"Департаменты новой эпохи"

("Сегодняшняя газета", 28.05.05, Валентина Майстренко)

От реформ наш народ, наученный горьким опытом, не ждет ничего хорошего. Поэтому о проведении административной реформы в крае люди говорят скептически - как об очередной смене вывесок в администрации края, как о пересаживании одних и тех же лиц из кресла в кресло, как о новой возможности для краевых чиновников повысить себе зарплату - и не более. Однако мой собеседник, заместитель губернатора края, руководитель аппарата Совета администрации края Сергей Михайлович Сокол, с таким расхожим мнением не согласен.

- Во-первых, - говорит он, - надо смотреть на реформу шире, прежде всего, это реформа государственного управления, которая касается всех субъектов федерации. Просто Красноярский край начал ее в числе первых, став на время экспериментальной площадкой. Во-вторых, реформирование проводится по вертикали. Кроме федеральных, краевых органов исполнительной власти будут реформированы и муниципалитеты. Наконец-то появилась возможность четко разграничить полномочия между федеральными органами, региональными и муниципальными. Что-то остается в ведении краевых властей, что-то переходит на муниципальный уровень. А то приходят к зданию краевой администрации пикетчики с какого-нибудь красноярского завода и начинают выдвигать требования, которые следует решать с муниципальными властями, собравшись у здания городской мэрии.

Сокращенье - мать ученья

- Кстати, взаимоотношения государственной власти с бизнесом так и не выстроились четко за эти годы бесконечных реформ...

- А административная реформа как раз поспособствует тому, чтобы были в этих взаимоотношениях четкие обязательства сторон. Одна из ее главных целей - это исключение избыточного вмешательства органов государственной власти в экономику и существенное снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики. Органы исполнительной власти края должны бы вообще отстраниться от ведения хозяйственной деятельности.

- Трудно это представить после целого века плановой социалистической экономики, когда сверху спускались задания и по количеству намолоченного на один гектар зерна, и по количеству прироста поголовья крупного рогатого скота. По-моему, отстранение государственных структур в России от управления экономикой, пусть даже рыночной, приведет нас к такому хаосу, что мало не покажется.

- Тут я с вами не могу согласиться. Рынок - мощный регулятор. И задача государства - способствовать совершенствованию рыночных отношений.

- Помнится, именно с этой целью предыдущая администрация специально создала при Совете администрации края комитет по развитию малого предпринимательства. Какова судьба таких подразделений, созданных для оперативного решения проблем? - Комитет этот упразднен, а его функции переданы главному управлению развития экономики и планирования администрации края. Также ликвидирован и комитет труда, и тоже с передачей его функций этому же управлению.

- А не получится так, что от подобных слияний управленческий аппарат станет еще более неповоротливым?

- Нет, не получится. Приведу пример уже не из области управления экономикой. До недавнего времени в крае существовало четыре органа, осуществляющих госуправление в сфере образования. Отдельно существовали комитет по науке и высшему образованию, управление по делам казачества и кадетских учебных заведений, управление начального профессионального образования и главное управление образования. И в каждом органе - свои руководители, кадровая служба, бухгалтерия. Теперь, после слияния, существует только два управления. Упразднен комитет по вопросам семьи, материнства и детства: частично его функции переданы управлению социальной защиты населения, частично - управлению образования администрации края. Но не понимайте этот процесс как уничтожение. Мы это называем оптимизацией. Нам важно создать эффективно работающую модель государственного органа, который ориентирован на конечный результат.

Другая "музыка" нужна

- Но разве слияние - залог эффективности?

- Это не механическое слияние. На месте старого аппарата создается новая управленческая структура исполнительной власти, которая, выстраиваясь по вертикали, представляет собой трехзвенную структуру. Наверху - департаменты, задача которых определять государственную политику, разрабатывать концептуальные подходы к решению проблем вверенной им отрасли. В подчинении департаментов находятся службы и агентства. Задача агентств - на практике реализовывать эту политику, оказывая государственные услуги. Службы должны осуществлять контроль и надзор в определенной отрасли или сфере государственного управления. - И кому доверено возглавлять эти департаменты?

- Заместителям губернатора. Теперь они более приближены к решению практических задач, становятся непосредственными исполнителями и берут под свое начало целый департамент с его агентствами и службами. Вот, взгляните на схему новой структуры администрации края. Получается очень прозрачная, открытая для всеобщего обозрения эффективная система управления, ориентированная на достижение конкретных результатов. Причем за плохой результат деятельности руководители несут персональную ответственность, при эффективной деятельности поощряются. Кстати, сейчас идет аттестация госслужащих, своего рода "инвентаризация", нам не нужны чиновники, которые сидят в кресле и бумажки перекладывают с одной стороны стола на другую. Определяем у каждого объем сделанной работы, ее эффективность, конечный результат. От балласта необходимо освобождаться.

