Georgian-Trance-Expedition - крупнейшая грузинская транспортно-экспедиторская компания. В качестве экспедитора и агента компания участвует в проекте строительства трубопровода Баку -Тбилиси- Джейхан, тесно сотрудничает с гуманитарными программами UNDP, WFP. Georgian - Trance - Expedition является генеральным агентом "UZVNESHTRANS" во всем Евроазиатском транспортном коридоре с офисом в Ташкенте, агентом крупной французской контейнерной линии APL. Имеет сеть дочерних компаний в ряде стран СНГ. Партнерами компании являются крупнейшие мировые компании по перевозкам K&N IBRAKOM, CMA, UZVNESHTRANS, WAKEFIELD INSPECTION SERVICE, DUNAVANT, CCIC, BP. Единственная экспедиторская компания в Грузии, которая включена в хлопковый бизнес Центрально- Азиатского региона. Согласно информации, предоставленной в офисе компании, в 2004 году компания перевезла 176 000 тонн труб для проекта Баку-Тбилиси-Джейхан, обслужила 6 000 контейнеров. Оборот компании за 2004 год достиг 20 млн. долларов.

ИА REGNUM: Г-н Окруашвили, компания "Georgian-Trance-Expedition" признана лидером на грузинском рынке перевозок. Как бы Вы оценили 9 лет ее деятельности?

В целом я доволен, за 9 лет мы многое сделали, однако, очень много нужно еще сделать. Многие факторы, как объективные, так и субъективные мешают претворению в жизнь намеченного. Например, все сложнее работать с российским рынком. Общеизвестно, что проблемы в политических отношениях между двумя государствами, отражаются на бизнесе. Конечно, мне могут возразить, контакты ведь сохраняются. Но возникает много других вопросов, то же железнодорожное сообщение с Абхазией. Для нас, например, на сегодняшний день сообщение морем через Украину намного удобнее и легче, чем через Россию. Стараемся поставлять грузы посредством паромной переправы из российских портов. Очень хочется надеяться, что, в будущем, объем перевозок в Россию и из России возрастет.

ИА REGNUM: То есть компания вообще не осуществляет перевозок в Россию?

Осуществляем, но я бы не сказал, что они значительны. Был период, когда мы работали и на Россию, на Владикавказ, но последние годы в нашей деятельности превалирует Средняя Азия, в частности, Узбекистан. В начале нашей деятельности мы начали заниматься транспортировкой хлопка из Средней Азии, постепенно мы приобрели большие связи, наработали надежные схемы работы, партнеров.

ИА REGNUM: Чем еще занимается компания помимо транспортировки хлопка?

Перевозим все, что есть, любые грузы, любого типа, из любой точки земного шара. Через Грузию, минуя Грузию. Для государств Средней Азии транспортируем импортные грузы, долгосрочные товарные кредиты, которые, согласно специальным программам, американское правительство предоставляет Узбекистану. Эти грузы доходят до Поти (порт в Грузии - ред.), затем мы их разгружаем и везем в Среднюю Азию. Одна из наших компаний является агентом контейнерной французской линии CMA, мы обслуживаем эту компанию в Закавказье, являясь их представителем. Для нас очень важно доверие партнеров и клиентов.

ИА REGNUM: Есть ли у "Georgian-Trance-Expedition" конкуренты?

Есть. Масштабы конкуренции, конечно, не российские, но все же... Однако, я полагаю, нам легче и у нас есть преимущества, поскольку мы являемся пионерами в этом деле. А в самом начале, когда мы только начали перевозить хлопок, конкурентов у нас не было, мы, практически, были монополистами. Постепенно наращивали свою деятельность, признаюсь, было трудно.

ИА REGNUM: В налоговой и таможенной системе Грузии осуществлены реформы. С чем Вы согласны, а с чем нет?

Бизнесмен всегда не доволен налогами, тарифами и т.д. Новый Налоговый кодекс лучше предыдущего, но на мой взгляд, он сложен. Читаешь, и зачастую много вещей не ясно. Это мешает работе. Много неясных вопросов и в таможенном налогообложении. Хочется выразить благодарность руководству Федерация бизнесменов, которое регулярно устраивают встречи с начальником таможенного департамента, с начальником налоговой инспекции, на которых мы обсуждаем все волнующие нас вопросы.

