На линии фронта становится спокойнее. Пресс-конференция Бернара Фасье. Компромиссы. Региональные проекты. Российский фактор. Предвыборный Карабах.

На линии фронта становится спокойнее

Бакинская "525-я газета" сообщает, что 29 мая армянские формирования обстреляли позиции азербайджанской армии по нескольким направлениям. С 12.00 в течение 20 минут велся обстрел азербайджанских позиций в районе села Мазамли Газахского района. С 18.30 до 20.30 перестрелка продолжалась в Геранбойском районе, где обстреливались азербайджанские позиции близ села Босунлу. С 18.55 до 19.05 армянская сторона обстреливала позиции близ села Ашагы Аскипара Газахского района, а с 19.35 до 19.45 огонь был открыт по позициям близ села Юсифджанлы Агдамского района. Армянская сторона использовала автоматическое оружие и снайперские винтовки.

30 мая армянские силы обстреливали с 21.50 до 22.15 азербайджанские позиции у села Тагибейли Агдамского района. В тот же день с 21.15 до 23.35 армяне обстреливали азербайджанские позиции у села Мазамли Газахского района. В обоих случаях обстрел велся из снайперских винтовок, автоматов и пулеметов. Азербайджанская сторона была вынуждена открыть ответный огонь. В результате перестрелки был ранен житель села Мазамли Газахского района, сообщает пресс-служба Минобороны АР. ("525-я газета").

По сообщению агентства Day. Az, армянская сторона 31 мая вновь нарушила режим прекращения огня в зоне нагорно-карабахского конфликта, и в результате перестрелок в Тертерском районе погиб солдат азербайджанской армии Зафар Халилов.

Как сообщает "Арминфо", в министерстве обороны Нагорного Карабаха (НК) опровергли очередное сообщение бакинских СМИ о перестрелке на линии соприкосновении вооруженных сил Азербайджана и НК. По словам руководителя пресс-службы Минобороны НК Сенора Асратяна, накануне на всей линии соприкосновения вооруженных сил конфликтующих сторон царил мир и каких-либо инцидентов зарегистрировано не было. Очередное сообщение о перестрелке в Тертерском районе - не что иное, как дезинформация, заявил Асратян. Агентство отмечает, что в последнее время пресс-служба Минобороны АР ежедневно распространяет дезинформацию, обвиняя армянскую сторону в нарушении режима перемирия.

Нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана нежелательны и могут отрицательно повлиять на переговоры по карабахскому урегулированию, сказал в беседе с азербайджанским агентством "Turan" личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспршик. По мнению Каспршика, в последнее время наблюдается тенденция снижения количества перестрелок. Дипломат не назвал число потерь сторон за последнее время, сказав, что официальными сведениями располагают министерства обороны двух стран.

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспршик, в беседе с журналистами в Ереване сообщил, что во время встречи в Варшаве президенты Армении и Азербайджана обещали принять более действенные меры для исключения нарушения режима прекращения огня. Каспршик опроверг информацию о том, что в ходе одного из мониторингов с армянской стороны был открыт огонь и что факт этот был подвергнут мониторинговой группой осуждению. Посол отметил несколько причин нарушения режима прекращения огня: "Дело в том, что когда кто-то бывает ранен или убит, данная сторона стремится отомстить и в свою очередь открывает огонь. Как правило, нарушения перемирия наблюдаются весной, поскольку в это время начинаются полевые работы, крестьяне подходят к позициям, что вызывает негативную реакцию у противной стороны. Кроме того, ситуацию осложняет то, что позиции сторон приблизились друг к другу. Солдаты слышат определенные звуки, начинают нервничать и открывают огонь. В ответ стреляет и другая сторона". Вместе с тем, он отметил маловероятность того, что эти местные очаги могут перерасти в широкомасштабные военные действия. Каспршик отверг также целесообразность введения миротворческих сил: "Думаю, что 11-летнее сохранение режима прекращения огня показывает, что стороны способны сами контролировать ситуацию. Хотя, конечно, кое-где бывают неожиданные вспышки. Однако если даже миротворческий контингент будет введен, а у сторон не будет политической воли сохранить перемирие, то эти силы никакой пользы не принесут".

Как сообщает бакинская "525-я газета", 1 июня миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в районе населенного пункта Караханбейли Физулинского района. Как сообщили в пресс-службе Министерства обороны Азербайджана, никаких эксцессов на данном участке во время мониторинга не произошло. Мониторинг был осуществлен в соответствии с мандатом личного представителя действующего председателя ОБСЕ. С азербайджанской стороны его провели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Питер Кий, Мирослав Выметал и Торстен Арен.

Вместе с тем, по сообщениям информационного портала МИД НК и ряда армянских информагентств, азербайджанская сторона, в отличие от карабахской, не вывела членов миссии наблюдения на свои передовые позиции. Группу же, осуществлявшую наблюдение с позиций Армии обороны НК, возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛПДП) ОБСЕ, посол Анджей Каспршик. В состав группы входили координатор офиса ЛПДП ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия) и полевой помощник ЛПДП Олександр Самарский (Украина). Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. Мониторинг прошел согласно намеченному графику, нарушений режима прекращения огня не было зафиксировано.