- Управленческие кадры называли в эпоху строительства социализма золотым запасом страны. Думаю, он за эти годы изрядно поистощился.

- Да, с кадрами проблема по всей стране, и нас она коснулась. Но Красноярский край сохранил созданный в 1997 году при администрации своего рода институт по подготовке и переподготовке кадров, который именуется Кадровым центром. Такой системы образования в других субъектах Федерации нет. За эти годы обучение в центре прошли около 15.000 человек, в основном муниципальные служащие. В минувшем году мы потратили на обучение кадров восемь миллионов рублей, а в этом году планируем потратить на эти цели 16 млн рублей, и такие траты вполне оправдывают себя. Вот недавно в Кадровом центре обучались главы администраций, которые были впервые избраны на последних выборах.

Посчитаем чужую зарплату - А на реформу сколько будет потрачено бюджетных средств?

- Реформирование всей вертикали власти - от краевой до муниципальных образований - потребует около миллиарда рублей.

- Кстати, слухи о том, что краевые чиновники будут после реформы получать куда более крупную зарплату, чем прежде, не преувеличены?

- Не знаю, в каких суммах исчисляется заработок по слухам, но в настоящее время он очень невелик. По среднемесячной зарплате красноярские чиновники занимают в Сибирском федеральном округе третье место от конца. Поэтому на повышение ее выделяется около 300 млн рублей, это не составляет и трети из средств, отпущенных на проведение реформы. Нам нужны качественные специалисты, и зарплата должна соответствовать их высокому профессиональному уровню.

- Вы своей зарплаты заместителя губернатора не скрываете?

- Нет. Она составляет 18 тысяч рублей. Моя помощница, день которой очень напряжен, получает около 6.000 рублей. По-моему, очень невысокий уровень для специалиста высокого класса. А такие специалисты, которым цены нет, уверяю вас, в администрации края есть, и они достойны куда большего заработка. И если мы в результате оптимизации повысим зарплату наших служащих, настоящих профессионалов, то это будет очень справедливым шагом в реформировании. Кстати, чтобы успокоить общественное мнение, скажу, что деньги, выделенные на проведение реформы в размере нескольких сот тысяч рублей, пока по назначению не использовались, поскольку реформа только началась.

- Но неужели так крайне необходимо было браться за административную реформу именно сейчас?

- Думаю, вы согласитесь со мной, что люди недовольны тем, как работает сейчас власть.

- Разумеется.

- Поэтому власти ничего не остается, как взяться самой за себя. Общеизвестно, что по неписаным чиновничьим законам аппарат управления перестает соответствовать требованиям времени. За последние годы произошло столько перемен, что перестройка госаппарата на ходу не спасает положения, требуется реформа, поэтому она и началась. И еще есть особенность у чиновничьего аппарата: со временем разрастаться, становиться все более неповоротливым, затратным, хуже работать. Могу сказать, что первые шаги по реформированию исполнительной власти в крае позволили уже сделать сокращения, которые пошли только на пользу. Чиновники под прицелом

- Скажите, сколько чиновников у вас работает и в скольких зданиях располагается администрация края?

- В крае всего 3.500 краевых чиновников. Это не так уж и много для такой огромной территории, как Красноярский край. Эти три с половиной тысячи человек составляют государственные служащие Совета администрации края, аппарата Законодательного Собрания, краевых комитетов и управлений (здравоохранения, образования, соцзащиты и др.), Счетной палаты края, аппарата, обеспечивающего работу мировых судей, территориальных подразделений Гостехнадзора, жилищного надзора, архитектурного надзора, загсов. Что касается зданий, то в главном корпусе - "сером доме" - трудится всего 300 человек, составляющих Совет администрации края, и занимают они лишь половину здания, где мы сейчас сидим и разговариваем. Другая половина занята Законодательным Собранием, крайизбиркомом и прочими органами. Кроме того, краевая администрация занимает место в двух соседних зданиях-свечках, но не на все сто процентов, и еще в трех зданиях. Плюс есть еще несколько органов, которые арендуют помещения в зданиях, нам не принадлежащих. Вполне возможно, что площади эти тоже будут частично сокращены. Ведь "инвентаризация" только началась. Ну а конечная цель всех этих преобразований, думаю, ясна. Вся деятельность властей должна быть открыта и понятна людям. Одна из главных целей реформы: способствовать укреплению доверия граждан к органам исполнительной власти. Если говорить языком рынка, государственные услуги должны стать качественными и доступными. На всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном. В идеале к концу реформы, то есть к 2010 году, должна сложиться такая система, при которой власть работала бы четко и слаженно, а люди получали бы от нее все, что она обязана давать, и при этом не замечали ее. К властям идут и выставляют пикеты, когда начинаются сбои: невыполнение законов, непредоставление льгот и т.д. Когда жизнь стабильна, власть не замечают.

