Украина направит свои войска в Карабах? Нагорный Карабах за неделю

Степанакерт, 30 мая 2005, 15:08 — REGNUM  

Перестрелки и мониторинг. Пражский процесс после встречи в Варшаве. Совет Европы. Нефтепровод и карабахская проблема. Было ли соглашение о 7 районах? Украина направит свои войска в Карабах? Региональные проблемы. Бакинские СМИ о предстоящих выборах в парламент Нагорного Карабаха.

Перестрелки и мониторинг

Азербайджанские СМИ продолжают обвинять армянскую сторону в нарушении режима прекращения огня на линии соприкосновения вооруженных сил (ВС) конфликтующих сторон. Согласно бакинской "525-й газете", 19 мая с 02.40 до 02.50 из автоматов, пулеметов и снайперских винтовок были обстреляны позиции азербайджанской армии, находящиеся в селе Чоджуг Мерджанлы Джебраильского района. В тот же день с 07.00 до 07.05 были обстреляны азербайджанские позиции, находящиеся в 1,5 км юго-восточнее села Юсифджанлы Агдамского района. Ответным огнем обстрел был подавлен. Жертв нет.

По сообщению агентства Day.Az, 22 мая с 21.15 до 21.30 вооруженные формирования Армении с позиций, расположенных на безымянной высоте в Иджеванском районе, подвергли автоматному и пулеметному огню азербайджанские позиции в районе села Бала Джафарли Казахского района. 23 мая ночью с 02.20 до 04.00 армяне обстреляли азербайджанские позиции близ "оккупированного" села Джераберт Тертерского района. По информации, полученной в пресс-службе министерства обороны Азербайджана, 23 мая с 19.50 до 19.55 армянские вооруженные соединения подвергли обстрелу из автоматов, пулеметов и снайперских винтовок азербайджанские позиции в районе села Куропаткино Ходжавендского района; с 19.50 до 20.10 часов - возле перевала Башкенд Гядабейского района; с 21.45 до 21.50 - близ села Тагибейли Агдамского района. Азербайджанская сторона открывала ответный огонь, жертв нет.

20 мая миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана на юго-восточном направлении, близ с. Горадиз. В группу, осуществлявшую наблюдение с позиций Армии обороны НК, входили полевые помощники личного представителя действующего председателя (ЛП ДП) ОБСЕ Мирослав Выметал (Чехия) и Олександр Самарский (Украина), а также представитель группы планирования высокого уровня ОБСЕ, полковник Андрей Гордиенко (Россия). Мониторинговую группу на территории Азербайджана возглавлял личный представитель действующего председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспшик. Перед началом мониторинга представители министерства обороны и министерства иностранных дел НК, сопровождавшие миссию ОБСЕ, зафиксировали два выстрела из стрелкового оружия, которые раздались с азербайджанской стороны. Мониторинг был проведен после получения с обеих сторон гарантий безопасности. Мониторинг прошел согласно намеченному графику. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Руководитель департамента конфликтологии Института демократии и мира Азербайджана, эксперт Ариф Юнус в беседе с бакинской "525-й газетой" заявил, что случаи нарушения режима прекращения огня бывали и раньше, однако стороны не раздували этот вопрос. Сейчас, считает эксперт, ситуация в обеих странах изменилась, поэтому стороны не заинтересованы в сокрытии этого вопроса от общественности. "Перемирие постоянно будет нарушаться до тех пор, пока Азербайджан не освободит свои земли от оккупации. Это никто не сможет предотвратить. Должностные лица Азербайджана, а также представители международных организаций неоднократно говорили об этом. Они хорошо знают, что при нарушении перемирия используется легкое оружие. То есть в этом процессе тяжелые бои не наблюдаются. Раньше считалось нецелесообразным извещать об этом общественность. Однако сейчас внутри обеих стран возникли некоторые проблемы. Поэтому для того, чтобы отвлечь общество от этих проблем, сейчас общественность информируется о нарушении перемирия". Юнус утверждает, что армяне не решаются предпринять серьезные боевые операции, так как в результате этого Армения может оказаться в плачевной ситуации.

Пражский процесс после встречи в Варшаве

Нагорно-карабахская проблема будет разрешена в рамках территориальной целостности Азербайджана. Об этом, передает агентство "Тренд", заявил 19 мая в Гяндже на совещании в администрации города президент Азербайджана Ильхам Алиев. По его словам, в процессе мирных переговоров наблюдаются определенные продвижения. "И эти продвижения наряду с политическими, дипломатическими успехами имеют место благодаря возрастанию экономического потенциала Азербайджана". Алиев сообщил, что провел в рамках саммита Совета Европы в Варшаве обсуждения с главами других государств по нагорно-карабахскому конфликту, "и справедливая позиция Азербайджана сегодня принимается международной общественностью".