Пресс-конференция Бернара Фасье

Как сообщает бакинская "525-я газета", 27 мая сопредседатель Минской группы ОБСЕ (МГ) от Франции Бернар Фасье провел пресс-конференцию в посольстве своей страны в Азербайджане. Фасье положительно оценил результаты встречи президентов Азербайджана и Армении в Варшаве и заявил, что отныне сопредседатели еще более активизируют усилия по решению карабахской проблемы: "Если обратить внимание на ход процессов, то станет ясно усиление деятельности сопредседателей. Представьте, что в последние два месяца мы провели несколько встреч с министрами иностранных дел. Переговоры с министрами завершились встречей президентов в Варшаве. Не прошло и недели после обсуждений в Варшаве, как мы приехали в Баку и вновь провели переговоры с Эльмаром Мамедъяровым (министр иностранных дел Азербайджана - прим. ИА REGNUM). Все это свидетельствует об активизации усилий по разрешению проблемы. Должен сказать, что на варшавской встрече президентов стороны поняли важность активизации взаимных усилий". По словам дипломата, пишет газета, в первых числах июня сопредседатели встретятся с министром иностранных дел Армении Варданом Осканяном. Затем примерно в середине июня сопредседатели проведут совместную встречу с обоими министрами, на которой будут обсуждены общие вопросы. В июле сопредседатели планируют совершить поездку в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах: "После варшавской встречи президенты не выступили с заявлением, и начали распространяться разговоры о крахе мирных переговоров. Такие разговоры не имеют никакой основы. Напротив, усилилась вера в результативность переговоров. Стороны понимают, что настало время для подписания мирного соглашения". Фасье заявил также, что сопредседатели не виноваты в нерешенности до сих пор карабахской проблемы, и выразил уверенность, что отныне на переговорах будет достигнут прогресс. По его мнению, до сих пор поворота в решении проблемы не было оттого, что стороны этого не желали: "Однако ныне положение изменилось". Согласно бакинской газете, говоря о нарушениях режима перемирия, Фасье сказал, что неверно обвинять за нарушения перемирия одну только Армению и что перемирие нарушается обоюдно: "Война - самый плохой выход. Забывать об этом нельзя. Если даже вы победите в войне, многое потеряете. Молодое поколение станет жертвой войны. Ослабеют экономические возможности государства. Поэтому думать следует не о войне, а о мире".

К теме пресс-конференции Бернара Фасье обратилась и бакинская газета "Эхо". По словам газеты, французский дипломат категорически отказался комментировать перепалку между МИД Азербайджана и Армении, когда в Баку заявили, что Армения готова вывести войска из семи "оккупированных" районов Азербайджана, а в Ереване это категорически опровергли. Как заявил французский дипломат, он не будет комментировать заявления министров и других чиновников, и призвал журналистов помнить, что между публичными декларациями и тем, что реально обсуждается на переговорах, есть большая разница. При этом, пишет газета, Фасье "добавил интриги", заявив, что на варшавской встрече президентов "мы от разговоров ознакомительного характера вплотную приблизились к переговорам о принципиальных вопросах урегулирования". Касаясь вопроса нарушения режима прекращения огня, Фасье заявил, что попытки выяснить виновного - "это спор о яйце и курице", потому как любой конфликт, от детской ссоры до войны двух государств, предполагает наличие двух сторон". Это заявление, пишет "Эхо", вызвало весьма острую реакцию аудитории.

По мнению бакинской газеты "Зеркало", наиболее важным стало заявление дипломата об отсутствии конкретного документа, обсуждаемого сторонами. Кроме того, пишет газета, Бернар Фасье отметил, что в ходе переговоров основной акцент делается на двух параметрах: выводе армянских войск из районов вокруг Нагорного Карабаха и статусе Нагорного Карабаха. Сопредседатель отказался комментировать вопрос о наличии или отсутствии принципиальных договоренностей по этим вопросам, однако оговорился, что стороны уже начали работу над деталями. При этом, пишет газета, сопредседатель отметил, что заявления сторон после варшавской встречи направлены "для внутреннего пользования". Фасье также заявил о понимании сторонами конфликта необходимости открытия границ между Арменией и Азербайджаном, а также Арменией и Турцией. Анализируя выступление Фасье, "Зеркало" пишет: "При сопоставлении отдельных фраз получается, что в Варшаве президенты Армении и Азербайджана достигли конкретных договоренностей, дело осталось за согласованием деталей. Однако, осознавая сложность восприятия любого компромиссного мира, главы государств продолжают делать заявления, приятные "для внутреннего пользования". Но при этом процесс достижения мира является настолько "хрупким", что нет полной уверенности в том, что стороны впоследствии не отступят от достигнутых договоренностей". В любом случае, заключает газета, даже при наличии принципиальных договоренностей ожидать скорейшего разрешения конфликта невозможно. Согласование деталей и соответствующая обработка общественного мнения может затянуться на долгие годы.

"525-я газета" сообщает также о встрече Бернара Фасье с министром обороны Азербайджана Сафаром Абиевым. Согласно газете, в беседе с Абиевым Бернар Фасье заявил: "Все международное сообщество согласно, чтобы конфликт был решен в рамках территориальной целостности Азербайджана. Это так и должно быть".