Мы уже подготовили ряд законов по реформированию государственной власти края. Закон о системе органов исполнительной власти края, который предлагает установить трехзвенную систему органов исполнительной власти (департаменты, службы, агентства), будет рассмотрен на ближайшей сессии ЗС. Самый острый из этих законопроектов - это закон о денежном содержании госслужащих. Вы знаете, что ЗС в первом чтении не одобрило повышения жалования заместителям губернатора, всем остальным в этом не отказано. Если эти законы будут приняты Законодательным Собранием края, то с 1 января 2006 года мы уже сможем перейти на новую структуру управления.

НЕМНОГО СТАТИСТИКИ

Административная реформа в Красноярском крае началась в 2004 году. В результате первых преобразований количество органов исполнительной власти края уменьшилось с 37 до 29. Штат сократился на 32 человека.

P.S. 26 мая на сессии Законодательного Собрания подавляющим большинством голосов был принят в первом чтении закон о системе органов исполнительной власти края. Значит, не сомневаются народные избранники в том, что административная реформа нужна, и именно сейчас. Главное - это результаты преобразований, которых мы все ждем с нетерпением.

"Сказки мамы Карло..."

("Красноярский рабочий", 28.05.05, Владимир Павловский)

Власть озабочена. И очень серьёзно. Чем? Улучшением своего собственного имиджа. Оказывается, о её каждодневных подвигах во благо народа пресса сообщает совсем мало. Да и не так сообщает, как хотелось бы. Порой даже перечит. И критикует иногда, понимаешь ли...

На сессии Законодательного Собрания при корректировке бюджета на 2005 год заместитель губернатора Ольга Карлова, ставшая недавно мамой-куратором всех СМИ края, попыталась рассказать депутатам, какие блага обрушатся на их головы, если они дадут согласие на выделение трёх с половиной миллионов рублей на создание новой государственной газеты "Ведомости..." (не путать с почти одноимёнными московской газетой и краевым журналом, где публикуется официоз). Мол, и социально значимые законы будем там печатать, и объективно повествовать о деятельности двух ветвей власти. Населению края, мол, всего этого явно не хватает. Затосковало оно по истинной правде.

Если б устами Ольги Анатольевны говорил просто чиновник, я воспринял бы эту информацию как совершенно искреннюю. Но ведь Карлова ещё и журналист, до недавнего времени редактировавшая муниципальную газету краевого центра "Городские новости", а сегодня, вопреки здравому смыслу, продолжающая возглавлять там редакционную коллегию. Сидя на двух стульях, она должна бы осознавать совершенно трезво: на три с половиной "лимона" официальная газета, начинающая жизнь с нуля, до конца года просто не дотянет. Значит, не реальную картину, а нечто сказочное рисует заместитель губернатора.

Уловил это и председатель Законодательного Собрания Александр Усс, напомнив, что те же "Городские новости" съедают за год гораздо больше денег. Сначала он назвал 10 миллионов, потом - 20. Но и это число на самом деле нуждается в уточнении, потому как муниципальное издание в отличие от многих социальных городских проектов ни в чём не знает нужды. Не желая вписываться в рыночные отношения, редакция и тиражи наращивает, и объём страниц увеличивает исключительно за бюджетный счёт. Но вернёмся к сессии. Во время небольшой дискуссии лишь один депутат рьяно отстаивал идею администрации. Имя ему - Юрий Абакумов, председатель постоянной комиссии по вопросам законности и СМИ. Он подтверждал, что дело это важное, и даже сожалел, что спикер ЗС до сих пор не вступил с администрацией в контакт по поводу возможного соучредительства.

Александр Усс, судя по всему, не очень-то спешит с этим. И его сомнения резонны. Кроме предложения о финансировании, краевая администрация не представила ничего - ни концепции нового издания, ни обоснования затрат, ни намёток решения материально-технических и кадровых проблем. Он предложил сначала обсудить всё в деталях, а уж потом браться за финансирование. Тем более что очень часто чиновники затевают новое дело лишь ради того, чтобы государственные деньги перекочевали в их собственный карман. Совершенно искренне, как мне показалось, выступили против новой газеты депутаты Валентина Бибикова и Олег Пащенко. Последнего не заподозришь в любви к "Красноярскому рабочему", но именно он озвучил мысль, что инициаторы создания "Ведомостей..." желают навредить единственной на сегодняшний день ежедневной краевой газете. Это своего рода подарок власти к грядущему 100-летию нашего издания. Олег Анатольевич даже выбил у меня слезу: мол, красноярцам и без того мало чем остаётся гордиться, всё разрушаем, как хоккейную команду "Енисей". Скоро останутся лишь Столбы да "Красноярский рабочий". Ей-богу, примерно так и сказал. Но лично я не связывал бы стремление администрации создать совсем послушную, как карловские "Горновости", газету с одним лишь желанием насолить "Красноярскому рабочему". Оно, это желание, тоже есть, но налицо и другие. Прежде всего, перед новым изданием, как мне кажется, ставится совершенно чёткая задача: помочь сформировать послушный краевой парламент - типа нынешней Государственной Думы. Ведь от депутатов во многом зависит, кто будет губернатором объединённого края. Нынешний состав во главе с не вполне послушным спикером исполнительную власть не совсем устраивает или совсем не устраивает, поскольку иногда артачится, отстаивает собственную правоту.

