Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", внесенный правительством в Госдуму, фактически получил отрицательное заключение комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Правда, на заседании комитета 26 мая его глава Мартин Шаккум объявил, что ввиду большой заинтересованности со стороны Президента в принятии этого закона, было решено не препятствовать его прохождению в Думе при условии значительной доработки законопроекта ко второму чтению. Первое чтение намечено на 9 июня, сообщил Шаккум.

В тексте заключения комитета содержатся замечания почти к каждой статье законопроекта. Одним из серьезнейших недостатков документа называется условие создания ОЭЗ на земельных участках, не находящихся в пользовании или владении гражданских или юридических лиц; на этих участках могут быть расположены только объекты государственной и/или муниципальной собственности за исключением образовательных и/или научно-исследовательских организаций (при создании технико-внедренческих зон). "То есть ОЭЗ фактически должны создаваться в чистом поле", полагают члены комитета. "Поскольку практически нереально найти земельные участки площадью 10 кв. км с имеющейся инфраструктурой, удобным подъездом, расположенные вблизи относительно крупного города, располагающего достаточными высококвалифицированными трудовыми ресурсами, на которых не было бы объектов, находящихся во владении или пользовании граждан и юридических лиц", депутаты делают вывод о серьезных ограничениях в организации экономических зон. Далее отмечается, что "потребуется строительство всей инфраструктуры, изъятие отдельных земельных участков у частных лиц, что приведет к значительному росту затрат, исключается возможность использования расположенных в крупных городах простаивающих производственных площадей". Кроме того, комитет обращает внимание на то, что земельные участки площадью 10 кв. км с большой вероятностью все же находятся во владении и/или пользовании физического или юридического лица. Так что практически всегда будет требоваться изъятие, в том числе путем выкупа такого земельного участка. Все это, считает комитет, приводит к дополнительным расходам бюджетов бюджетной системы на создание инфраструктуры. При этом авторы законопроекта (среди которых министерство экономического развития и торговли - прим. ИА REGNUM) отмечают, что дать оценку влияния принятия законопроекта на федеральный бюджет, бюджеты субъектов и муниципальных образований не представляется возможным.

Комментируя позицию коллег и возможность внесения поправок уже к первому чтению, Юрий Медведев, первый заместитель председателя думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму заметил, что, поскольку комитеты в целом уже согласились с законопроектом, ни о каких изменениях сейчас не может идти речь. Он рассказал корреспонденту ИА REGNUM, что в экономическом комитете также не согласны с условием организации ОЭЗ "в чистом поле" (для технико-внедренческих зон), а также с тем, что есть десятки и сотни тысяч простаивающих промышленных предприятий с готовой инфраструктурой, на территории которых можно было бы создавать промышленно-производственные зоны, но чего законопроект не позволяет сделать.

Медведев заметил, что в течение 3-4 лет планируется создать 10 экономических зон. Как сказано в проекте, резиденту ОЭЗ в первый год надо вложить не менее 1 млн. евро. "Получается 10 млн. евро. Это что деньги для России? ", удивляется депутат. Он полагает, что цель законопроекта о привлечении инвестиций не вполне реализуема. Кроме того, Медведев обратил внимание еще на один момент, касающийся выравнивания уровней экономического развития регионов, что также является одной из целей закона. По мнению депутата "на первом этапе создание особых экономических зон поможет только сильным, богатым регионам, способным профинансировать инфраструктурный комплекс для ОЭЗ". Так же считают в комитете промышленности: "только субъекты Федерации обязаны предоставлять налоговые льготы резидентам ОЭЗ, а, например, муниципальные образования не берут на себя таких обязательств. Это означает, что финансовые возможности регионов будут понижаться. Субъекты с низким уровнем экономического развития не смогут организовать особые экономические зоны", говорится в тексте заключения комитета.

Позиция Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), заявленная его официальным представителем в Госдуме Андреем Шароновым на парламентских слушаниях 23 мая, заключается в необходимости принятия именно этой редакции закона. "Является ли этот закон панацеей? Конечно, нет. Он рассчитан на конкретный сегмент потенциальных инвестиций, которые и должен привлечь. Мы пытаемся привлечь инвестиции к проектам, которых фактически еще нет", заметил он. В то же время он указал две группы рисков, "которые надо будет попытаться избежать: во-первых, мы можем привлечь мало нужных людей; во-вторых, большое количество людей отмывающих доходы и уходящих от налогов". "Мы не должны создать стимулы для оппортунистического поведения", - заметил чиновник.