Газета "Голос Армении", обобщая сообщения различных информагентств о пресс-конференции Бернара Фасье, делает "осторожный" вывод, что главной формулой переговоров продолжает оставаться формула "территории взамен на статус", а также предполагает, что президент АР Ильхам Алиев в Варшаве дал принципиальное согласие на неподчинение Степанакерта Баку. "А как именно, на каких гарантиях, в какой очередности будут выводиться войска и как именно будет юридически оформлен статус НКР - это те самые "детали", над которыми посредники намерены активно работать в ближайшее время. Когда именно будет завершена эта работа и примут ли ее народы Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха - это уже другие, не менее, если не более, сложные вопросы..."

Компромиссы

В скором времени начнется процесс освобождения "оккупированных" территорий. Об этом, согласно агентству Day.Az, заявил депутат азербайджанского парламента Анар Мамедханов. "Полагаю, что мои прогнозы по поводу освобождения оккупированных территорий оправдают себя в течение ближайшего года". По его словам, освобождение, в первую очередь территории Агдамского района, более выгодно армянам: "Армяне превратили Агдам в руины. Можно сказать, что такого района практически не существует". Мамедханов также сообщил, что освобождения Физулинского и Джабраильского районов будет требовать азербайджанская сторона. Сказав о том, что население названных районов, в основном, размещено в Горадизе Физулинского района, депутат отметил, что официальный Баку намерен добиваться скорейшего освобождения этих районов: "А Губадлы и Зангилан армяне будут стремиться освободить в более позднее время, ввиду того, что они ближе других расположены к их границам. Я пришел к такому выводу, основываясь на свою собственную логику. Отслеживая ход событий, я убеждаюсь в том, что мои прогнозы оправдывают себя. Проблема будет решена именно таким образом".

Газета "Иравунк", со ссылкой на дипломатические источники, утверждает, что в Варшаве президенты Армении и Азербайджана Роберт Кочарян и Ильхам Алиев "все же достигли окончательной договоренности относительно передачи Азербайджану освобожденных территорий по схеме 5+1+1". Газета считает, что именно этим можно объяснить то, что азербайджанские и турецкие политические деятеля откровенно, а сопредседатели Минской группы ОБСЕ - "с осторожным оптимизмом" заговорили о "прогрессе", имеющем место в процессе урегулирования карабахского вопроса.

"Воинственные заявления со стороны Баку по вопросу нагорно-карабахского урегулирования могут завести переговорный процесс в тупик. Если азербайджанская сторона продолжит руководствоваться теми же принципами, не исключаю, что независимость Нагорного Карабаха будет признана официальным Ереваном", - заявил председатель партии "Наследие", первый министр иностранных дел Армении Раффи Ованнисян. Он также указал на право народа Нагорного Карабаха на самоопределение согласно международным нормам. Как сообщает ИА REGNUM, представляя свое видение путей урегулирования конфликта, Ованнисян заявил, что НК, наряду с Арменией и Азербайджаном, должен стать полноправным членом переговорного процесса. При этом лидер партии указал на возможность предложения азербайджанской стороне обмена находящегося под контролем армянских войск Физулинского района на Северный Мартакерт, находящийся, соответственно, под контролем азербайджанских вооруженных сил (ВС), а также обмен Агдама на Шаумян и Геташен. "Необходимо открыть региональные коммуникации, проложить прямой путь от Каспийского до Черного моря. Армянской стороне необходимо подготовить иск в международный трибунал в свете высказываний азербайджанской стороны о правовой стороне решения конфликта". Залогом решения карабахского конфликта, считает Ованнисян, также являются обеспечение в Армении и Азербайджане демократических выборов, установления дипломатических отношений с Турцией, решение коммуникационных, приграничных, экономических вопросов между Нагорным Карабахом, Арменией, Азербайджаном и Турцией, а также возвращение беженцев с обеих сторон в места их проживания. "Это варианты, предусматривающие компромиссы", - подытожил Раффи Ованнисян.

Газета "Азг" отмечает, что после варшавской встречи и Ереван, и Баку делают оптимистические заявления, "правда - выборочно". Так, пишет газета, армянская сторона заявляет о положительном сдвиге в вопросе статуса Нагорного Карабаха, а азербайджанская указывает на 7 приграничных Карабаху районов, утверждая, что Ереван готов их возвратить. При том, отмечает газета, "сдержанный оптимизм" Еревана и Баку не разделяет Степанакерт. По словам министра иностранных дел Нагорного Карабаха Армана Меликяна, варшавские переговоры вызвали большой интерес, однако "никаких видимых результатов нет". "Сопредседатели утверждают, что прогресс есть. Однако в чем этот прогресс - пока не ясно. Никакой прогресс, никакое предварительное соглашение не могут осуществиться без согласия и участия народа Нагорного Карабаха, без обсуждения вопросов с руководством НКР. В этом отношении мы можем быть спокойны, ждать видимых результатов процесса. Пока этих результатов нет. Есть взаимные оптимистичные заявления, и если они небезосновательны, то это неплохо". Газета считает, что это заявление можно трактовать двояко. Ереван посредством Степанакерта посылает посредникам сигналы, напоминающие о том, что в вопросе урегулирования приоритетны взгляды народа и властей Нагорного Карабаха, либо в позициях Еревана и Степанакерта есть определенные разногласия. Одно точно, отмечает с горечью газета, в процессе урегулирования Карабах превратился в объект, то есть предмет спора между Арменией и Азербайджаном.