А ещё налицо стремление конкретных чиновников подготовить для себя, помимо финансового заделья, ещё и запасные аэродромы. Без ложной скромности скажу, что редакторская должность не менее уважаемая, чем, к примеру, замгубернаторская. И состоят в ней люди, как правило, дольше, нежели нынешние чиновники. Почему б не позаботиться о себе любимом(ой), то есть о своём будущем? Главный аргумент Ольги Карловой почти железен: содержание новой газеты обойдётся дешевле, чем публикация официальных документов в "Красноярском рабочем". Но и тут сплошное лукавство. При создании журнала "Ведомости..." тоже говорили об экономии бюджетных средств, а на деле получились двойные, если не тройные, расходы. К тому же для населения журнал этот оказался недоступен даже по цене - подписка на полугодие 3008 рублей 76 копеек. А потому и выходит он тиражом незаметным. Публикация там документов - издевательство над термином "обнародование". Чиновники с депутатами решили создать дорогую печатную игрушку исключительно для себя. Благо прокуроры воды в рот набрали.

Каким тиражом станут издавать новую газету "Ведомости:" пока непонятно. Если бюджет её составит 7 миллионов в год, количество копий будет примерно таким же, как у "Парламентской газеты" в нашем крае - и до 500 экземпляров не дотягивает. А это, понятное дело, никуда не годится. Чтобы переплюнуть тот же "Красноярский рабочий", нужно вновь засовывать руку в краевую казну, просить ещё миллионов 15-20 на организацию бесплатной доставки. Или использовать административный ресурс. Что это такое в отношении прессы? Всё очень просто: планы по подписке будут доводиться до местных администраций, предприятий, организаций, учреждений. Что, сами понимаете, тоже чревато последствиями - уменьшением, например, размер тех же социальных выплат. Заместитель главы края Сергей Сокол привёл на сессии такой пример: губернатор поговорил с президентом "Енисея" Валерием Грачёвым и тот выложил из собственного кармана 500 тысяч долларов на содержание хоккейного клуба. Вот это я понимаю - поступок. В том числе и для подражания. Если Александр Хлопонин душевно потолкует со своим верным заместителем Ольгой Карловой да ещё с одним инициатором появления новых государственных масс-медиа - начальником краевого управления информации Василием Нелюбиным, а кроме того - с депутатом Юрием Абакумовым, те непременно скинутся на издание "Ведомостей...". И в этом случае я бы первым захлопал в ладоши, поскольку это было бы предельно современно: демократически настроенные граждане желают помочь краевой власти, успехи которой упорно замалчиваются в многочисленных газетах. И лишних формальностей можно было бы избежать, поскольку новое издание вряд ли набрало бы 999 читателей, а при таком тираже закон позволяет выпускать СМИ без регистрации. На моей памяти администрация создала несколько газет. И все они бесславно исчезли. Вывод: на суховатых ветвях власти даже при обильной подкормке корневой системы не очень уютно чувствуют себя печатные листья. Всё заканчивается слишком ранним увяданием. Так стоит ли мичуринцам в чиновничьем обличье экспериментировать ещё и ещё раз, растрачивая попусту и без того скудный бюджет?

"Актуальный комментарий"

("Красноярский рабочий", 28.05.05)

Александр УСС о создании новой краевой газеты:

- У меня противоречивое отношение к этой идее. Я бы хотел для начала понять, сколько на это потребуется денег. Сегодня, например, телевизионная система "Енисей" использует для доведения информации до населения гораздо больше средств, чем любая частная телекомпания. Мы очень часто говорим об отсутствии эффективности государственного управления - то птицефабриками, то промышленными предприятиями. Тогда возникает вопрос: почему управление краевой газетой будет незатратным и эффективным? Если бы нам представили данные о том, что краевой бюджет будет на этом экономить... Но сегодня такой информации, к сожалению, нет. Мы давно и плодотворно сотрудничаем с газетой "Красноярский рабочий", где публикуются официальные материалы администрации края и Законодательного Собрания. Естественно, что за это платим деньги. Я хочу понять, дороже будет работать с новой краевой газетой или дешевле. Но самое главное, чего нельзя допустить, - чтобы краевая газета или краевое телевидение стали средствами промывания мозгов в худших традициях геббельсовской пропаганды.

