Отсутствие установки на объединение с Ненецким АО и дети в нечистотах: обзор прессы Архангельской области за 3 июня

Архангельск, 3 июня 2005, 15:03 — REGNUM  

Политика

Николай Киселёв: будем строить дороги (Лесные новости)

На минувшей неделе глава администрации области Николай Киселёв впервые после своего избрания обратился с посланием к депутатам областного Собрания, назвал главные направления развития области, обозначил приоритеты, по которым будет строиться жизнь региона в ближайшие годы. В конференц-зал администрации области помимо депутатов облсобрания были приглашены и лесопромышленники - руководители крупных лесных компаний.

Если честно, то никаких иллюзий относительно губернаторского послания я не питал, не ожидал, что лесному комплексу в нём будет уделено достойное место. В чём-то опасения оправдались, а в чём-то - нет. К сожалению, в послании не было приведено достаточно цифр, не было глубокого анализа ситуации и прогноза развития отрасли. Но, наверное, не это главное - в послании необходимо задать направления для работы. Отмечу самые принципиальные, на мой взгляд, заявления губернатора относительно лесного комплекса.

Отрадно, что сегодня администрация области от решения сиюминутных задач по наполнению бюджета переходит к стратегическому планированию, а повышение благосостояния населения видит не как результат повышения налогов и сборов с производителей, а как результат развития промышленности. Причём главной точкой экономического роста на среднесрочную перспективу (если верить посланию) должен стать именно лесной комплекс. И уж потом - машиностроение, строительная, минерально-сырьевая и транспортная отрасли.

Из послания следует, что в администрации области произошёл определённый перелом в отношении к ЛПК. Позволю процитировать Николая Киселёва:

- Хочу поставить точку в бесплодных спорах относительно развития транспортных коммуникаций в лесопромышленной отрасли. Областная администрация может и будет участвовать в их строительстве. Но доступ к лесным ресурсам в приоритетном порядке получат только те предприятия, которые участвуют в строительстве дорог и внедряют технологии глубокой переработки древесины.

Похоже, произошло то, о чём так долго говорили лесопромышленники. Сегодня в администрации области есть не только понимание необходимости участия в строительстве дорог, но и определены источники средств на это строительство.

Также глава администрации заявил, что готов вместе с депутатами областного Собрания отстаивать интересы предприятий на федеральном уровне. Особенно в решении проблемы совместного финансирования дноуглубительных работ на лесосплавных реках. Дноуглубление не только снизит себестоимость доставки леса и грузов, но и обеспечит транспортную доступность отдалённых районов.

Николая Киселёва также беспокоит, что крайне медленно внедряются технологии переработки отходов лесного и деревообрабатывающего производств, почти не обновляется оборудование, не используются значительные ресурсы лиственной древесины.

Спустя год после вступления Николая Киселёва в должность губернатора администрация области от бесплодных упрёков в адрес лесопромышленников пришла наконец к пониманию проблем отрасли. Если областной бюджет возьмёт на себя финансирование строительства лесных дорог и в вопросах модернизации производств не будет придерживаться позиции "мы вас понимаем, но ничем помочь не можем", а станет оказывать действенную помощь лесникам, можно будет надеяться, что всё задуманное получится.

Итак, заявление сделано. Пора переходить к делу?

Не хватает верной установки (Волна)

24 и 25 мая в Архангельске прошли совместные заседания рабочих групп Архангельской области и Ненецкого автономного округа (НАО) по предварительному рассмотрению проекта договора об основах отношений между органами государственной власти Архангельской области и НАО.

Об итогах заседаний мы попросили рассказать одного из участников - депутата областного Собрания, члена комиссии по государственному устройству, местному самоуправлению и связям с НАО Александра Харина.

- Александр Владимирович, насколько мне известно, отношения между Архангельской областью и НАО в настоящее время регулируются договором, которому еще и года нет, - подписан в ноябре 2004-го. Чем, скажите пожалуйста, вызвана необходимость подписания нового соглашения?

- Необходимость подписания нового соглашения между двумя равноправными субъектами Федерации, каковыми являются Архангельская область и НАО, вызвана тем, что срок действия договора N 944 от 25.11.2004 года, о котором вы упомянули, истекает 1 января 2006 года, и его пролонгация, к счастью, не предусмотрена.

- К счастью?

- Именно так. Дело в том, что ныне действующий договор с юридической точки зрения несовершенен и для Архангельской области крайне невыгоден.

- И вы можете это доказать?