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.

Господин Гукасян, в июне предусмотрена встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Может ли случиться, что в ходе этой встречи на стол переговоров ляжет какой-либо документ, включающий в себя новые элементы?

Нет, невозможно. Потому что все возможные варианты давно уже известны, и я не думаю, что может быть сказано что-либо новое.

Если все возможные варианты были рассмотрены и оказались неприемлемыми для сторон, какой смысл имеет продолжать переговоры?

Процесс продолжается и, думаю, стороны должны созреть. И в первую очередь это относится к Азербайджану.

Что скажете об упорных слухах о схеме 5+1+1, по которой Азербайджану якобы должны быть возвращены освобожденные территории?

Это несерьезный подход, поскольку вопрос районов не может обсуждаться вне общего контекста. Мы ставим вопрос статуса, азербайджанцы ставят вопрос территорий. То есть у наших позиций нет точек соприкосновения.

Думаете, когда-нибудь они будут?

Уверен, что когда-нибудь будут. Я не Нострадамус, чтобы сказать когда конкретно, но думаю, что будут. У нас нет альтернативы - мы должны урегулировать этот вопрос за столом переговоров. Но когда это станет возможным - не знаю.

А разве сопредседателями Армении и Азербайджану для решения вопроса дано неограниченное время?

Не думаю, что они нам предоставляют время - время всегда наше, и мы сами заинтересованы в том, чтобы вопрос был урегулирован как можно скорее.

Где проходит граница приемлемых для президента НКР компромиссов?

Если Азербайджан не говорит ни о каких уступках вообще, то нам говорить о компромиссах бессмысленно.

Региональные проекты

Наличие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан укрепляет перспективу мирного урегулирования карабахской проблемы и исключает возможность возобновления военных действий, заявил журналистам глава МИД Армении Вардан Осканян. По его словам, сообщает "АРКА", после ввода в эксплуатацию нефтепровода начало военных действий уже зависит не только от Азербайджана. "Против подобного решения этой страны выступит не только Армения, но и все мировое сообщество со своими структурами и частным бизнесом. Действительно, Азербайджан в этом смысле встал перед серьезными ограничениями", - заявил Осканян.

Те, кто утверждает, что неучастие в программе нефтепровода Баку-Джейхан является поражением армянской дипломатии, - люди, которые готовые превратить Карабах в предмет торга, поскольку очевидно, что только отказавшись от Карабаха можно было бы провести нефтепровод по нашей территории, заявил журналистам министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. ("Айкакан жаманак").

Соседи Армении и архитекторы региональной политики должны понять, что политология не принимает понятие "черные дыры", и если они будут пытаться держать Армению в коммуникационной блокаде, обходить Армению всеми возможными путями, то они прежде всего должны понять, что в этом случае стабильность и безопасность в таком виде невозможны. Об этом, согласно "Ноян Тапан", заявил руководитель парламентской фракции партии "Дашнакцутюн" Левон Мкртчян. В этом смысле, отметил он, партия "очень спокойно относится" в том числе и к открытию нефтепровода Баку-Джейхан, поскольку всегда против любой карты есть другая. По убеждению депутата, у Армении есть многочисленные факторы противодействия и "она не безнадежна и не осуждена". Руководитель фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян положительно оценивает любую функцию, обеспечивающую экономическое усиление региона Южного Кавказа. "Развитие определенных экономических объемов Азербайджана, считаю, также будет способствовать определенным положительным процессам в регионе. С этим связываю и вопрос решения карабахской проблемы", - отметил депутат-республиканец. По мнению руководителя фракции "Оринац Еркир" Самвела Баласаняна, для вовлечения в региональные программы необходима серьезная дипломатическая работа, активизация роли Армении в регионе и отношений с соседними государствами. По словам руководителя фракции "Справедливость" Виктора Даллакяна, подобное развитие событий в регионе (запуск региональных коммуникационных проектов без участия РА) может быть опасным для Армении. По его словам, противовесами региональным программам могут быть утверждение демократии и развитие свободных экономических отношений в Армении.

Газета "Пакагиц" ("Скобки"), в связи со "сдержанно-нервным заявлении" премьер-министра Армении Андраника Маргаряна о том, что "открытие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан нарушает экономический баланс в регионе и Армения обязана найти альтернативные пути для сохранения баланса", пишет, что беспокойство в связи с запуском нефтепровода на уровне главы правительства выражается, по существу, впервые, "хотя строительство это длилось целых три года и крупнейшие нефтяные компании вкладывали в него миллиарды долларов". В статье, озаглавленной "Не слишком ли долго спит "кавказский тигр"?", газета пишет, что подчеркнутое равнодушие, "а точнее, видимость равнодушия официального Еревана к региональным проектам", является ни чем иным, как проявлением "страусиной политики".