"Долго ли воду в ступе толочь?"

("Сегодняшняя газета", 28.05.05)

Краевой телеканал "Енисей-Регион" может лишиться лицензии к 2007 году.

Такое предположение высказала заместитель губернатора Ольга Карлова, сообщает "Пресс-Лайн". По ее словам, произойдет это, если на канале не начнут производить собственные информационно-аналитические программы и не обеспечат минимальных объемов монтажно-операторской продукции. А это задача не из легких.

Кстати, для львиной доли телезрителей телеканал "Енисей-Регион" остается тайной за семью печатями. О нем уже давно ходит много разговоров, главной темой которых является необходимость выделить из бюджета средства. Но что собой представляет творческий продукт, какие журналисты там работают, практически никто из зрительской аудитории не может сказать определенно. В отличие от "Афонтово", ТВК, "7 канала" краевой "ЕР" (аббревиатура почти партийная) "Енисей-Регион" собственного лица еще не обрел. Пока телеканал толчет воду в ступе, его конкуренты развиваются во всех отношениях. Думается, что такое неспешное его развитие может привести к тому, что частные каналы через несколько лет смогут чисто технически самостоятельно выходить на города и районы края - без посредников. Тем более что посредничество многим уже популярным красноярским телекомпаниям попросту невыгодно. Чтобы сохранить лицензию, "Енисей-Региону" необходимы дополнительные средства из краевого бюджета. Сейчас уже администрацией края разработана концепция развития телеканала, которая, в частности, предусматривает создание наблюдательного совета. В него, как уже сообщала "СГ", должно войти девять человек: по три представителя от краевого парламента, администрации края и Гражданской ассамблеи. Но этот документ депутаты, в том числе и спикер краевого парламента Александр Усс, пока не видели. Александр Викторович резонно уточнил, что вопрос о финансировании канала должен рассматриваться только после предоставления концепции. Народные избранники предложение спикера поддержали.

"Миллионы без обоснования"

("Красноярский рабочий", 28.05.05, Эрих Пырх)

На прошедшем в минувший четверг пятом заседании XIV сессии Законодательного Собрания депутаты приняли в первом чтении законопроекты о системе исполнительных органов государственной власти края и о корректировке краевого бюджета на 2005 год. Разговоры о чётко прописанной схеме управления краем велись давно, но закон о структуре исполнительных органов госвласти так и не был принят. Может, оно и к лучшему - как раз подоспела очередная федеральная реформа, упраздняющая привычные управления и комитеты и заменяющая их новомодными департаментами, службами и агентствами. Предложенный депутатам законопроект, который представил замгубернатора Сергей Сокол, устанавливает именно такую, трёхуровневую структуру управления. Департаменты возглавят заместители губернатора, которые вместе с главой края и его первыми замами составят Совет администрации края (губернатор будет и его председателем).

В документе подробно изложены полномочия органов исполнительной власти края в самых различных сферах. Правда, экспертно-правовое управление ЗС констатировало: "остаётся непонятным, почему разработчики законопроекта "выхватили" из правового статуса исполнительных органов одни только полномочия, "забыв" о целях, задачах, специальных принципах организации и деятельности, функциях" и тому подобном. Игорь Захаров так проникся заключением экспертов, что засомневался, нужно ли вообще принимать законопроект в таком виде. Даже после положительного голосования депутаты дискутировали о правовых аспектах неоднозначного документа.

Были у них сомнения и по поводу внесения некоторых изменений в закон о краевом бюджете. Прежде всего надо отметить, что это оказалась первая в нынешнем году большая корректировка. Она значительно меняет основные параметры бюджета: доходы возрастают на миллиард с лишним, расходы - почти на 790 миллионов рублей, а дефицит сокращается на 234 миллиона. В частности, благодаря распределению безвозмездных поступлений из федерального бюджета дополнительное финансирование дорожного строительства составит 675 миллионов рублей, метростроения - около 144 миллионов. Также включаются не учтённые при рассмотрении краевого бюджета на 2005 год суммы погашения бюджетных ссуд и кредитов - 842 миллиона рублей. На 420 миллионов увеличивается размер дотаций из краевого бюджета (в том числе 383 миллиона - это дотации бюджетам муниципальных образований на обеспечение их сбалансированности). На расходах сказался и рост коммунальных тарифов, и увеличение затрат на реализацию краевых целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы.

