Справка: Саба Кикнадзе - выпускник грузинского политехнического института. В течение 15 лет занимался гостиничным и туристическим бизнесом в Грузии. Год назад возглавил департамент туризма и курортов Грузии.

ИА REGNUM: Г-н Кикнадзе, 15 лет назад Грузию по климатическим и туристическим возможностям без преувеличения называли советской Швейцарией. Каков сегодняшний имидж туризма и курортов в Грузии?

За эти 15 лет в мире произошли грандиозные изменения, произошли они и в нашей стране. И не только в политике, они коснулись и бизнеса, и маркетинга. От системы тотального государственного планирования, в том числе и в гостиничном деле, мы перешли к совершенно новым формам и действиям. В советское время выбор курортов для 250 млн. человек был достаточно ограничен, а Грузия и тогда, и сейчас являлась очень интересной и привлекательной страной. В замкнутом советском пространстве мы были одним из самых хороших мест для отдыха. Сейчас границы открыты, у людей огромный выбор. И это не может не отражаться на туризме в Грузии. Огромную роль продолжает играть политика. Если бы большинство российских СМИ были бы к нам более благосклонны, то ситуация была бы иной. Мы очень надеемся на объективную информацию в чисто человеческом плане, информацию о том, что в Грузии не разгуливают чеченцы из Панкисси, а что здесь также безопасно и хорошо, как, скажем, в Армении. Но из-за того, что грузинская политика не идет в унисон с российской политикой, о Грузии пишется негатив, в течении 15 лет создавается образ недруга. А когда у страны такой имидж, его очень трудно исправить. Наша главная задача - изменить существующее положение вещей. Приезд российских туристов в Грузию подобен мотору, который не заведется, если не будет поступательных движений. Я думаю, что политики должны способствовать этому "зажиганию". Люди должны знать, что в Боржоми можно спокойно отдыхать, что в Грузии никто ни на кого не набрасывается. Ведь грузин лишают самого главного - гостеприимства, которое является частью нашей жизни, средством нашего самовыражения. Наши люди принимают весь мир, кроме России. Но грузины жаждут говорить не только по-английски или по-французски, но и по-русски.

ИА REGNUM: Вы полагаете, что Грузия сегодня выглядит абсолютно непривлекательно в глазах российского туриста?

Мне кажется, такая проблема существует. Я знаю туристический рынок, его динамику, знаю, что многие люди в России желают, но не решаются приехать в Грузию. У страны сложился негативный имидж... Кстати, и туристическая администрация Грузии на протяжении длительного времени не предпринимала никаких шагов, чтобы выправить создавшееся положение. Кроме того, одной из самых объективных причин является и конкуренция. Сегодня в российском понятии для того, чтобы иметь гарантированные 15 дней солнца и моря, надо ехать на Кипр или в Турцию. Выбор - то огромный. А мы, в свою очередь, должны пользоваться тем, что побывавшие однажды в Грузии и насладившиеся ее красотами, хотят вновь это почувствовать и вновь приехать к нам, т.е. прокрутить ту же любимую пластинку.

ИА REGNUM: А насколько Грузия привлекательна в глазах иностранных, западных туристов?

Здесь все идет гораздо легче, но возникают проблемы другого характера - недостаточного информирования, неразвитого маркетинга. Грузия, как таковая, до недавнего времени не стояла на карте мира. Популярность Грузии придали "розовая революция" и визит Буша. Благодаря этим событиям о нас узнали. И после этого людей в Грузию приезжает намного больше. Индекс роста зарубежных туристов, посетивших Грузию, через год без преувеличения достигнет 35%. В прошлом году по сравнению с позапрошлым индекс роста составил 20%. И это несмотря на то, что в том году после революции прошло всего лишь несколько месяцев, и никто не знал, как решится аджарская проблема, а затем началась проблема в Осетии. И несмотря на все это рост притока иностранных туристов в 2004 году составил 20%. А в этом году, имея стабильную основу, да еще после визита Буша мы ожидаем гораздо больших результатов. Хотелось бы надеяться на то, что и визит Путина в Тбилиси тоже состоится. Ведь русскому человеку Грузия известна, ее любят, здесь остались память, добрые отношения, это благоприятная почва. Это то, чем мы сейчас как раз и собираемся заняться. И в цифровом плане туристический "урожай" из России может быть гораздо больше. Трудно избавиться от того, что было наработано за 200 лет.

ИА REGNUM: Насколько Грузия способна конкурировать с западными курортами в понимании западного туриста?

15 лет назад, когда у нас в стране была разруха, гостиничное дело, курорты были в плачевном состоянии. 95% инфраструктуры в этой области было уничтожено ввиду различных обстоятельств. Часть была разграблена, часть была отдана беженцам, только из Абхазии их насчитывалось до 300 000. А оставшаяся часть гостиниц и курортов опустилась ввиду отсутствия менеджмента и умелого руководства. Хотя, учитывая изменения строя, 50% инфраструктуры мы бы и так потеряли. Конечно, о чем речь, Грузия не сохранила бы 5 млн. туристов, которые приезжали сюда в советское время. Что касается сегодняшних западных туристов... Иностранцы приезжают не на курорты. Трудно представить себе иностранца, который захочет увидеть, к примеру, грузинские гостиницы. Грузия сегодня на мировом рынке продает себя как страна культурно-приключенческого направления, страна, где можно изучить новую необычную культуру.

ИА REGNUM: А как представлены сегодня в Грузии туристы из стран Закавказья?

Очень активно представлены армяне, в прошлом году только в Аджарии побывало не менее 4 000 человек. Приезжают азербайджанцы, украинцы. Как раз туристы из постсовесткого пространства могут приехать сюда в поисках отдыха и рекреации.

ИА REGNUM: Известно, что в Грузии очень активно протекает процесс приватизации гостиничного бизнеса...

Да, хотя пока все же больше предложений, чем спроса. Но, уверен, что наступит время, и все будет наоборот.

ИА REGNUM: А кто активнее всего скупает курорты и гостиницы в Грузии?

Инвестиции сейчас имеют национальный характер, трудно сказать, кому Грузия отдает предпочтение. На рынке присутствуют грузинские большие корпорации, также США, Турция, а вот Японии и Китая пока нет. Слава Богу, что две центральные гостиницы Тбилиси, населенные в течении долгого времени беженцами, теперь восстанавливают свои первоначальные функции. Это было огромной ошибкой нашего руководства, ни одно государство в мире не может позволить себе сделать такое. Можно же было построить палаточные городки, а не отдавать гостиницы первого ранга беженцам. Я бы назвал это не только популизмом, а еще больше - кретинизмом.

ИА REGNUM: В Грузии дорогие курорты?

Нет, очень недорогие, но наблюдается большое расхождение в условиях. Вам могут предложить ночлег за 10 лари, а могут - фешенебельную гостиницу. Вообще же слово курорт - немецкое, и переводится оно как место, где лечат людей. Но сегодня это больше ассоциируется в понятии людей как место, куда люди едут отдыхать. В Грузии есть курорты мирового значения - например, Уреки и урекский песчаный пляж. Если в Уреки песок намагнетизирован на 70%, то на Средиземноморье порядка 30%. Боржоми, Абастумани для лечения туберкулезных болезней, который превосходит по своим целебным свойствам швейцарские и французские курорты. Но все, как известно, начинается и кончается маркетингом, поэтому Карловы Вары сегодня гораздо более популярны, чем Цхалтубо, например. А вот когда будут созданы условия, когда для того, чтобы поехать в Боржоми из России не надо будет брать визу, вот тогда все пойдет по-другому. Много факторов зависят от политики. Тот мессидж, который несет наш президент, дает мне право полагать, что туризм в Грузии станет первой индустрией. Что значит быть первыми? Мы будем принимать участие в выставках в России и за рубежом, будем приглашать журналистов, чтобы люди знали, что происходит в нашей стране. Сами будем приезжать. Последний год наш департамент активно занимается промоушеном и продвижением Грузии на мировой рынок. Мы уже были везде: во Франции, Германии, в Китае, на Украине, везде кроме России, но будем и там.