Формулу "Азербайджану - нефть, Карабаху - независимость" предложила газета "Айоц Ашхар". Считая, что Азербайджан, начавший после установления перемирия строительство нефтепровода Баку-Джейхан, "достиг того, к чему стремился", газета пишет: "Со своей стороны Нагорный Карабах при поддержке Армении должен получить то, что уже неоднократно фиксировалось в ходе переговорного процесса - стать переговорной стороной и быть признанным международным сообществом. В противном случае геополитическая "кинолента" может начать прокручиваться в обратном направлении, ставя под угрозу и нефть, и перспективу достижения мира".

Российский фактор

Карабахская проблема стала осевым вопросом для Армении и Азербайджана. Любое внутриполитическое событие в них происходит проверку карабахским фактором. Как сообщает "Ноян Тапан", такое мнение высказал в своей статье заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Македонов. По его мнению, карабахская проблема - это и российская проблема, поскольку две закавказские общины вошли в десятку самых крупных российских этносов, а значит "карабахизация" стала также одним из российских факторов. Говоря о роли России в будущем урегулировании, эксперт считает, что политика России должна опираться на ресурс диаспоры. По его мнению, для начала было бы целесообразно наладить взаимодействие двух этнических общин. В сегодняшних условиях было бы целесообразно отказаться в "разрешении нагорно-карабахского кризиса от постановки пока двух проблем, по которым стороны не могут найти взаимоприемлемый компромисс. Со стороны Азербайджана - это требование "освобождения" т.н. оккупированных армянами районов и одновременного с этим возвращения беженцев-азербайджанцев". С армянской стороны (Армения и Нагорный Карабах) - разрешение вопроса о политико-правовом статусе Нагорного Карабаха. Эксперт считает, что необходимы действительно компромиссные формулы, позволяющие дать ощущение того, что урегулирование сдвинуто с "мертвой точки". И такие формулы могла бы предложить российская дипломатия. По его мнению, реальное продвижение по достижению компромисса и ощущение некоторых подвижек могло бы сработать и на пользу России, и на урегулирование конфликта, окончательное разрешение которого, конечно же, дело не сегодняшнего дня. России нужны и Армения (традиционный союзник), и Азербайджан (имеющий помимо геополитической важности пророссийские массовые настроения). Успех в деле армяно-азербайджанского примирения сделал бы безальтернативным российско-грузинский диалог. Следовательно, ключ к стабилизации всего Кавказа лежит сегодня в сфере армяно-азербайджанского урегулирования при активной помощи России, если на то будет ее политическая воля, заключает Македонов.

Вопрос о выводе российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки, ставший предметом длительных и трудных переговоров между Грузией и Россией, хотя и является внутренним делом этих двух стран, вместе с тем грозит перерасти в региональную проблему, пишет газета "Аравот". Об этом свидетельствует нота МИД Азербайджана, переданная поверенному в делах России в Азербайджане Петру Бурдыкину. Официальный Баку выразил озабоченность возможной переправкой из этих баз в Армению боевой техники и вооружения. "Этот шаг не послужит интересам мира и безопасности в регионе и еще больше обострит ситуацию и в без того сложном процессе урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, в котором в настоящее время появилась хрупкая надежда на достижение прогресса в переговорах. Более того, это может отразиться на российско-азербайджанских отношениях", - говорится в ноте азербайджанского МИД.

В МИД Азербайджана представлен официальный ответ российской стороны на ноту о переводе в Армению части российских военных баз из Грузии. Об этом заявил журналистам временный поверенный в делах России в Азербайджане Петр Бурдыкин. "Сегодня я передал официальный текстовый ответ в МИД Азербайджана по этому вопросу. В ноте говорится о том, что речь может идти только о передаче вооружения с одной российской военной базы на другую российскую военную базу, а не о передаче Армении - это полный вымысел, это невозможно", - подчеркнул российский дипломат. "Нашу страну просят как можно скорее вывезти вооружение из Грузии - мы находимся под довольно сильным прессингом. Изначально велись переговоры для того, чтобы все эти вооружения в нормальных условиях вернуть в Российскую Федерацию, но было оказано очень большое давление, не только со стороны Грузии, но и со стороны других государств, которые настаивают на ускорении". Бурдыкин считает, что эта передислокация не отразится на армяно-азербайджанском конфликте. "Эта передача не направлена против какой-то из третьих стран, она ни в коей мере не повлияет на нагорно-карабахское урегулирование, она не противоречит международным соглашениям, поэтому, мне кажется, не имеет смысла всерьез говорить и раздувать это, если не в целях какого-то омрачения российско-азербайджанских отношений", - подчеркнул дипломат. ("Ноян Тапан").

