Юристы правозащитного общества "Мемориал" обратились к прокурору Рязанской области Юрию Рыжкову с просьбой организовать личный приём Екатерины Кемешевой и проконтролировать ход расследования убийства её сына.

Жительница г. Сасово Рязанской области Кемешева обратилась в общественную приёмную правозащитного общества "Мемориал" с заявлением, что в ходе расследования дела об убийства её сына Александра были допущены грубые нарушения УК РФ: сотрудник прокуратуры подменил вещественные доказательства.

23 октября 2000 г. Сасовской межрайонной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по факту убийства сына Кемешевой в баре ЧП "Меньшова". Производство предварительного следствия было поручено старшему помощнику сасовского межрайонного прокурора Рябову, который в этот же день произвел выемку одежды и обуви Сарычева, подозреваемого в совершении преступления. Одежда была описана и направлена на экспертизу.

В январе 2001 г. Кемешева получила копию заключения эксперта. В тексте заключения содержалось описание одежды, которое, по её словам, значительно расходилось с описанием, составленным при изъятии. Кемешева обратилась в Сасовскую межрайонную прокуратуру с ходатайством об осмотре вещественных доказательств. Следователь осмотрел предметы, установив, что в деле действительно фигурирует другая одежда.

По мнению Кемешевой и её адвоката, вещественные доказательства - кожаная куртка, спортивная куртка и шапка - были подменены сотрудником прокуратуры Рябовым еще до отправки на экспертизу. Екатерина Кемешева самостоятельно опрашивала свидетелей убийства и считает, что Сарычев совершил преступление не в одиночку, а вещи подозреваемого были подменены для того, чтобы отвести подозрения от соучастников.

Кемешева подала в Сасовскую межрайонную прокуратуру заявление о подмене вещественных доказательств. В возбуждении уголовного дела было отказано. По версии прокуратуры, Н. Рябов составлял описание предметов одежды со слов присутствовавших при выемке третьих лиц, чем объясняются возможные допущенные неточности в описании.

Впоследствии Сасовский районный суд отменил постановление прокуратуры, и, как говорят юристы рязанского "Мемориала", "включился механизм "пинг-понга": в течение 3 лет "дело Кемешевой" расследовалось в Сасовской, Рязанской областной и Кадомской прокуратурах.. Шесть раз прокуратура отказывалась возбуждать уголовное дело, и все шесть постановлений прокуратуры были впоследствии отменены решениями суда на том основании, что проверка по заявлению Кемешевой была проведена неполно.

По мнению Ирины Ананьевой, юриста рязанского "Мемориала", "в деле Кемешевой имеются признаки преступления, предусмотренного статьей 303 УК РФ - фальсификация доказательств. Кроме того, нарушено гарантированное Европейской Конвенции право на эффективное расследование случая смерти". В настоящее время рязанский "Мемориал" готовит жалобу на следователя Сасовской межрайонной прокуратуры.