Только что стали известны раскрыты подробности аварийного происшествия с российской атомной подводной лодкой, которая проходит ремонт в Мурманской области. Это произошло 29 июня 2002 года около пяти часов утра в городке Полярный (35 километров от Мурманска), на судоремонтном заводе "СРЗ-10" в губе Пала. При проведении доковой операции в плавучем доке "ПД-63" произошла нештатная ситуация. Находящаяся на киль-блоках подводная лодка "К-104" проекта 675МК (заводской номер 531) накренилась на левый борт. В считанные минуты произошел навал корпуса на стапель-палубу.

По свидетельству очевидцев, все произошло стремительно, но заводские специалисты, обеспечивавшие доковую операцию, успели покинуть опасные участки и никто серьезно не пострадал. Плавдок получил незначительные повреждения лишь потому, что на лодке в связи с ремонтом было срезано ограждение рубки. В течение получаса на место происшествия прибыла группа сотрудников отдела ГО и ЧС города Полярного. Были проведены замеры радиационной обстановки и осмотр акватории завода. Приборы показали 18 микрорентген в час, что, по сути, является естественным фоновым значением, разлива нефтепродуктов также не зафиксировано. Руководство полярнинского судоремонтного завода тогда, еще больше месяца назад, не делало никаких официальных сообщений, посчитав случившееся неопасным техническим событием. На лодке весной 2002 года были выполнены работы по выгрузке активной зоны атомных реакторов, в ходе которых, собственно, и было срезано ограждение рубки.

В то же время внутри прочного корпуса субмарины еще остается около 15 тонн горюче-смазочных материалов. Для выяснения обстоятельств случившегося создана специальная заводская комиссия. Предварительно предполагаемая причина "обвала" подлодки - при расчете докового набора не было учтено изменение центра масс, произошедшее в ходе выполнявшейся модернизации на том же "СРЗ-10" с 1976 по 1981 год. Плавучести дока сейчас вообще-то ничего не угрожает, поскольку в первую очередь были предприняты усилия по герметизации поврежденных корпусных конструкций, а под корпусом лодки соорудили нештатные деревянные кильблоки.

Повторять доковую операцию в такой ситуации опасно, поэтому принято решение продолжать работы по утилизации согласно намеченным срокам. Остается добавить, что данный случай - первый в истории отечественного судоремонта. Ранее подобные происшествия случались, но только с дизельными лодками. Некоторые представители местных СМИ попытались получить объяснения в пресс-центре Северного флота, на что им справедливо было заявлено, что лодка после вывода из боевого состава флота полностью передана в ведение ФГУП "СРЗ-10" и поэтому Северный флот никакого отношения к случившемуся не имеет.

А саму "прилегшую" лодку можно в эти дни наблюдать с развилки дороги Полярный - Снежногорск. Кстати, в 20 километрах, в том самом Снежногорске, сейчас идет утилизация трагически погибшей АПЛ "Курск".