Бакинская газета "Эхо", ссылаясь на агентство "Туран" сообщает о том, что Россия планирует перебросить в Армению из Грузии не менее 40 танков. "У нас нет данных, которые передает "Туран", - заявил газете начальник управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде. - По официальным каналам такой информации не поступало. В случае подтверждения факта переброски какой бы то ни было военной техники в Армению, Азербайджан рассмотрит вопрос о принятии соответствующих мер". "Эхо" сообщает также, что в Минобороны Азербайджана отказались комментировать эти сообщения, сославшись на то, что у них нет на то соответствующих полномочий. Как должны отреагировать структуры власти Азербайджана в случае подтверждения информации о передислокации 40 российских танков из Грузии в Армению? - спрашивает газета. По словам члена комиссии Милли меджлиса (парламента АР, ММ) по вопросам обороны Эльмана Мамедова, соответствующие предупреждения России о возможности дальнейших жестких шагов официального Баку уже сделаны. "Во время недавних дней ММ в России наш спикер Муртуз Алескеров поставил этот вопрос и перед главой Совета Федерации Сергеем Мироновым, и перед главой Госдумы Борисом Грызловым. Мы заявили, что если отношение нашей страны к этому вопросу не будет принято во внимание, Азербайджан сделает заявления в Совете Европы, Евросоюзе, ООН и других международных организациях о том, что такими действиями Россия специально нагнетает напряжение между Арменией и Азербайджаном, вооружает одну из конфликтующих сторон, что в конечном счете может привести к возобновлению войны.... Считаю, что Россия использует этот вариант как рычаг давления на Азербайджан. Мне кажется, что и наш президент, и МИД, и ММ выражают недвусмысленно свое отношение к происходящему. Но какой толк от этого? Что нам еще остается? Мы посылаем ноты, делаем заявления, а Россия продолжает поступать по-своему". "Я не могу понять бездеятельность нашего правительства, - заявил независимый азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. - Пора от слов переходить к делу. Требуется поставить вопрос ребром перед международными структурами, настоять на их подключении к решению этой проблемы и пресечь намерения России. Лично я считаю, что сейчас идет зондирование почвы на предмет того, как будет реагировать Азербайджан. В этой ситуации наша страна вместе со своими стратегическими партнерами должна заявить самый решительный протест. Даже если половина танков из называемой цифры будет передана Армении, этого станет достаточно для того, чтобы эта страна завтра стала наглеть еще больше. Международное сообщество в состоянии пресечь эти попытки, если азербайджанская дипломатия будет работать на опережение событий. Ведь в документах Стамбульского соглашения 1999 года не было сказано, что Россия может вывести свои базы на территорию другого государства. Армения - это не территория России, хоть там и находится 102-я база".

Ситуацию, связанную с выводом российских военных баз из Грузии, прокомментировал азербайджанскому еженедельнику "Обозреватель" советник по внешней политике посольства РФ в Азербайджане Ачахмат Чекунов. Представляя порядок вывода военных баз, дипломат подчеркнул, что ни личный состав, ни вся тяжелая техника российских баз в Ахалкалаки и Батуми в Армению выводиться, а тем более передаваться армянской стороне, не будут. "Это обстоятельство само по себе снимает любого рода обеспокоенность Азербайджана в связи с вопросом вывода российских баз из Грузии. Опасения некоторых азербайджанских политиков и дипломатов о том, что российские базы из Грузии якобы будут переведены в Армению, усилив тем самым военную мощь Еревана и попутно создав угрозу процессу карабахского урегулирования, не имеют под собой никаких оснований. Любые утверждения на этот счет, мягко говоря, не выдерживают критики и свидетельствуют в лучшем случае о незнании комментаторами сути вопроса, а в худшем - целенаправленной дезинформации общественности с целью возбуждения антироссийских настроений", - заявил Чекунов. "Что касается утверждений о выводе из Грузии в Армению части российской тяжелой техники, то возможна только переброска по наземным дорогам на российскую базу в Гюмри некоторых видов боеприпасов из Ахалкалаки для их использования российскими же войсками на этой базе в ходе плановых военных учений с боевой стрельбой на территории Армении". По словам советника посольства РФ, если уж руководство НАТО не испытывает какого-либо беспокойства по поводу того, куда и как будут выводиться личный состав и военная техника из российских баз в Грузии, то данный вопрос вряд ли должен вызывать такое неоправданное опасение в политических и военных кругах Азербайджана, "не говоря уже о форменном психозе, демонстрируемом со страниц ряда оппозиционных газет". При этом, Чекунов предлагает "и некоторым американским сенаторам, гостящим в Баку", комментировать в первую очередь политику своего правительства по вопросу практического и теоретического военного присутствия США в других странах, в частности, в Азербайджане. "Мода некоторых американских политиков посещать Азербайджан в окружении бравых военных в блестящих мундирах, безосновательно выражая при этом беспокойство по поводу политики России в регионе, отстоящем от США на десятки тысяч километров, может свидетельствовать о том, что Вашингтон ищет соринку в чужом глазу, чтобы скрыть факт присутствия бревна в своем собственном". Дипломат призывает перестать по любому поводу нагнетать обстановку и выступать с беспочвенными заявлениями, способными нарушить и отравить с таким трудом достигнутое доверие и дружбу между Россией и Азербайджаном. "Можно себе представить, во что превратились бы отношения между РФ и АР, если бы по каждому посещению Азербайджана американскими гражданскими и военными чиновниками, заявляющими о планах размещения в этой стране военных баз или мобильных сил США, Москва спешила бы передать Баку то ноту протеста, то требовала публичных объяснений".

