Коммунальный произвол и дети группы риска: обзор прессы Архангельской области за 7 июня

Архангельск, 7 июня 2005, 15:14 — REGNUM  

Экономика

Работодателям придется раскошелиться на охрану труда (Правда Севера)

На прошедшем в пятницу совещании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Архангельской области были приведены такие настораживающие данные: около 48 процентов работников предприятий трудятся в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям. В прошлом году в регионе на производстве от травм погибли 60 человек, более 2400 пострадали от несчастных случаев. Остается высоким количество профессиональных заболеваний, а медосмотры и оздоровление персонала перестали быть обязательными для работодателей и государства.

Положение с охраной труда, как говорили на совещании, усугубляется и тем, что оборудование на предприятиях зачастую изношено и травмоопасно, технологии устарели, а производственная дисциплина оставляет желать много лучшего.

По мнению заместителя начальника отдела госуправления охраной труда комитета по труду обладминистрации Ивана Стряпунина, эффективные пути решения проблем охраны есть. Не стоит изобретать новые методы, когда во всем мире давно известно, с чего начинать - с аттестации рабочих мест по условиям труда. Она предусматривает анализ безопасности работы каждого сотрудника с учетом всех потенциальных рисков. Только на основе итогов аттестации можно отнести ту или иную специальность к числу вредных для здоровья, разработать меры по охране труда и защите здоровья персонала.

Иван Стряпунин рассказал членам трехсторонней комиссии, что аттестация рабочих мест уже проведена на 129 предприятиях области, ею охвачено более 80 тысяч работающих. Завершили аттестацию такие крупные предприятия, как Котласский ЦБК, ОАО "Архангельскгеолдобыча", Онежский ЛДК.

- Общий уровень работы по охране труда в Архангельской области остается еще низким, - констатировал он.

Направления дальнейших действий конкретизированы в решении комиссии. Администрация области планирует вынести на рассмотрение депутатов областного Собрания проект закона "О государственном управлении охраной труда". Работодателям, по-видимому, придется раскошелиться на обучение членов аттестационных комиссий, организацию семинаров, не говоря уж о приобретении спецодежды, средств индивидуальной защиты и медосмотрах работников. Планируется в организациях с численностью более 100 человек создать службы охраны труда или хотя бы ввести должности инспекторов.

Траты окупятся. Достаточно сказать, что на лечение и восстановление травмированных и заболевших работников ежегодно тратится до 10 процентов совокупного национального дохода.

Главная задача профсоюзов - контроль за соблюдением законодательства в сфере охраны труда. Профорганизации намерены добиваться в ходе переговоров с работодателями включения в коллективные договоры пункта об обязательной аттестации рабочих мест. Будем надеяться, что участие наших предприятий в конкурсе на лучшую постановку охраны труда, объявленном в Северо-Западном федеральном округе, не окажется формальным.

Однако многое зависит не только от членов трехсторонней комиссии. Пока в системе приоритетов большинства работников их жизнь и здоровье не на первом месте, добиться кардинального снижения печальной статистики случаев профзаболеваний и травм на производстве вряд ли удастся. А по профсоюзным данным, на первом месте у рядового труженика - забота о стабильной работе и высокой зарплате, и только потом он обращает внимание на условия и безопасность труда.

Коммунальный произвол? (Нарьяна вындер)

Дело по иску к МУП "Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей" и гражданке К. истица выиграла. Казалось бы, надо радоваться. Но нет ни удовлетворения, ни ясности: все ли возможности использованы, справедливо ли окончательное решение?

В июле 2003 года Нина Ш., вернувшись с работы, обнаружила, что холодная вода в ее квартиру не поступает. В поисках причин обзвонила ряд коммунальных служб, но там только разводили руками: воду никто не отключал, так как по указанному адресу ремонтных работ не производилось. Возмущению гражданки Ш. не было предела, когда она узнала, что труба, проходящая через соседнюю квартиру, по которой производилась подача холодной воды в ее жилое помещение, была демонтирована, то есть попросту отрезана. Мало того - ставить соседку в известность никто не собирался. Сказать откровенно, нормального общения между хозяйками соседствующих квартир не было, вероятнее всего, из-за неприязненных отношений друг к другу.