Как сообщает бакинская газета "Зеркало", замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов, комментируя итоги варшавской встречи между президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Робертом Кочаряном, заявил, что армянская сторона готова к "серьезным обсуждениям". Дипломат отметил также, что после варшавской встречи переговоры на уровне глав МИД Азербайджана и Армении в ближайшее время будут продолжены. Азимов сообщил, что на переговорах по карабахскому урегулированию обсуждаются до девяти элементов, каждый из которых имеет подтемы. "В числе обсуждаемых вопросов: возвращение оккупированных территорий, вывод войск, обеспечение безопасности, создание условий для возвращения населения, очистка территорий от мин, реабилитация территорий. Более чувствительные политические вопросы могут быть обсуждены на последующих этапах". По словам Азимова, на повестке дня - вопросы создания условий для совместного проживания армянского и азербайджанского населения Нагорного Карабаха и решение других политических проблем. "Армения никогда официально не заявляла, что не вернет оккупированные территории. Она всегда заявляла, что не имеет притязаний на территорию другой страны", - сказал Азимов. Азимов сообщил также, что армянская сторона согласна на возвращение азербайджанцев в Нагорный Карабах. "В настоящее время ведутся переговоры над созданием на международном уровне гарантий для совместного проживания армян и азербайджанцев". Кроме того, добавил Азимов, Азербайджан готов на национальном уровне дать гарантии безопасности населению региона.

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ (МГ) Стивен Манн (США), Бернар Фасье (Франция) и Юрий Мерзляков (Россия) встретились с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. В ходе встречи стороны обсудили итоги переговоров президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, а также вопросы, касающиеся подготовки очередной встречи министров иностранных дел двух стран в рамках так называемого Пражского процесса. Радиостанция "Свобода" сообщает, что на пресс-конференции, созванной по окончании встречи, Бернар Фасье заявил, что президенты зафиксировали определенный прогресс в ходе переговоров в Варшаве. Он сообщил также, что в Варшаве президенты обозначили основные направления дальнейших переговоров.

"Значительный прогресс был достигнут, но не в нашу пользу. До тех пор, пока власть сохранит свое существование в нынешнем качестве, на нас будут оказывать давление", - заявил лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян, комментируя варшавскую встречу Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева. По словам лидера "НВ", пишет газета "Аравот", майская встреча окончательно убедила международное сообщество в том, что обе стороны ведут свою игру.

В статье, озаглавленной "Поэтапный путь - большая провокация или единственная возможность выхода из тупика?", азербайджанское агентство Day.Az отмечает, что отличительными чертами нынешнего формата переговоров по разрешению нагорно-карабахского конфликта стали постоянные срывы договоренностей, неопределенность, в которую превращается рисующий радужные перспективы Пражский процесс, "революционные прорывы" Эльмара Мамедъярова (министр иностранных дел Азербайджана), оканчивающиеся пустыми и обтекаемыми фразами очередной совместной встречи лидеров Армении и Азербайджана. Самое примечательное, пишет агентство, что, принимая необходимость компромиссов, действующие лица этой затянувшейся "геополитической трагедии" выходят на суд общественности с неизменно радикальной позицией. "Азербайджан все также грозится войной, Армения в противовес озвучивает сакральный термин "освобожденные территории" и устами официальных лиц отказывается рассматривать вопрос их обязательного возвращения. "В итоге компромиссы рассеиваются, представляя на суд обоих обществ неизменное взаимное непонимание". Агентство отмечает также "разброс мнений общественно-политической элиты Азербайджана: в то время как Мамедъяров видит разрешение проблемы на основе "пражских принципов", которые представляют собой ни что иное, как пресловутый поэтапный путь, что, в свою очередь подразумевать войну не может, остальная часть политической элиты рассуждает о скорейшем начале военных действий. Особое внимание привлекают набирающие популярность аналитические передачи на местных телевизионных каналах, где маститые независимые политологи, а также их проправительственные коллеги обсуждают разрешение конфликта с несколько необычным для реального Азербайджана окрасом. А именно поэтапный вариант, при котором статус Нагорного Карабаха остается открытым. Агентство считает, что вынос обсуждения вопроса "на суд" общественности именно под таким углом можно охарактеризовать как желание ответственных лиц донести до большинства возможность реальных компромиссов. Параллельно, пишет Day.Az, общественность Армении получает свою порцию "реальной перспективы", в виде выступлений министра обороны РА Сержа Саркисяна, основная идея которых - обязательный возврат "оккупированных" территорий. Оба направления возможных компромиссов воспринимаются весьма болезненно со стороны армянского и азербайджанского обществ, но, утверждает агентство, мировые процессы показывают, что иного пути в реальных условиях Южного Кавказа просто не существует.

"Сегодняшние власти Азербайджана никогда не смогут решить нагорно-карабахский конфликт, поскольку они просто не хотят его решить. Для них карабахский вопрос - самый удобный способ манипулирования умами азербайджанского общества. Кроме того, наличествуют и определенные внутренние причины того, что этот вопрос до сих пор не решен", - заявил в беседе с ИА REGNUM представитель Талышского национального движения (талышей Азербайджана) Фахреддин Аббосзода. "От этого конфликта страдают оба народа, сами карабахцы находятся в подвешенном состоянии. Для решения конфликта оба народа должны сказать свое веское слово", - заявил Аббосзода.