Газета "Аравот" обращает внимание на то, что Кремль официально не обращался к властям Армении и не ведет переговоры относительно перевода своих баз в Армению. Об этом, пишет газета, на днях заявил министр иностранных дел РА Вардан Осканян, добавив, что "в случае принятия подобного решения вопрос должны будут решать Армения и Россия". "Аравот" передает также мнение армянских наблюдателей, согласно которому переброска российских баз из Грузии в Гюмри не может иметь правовых последствий, "поскольку РФ вряд ли осмелится принять решения, противоречащие соглашению "Об ограничении крылатых вооружений в Европе", тем более, что мониторинговые миссии ОБСЕ регулярно проводят в Армении мониторинг этой сферы". "Даже официальные армяно-российские переговоры по данному вопросу, возможно, ограничатся достижением соглашения между министрами обороны двух стран, в обход Национальному Собранию, поскольку власти РА могут сослаться на уже существующие армяно-российские соглашения и заявить, что речь не идет о новом соглашении и что вопрос укладывается в рамки уже действующего документа". Некоторые эксперты считают, что в случае вывода своих баз из Грузии в Армению российская сторона в рамках двустороннего соглашения может всего лишь поставить об этом в известность власти РА. В эти рамки, отмечает газета, укладывается и недавнее заявление министра обороны Армении Сержа Саркисяна о том, что "это не означает создание в Армении новой российской базы". Поэтому как политические круги Армении, так и эксперты основной акцент делают на сугубо политических последствиях и политическом подтексте проблемы. "С этой точки зрения принятие Россией подобного решения может иметь два последствия: во-первых, вызвать дополнительную напряженность на данном этапе сложного армяно-азербайджанского переговорного процесса, во-вторых, провалить возможный армяно-турецкий диалог". Между тем, считает "Аравот", воодушевление, которое армянские власти выражают по этому поводу, еще раз подтверждает слова одного из российских официальных лиц: Армения - форпост России.

Предвыборный Карабах

Как известно, 19 июня в Нагорном Карабахе состоятся очередные парламентские выборы. Начата предвыборная гонка, в ходе которой, в эти дни, развернулась беспрецедентная борьба между политическими силами. По словам редактора газеты "Еррорд Уж" ("Третья Сила") Ваграма Агаджаняна, невероятно распалившиеся страсти достигли, мягко говоря, недопустимых пределов: "Некоторые, потерявшие чувство меры кандидаты предпринимают такие яростные атаки на своих конкурентов, что, кажется, забыты и Азербайджан, и неурегулированный конфликт, и продолжающиеся в регионе опасные процессы". Редактор, отмечая, что "о развитии демократии в НК двух мнений быть не может", считает своим долгом предупредить карабахских читателей о том, что, согласно надежным источникам газеты, "в Арцахе (армянское название Карабаха - прим. ИА REGNUM) проходит апробация последнего абхазского сценария". Некоторые заинтересованные силы, пишет Агаджанян, намерены "раскачать карабахский корабль" с целью найти какого-нибудь "Багапша". Тем же силам, считает редактор, невыгодно видеть общественность Арцаха сплоченной, поскольку это мешает им по-своему "урегулировать" карабахскую проблему. "И для этого им надо расколоть общественность Арцаха лживыми демократическими лозунгами". Отмечая, что основной мишенью критики становятся кадровые вопросы и социальная сфера, автор указывает, что это именно те точки, в которые бьют организующие новейшие революции центры. Редактор напоминает, что общественность находящейся в состоянии войны страны не имеет права на раскол. "Раскол, раздоры, стычки - непозволительная роскошь для малочисленного, почти с четырех сторон окруженного народа".

"Любые выборы, которые марионеточный режим хочет провести в Нагорном Карабахе, являются недействительными с точки зрения международного права", - заявил в интервью агентству "Тренд" начальник информационного управления МИД Азербайджана Таир Тагизаде. Как сообщает бакинская "525-я газета", по словам Тагизаде, "подобные незаконные действия армян отрицательно воспринимаются не только со стороны Азербайджана, но и со стороны международной общественности, а также Минской группой ОБСЕ, и результаты таких мероприятий не признаются". Согласно газете, многие азербайджанские общественные организации выступили с резким протестом против подготовки "армянских сепаратистов" к проведению выборов в парламент "марионеточного режима".

На вопросы ИА "Де-Факто" ответил лидер Национально-демократического союза Вазген Манукян.

Скажутся ли последние развития событий вокруг процесса по карабахскому урегулированию на проведении парламентских выборов в НКР?

Я не думаю, что это как-то связано с выборами. В Карабахе давно понимают, что проведение нормальных выборов важно не только в плане обеспечения доверия в карабахском обществе и внутреннего развития страны, но и для международных отношений. С этой точки зрения, я не думаю, что те переговоры, которые ведутся сегодня по карабахскому урегулированию, могут как-то сказаться на этих выборах. На первый взгляд кажется, что Карабахское государство - маленькое, однообщинное, но карабахское общество - довольно-таки развитое, в нем есть как проправительственные, так и оппозиционно настроенные политические силы. Насколько я могу судить, взаимные подозрения есть, но, по всей вероятности, предстоящие парламентские выборы будут проходить гораздо честнее, чем те, которые проходят в Армении.

Есть оценка, что это мнение людей, желающих просто покритиковать низкий уровень демократии в Армении. Как Вы смотрите на эту точку зрения?