- Попробую. В соответствии с частью 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области. Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджет области подлежат зачислению 22 наименования налоговых доходов, собираемых на территории автономного округа. Но это - только в том случае, если иное не предусмотрено договором между органами государственной власти области, в состав которой входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа. Органы государственной власти Архангельской области и НАО договорились об ином: о фиксированной сумме налоговых доходов, поступающих в бюджет области. В пункте 6 статьи 2 договора установлено, в частности, что общая сумма налоговых доходов, поступающих в бюджет Архангельской области в 2005 году, должна составить 500 млн рублей. По моим подсчетам, в результате такой "фиксации" область недополучит в 2005 году от НАО сотни миллионов рублей.

- Нужно было просить большую сумму?

- Нужно было установить в договоре процентное соотношение распределяемых между бюджетами налоговых доходов.

- И что бы это области дало?

- Сумма в 500 миллионов рублей рассчитывалась исходя из цены нефти - а именно нефть и наполняет бюджет НАО - в 28 долларов за один баррель. В январе 2005 года цена одного барреля составляла 40,02 $, в феврале - 40,65 $, в марте - уже 47,87 $. А вот теперь сами подсчитайте, сколько миллионов рублей дополнительно поступило бы в областной бюджет в результате установления процентного соотношения распределяемых между бюджетами налоговых доходов.

- Подсчитать не трудно, куда труднее понять, почему в ноябре 2004 года между Архангельской областью и НАО был заключен договор на заведомо невыгодных для области условиях.

- От имени Архангельской области договор подписал губернатор Николай Киселев. Подписал, судя по всему, не глядя.

- Что вы этим хотите сказать?

- Только то, что Николаю Ивановичу некогда договоры читать: нужно же перетряхивать аппарат областной администрации, инспектировать состояние дорог в областном центре, на телеэкранах нужно мелькать:

- Не любите вы губернатора, как я погляжу:

- Я к Николаю Ивановичу нормально отношусь, но считаю, что многое из того, чем губернатор занимается, отвлекает его от исполнения прямых обязанностей. Его - я это точно знаю - ждут во многих районах области, а он почему-то не едет. От него и от его аппарата ждут конкретных действий по реализации закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но реальных действий почему-то нет:

- Н-да: Но вернемся, однако, к состоявшемуся 24 - 25 мая предварительному рассмотрению проекта договора об основах отношений между органами государственной власти Архангельской области и НАО. Не обошлось, поди, без разногласий?

- Не обошлось. Разногласия имели место, и стороны зафиксировали их в соответствующем протоколе. Рабочая группа Архангельской области, в частности, считает, что в проекте договора следует отразить, что в бюджет Архангельской области должны отчисляться доходы от федеральных налогов и сборов, собираемых на территории НАО, в следующих размерах:

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 32 процента;

- налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - по нормативу 2,5 процента;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья, за исключением газа горючего, - по нормативу 2,5 процента.

Рабочая группа Ненецкого округа с этими цифрами не согласна.

- И какие цифры она предлагает?

- В администрации НАО считают, что Архангельской области вполне достаточно 1,4 процента доходов от налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью и 1,4 процента доходов от регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при исполнении соглашения о разделе продукции в виде углеводородного сырья. Свою позицию рабочая группа НАО аргументирует тем, что, начиная с 2005 года, федеральное законодательство не регулирует распределение налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью между сложносоставными субъектами РФ, а налог на прибыль организаций никогда не распределялся между этими субъектами.

- Это все разногласия?

- Нет, не все. Мы полагаем, что для подготовки проекта договора администрация Ненецкого автономного округа должна представить информацию по расходным обязательствам бюджета округа. Рабочая группа НАО считает, что предоставление этой информации нецелесообразно. Есть и другие - менее, правда, существенные - разногласия. - А о чем вам удалось договориться?

- Договорились, что работа по подготовке проекта договора будет продолжена 25 июня в Нарьян-Маре. Поручили экономическим и финансовым подразделениям органов государственной власти Архангельской области и НАО изучить вопрос о структуре и объемах прогнозируемых доходов на 2006 - 2008 годы. Решено, кроме этого, проводить совместные консультации с целью выработки и проведения информационной политики в области информационного обеспечения договорных отношений и совместных программ социально-экономического развития двух регионов.

- Ни о чем, иначе говоря, существенном не договорились. Почему?

- Потому что у договаривающихся сторон изначально отсутствовала единственно верная установка - на объединение Архангельской области и НАО в один субъект Федерации. Но такую установку могли дать членам рабочих групп только главы администраций - Архангельской области и НАО.

Но не дали.

Общество

На общественных слушаниях жители Архангельска высказались против строительства бензозаправки (Вести Поморья)

Более полутора тысяч жителей областного центра высказались против строительства бензоколонки в районе швейной фабрики в Архангельске. Соответствующие подписи переданы представителям нефтяной компания "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" в ходе общественных слушаний, которые состоялись вечером 2 июня в парке имени Ломоносова.

Напомним, бизнесмены планируют возвести на этом месте заправочный комплекс с автоматической мойкой. По закону, чтобы получить разрешение на стройку, необходимо согласие населения. Большинство против. Во-первых, из-за проблем с экологией, этот район перенасыщен автотранспортом, а, во-вторых, по этическим соображениям: в середине 30-х годов здесь расстреливали и хоронили репрессированных.

На общественных слушаниях горожан убеждали, что ухоженная территория лучше, чем запущенное болото. Владимир Иванчиков, генеральный директор ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" заявил, что фирма за свой счет сделает 5 километров лыжной трассы.

Но большинство, судя по недовольным крикам - против строительства. "Вы не имеете права, говорят люди, - в этом парке в сталинские времена расстреляли и захоронили несколько сотен репрессированных. Александр Копосов, архангелогородец: "Мы знаем, что здесь лежат кости расстрелянных людей. Нельзя здесь ничего строить. Здесь парк, пусть он будет огорожен и будет нормальный парк для отдыха, чтобы люди приходили с гулять с детьми, приходили гулять с собаками, но ничего здесь строить нельзя".

Однако есть и те, кому идея строительства бензоколонки, вернее последующее благоустройство территории, по нраву. Юрий Будиев, председатель областной организации жертв политических репрессий "Совесть": "Они тут облагородят, и будет нам даже лучше, будет подступить к нашему памятному месту".

Не дают согласие на строительство бензоколонки местные жители еще и потому, что этот район сильно перегружен автотранспортом. С чистым воздухом здесь проблема. Жильцы сделали запрос в Архангельский центр мониторинга окружающей среды. Любовь Чеснокова, руководитель отдела по защите прав граждан компании "Финансовая Экспертиза": "Уровень бензопирена, это канцероген, который вызывает опухольные заболевания - превышает допустимые нормы в 3-4,5 раз. Еще 600-700 автомобилей в сутки и все, господа".

Инстанции, без разрешения которых строительство бензоколонки не начать, бизнесмены прошли практически все. Осталось дождаться мнения экологов и местного населения. Народ уже высказался: против. Однако последнее слово будет за мэрией областного центра. Письменный ответ, по закону, должен быть дан не позднее чем через 30 дней с момента обращения.

Происшествия

В песочницу текут нечистоты, а дети пускают в них кораблики (Правда Севера)

Вот уже два года текут нечистоты из канализационных люков возле дома N 9 по улице Лермонтова в Архангельске. Мы неоднократно обращались в МЖКП-9, 5 мая этого года подали заявку в "Водоканал" и ООО "Велес-Норд", но никто так и не отреагировал.

В День Победы из-за переполненных люков и застоя в квартирных стояках все нечистоты полились через унитазы в квартиры на первых этажах. Снова звонили в "Водоканал" и в аварийную службу, но нам ответили, что поселок Краснофлотский не их территория. Обращались в разные службы 11 и 13 мая - безрезультатно. Наконец 19 мая с помощью депутатов был устранен засор в квартирных стояках. А люки как текли, так и текут. 25-го - новый запрос и ответ: насос забит, идет ремонт.

В итоге насосная станция, которая обслуживает дома на Лермонтова (9, 11, 13 и детский сад), отключает насос с 16 часов пятницы до понедельника, чем ставит нас в невыносимые антисанитарные условия. После отключения насоса у наших подъездов образуются огромные лужи из нечистот. А в одном только доме N 9 проживают восемь детей. Нам страшно выпускать их на улицу - даже песочница заполняется нечистотами, а дети умудряются пускать там кораблики!

Обращались мы и в ООО "Декон" к мастеру Десневу А.Н., и к начальнику насосной станции Кримнус Г.П., и к Чуркину А.В. из ООО "Велес-Норд", но они ссылаются друг на друга и не могут решить, в чьи обязанности входит чистка и откачка из канализационных люков. Это не единичный случай нарушения наших прав коммунальными службами, обслуживающими остров Краснофлотский.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.