По мнению руководителя департамента конфликтологии Института демократии и мира Азербайджана Арифа Юнуса, на встрече президентов в Варшаве сдвигов в связи в урегулировании конфликта не было, пишет бакинская "525-я газета". По мнению эксперта, в этом году резких перемен в разрешении проблемы не ожидается, поскольку Азербайджан готовится к парламентским выборам. "Опыт прошлых лет показывает, что в год выборов все переговоры приостанавливаются. Но почему-то в последнее время некоторые говорят о достижении прогресса в процессе переговоров. Эти мнения не имеют никакого основания. Этот метод используется для того, чтобы отвлечь общественность от внутренних проблем, которые наблюдаются в настоящее время как в Азербайджане, так и в Армении". По мнению Юнуса, заключение мирного договора в период правления Роберта Кочаряна невозможно, поскольку в противном случае правление Кочаряна может завершиться: "Нынешние власти Армении стремятся добиться компромисса от Азербайджана. А в этом случае Азербайджан может лишиться Карабаха. Такой шаг не предпримет ни одно правительство. Азербайджанский народ не отдаст Карабах. Поэтому в такой ситуации говорить о заключении перемирия слишком рано".

Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян считает, что преждевременно говорить о результатах состоявшейся в Варшаве встречи президентов Армении и Азербайджана. "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ утверждают, что есть прогресс, министры иностранных дел считают, что можно говорить о прогрессе, и главы внешнеполитических ведомств должны продолжить рабочие встречи. Но в чем этот прогресс, пока не ясно. Во всяком случае, мы должны четко осознавать, что любое развитие, связанное с карабахской проблемой, или любая предварительная договоренность не могут претворяться в жизнь без согласия и участия народа Нагорного Карабаха, без обсуждения вопросов с властями НКР. В этом смысле мы должны быть спокойны, дождаться видимых результатов данного процесса. Пока этих результатов нет. Есть просто взаимные оптимистичные заявления. И если они имеют под собой основу, то это неплохо'', - заявил министр иностранных дел НК в интервью, данном Общественному телевидению Карабаха. ("А1+").

Представители армянских интернет-СМИ надеются на взаимоприемлемое и справедливое решение карабахского вопроса в рамках Пражского процесса, которое наилучшим образом учтет интересы всех сторон конфликта. Об этом говорится в совместном заявлении представителей армянских интернет-ресурсов относительно Пражского переговорного процесса и принципов разрешения карабахского конфликта. "Мы не видим никакого противоречия между принципами права наций на самоопределение и территориальной целостности государств. Оба принципа вполне могут быть применены для решения карабахского вопроса", - отмечается в заявлении. В документе также подчеркивается, что армянская сторона никогда не выдвигала территориальных претензий к Азербайджану, а, следовательно, границы Азербайджанской Республики могут оставаться нерушимыми. С другой стороны, по мнению представителей армянских интернет-ресурсов, международное законодательство предоставляет полное и безоговорочное право народам достичь самоопределения в рамках демократического процесса, и именно этим правом воспользовался арцахский (Арцах - историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) народ, проголосовавший на референдуме 1991 года за создание суверенного независимого государства. "Независимо от мнения, согласия или несогласия Азербайджанской Республики, Республики Армения или любой третьей страны, позиция арцахского народа была выражена в наиболее демократической форме и целиком соответствовала бывшему советскому и современному международному законодательству". В связи с этим, в документе особо подчеркивается, что любой торг, давление и шантаж вокруг карабахского вопроса являются абсолютно неприемлемыми ни для армянского, ни для азербайджанского народов. "Право решать свое будущее целиком и полностью принадлежит исключительно людям, живущим на данной территории - армянам и азербайджанцам. Даже решения, принятые и заверенные главами государств без учета мнения местного населения, будут не легитимными и не подлежащими исполнению", - говорится в заявлении. ("АРКА").

Совет Европы

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Девис пребывает в заблуждении и невольно вводит в заблуждение мировое сообщество. Об этом, сообщает агентство "АРКА", заявил журналистам в Степанакерте министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян, комментируя сделанное на днях заявление генерального секретаря Совета Европы Терри Девиса о том, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана. Министр напомнил, что Нагорный Карабах никогда не входил в состав независимого Азербайджана "и, соответственно, Нагорно-Карабахская Республика не является его неотъемлемой частью". Меликян подчеркнул, что в свое время Нагорный Карабах находился в составе единого советского государства, и в процессе распада СССР провозгласил свою независимость в строгом соответствии с международными нормами. "Что касается международного признания независимости Нагорно-Карабахской Республики, то, по моему глубокому убеждению, это всего лишь вопрос времени".