Честно говоря, без развития демократии в Армении невозможно глубокое развитие демократии в Карабахе: это взаимосвязанные процессы, причем движение должно быть не из Карабаха в Армению, а наоборот - из Армении в Карабах. В то же время нужно констатировать, что в Карабахе по разным причинам выборы проводятся более честно. Во-первых, играет роль то обстоятельство, что Карабах - маленькое государство, население небольшое, все друг друга знают, и применять силовые или грязные методы в отношениях просто стыдно. В отличие от мегаполисов, где это чувство теряется, в маленьких общинах, маленьких государствах и городах оно сохранилось и сохраняется по сей день. Во-вторых, карабахцы понимают, что решение карабахского вопроса так или иначе зависит от того, насколько Карабах будет демократичным. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, что на политической арене есть действующие лица, и от них тоже многое зависит.

Может ли демократичность выборов пострадать из-за повышенной активности политических сил Карабаха, напряженной предвыборной борьбы между проправительственными и оппозиционными силами, которая наблюдается именно перед этими парламентскими выборами?

Я согласен с оценкой, что на этот раз в Карабахе пройдут более эмоциональные выборы. Хотя не думаю, что это приведет к каким-то эксцессам, столкновениям. Здесь имеет значение и то, что Аркадий Гукасян уже заявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на следующих президентских выборах. То есть с этой поры в Нагорном Карабахе идет борьба за будущую власть, поэтому накал будет более сильным.

Имеет ли значение демократический характер выборов в вопросе международного признания Нагорно-Карабахской Республики?

Естественно. Решение карабахской проблемы многофакторно. Помимо геополитических задач, в этом плане большое значение имеет и то, какую роль играет общество на этой территории, какое государство создается - подобно ли оно тем государствам, которые считаются демократическими, или нет? Чем подобнее оно, тем легче этому государству разговаривать с другими государствами, легче найти общий язык.

Могут ли международные структуры под нажимом Азербайджана выступить против выборов в НКР и принять меры по их недопущению?

Я не вижу такой силы, которая могла бы воспрепятствовать свободному волеизъявлению карабахского народа. При помощи давления никто - будь то Азербайджан или какое-либо другое государство - не может влиять на проведение выборов и их результаты в Нагорном Карабахе. Это четкая машина, которая работает уже на протяжении лет.

На ваш взгляд, каким будет расклад сил в будущем парламенте Нагорного Карабаха?

Честно говоря, меня это не интересует. В любом случае, при любом раскладе сил, нужно будет сформировать правительство, которое будет соответствовать этому раскладу сил и продолжать управлять государством. И тогда все будет нормально. На мой взгляд, для будущего Карабаха имеет значение, насколько честными будут выборы, насколько люди будут доверять итогам выборов, но абсолютно не имеет значения, у кого в парламенте будет перевес голосов.

То есть в случае, если оппозиция получит большинство в парламенте, это никак не повлияет на дальнейшее государственное строительство Карабаха?

В плане внешней политики Карабаха ничего не изменится. В отношении идеологических предпосылок развития экономики и общества ничто не изменится: то есть та философия, на которую опираются власти и оппозиция, приблизительно одна и та же. Что касается внутренней жизни, то в Карабахе, как и в Армении, есть болезни, связанные с коррупцией, с превышением полномочий должностными лицами и т.д. Естественно, люди, находящиеся в оппозиции, критикуют это. В результате парламентских выборов будет приток свежей крови, приток свежих сил, что, в свою очередь, может даже пойти на пользу Карабаху.

А может ли это привести к смене власти?

Если оппозиция получит большинство, то это повлияет на состав правительства. А через несколько лет в Нагорном Карабахе пройдут президентские выборы, исход которых сегодня трудно спрогнозировать. Да и вопрос: за эти несколько лет увеличится или уменьшится доверие избирателей к оппозиции? Посмотрим, будущее покажет.

Бакинская газета "Эхо", напоминая, что министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян сообщил о приглашении на выборы в парламент НК наблюдателей из зарубежных стран и международных структур, пишет, что приезд любых представителей иностранных государств на "оккупированные азербайджанские земли" в качестве наблюдателей за выборами получит жесткую оценку официального Баку. Начальник управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде, пишет газета, считает, что речь идет о лицах типа господина Фрэнка Паллоне (конгрессмен США, известный своей проармянской позицией - прим. ИА REGNUM), "которые регулярно посещают Нагорный Карабах в силу своих узкополитических интересов, продиктованных особенностями политической системы тех государств, в которых они развивают свою, с позволения сказать, политическую деятельность". "Я не думаю, что в этом списке могут появиться какие-то новые лица. После обнародования НКР списка международных наблюдателей, Азербайджанская Республика рассмотрит соответствующие шаги в отношении тех лиц, которые считают для себя возможным посещение сепаратистского образования". Так, член комиссии Милли меджлиса по вопросам нацбезопасности Рауф Гурбанов считает, что Азербайджану на официальном уровне следует, во-первых, объявить персонами нон грата тех лиц, которые будут участвовать в наблюдении за выборами в НК, и, во-вторых, запретить у себя деятельность тех международных организаций, "которые осмелятся направить туда своих представителей".