Российская Федеральная служба по тарифам (ФСТ) рассмотрела 31 мая вопрос о тарифах на импортные перевозки железорудного сырья (ЖРС) через сухопутные пограничные переходы с Украиной. По итогам заседания было решено, что украинскую железную руду станут ввозить в страну по внутрироссийским тарифам - при условии, что ее перевозка будет осуществляться в российских вагонах.

Как отмечает "Российская Газета", проблема завышенных тарифов на этом направлении давно и серьёзно тревожила металлургов, которые страдали от усиливающейся монополизации российской сырьевой отрасли. Крупнейшие металлургические комбинаты страны связывали с выравниванием тарифов едва ли не единственную надежду на оздоровление рынка железорудного сырья. Тревоги металлургов разделяли и в правительстве, поскольку без появления цивилизованной конкуренции среди поставщиков ЖРС российская металлургическая отрасль могла быть задушена завышенными ценами, что неизменно отразилось бы на темпах роста отечественной экономики в целом.

На российских металлургических комбинатах надеются, что появление реальной конкуренции со стороны украинских поставщиков заставит российские горно-обогатительные комбинаты (ГОКи) проводить более адекватную ценовую политику, и внутренние цены на железорудное сырье снизятся хотя бы до уровня общемировых. Все последние месяцы они заметно превышали общемировой уровень, и российским металлургическим комбинатам руда с российских же ГОКов обходилась порой в полтора раза дороже, чем она продавалась на экспорт. Немаловажным является тот факт, что "исключительные" тарифы будут действительны только при условии осуществления перевозок российскими вагонами. Таким образом, речь идет о загрузке и дополнительном росте доходов ОАО "Российские железные дороги". По предварительным расчетам, ОАО "РЖД" получит дополнительный доход в размере более 1 млрд. руб. От решения ФСТ выигрывает и российская экономика в целом, локомотивом которой все последние годы становились металлургические предприятия. Именно на них опережающими темпами проводилось техническое перевооружение производства, осуществлялись смелые инвестиционные проекты, внедрялись новые интеллектуальные технологии. Сырьевой кризис угрожал сворачиванием всех перспективных инвестиционных и социальных программ, что могло привести к ухудшению не только количественных, но и качественных показателей российского экономического роста.

Единственной стороной, не вполне довольной принятым ФСТ решением, остаются российские поставщики сырья. Новые тарифы на украинском направлении лишают их тех сверхдоходов, которые они получали, пользуясь отсутствием конкуренции. Впрочем, металлурги уже заявили о готовности увеличивать производство, а это значит, что отечественное ЖРС будет по-прежнему востребовано на внутреннем российском рынке, при условии адекватных и конкурентных цен на него.