В настоящее время наблюдается резкая активизация усилий Парламентской Ассамблеи Совета Европы по нахождению путей скорейшего урегулирования карабахской проблемы, пишет газета "Голос Армении". В частности, в начале мая 2005 г. ПАСЕ впервые приняла решение о создании временной комиссии по Нагорному Карабаху, в состав которой вошли представители шести стран-членов СЕ - Франции, Германии, России, Италии, Швеции и Турции, а также председатели комитетов ПАСЕ. Заседания нового органа будут проводиться параллельно или в рамках сезонных сессий Парламентской Ассамблеи СЕ, и в этой связи политологи не исключают возможности проведения первого заседания уже в июне 2005 г. Возглавляет структуру бывший глава ПАСЕ лорд Рассел Джонстон. В рамках новой структуры свою деятельность продолжат и содокладчики Мониторингового комитета ПАСЕ Андреас Гросс и Андрес Хенкель. В комиссии будет работать и автор доклада по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон. В январе 2006 года новый временный орган ПАСЕ зачитает свой первый доклад по Нагорному Карабаху. Член армянской делегации в ПАСЕ, представитель оппозиционного блока "Справедливость" Шаварш Кочарян считает, что формирование комиссии в определенной степени исходит из интересов Баку, а некоторые армянские обозреватели обращают особое внимание на факт наличия в составе комиссии известного представителя корпоративных интересов британских топливных компаний Дэвида Аткинсона и уполномоченных делегатов наиболее предвзятого государства - Турции. "Считаю нецелесообразным создание специальной комиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху, и хотя она не может напрямую воздействовать на работу МГ ОБСЕ, но косвенное воздействие возможно. Обсуждение этой проблемы в различных международных структурах является непосредственным прессингом на МГ ОБСЕ", - сказал Шаварш Кочарян. Иной точки зрения, сообщает газета, придерживается вице-спикер парламента РА, руководитель армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян: "Комиссия ПАСЕ по Нагорному Карабаху не создана с тем, чтобы заменить принятый посреднический формат урегулирования и помешать усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Ее задача - собирать информацию о мерах, предпринимаемых странами-членами МГ ОБСЕ, в направлении скорейшего решения Карабахской проблемы. Мандат комиссии к тому же не предполагает визитов ее членов в регион. Поэтому ажиотаж, вызванный в Армении этим обстоятельством, мне не совсем понятен". Однако многие армянские обозреватели считают, что в такой структуре, как ПАСЕ, подобные комиссии просто так не рождаются, тем более что сам СЕ в настоящее время имеет все возможности для ведения более самостоятельной политики в карабахском конфликте, который географически находится в его политических границах. В частности, выдвигается версия о том, что в ходе возможного уже в июне первого заседания комиссии будет поднят вопрос об обеспечении безопасности на линии соприкосновения вооруженных сил РА, НК и АР.

Нефтепровод и карабахская проблема

Газета "Голос Армении" накануне открытия нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД): "В Баку связывают большие надежды с запуском БТД, рассчитывая, что нефтепровод будет приносить около полумиллиарда долларов в бюджет Азербайджана ежегодно, что позволит Азербайджану обогнать в экономическом развитии Армению. Чем ответит армянская сторона?"

Газета "Айоц Ашхар" пишет, что бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев, начавший строительство нефтепровода Баку-Джейхан, имел целью угодить США и, посредством утверждения в южнокавказском регионе американского превосходства, решить карабахскую проблему в пользу Азербайджана. В результате западные компании потратили миллиарды долларов на осуществление проекта, который, как утверждает газета, с экономической точки зрения является совершеннейшим абсурдом. "И речь не только об огромных суммах, затраченных на строительство. Нефть, транспортируемая по гористой и пересеченной местности в Европу, даже если удастся с 2008 года получать ее необходимые объемы из Казахстана, будет как минимум вдвое дороже российской или арабской нефти. Если сюда прибавить и стоимость прокладки около 2000 км трубопровода по дну Каспийского моря, то становится ясным, что в "экономической войне" Азербайджана "Баку-Джейхан" вместо козыря стал "экономической вуалью" для закрепления в регионе США - процесс, который может завершиться размещением мобильных сил НАТО под предлогом "защиты нефтепровода". Газета также утверждает, что запуск нефтепровода позволяет США решить важнейшую геополитическую задачу - вытолкнуть из южнокавказского региона Россию. Что касается Азербайджана, то, пишет газета, по мнению руководства этой страны, "Баку-Джейхан" должен был, во-первых, обеспечить поддержку США в решении карабахской проблемы, а во-вторых, принести Азербайджану миллиарды долларов, которые они направят на перевооружение своей армии и станут в вопросе Карабаха диктовать свои условия Армении. Однако, считает газета, перенос ожидаемого экономического преимущества в военно-техническую область может поставить под угрозу интересы США в регионе. "Так что Азербайджану придется забыть о военном реванше и надеяться лишь на мирное решение вопроса. Образно выражаясь, на то, что Карабах преподнесут ему "на блюдечке с голубой каемочкой". "Фактически, после запуска "Баку-Джейхан" нефтепровод становится своеобразными "наручниками" для руководства Азербайджана". Но и это не все. По мнению "АА", теперь для США первоочередной становится стратегическая задача "демократизации региона". А с кого надо начинать, если не с того же алиевского клана, власть которого стала препятствием на пути "демократического присвоения" кавказско-среднеазиатского региона? - спрашивает газета и заключает: "Запуск нефтепровода "Баку-Джейхан" не дорогу открывает к проазербайджанскому решению карабахской проблемы, а освещает ту громадную яму, которую вырыл Гейдар Алиев для своего сына Ильхама".