ИА REGNUM: Как Вы расцениваете развитие экономики в Грузии?

Смотря какие отрасли рассматривать. Промышленность у нас пока действительно слабая, и, приходится констатировать, условия для ее развития далеко не блестящие. В основном, бизнес развивается в области инфраструктуры, этому способствует и очень выгодное географическое положение Грузии. Данный фактор обеспечивает и успешное развитие бизнеса в области транзитных перевозок.

ИА REGNUM: Сегодня в Грузии создано множество совместных предприятий с иностранным капиталом. К Вам поступали подобные предложения?

В нашем холдинге существует две компании, которые открыли совместные предприятия. Одной из нашей компании принадлежит 50% акций, остальная половина - иностранным партнерам. Мы обслуживаем в течении 2 лет проект Баку-Тбилиси-Джейхан, в этом проекте мы создали совместное предприятие с компанией "Кюн энд Нагель". Так что опыт взаимодействия с иностранными компаниями у нас большой, и, я в принципе, им доволен. Вообще, 70-75% наших потенциальных клиентов - это иностранные компании.

ИА REGNUM: Как "Georgian-Trance-Expedition" удалось выиграть тендер на поставку труб для нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан при столь жесткой конкуренции?

В 2002 году мы обратились с подобной идеей к компании "Кюн энд Нагель", поскольку сами по себе мы бы не смогли участвовать в этом тендере, а тем более победить в нем. Наше предложение заинтересовало "Кюн энд Нагель", в результате - было создано совместное предприятие. Победив в тендере, мы получили возможность осуществлять поставки труб для проекта в Грузию из Поти по грузинской железной дороге. Все трубы, которые нужны были для строительства трубопровода на территории Азербайджана, также разгружали мы. В целом, общий объем перевезенных и доставленных для проекта труб составил 400 000 тонн.

ИА REGNUM: Какие у компании связи с остальными закавказскими странами, Арменией и Азербайджаном?

В этих странах мы имеем свои контейнерные компании, есть представительства. Наша компания в этом году победила в тендере, объявленной World Food Programm по трем республикам Закавказья. Мы обеспечиваем перевозки в рамках этой программы и для Армении.

ИА REGNUM: Г-н Окруашвили, Вы хотели основать бизнес в Цхивальском регионе....

Да, хотел - совместные предприятия для грузин и осетин, и не в Цхинвали, а на приграничных зонах. Многое чего хотели, и в 1999, 2000 гг. сделали кое-что. Построили хлебопекарню, хотели открыть продуктовый магазин. Это по большому счету и не бизнес, а шаги для улучшения отношений. Но после лета 2004 года многое изменилось.

Вы также работаете с гуманитарной программой UNDP...

Да, мы победили в годовом тендере. Доставляли и перевозили муку, сахар по всей Грузии. В регионы доставляли также удобрения.

Отразились ли на деятельности компании - на экспорте хлопка на европейский рынок - последние событий в Узбекистане? Нет, как ни странно. Я принимал участие в конференции по проблемам экспорта и перевозки хлопка, на которую съехались почти все ведущие компании мира, те, кто покупает, перепродает, перевозит хлопок. Хлопок сегодня остается очень востребованным сырьем. А вот наш рынок, к сожалению, за последние несколько лет стал невыгодным для перевозки хлопка. Ведь перевозка узбекского хлопка на европейский рынок - наша традиционная деятельность. В 2002 году на хлопок начался бум в странах Дальнего Востока, теперь этот рынок нуждается в огромных партиях хлопка. Везти на Дальний Восток через Грузию не выгодно, поэтому это сильно отразилось на объемах, которые мы перевозили. Конечно, в Европе у нас остались партнеры, но все заводы Европы, инженерный состав, технологии, в основном, демонтированы и перевезены в Китай. Там очень дешевая рабочая сила, и очень благоприятная налоговая система. А мы думаем о новых горизонтах.