Как отметило экспертно-правовое управление ЗС, законопроект вносит изменения в 25 статей и 30 приложений основного финансового документа края. Требования Бюджетного кодекса по величине основных параметров бюджета соблюдены, однако зачастую нет должного обоснования новых расходных обязательств. Аналогичные претензии у Счётной палаты края. Не всем депутатам пришлось по нраву введение новых расходов краевому управлению по телерадиовещанию, печати и информации - свыше 1,7 миллиона рублей краевому телерадиоканалу "Единый регион" для производства и трансляции двух программ и более 3,5 миллиона на издание новой общественно-политической газеты "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края". В обоих случаях отсутствуют необходимые расчёты и обоснования, подчеркнула Счётная палата, а потому невозможно провести финансово-экономическую экспертизу этих расходов.

Валентина Бибикова настороженно восприняла информацию о финансировании новой краевой газеты - по её мнению, это издание будет отражать интересы определённой политической фракции. Олег Пащенко призвал коллег поразмыслить, следует ли тратить бюджетные деньги на газету, которая, как он считает, создаётся в противовес "Красноярскому рабочему". Председатель ЗС Александр Усс сначала предложил исключить как необоснованные расходы на издание "Ведомостей...", а затем ратовал за поддержку финансирования ТРК "Енисей-Регион" и новой краевой газеты при одном условии - если ЗС утвердит концепцию и порядок организации этих СМИ.

Ближе к вечеру депутаты приняли корректировку краевого бюджета в первом чтении. Как обычно, высказанные замечания и предложения обещали учесть при доработке законопроекта и подготовке его ко второму чтению. После этого парламентарии осознали, что исчерпать необъятную повестку за один день им никак не удастся, и решили рассмотреть только неотложные вопросы, а остальные перенести на следующее заседание сессии.

Народные избранники приняли в первом чтении Закон края "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан", внесли изменения в закон о государственной помощи переселенцам из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и о краевой целевой программе "Север на Юг - 2005-2007". Кроме того, приняты постановления о поправках к проектам Лесного и Водного кодексов и об отрицательном отзыве на проект федерального закона об особых экономических зонах. А под занавес было решено сформировать рабочую группу для создания законопроекта "О развитии северного оленеводства в Красноярском крае".

"Цвети, черёмуха, добрая душа"

("Красноярский рабочий", 28.05.05, Татьяна Макогонова)

В начале этой недели зацвела черёмуха. Прямо у здания нашей редакции. И отчего-то вспомнился мне Нефтегорск. Далёкий северный городок нефтяников. 28 мая, десять лет назад, он был стёрт с карты страны. Нефтегорска больше нет. Даже уцелевшие после взрывов дома снесли. И поставили посреди пустыря памятник, но нефтегорцы метались, не зная, куда притулиться, чтобы поплакать. Зато теперь, кажется, нашли свой приют... Белая черёмуха там цветёт так, как, кажется, больше нигде в целом свете.

У нефтегорца Евгения Чепыги было шестеро детей. Двое в ту ночь погибли под завалами. Осталось пятеро. Неверная арифметика, но вот подсказка: младший внук Ванечка зовёт с тех пор своего дедушку папой.

Учёные так и не выяснили причины внезапных колебаний земной коры. Зато нивхам всё ясно. Остров Сахалин они испокон веков сравнивали с животным, точнее - с собакой. Верной и терпеливой. По венам её течёт чёрная кровь, которую люди называют нефтью. Когда люди выкачали слишком много крови - измученное животное зашевелилось... Наш край вместе с Таймыром и Эвенкией тоже испещрён "чёрными" ручейками, и не зря аборигены бьют тревогу. На этой неделе председатель комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Госдумы РФ Валентина Пивненко, выступая перед мэрами городов Заполярья и Крайнего Севера, в очередной раз заявила, что в сырьевых регионах надо сохранять моноресурсную экономику, ориентированную на добычу природных ископаемых. Чьи же интересы она защищает? Похоже, не северян.

Точку зрения Пивненко не разделяет губернатор Таймыра Олег Бударгин, в противном случае он, как выяснилось, не ратовал бы за объединение территорий. Глава Кемеровской области Аман Тулеев уверен, что развивать сибирскую экономику следует в первую очередь за счёт наукоёмких высокотехнологичных и экологически безопасных производств. С ним полностью согласен и руководитель Томского нефтеносного региона Виктор Кресс. В нашем крае самые крупные инвестиции направляются туда, откуда не завтра и послезавтра, а уже сегодня будет реальная отдача. В условиях жесточайшего экономического кризиса это было бы оправданно, но тогда не надо заявляться "локомотивом российской экономики".

Об этом локомотиве наслышаны даже школьники. Другое дело, готовы ли они стать его машинистами? Стали ли они для этого, к примеру, лучше учиться?

Моя дочь Снежана - нет. Та профессия, о которой она мечтает, на её взгляд, требует просто таланта и каких-то практических навыков. Она хочет быть художником.

Александр Хлопонин юным дарованиям пообещал: станете Айвазовскими - будете зарабатывать большие деньги. Если Шишкиными, то признание придёт только после смерти. Остальным, получается, желательно сразу перепрофилироваться в управдомы. Снежане я об этом не говорю. К своему последнему школьному звонку она готовилась основательно. Шила форму, учила песни, рисовала какие-то плакаты, покупала банты, и поэтому сильно расстроилась, когда узнала, что обсуждение праздника у взрослых проходило в одной плоскости: кто сколько выпил.

В школьном актовом зале я смотрела на красивых ребят и пыталась разгадать в них будущих Гагариных, Эйнштейнов, Жириновских и Чубайсов... В "рыжие", пожалуй, записываться сегодня никто не хочет. Особенно после последствий аварии в Москве и соседних с ней областях. Разбирательством её сейчас занимаются правоохранительные органы. Жаль, что детские слёзы, нервные приступы, испорченное настроение, потраченное время к уголовному делу не приобщишь. Прямым доказательством вины могут быть только реальные жертвы.

Но то, что реформа нашей энергетики не ведёт к положительным качественным изменениям в отраслевом хозяйстве, - стало понятно многим, от руководителя страны до домохозяек.

Другие наши реформы громко заявлялись тоже для проформы. Недавно побывавший в нашей редакции президент национальной ассоциации транспортников РФ, потомок декабриста Георгий Давыдов высказал сожаление о том, что реформа МПС свелась по факту лишь к образованию акционерного общества - ОАО "РЖД". А чтобы ни у кого плохих мыслей на этот счёт не возникало, возглавить новую структуру предложили авторитетнейшему человеку, зарекомендовавшему себя настоящим борцом за справедливость, нашему земляку Геннадию Фадееву.

Нет, всё-таки плохо быть машинистом локомотива. Лучше - свободным художником. Зацвела черёмуха - бери краски и рисуй. Рисуй так, будто этот прекрасный миг уже никогда не повторится. Вспоминаю, как нефтегорские молодые люди, только окончившие школу, веселились десять лет назад на дискотеке. Они были счастливы и не могли знать, что в следующий миг их накроет бетонной плитой. Красивые девчонки были нарядные, в белом. Как цветущая черёмуха, которая там, в несуществующем больше Нефтегорске, будет цвести вечно.

"Начали с оленеводства"

("Сегодняшняя газета", 30.05.05)

Совет председателей постоянных комиссий Законодательного Собрания предложил создать рабочую группу по разработке проекта закона "О развитии северного оленеводства в Красноярском крае". Инициатива создания такой группы появилась во время недавнего расширенного совещания краевых парламентариев, депутатов Суглана Эвенкии и Таймырской Думы. В ее состав должны войти не только депутаты всех трех регионов, но и специалисты органов исполнительной власти. Как подчеркнул председатель постоянной комиссии ЗС по делам Севера и коренных малочисленных народов Василий Нечаев, сообщает НИА, законопроект о развитии северного оленеводства является началом работы по формированию единого законодательства для объединенных территорий.

"Чиновники спорта ответят за халатность"

("Красноярский рабочий", 28.05.05)

С 1 января 2006 года чемпионы и призёры Олимпийских игр Красноярского края, а также их тренеры будут получать пожизненное ежемесячное пособие.

Это решение одобрено депутатами и губернатором края и внесено в Закон "О физической культуре и спорте в Красноярском крае". Чемпионы и их тренеры будут получать по пять тысяч рублей, а призёры и их наставники по три тысячи рублей. Пока парламентарии ломали голову над тем, как жить в следующем году спортсменам, в ГУВД края было возбуждено уголовное дело против чиновников крайспорткомитета. Дело по статье "Халатность" возбуждено по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей при приобретении спецтехники для приготовления лыжных трасс на чемпионате России по биатлону, состоявшемся в конце февраля в Красноярске, причинения ущерба администрации края в размере 800 тысяч рублей.

"Казнить нельзя, помиловать"

("Красноярский рабочий", 28.05.05, Виктор Решетень)

Мэра горняцкого города чуть было не упрятали за решётку В конце прошлого года жители Бородино с изумлением узнали, что против главы их города Климова возбуждено уголовное дело, в рабочем кабинете и личном доме Василия Николаевича проведены обыски. Поскольку это произошло в период избирательной кампании по выборам мэра, невольно напрашивался закономерный вывод: главу "заказали". Так ли это на самом деле? Корреспондент "Красноярского рабочего" задал этот вопрос главному герою этого громкого дела.