Запуск нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан нарушает баланс сил в регионе. Об этом, сообщает газета "Азг", заявил журналистам премьер-министр Армении Андраник Маргарян. Он сообщил также, что Армения ищет альтернативные пути восстановления баланса сил на Южном Кавказе и на сегодняшний день занята строительством газопровода Иран-Армения, благодаря которому, в дальнейшем, она будет иметь возможность экспортировать газ через Грузию в Европу.

Армения сделает выводы из заявлений президента Азербайджана о намерении направить прибыли, получаемые от нефтепровода Баку-Джейхан, на увеличение военных расходов. Об этом, сообщает "АРКА", заявил журналистам премьер-министр Армении Андраник Маргарян. По его словам, военные расходы Армении в бюджете будущего года будут увеличены настолько, "насколько это будет возможно и необходимо".

Азербайджанские политологи с сомнением относятся к способности Армении восстановить "экономический баланс в регионе", пишет бакинская "525-я газета". Экс-госсоветник по внешнеполитическим вопросам Вафа Гулузаде считает, что глава армянского правительства, выражая свое недовольство пуском в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), в действительности является выразителем гнева России по данному поводу. "Россия разгневана началом функционирования БТД. Она нервничает, потому что этот нефтяной поток оказался вне ее контроля", - сказал Гулузаде. Что касается проекта по строительству газопровода Иран-Армения, то "если даже этот проект воплотится в жизнь, то он никак не будет касаться ни БТД, ни будущего газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, поэтому беспокоиться не о чем". Депутат парламента АР Анар Мамедханов считает, что Андраник Маргарян лукавит, говоря о газопроводе Иран-Армения. "Если этот проект станет реальностью, то тогда Армения нарушит баланс в пользу Запада, и России придется оставить ее. Этот проект нас никак не касается, но он сильно ударит по стратегическим интересам России", - заявил Мамедханов. По его мнению, в случае реализации данного проекта Россия будет вытеснена из Армении Ираном, чего Москва допустить не может. В этой связи, полагает парламентарий, Россия будет говорить даже не с Арменией, а сразу с Ираном, чтобы на корню предотвратить подобное развитие событий. Экс-руководитель секретариата президента АР Эльдар Намазов считает, что Армения не сможет восстановить баланс сил с Азербайджаном, превосходящим ее по территории, населению, промышленному потенциалу и богатому природными ресурсами. "Это бесперспективный и тупиковый путь для армянской политики", - заявил политолог. По его мнению, единственный выход для Армении заключается в нормализации отношений с Азербайджаном, отказе от "захватнической политики", "освобождении азербайджанских территорий" и признании его территориальной целостности. В этом случае Армения может быть вовлечена в региональные проекты с участием Азербайджана, что также благотворно отразится на ее безопасности, подытожил Намазов.

"Мы догадывались, что Баку-Джейхан будет не только нефтяным, но и геополитическим фактором. Возможно, что сегодня будет принята так называемая декларация Баку. Создается новая геополитическая ось, вокруг которой будут вертеться Азербайджан, Грузия, США, Турция, а в последствии, возможно, к ним присоединится Украина", - заявил в армянском Центре стратегических и национальных исследований экономист Эдуард Агаджанов. Агаджанов осудил власти Армении за пассивную и слабую дипломатическую политику: "Еще в 2002 году, когда предпринимались первые шаги для строительства нефтепровода, Гейдар Алиев сказал, что по этому нефтепроводу будет течь не нефть, а политика. К сожалению, наши власти не восприняли заявление Алиева серьезно или не поняли и не смогли противопоставить свой фактор этому не нефтяному, а геополитическому фактору". По мнению участников дискуссии, Армения выпала из консорциума и наивно думать, что она когда-либо станет сильным государством, с которым будут считаться. "Однако есть надежда, что одной нефтью прогрессивной страной не станешь - необходима также демократия, которой сегодня нет ни в Азербайджане, ни в Грузии, в Казахстане, ни в Турции". ("А1+").

Мало того, что в Азербайджане с большой помпой был запущен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, в тот же день, как будто "назло" Армении, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Турции Ахмет Недждет Сезер и президент Грузии Михаил Саакашвили подписали трехстороннее соглашение о строительстве железнодорожной магистрали Карс-Тбилиси-Баку, пишет газета "Аравот". Газета не лишним считает также напомнить, что, несмотря на слезные жалобы премьер-министра Армении Андраника Маргаряна министру иностранных дел России Сергею Лаврову на то, что коммуникационная программа "Север-Юг" с участием Ирана, России и Азербайджана не учитывает интересы Армении и несмотря на обещания Лаврова "довести их до сведения", в этом вопросе никаких подвижек нет. Таким образом, заключает газета, Армения оказалась в очень тяжелой ситуации, "и это уже не какое-то невинное политическое замечание, а констатация горькой и довольно опасной для нашего народа действительности".

