Кочаряну письмо, в котором она сообщает, что в последнее время Служба национальной безопасности организовала прослушивание телефонов и помещения офиса, а также слежку за ее сотрудниками. Газета пишет, что источник не исключает, что в ближайшее время Лариса Алавердян публично выступит со скандальными разоблачениями.

Власти Армении осуществляют "политическую расправу" в отношении омбудсмена и ее офиса. Такую оценку дал политсовет партии "Анрапетутюн" ("Республика") последним событиям вокруг защитника прав человека РА Ларисы Алавердян и ее офиса. "Это закономерно в такой стране, где руководители осуществляют власть вопреки воле граждан РА, посредством ограничения прав и свобод последних", - говорится в заявлении. По убеждению партии, все это является следствием годового доклада Алавердян, в котором представлены многочисленные факты нарушения прав человека. Последствиями "целевой политики", направленной против омбудсмена и ее офиса, по мнению авторов документа, станут новые ограничения прав граждан РА, "еще одно проявление отчуждения страны от цивилизованного мира". Партия надеется, что омбудсмен будет последовательна в вопросе защиты своей независимости, противодействия незаконным действиям властей и защиты прав граждан РА. Политсовет партии "Анрапетутюн" призывает все партии, общественные и правозащитные организации осудить посягательства властей на омбудсмена и ее представительство. Напомнив о заявлении защитника прав человека РА Ларисы Алавердян, согласно которому Службой национальной безопасности РА делается попытка незаконно контролировать деятельность ее офиса, авторы документа отмечают, что эти факты "сопровождаются молчаливым согласием властей РА, разнузданной кампанией против омбудсмена, законодательными инициативами, имеющими целью ограничить и контролировать деятельность омбудсмена властями". ("Ноян Тапан").