Несколько дней спустя, добиваясь справедливости, Ш. начала обивать пороги поселковой администрации, МУП "Посжилкомсервис", МУП "Служба заказчика", требуя, чтобы восстановили вышеназванную трубу. Только при помощи юриста в результате длительной переписки ей удалось получить от коммунальщиков ответы на многочисленные запросы, в частности, о том, на каком основании и кто производил демонтаж трубы. Исчерпывающими их назвать было трудно, потому что коммунальные службы поселка так и не смогли установить, работники какой организации производили демонтаж. В свое время соседка гражданки Ш. обращалась с заявлением к МУП "Служба заказчика" об устранении конденсата, который образуется на пресловутой трубе в ее квартире. Затем заявку направили в "Посжилкомсервис", который должен был избрать способ устранения конденсата.

Ситуация начинала складываться не лучшим образом. Коммунальщики продолжали отписываться, а зловредная соседка потирала ручки. Из чего Ш. сделала вывод, что представители Службы заказчика идут на поводу у ее соседки, а восстанавливать подачу холодной воды в ее квартиру, несмотря на многочисленные обращения, никто не торопился.

Устав от борьбы с коммунальным и соседским произволом, гражданке Ш. ничего не оставалось, как подготовить и подать иск в суд, где в качестве ответчиков выступили соседка истицы гражданка К. и МУП "Служба заказчика".

Иск рассматривался в городском суде. В ходе многочисленных заседаний было установлено, что демонтаж трубы по просьбе ответчицы производился человеком, не являющимся работником жилищно-коммунальной сферы, не получившим на данные работы никакого разрешения от ЖКХ.

МУП "Служба заказчика" иск не признала. В ходе судебных заседаний выяснилось, что его работники не были задействованы в работе по демонтажу. Не признала его и соседка истицы. Изучив обстоятельства дела, суд первой инстанции в удовлетворении всех требований иска гражданки Ш. отказывает... И это несмотря на то, что на протяжении длительного времени истица была лишена возможности пользоваться водопроводом, что, бесспорно, причиняет ей не только бытовые неудобства, но и моральные переживания, приведшие к заболеванию. Мало того, суд необоснованно не принял во внимание довод истицы о том, что правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда не предусматривают демонтаж трубопровода, как средство по устранению образования конденсата. И это еще не все: к некоторым обстоятельствам дела были неправильно применены нормы права. Что это, судебный произвол или суд сделал неправильные выводы?... Да, перспектива обращения в суд для большинства из нас малопривлекательна. Причем отпугивает не только сам судебный процесс, но и, собственно, "правила поведения" в зале судебных заседаний...

С решением Нарьян-Марского городского суда истица не согласилась, поэтому обратилась в судебную коллегию по гражданским делам окружного суда НАО. Рассмотрев кассационную жалобу, судебная коллегия сделала вывод, что городской суд не исследовал в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела. Также в решении суда не содержится анализа и оценки обстоятельств и изложенных сторонами доводов. Поэтому судебная коллегия сочла необходимым отменить решение горсуда и направить дело на новое рассмотрение, где суду надлежит правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, устранить допущенные нарушения закона и принять законное и обоснованное решение.

Наконец, иск был рассмотрен. Дело разрешено по существу: вынесено долгожданное судебное решение в пользу истицы. Суд обязал Службу заказчика восстановить подачу холодной воды в квартиру истицы в течение 20 дней с момента предъявления исполнительного листа, соседку-ответчицу обязать обеспечить беспрепятственный доступ работников в квартиру для восстановления демонтированной трубы. Также оба ответчика в равных долях должны компенсировать сумму морального вреда.

Однако данное решение не устраивает ответчика: Служба заказчика намерена его обжаловать. Ведь решение суда может вступить в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование.

Итак, процедура отстаивания своих прав заняла у гражданки Ш. почти два года. За это время она посетила 13(!) заседаний суда, подорвала здоровье, существенно поиздержалась на адвокатов... В нашем случае ответчик иск не признал, значит, судебные тяжбы могут продолжаться до бесконечности. Ну, а когда истице восстановят демонтированную трубу и, наконец, прекратятся ее мучения, сейчас ответить сложно.

Общество

Выпускники детских домов являются группой риска (Бизнес-класс. Архангельск)

В отрывных календарях на листке с датой 1 июня по-прежнему написано: "День защиты детей". В этот день выпускники пишут сочинение. В парках открываются аукционы. Всё как всегда. Однако в телевизионных выпусках новостей прозвучали факты и цифры, омрачившие радость наступления летней поры. Сейчас, почти через столетие после Гражданской войны, Россия переживает мощную волну беспризорности. В течение прошлого года в стране официально зарегистрировано 400 тысяч неблагополучных семей и миллион несовершеннолетних правонарушителей. Только в Архангельской области 4,5 тысячи детей и подростков состоят на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Безусловно, эта информация содержит пропагандистский заряд, тем не менее масштабы бедствия никак нельзя недооценивать. Трагическая ситуация назревала десятилетиями, и помимо социально-экономической пропасти, наиболее очевидной, есть более глубокая - пропасть отчуждения. В детских домах, прототипы которых были созданы в первые десятилетия советской власти, продолжают расти люди. С трёх до восемнадцати лет они живут в частичной изоляции от мира. Некой усреднённой, искусственно созданной реальности, которая лишена мощного эмоционального посыла, связанного с извечной ценностью материнства и нормальной семьи.