Было ли соглашение о 7 районах?

Газета "Айкакан жаманак" сообщает, что российский сопредседатель Минской Группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью азербайджанскому агентству "АПА" вновь подтвердил, что в ходе встречи Кочарян-Алиев в Варшаве был обсужден вопрос возврата Азербайджану семи контролируемых армянской стороной районов. "Этот вопрос не был первостепенным и был в одном ряду с другими обсуждаемыми вопросами", - сказал Мерзляков.

Как сообщает бакинская "525-я газета", после встречи президентов Азербайджана и Армении в Варшаве стало известно, что армянская сторона дала принципиальное согласие на освобождение 7 "оккупированных" районов Азербайджана. Однако, пишет газета, наряду с этим, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что они не согласны на освобождение Нагорного Карабаха, "что создает неприятные моменты в процессе урегулирования конфликта". В основном, утверждает "525", запланировано освобождение 7 азербайджанских районов, за исключением Нагорного Карабаха, в обмен на восстановление коммуникационных отношений между Азербайджаном и Арменией. По мнению депутата парламента Азербайджана Анара Мамедханова, сначала будут освобождены Агдам и Физули, затем Джабраил, Зангилан и Губадлы. "А на следующем этапе запланировано освобождение Кальбаджара, Лачына, а также определение статуса Нагорного Карабаха". По словам Мамедханова, взамен на освобождение 7 районов Армения требует полный контроль над Нагорным Карабахом. Однако Азербайджан никогда не согласится на это: "Все переговоры в направлении разрешения конфликта проводятся с учетом территориальной целостности Азербайджана". Депутат также заявил, что в определении статуса Нагорного Карабаха Азербайджан и Армения придерживаются одинаковых принципов: "Обе стороны заинтересованы в проведении политики соседства. Учитывая это, может быть, эти государства станут членами Европейского союза через 7-8 лет. К тому времени границы не будут иметь столь важное значение. А Нагорный Карабах может стать общей организацией. В будущем поездка азербайджанцев и армян в Нагорный Карабах не будет проблемой. Поэтому я считаю, что, как бы это не было удивительным, Азербайджан и Армения выступают с одной и той же позиции. Обе страны хотят стать членами Европейского союза. Общей целью является интеграция в Европу".

"Все вопросы, связанные с находящимися под контролем властей Нагорного Карабаха территориями, должны регулироваться исключительно на основе решений, принятых народом НКР и ее избранными властями", - заявил министр иностранных дел Нагорного Карабаха Арман Меликян, комментируя по просьбе ИА REGNUM слова главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что "Армения дала согласие освободить 7 районов Азербайджана". По словам главы внешнеполитического ведомства НКР, "не хочется, чтобы у кого-либо сохранялись иллюзии в данном вопросе". "Высказывания министра иностранных дел Азербайджана могут создать в определенных международных кругах ложное представление об истинных рамках ответственности участников переговоров. Все вопросы, связанные с находящимися под контролем властей Нагорно-Карабахской Республики территориями, должны регулироваться исключительно на основе решений, принятых народом НКР и ее избранными властями", - резюмировал он.

Объединение "Демократическая Армения" выступило с заявлением, в котором, в частности, отмечается, что "наши победы в Арцахе вынесены на аукцион" и что "их цена - продление власти Роберта Кочаряна". Эта мысль обосновывается утверждениями министров обороны и иностранных дел Армении "о необходимости компромиссов, а в действительности - односторонних уступок", а также утечкой информации "о готовности к сдаче армянской стороной освобожденных районов вокруг Нагорного Карабаха". "Демократическая Армения" предупреждает: "С беззакониями режима Кочаряна многие мирились, потому что тщетно надеялись: президент-арцахец не сдаст Арцах. Выяснилось, что сдает, а значит, уйдет со всем своим кланом, и его ничто не спасет". ("Аравот").

По словам министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова, во время переговоров в рамках Пражского процесса обсуждались конкретные детали разрешения конфликта. "Одним из основных объектов обсуждений во время диалога являлось решение транспортно-коммуникационной проблемы. В ходе переговорного процесса обсуждается не только проблема использования Лачинского коридора, как безопасной транспортной линии. Обсуждается также вопрос открытия железнодорожной ветки Нахчыван-Мегри. Это крупнейшая региональная железнодорожная сеть, которая должна быть открыта с тем, чтобы была восстановлена связь Нахчывана с остальной территорией страны. Здесь речь идет об открытии как железнодорожной линии, так и автомобильной дороги". ("Day.Az").