- Началось всё с того, что я проходил свидетелем по делу о якобы незаконной сделке по продаже в 2003 году земли Сибирской угольной энергетической компании, - пояснил Василий Николаевич. - Несколько раз беседовал со следователем, но никаких претензий мне не предъявляли. И лишь во время предвыборной кампании, когда я по личным делам уехал в Сургут, неожиданно получил известие, что против меня возбуждено уголовное дело. Это было как удар обухом по голове. Пришлось срочно возвращаться в Бородино. Первое, что пришло тогда в голову: таким необычным образом краевые власти накануне выборов решили избавиться от неудобного мэра. Но в беседе с одним из заместителей губернатора выяснил, что и для них это уголовное дело - большая неожиданность. Обещали разобраться в сути дела.

- И в чём эта суть?

- Меня обвинили, что я превысил свои полномочия, подписывая договор с СУЭК о продаже земли под зданиями и сооружениями компании, которую до этого город сдавал горнякам в аренду. Дескать, Бородинский разрез до приватизации был государственным предприятием, стало быть, земля - федеральная собственность. А я считал и считаю до сих пор, что это городские земли. Поэтому, когда в декабре 2002 года руководители СУЭК подали заявление с просьбой продать им землю, я подписал согласие на эту сделку. В рамках этого постановления в январе 2003 года был подготовлен договор на продажу земли. Но краевая регистрационная палата засомневалась в законности сделки: принадлежность земли является спорной из-за того, что в крае до сих пор нет реестра, в котором должно быть чётко прописано, кому принадлежит земля - федерации, краю или муниципалитету. Он должен быть составлен лишь к 2007 году.

- Получается, что вы забежали вперёд паровоза?

- Мы действовали строго в рамках своего устава, в котором чётко прописано, что все земли, находящиеся в границах города, являются муниципальной собственностью. Из этого посыла исходили, подписывая договор о продаже земли СУЭК. Следователи же считали иначе. Неоднократно меня вызывали на допрос, с десяток раз согласовывали различные экспертизы, а затем провели обыски - вначале в рабочем кабинете, а затем и в личном доме. Причём домашний обыск проводили не днём, а в 12 часов ночи. Представляете, до 7 вечера меня допрашивали в Красноярске, я приехал домой в начале одиннадцатого, а ночью - стук в дверь: "Откройте, ФСБ, прокуратура". Ощущение, знаете ли, не из приятных.

- Нашли, что искали?

- Искали, по их словам, служебные документы. Но я дома их никогда не держу. Поэтому, скорее всего, искали деньги и ценности, подозревая, что за сделку я получил большую взятку. И когда нашли сберегательную книжку со 100-тысячным вкладом, сразу же её изъяли. Проверили банк, в котором лежали наши сбережения, и нашли в Заозёрном ещё одну сберкнижку на Климова Василия Николаевича. И смех, и грех, но он оказался моим полным тёзкой. Понятно, что железнодорожник был ни при чём, перепугали же мужика до смерти. После этого дело приняло вялый ход, меня в течение трёх-четырёх месяцев ещё несколько раз вызвали на допросы, а буквально на днях из краевой прокуратуры пришло уведомление: уголовное дело в отношении меня прекращено в связи с отсутствием состава преступления, поскольку сделка городской администрации с СУЭК признана недействительной.

- Василий Николаевич, насколько мне известно, деньги за продажу земли администрация города всё-таки получила.

- По договору с СУЭК мы действительно получили аванс в размере трёх миллионов рублей. Эти деньги по решению городского совета были распределены на достройку больницы и погашение дефицита бюджета. Сейчас ждём решения арбитражного суда. Если оно будет не в нашу пользу, вернём деньги СУЭК. Хотя, если честно, компания на возврате не настаивает. Скажу больше, сделка о продаже земли всё-таки состоялась. Но оформили её угольщики в январе 2004 года в Москве в Фонде федерального имущества. Самое интересное, что краевой фонд федерального имущества подал иск в арбитражный суд на признание этой сделки незаконной, хотя на документах стоит подпись первого заместителя руководителя федерального фонда.

- Говорят, время лечит любые раны. Но такие перипетии, что пришлось вам пережить во время следствия, вряд ли забудутся.

- Меня до сих пор угнетает не сам факт возбуждения уголовного дела - как говорится, кто не работает, тот не ошибается, - а атмосфера вокруг этого события. Честное слово, такое ощущение, что в краевой администрации на меня махнули рукой, дескать, посадят так посадят, выкрутится так выкрутится. Но самое неприятное, что шумиху затеяли во время выборов, я 5 декабря ушёл в предвыборный отпуск, а через десять дней возбудили уголовное дело. Что хочешь теперь, то и думай: политический заказ это или стечение обстоятельств? Поэтому я прямо заявил в краевой администрации: "Если вас не устраивает моя работа на посту мэра, скажите, я уйду, но не таким же путём убирать с дороги". "Нет! - ответили мне. - Избирайся и работай". Я пошёл на выборы и уже в первом туре получил более 81 процента голосов избирателей. Получается, что бородинцы мне поверили, и это народное доверие для меня сегодня самый лучший бальзам.