На произвол судьбы

Пока сирота (или сирота при живых родителях) находится в стенах детского дома, он ограждён от настоящих проблем и противоречий, с которыми ему неизбежно предстоит столкнуться. Подростку гарантирован более или менее устроенный быт, необходимый минимум одежды, ежедневный пансион, подарки от шефов и спонсоров. Противоречия, возникающие внутри детского коллектива, и нередкие конфликты между воспитанниками и воспитателями не афишируют. Распределение ролей в каждом конкретном случае только отчасти зависит от руководства и взаимоотношений в педагогическом коллективе, но это тема для совсем другой статьи.

В Архангельской области 30 детских домов, 3 детских школы и три интерната. Семь из тридцати шести заведений находится в Архангельске. В настоящее время все они финансируются из областного бюджета. Ежегодно на базе девяти и одиннадцати классов детские школы и интернаты выпускают от 450 до 500 человек, в прошлом году - 482. Сейчас попробуем задуматься о том, что ждёт выпускников детских домов вне стен государственного учреждения. Ведь считанные единицы из них поступают в вузы и колледжи, далеко не все находят теперь место и в системе профессионально- технического образования. Даже социальная стипендия, которую могут получить особо одарённые, не даст им возможности обеспечить себя. Будем честны. Получение профессии и трудоустройство для сироты в мире, где даже неплохие в недалёком прошлом специалисты месяцами стоят в очереди на бирже труда, в подавляющем большинстве случаев - цель недостижимая.

Куда податься "лишнему человеку"?

Согласитесь, никто не сгущает краски. В России действуют старые законодательные нормы: по достижении совершеннолетия государство обязано предоставить выпускнику детского дома жильё. Будет ли домом комната в ветхом жилищном фонде или место в общежитии? Помыкавшись в поисках места под солнцем, они нередко приватизируют свою комнатушку, и при первой же возможности продают её, как только достигают следующего оговорённого законодательством возрастного предела - двадцати трёх.

Чрезвычайно важно, кто встретился на пути этих юношей и девушек за пять лет, хотя вероятность благополучного исхода снижают психологические особенности бывших воспитанников детских домов. Беда в том, что они воспитаны потребителями: неплохо знают свои права, но прочно усвоили, что "государство им должно", а следовательно, "должны все". На самом деле это неудобные, трудные молодые люди, от общения с ними стараются уйти те, кто считает себя благополучным, зато криминальные структуры всегда готовы принять в свои ряды агрессивных неудачников, которыми легко манипулировать. Система основательно устарела Детские дома и интернаты становятся объектами спонсорства для больших и малых предприятий бизнеса. К сожалению, мало кто сегодня задумывается, что телевизоры, компьютеры, вороха игрушек и одежды - далеко не то, что помогает отверженным детям утвердиться в жизни и найти себя. Посетив десятки неблагополучных семей и детские дома, руководитель торговой сети "Шик" Ольга Епифанова, объединив усилия с НП "Архангельский деловой центр-инкубатор МП", профинансировала беспрецедентный благотворительный проект. Незадолго до начала выпускных экзаменов завершился цикл из трёх учебно-производственных семинаров для воспитанников детских домов. Юношей и девушек 16 - 18 лет, которых хоть мало- мальски волнует вопрос, как жить дальше, рассчитывая только на свои силы. Цель совместного проекта - адаптация подростков к условиям рыночной экономики.

Семинары проводила известный психолог - доцент МИУ, консультант Архангельского делового центра Ольга Рогач (на снимке вверху), она обозначила три важные для детей темы: "Секреты успешного общения", "Коммуникативные навыки" и "Искусство самопрезентации". Пока рано говорить о каких-либо результатах.

На первых порах в ходе семинаров в полной мере выявились те качества подростков, которые будут только препятствовать их включению в социум. Далее они учились осознавать свои сильные и слабые качества, усваивали новые установки: "Я - ценный работник", "Я - предприниматель", стараясь обозначить собственную личность на фоне агрессивной безликой массы - ведь она может безвозвратно поглотить их после первых же разочарований.