Как заявил в интервью корреспонденту "Кавказского узла" заведующий отделом международных связей аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов, СМИ исказили информацию о заявлениях министра иностранных дел Азербайджана относительно передачи семи "оккупированных" Арменией районов Азербайджану. "Эти сообщения не соответствует действительности. Думаю, что это имеет различные причины: или между официальными лицами, говорившими с журналистами, не было взаимопонимания, или их слова были несколько искажены", - заявил Мамедов. "Я считаю неверным преподнесение этих вопросов азербайджанской общественности в таком виде... Представление вопроса в подобной форме считаю не соответствующим действительности, и общественность страны должна это знать". По словам Мамедова, хотя информация и передавалась от имени официальных лиц, произошло определенное недоразумение. Он также высказал мнение, что Армения пока не готова передать "оккупированные" территории Азербайджану. Между тем, как заявил сотрудник аппарата президента Азербайджана, на переговорах ни одна из сторон не представила конструктивных предложений по решению проблемы Народного Карабаха. Однако, как утверждает Мамедов, поскольку для встреч президентов созданы условия, то встречи будут продолжены. В то же время Мамедов добавил, что позиция Азербайджана никогда не менялась и не изменится, что и отметил президент Азербайджана в своем выступлении на саммите. "Он сказал, что мы согласимся на разрешение конфликта только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Никакой другой вариант не возможен. Компромисс, на который мы можем пойти, ограничивается предоставлением армянам высокого уровня автономии в Азербайджане. Процессы в этом направлении отвечают интересам Азербайджана". Однако, как утверждает сотрудник аппарата президента Азербайджана, если армянская сторона не пойдет на компромисс, то Азербайджан может обратиться к международным организациям с призывом применить санкции против Армении.

Украина направит свои войска в Карабах?

Украина готова направить свои войска в Нагорный Карабах для урегулирования конфликта в этом регионе, заявил глава МИД Украины Борис Тарасюк. Как сообщает агентство "Арминфо" со ссылкой на российские СМИ, это заявление было сделано во время встречи с главой парламента Азербайджана Муртузом Алескеровым. "Мы готовы оказать содействие в размещении миротворческих сил и готовы направить свой контингент, если в этом будет необходимость", - сказал Тарасюк. "Вы всегда можете положиться на поддержку Украины в урегулировании проблемы Нагорного Карабаха", - отметил министр.

Говорить о размещении миротворческих сил в зоне карабахского конфликта преждевременно. Как сообщает агентство "АРКА", об этом заявил заместитель министра иностранных дел Нагорного Карабаха Масис Маилян, комментируя сообщения ряда СМИ о готовности Украины направить свой миротворческий контингент в зону нагорно-карабахского конфликта. "Согласно решениям Будапештского саммита ОБСЕ от 1994 года, размещение многонациональных сил по поддержанию мира в зоне нагорно-карабахского конфликта возможно только в случае подписания политического соглашения между всеми сторонами конфликта", - сказал замминистра. При этом он отметил, что в условиях отсутствия мирного договора преждевременно обсуждать детали операции по поддержанию мира и, в частности, говорить о возможном составе миротворческих сил, который должен быть согласован со всеми сторонами конфликта, в том числе и с руководством Нагорного Карабаха. Маилян отметил, что перемирие на азербайджано-карабахском фронте вот уже 11 лет сохраняется исключительно за счет баланса сил сторон.

"Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк немного преувеличил готовность Украины к направлению ее миротворческого контингента в Нагорный Карабах". Как передает "Арминфо" со ссылкой на proUA.com, такое мнение высказал на пресс-конференции председатель комитета парламента Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков. "Министр, наверно, очень много взял на себя, сказав, что Украина готова. Нужно знать, какую позицию займет парламент". Он отметил, что на данный момент нельзя говорить не то что о позиции всей Верховной Рады, но и о позиции парламентского комитета. По словам Крючкова, в вопросе отправления украинского миротворческого контингента в Нагорный Карабах необходимо также учитывать позиции Армении и Азербайджана, которые граничат с этой территорией. Крючков также добавил, что он не может спрогнозировать позицию парламента. В частности он отметил, что при принятии решения о направлении украинских миротворцев на Голанские высоты, которые являются относительно мирным регионом, в Верховной Раде проходили достаточно горячие дискуссии. В то же время секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Петр Порошенко 24 мая заявил, что не исключает, что Украина направит своих миротворцев в Нагорный Карабах. "Это решение будет рассматриваться на СНБО, соответствующее представление было направлено правительству".

