5 августа российский траулер "Комарно", принадлежащий ОАО "Мурманрыбпром", зашел в порт "Тромсе" (Норвегия) и был незаконно арестован по решению суда по определению принудительных выплат "Норд-Тромс". Информация об этом вчера появилась в норвежской прессе. По мнению западных корреспондентов, произошло абсолютно недопустимое с точки зрения международного права судилище, когда, воспользовавшись заходом, норвежские служители Фемиды по наущению адвоката приняли неправедное решение, даже не утруждая себя приглашением представителей российской стороны.

Суть дела в том, что "Комарно" зашел в порт "Тромсе" специально для того, чтобы снять принадлежащее "Мурманрыбпрому" снабжение с судна "Капитан Наумов". Траулер уже с мая находится в Тромсе, поскольку есть вопросы по уплате за него бербоут-чартерных платежей. Вопросы эти сами по себе являлись основанием для подачи иска российской компанией к судовладельцу.

Дело в том, что в прошлом году "Мурманрыбпром" взял кредит и в соответствии с договором, даже досрочно, расплатился с судовладельцем - панамской компанией "Марин Си Транспорт Лтд". Однако вскоре состоялись переговоры судовладельцев и арендаторов, на которых первые заявили, что платеж не принимают, поскольку это не входит в его коммерческие интересы. Платеж был возвращен "Мурманрыбпрому", и деньги вернулись в банк. То же самое происходило с судном "Тимофей Зеляпукин" того же судовладельца.

- Мне неизвестно, почему судовладелец повел себя таким образом, - говорит генеральный директор "Мурманрыбпрома" Алексей Колесов. - Сие останется тайной за семью печатями. Нам бы хотелось сохранить оба судна, но реальные надежды на это остаются только по "Наумову", тем более, что российская сторона действовала строго по договору. Еще есть надежда провести дополнительные переговоры с панамской стороной относительно суммы, которую следует урегулировать, и схемы денежных взносов. Судовладелец уже получил за один траулер 2 миллиона долларов и за второй 1,5 миллиона. За "Капитана Наумова" мы на сегодняшний день должны 520 тысяч долларов, за "Тимофея Зеляпукина" - 650 тысяч долларов. Эти два судна находятся в Тромсе, понятно, на них висят долги. Но за "Комарно" мы никому не должны, это наша собственность, никак не сочетающаяся с проблемными траулерами.

В момент суда в Тромсе на "Капитане Наумове" еще находился экипаж, снимали только снаряжение и аппаратуру, которые за время эксплуатации поставили в Мурманске. Как сообщил агент, была только проблема со снятием 49 тысяч сигарет, которые, явно, не принадлежат судовладельцу, но по норвежским законам на их перемещение на борт другого судна требовалось разрешение таможни. И только 7 августа снят экипаж и произошла формальная передача судна в ведение судовладельца. С этого момента не будут уплачиваться и издержки норвежского порта. Российский флаг снят. А нахождение судна в иностранном порту само по себе уже является залогом любого решения сторон или судебного вердикта.

Все это еще не говорит о том, что "Капитана Наумова" невозможно отстоять. Его невозможно и арестовать (срок аренды не истек, и дело может быть урегулировано). Но судовладелец решил подкрепить свою аферу захватом другого судна "Мурманрыбпрома".

- И по какому праву в Тромсе состоялся закрытый от российской стороны суд? - продолжает Алексей Колесов. - Первый заместитель генерального директора Александр Голдаевич специально послан в Тромсе, чтобы пронаблюдать за снятием и перемещением на подошедший корабль нашего оснащения. В 11 часов утра наш агент сообщил, что "Комарно" входит в порт, в 17 часов - о том, что выгрузка судового снабжения происходит хорошо и решается вопрос о постановке судна рядом с "Капитаном Наумовым". И вдруг мы узнаем о решении норвежского суда. Немедленно на борт пришли судебные исполнители и предъявили решение нашему руководителю и капитану "Комарно" Сергею Мельникову. Нам предписывается судом, что снятое движимое имущество должно быть возвращено. Между тем мы подняли документа Регистра и знаем, что из имущества является нашим. Мы якобы должны уплатить судебные издержки истца. Но уж если выяснять отношения в суде, то не в Тромсе, а в Копенгагене, как установлено бербоут-чартерным договором.

Таким образом, норвежский суд, получивший исковое требование от адвоката Хальварда Остгорда 1 августа этого года, зная, что 5 августа должен быть заход "Комарно", без участия российской стороны, на основании измышленного факта о передаче судна агенту судовладельца "3 или 4 августа" и на основании неких сведений "из надежного источника" взялся не за свое дело. Суд сам поясняет в своем решении, что действовал "по причине спешки по делу". И еще пара цитат: "...сделано так называемое предположение, что судно было поставлено в пригодном для плавания состоянии....Наиболее вероятно (!- авт.), что на борту было оборудование, такое, как трал и радар, а также другое необходимое оснащение, поставленное истцом. В любом случае в представленных документах нет оснований для того, чтобы считать это принадлежащим ответчику. Даже если суд обладает скудными данными, требование должно считаться очевидным...". Однако в соответствии с пунктом 7 части II стандартного договора бербоут-чартера, который и был составлен в отношении этого судна, полная опись всего судового оборудования, снаряжение, устройств и всех пригодных запасов на борту производится фрахтователем и судовладельцем при сдаче и возврате судна.

Суд постановил все движимое имущество на корабле оставить, за исключением кухонного оборудования и личных вещей экипажа. Какой сценарий развития событий с судном "Капитан Наумов" наиболее вероятен? Это мы видим по ситуации с "Тимофеем Зеляпукиным". 6 августа из другой норвежской адвокатской конторы, занимающийся делом "Тимофея Зеляпукина", советуют следующее: или "Мурманрыбпром" должен исполнять иск судовладельца, или продать все остальные свои суда новому владельцу, "структура которого должна быть несколько иной". Иначе кредитор может продолжить процедуру ареста собственности, принадлежащей российскому предприятию. Опыт показывает, что "развивающаяся ситуация может занять много времени до своего урегулирования".