"Нам удалось расшевелить ребят, - говорит менеджер по персоналу компании "Шик" Елена Ступникова, искренне и глубоко заинтересованная в результативности проекта. - Надо непременно продолжить работу. Подростки, с которыми мы познакомились на семинарах, представляют категорию риска, они остро нуждаются в психологической поддержке и, что очень прискорбно, совершенно не приучены к труду.

У меня сложилось впечатление, что законодательная база по воспитанию детей-сирот основательно устарела. Давно не менялись учебные программы. Думаю, пора менять всю систему. Наверное, самым разумным выходом в создавшейся ситуации может стать инвестирование средств в создание семейных детских домов, и, вполне возможно, в первую очередь в сельской местности, чтобы привычка трудиться формировалась с детства".

Соцзащита (Коношский курьер)

В старости страшно оставаться одному: пенсия маленькая, болезни одолевают. От отчаяния людей спасают социальные работники, обслуживающие пенсионеров на дому. В ГУ "Комплексный центр социального обслуживания" работают 67 человек, на их попечении 221 человек. К своим подопечным они ходят два, а при необходимости и три раза в неделю, приносят продукты, лекарства, помогают в уборке дома, а весной и огородных работ хватает. Но самое главное - общение со стариками, которые рады поговорить с соцработником, поделиться своими заботами, рассказать о своих болячках.

По нормативам, за каждым социальным работником закреплено по восемь человек. Раньше, до создания ГУ "Комплексный центр социального обслуживания", была даже очередь на обслуживание. Сейчас ее нет, все нуждающиеся в помощи ее получают. Как рассказала нам директор центра Л.П.Ермак, с начала этого года они обслужили более тысячи человек. Назвала некоторые любопытные цифры. Всего оказано разных услуг более 42 тысяч, одних только продуктов из магазина принесли более 5 тонн, 15,5 тысячи ведер воды, уборка проведена на площади 76 тысяч квадратных метров, побелено 160 печек, накормлено 30 собак и кошек, оказана и другая помощь. Плата за оказание отдельных видов услуг не обременительна для пенсионеров, поэтому они охотно принимают помощь. В частности, того же юриста, который взят в штат, парикмахера и других специалистов. Работники центра готовят документы для постановки на очередь престарелых в дома-интернаты.

А еще, рассказывает Лидия Павловна, центр планирует открыть прачечную, а для организации досуга - клуб "Приятные встречи", где бабушки и дедушки могут познакомиться, пообщаться и даже... пожениться. Есть одна пара в пос.Ерцево, которая решила жить вместе - ему за 70 лет, а ей - 67. Сейчас оба готовятся к свадебке.

Чтобы своими глазами увидеть, в чем заключается работа сотрудников центра, как оценивают их деятельность пенсионеры, мы напросились на визит к одной из пожилых женщин с социальным работником Г.В.Голубоковой.

Галина Владимировна родом из Вожегодского района, одно время работала на свинокомплексе, а после его закрытия встала на учет в центре занятости. Здесь-то и подсказали ей о вакансии соцработника. И вот уже третий год ходит она к своим подопечным, которые называют ее не иначе, как дочкой. Ведь принести продукты из магазина, лекарства - из аптеки, сделать уборку в квартире - это одно. Соцработник должен быть и коммуникабельным, добрым, обаятельным, чтобы поговорить с человеком о его житье-бытье, рассказать ему новости, поднять настроение. Бывшая учительница Ольга Анатольевна Денисова, подопечная Галины Владимировны, считает, что ей очень повезло с помощницей. Рассказывает:

- Видно, Бог послал мне Галину. Я всегда жду ее прихода, она такая приветливая, внимательная. Мы с ней обо всем на свете переговорим, иной раз она мне подскажет какие-то рецепты блюд, а то и я чему-нибудь ее научу.

Лидия Павловна Ермак назвала еще много других своих работников, которые от всего сердца ухаживают за престарелыми, немощными людьми. Это И.Н.Шилова, С.И.Помешкина (Подюга), Н.Б.Гурьева (Коноша). О.Н.Кузнецова (Тавреньга), А.А.Прудникова (Хмельники), свыше 10 лет уже работают в этой системе М.Ю.Дьячкова (Вохтома), Н.Ю.Клюшанова (Ерцево), Г.М.Середа (Подюга) и другие. Всех их она поздравляет с профессиональным праздником, желает успехов в работе, здоровья, счастья.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.