Региональные проблемы

Агентство Day.Az выражает удивление рассуждениями некоторой части политической элиты Азербайджана о скорейшем начале военных действий и тем, что многие не приемлют саму постановку вопроса о компромиссах. Тем более, отмечает агентство, что все это происходит на фоне углубляющихся тенденций нового "передела мира", реализация которого уже выливается в кровавые столкновения на улицах Андижана и крайне нестабильной ситуации в Грузии. Агентство утверждает, что Среднюю Азию, где определенная неразвитость гражданских обществ может стать катализатором насилия, провоцируемого извне, в краткосрочной перспективе ждет череда мощных и судьбоносных потрясений. Причем, как считает Day.Az, любое ухудшение ситуации на армяно-азербайджанской границе - по сути "северный ответ" на любые изменения в вышеуказанных регионах. "К тому же нельзя забывать, что наскоро выведенные из Грузии российские базы прямиком отправляются в Армению. Россия, поставленная перед фактом полного вытеснения из традиционной сферы влияния, направит все усилия на полную боевую комплектацию соседней республики, что обострит ситуацию до предела. Тут же немаловажное значение играет и иранский фактор. При малейшем запахе "американского пороха" мы имеем все возможности наблюдать треугольник Армения-Россия-Иран, направленный прямо против Азербайджана".

Газета "Аравот" сообщает, что, согласно распространенной иранскими СМИ информации, министр обороны Ирана Али Шахмани и его азербайджанский коллега Сафар Абиев подписали пакт о ненападении, согласно которому стороны отметили неприемлемость предоставления своей территории третьей стране во время проведения последней военных операций против страны-подписанта. Газета пишет, что, согласно аналитическому центру Пентагона Stratfor, документ этот необходим Тегерану для того, чтобы застраховаться от использования Вашингтоном территории Азербайджана в случае нападения на Иран. "Последние несколько месяцев Иран пытался завоевать доверие Азербайджана, предлагая Баку политическую поддержку в его споре с Арменией. Однако предлагаемая поддержка оказалась недостаточной для того, чтобы официальный Баку отказался от предложения Вашингтона разместить свои военные базы на территории Азербайджана. В сложившихся условиях Ирану необходимо было убедить Азербайджан и добиться желаемого результата", - пишут аналитики. Несмотря на то, что подробности вышеупомянутой договоренности не разглашаются, возможно, что Иран предложит Азербайджану военно-техническую помощь, которая может пригодиться последнему в случае возобновления военных действий с Арменией, предполагает Stratfor.

Бакинские СМИ о предстоящих выборах в парламент Нагорного Карабаха

Бакинская газета "Эхо", ссылаясь на карабахские СМИ, пишет, что, в отличие от выборов в Армении, где о фальсификациях говорят даже партии, победившие в выборах и поделившие между собой власть, представители оппозиции Нагорного Карабаха, прогнозируя ход предстоящих парламентских выборов, воздерживаются от однозначных оценок. Оппозиционеры считают, что революция является не лучшим вариантом для них. По словам одного из представителей оппозиции Гегама Багдасаряна, на нынешнем этапе подготовки к выборам нарушения не зафиксированы. "Однако, если власти пойдут на крупномасштабные фальсификации, то в результате возникнет революционная ситуация, ответственность за которую ляжет на плечи именно властей. Мы заявляем нашим избирателям, что у союза есть воля и решительность для предупреждения любого нарушения и беззакония", - убежденно заявил Гегам Багдасарян. "Эхо" сообщает, что недавно побывавший в Карабахе главный редактор газеты "Реальный Азербайджан" Эйнулла Фатуллаев считает, что по сравнению с концом 90-х годов в Степанакерте ситуация улучшилась, политическая система демократизировалась. "Она намного демократичнее, чем в Армении. Оппозиция одержала верх на муниципальных выборах", - говорит Фатуллаев. Он считает, что ныне существующая политическая система исключает широкомасштабные фальсификации на выборах в НК. "Поскольку партия "Карабахское движение-88" и "Дашнакцутюн" занимают очень крепкие позиции, они смогут потеснить карабахского лидера Аркадия Гукасяна". По его словам, прагматичные оппозиционеры выступают за горизонтальное взаимоотношение с Арменией и против существующей исполнительной вертикали между Ереваном и Степанакертом. "Там есть серьезные и более реалистичные подходы относительно будущего развития Нагорного Карабаха". Конфликтолог Эльхан Мехтиев утверждает, что революции происходят только там, где выдвигаются политические требования. "Этого в Ханкенди (Степанакерте) мы не наблюдаем". Кроме того, Мехтиев считает, что цветная революция или какой-нибудь переворот в Степанакерте не внесет каких-либо изменений в отношениях "сепаратистского режима" с Азербайджаном. По мнению политолога Халеддина Ибрагимли, "если в НКР произойдет революция, вопреки желанию Армении, она создаст основу для диалога между Баку и Ханкенди". По его мнению, если армянское население Нагорного Карабаха сможет избавиться от "преступных руководителей" и привести к власти прагматичных политиков, которые готовы к диалогу с азербайджанскими властями, то это может стать основанием для достижения консенсуса между Азербайджаном и Нагорным Карабахом.

Противоположного мнения придерживается Day.Az. Агентство предупреждает, что не стоит забывать о предстоящих выборах в парламент Карабаха, которые, по мнению многих экспертов, могут серьезно изменить расстановку политических сил в данном регионе. "Возможная победа партии АРФД (Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" - прим. ИА REGNUM), с ее предельно консервативной и радикальной позицией, вряд ли окажет благотворное влияние на дальнейший ход переговорного процесса".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail