Ярославская епархия выступила в защиту Церетели и обвинила деятелей культуры в старообрядчестве

Ярославль, 26 мая 2005, 16:56 — REGNUM  Пресс-служба Ярославской епархии распространила заявление по поводу установки памятников в поселке Борисоглебский. Там, у стен древнего Борисо-Глебского монастыря решено установить два памятника - преподобному Иринарху, Затворнику Борисо-Глебской обители и святому иноку Александру (Пересвету) - герою Куликовской битвы. Об этом уже сообщало ИА REGNUM. Автор памятников - известный скульптор Зураб Церетели. Ярославское духовенство возмущено, что некоторые чиновники и деятели культуры высказались против монументализации древнерусских поселков.

"Ярославская епархия является одним из инициаторов установки памятников двум русским святым - преподобному Иринарху Затворнику и святому иноку Александру (Пересвету). Ярославская епархия считает возможным запечатлеть в бронзе величие духа и веры этих подвижников, давших пример высокого служения Богу и Отечеству.

Проект памятников выполнен известным скульптором Зурабом Церетелли, который передает бронзовые изваяния в дар поселку Борисоглебскому. Реализация проекта происходило в сотрудничестве с Ярославской епархией. Высказанные епархией замечания были приняты и отражены в конечном результате.

Однако это неординарное событие, благое по сути своей начинание встретило неожиданно негативную реакцию со стороны некоторых официальных лиц и определенных кругов общественности, что нашло свое отражение на страницах прессы. Нагнетание обстановки, грозящее перерасти в большой скандал, вынуждает Ярославскую епархию высказать свою точку зрения по некоторым вопросам, возникающим в ходе продолжающихся дискуссий. 1. Принято считать, что скульптурные монументы святым нехарактерны для русской художественной традиции - их функцию на Руси принимали на себя храмы и часовни. Между тем идея такого монумента возникает в конце XIV века, когда в память о явлении Святителя Николая жителям Можайска во время осады города неприятелем была выполнена из дерева и поставлена на фоне крепостной стены 2-х метровая фигура святого, держащего в одной руке меч, а в другой - модель города. Скульптурное изображение. Николы Можайского очень почиталось. Многократно воспроизведенное на протяжении следующих столетий, оно было установлено также в Пскове, Волоколамске, Мценске и других городах. Но когда в русском искусстве утвердился классицизм, он принес с собой другие темы и других героев.

В последние годы наметилась тенденция к разработке образов русских святых в рамках классической традиции (памятник Сергию Радонежскому у стен Троице-Сергиевой Лавры, Святителю Николаю в Магадане). Работы Зураба Церетели для Борисоглебского выполнены в русле этой общей тенденции. Не имея прямой связи с древнерусской традицией в плане пластического выражения, она не чужда ей по духу, а потому отрицание самой возможности постановки памятника святому не представляется правомерным. Вопрос о том, ставить или ставить такой памятник должен решаться только в зависимости от художественных качеств конкретного авторского предложения. В данном случае, цельность, выразительность и одухотворенность образа обнаруживает глубокую внутреннюю связь, как с традициями древней иконописи, так и с традициями русской скульптуры конца ХIХ-начала XX вв. Безусловно, представленные работы можно считать большой творческой удачей автора.

2. Зураба Церетели упрекают в недостаточном внимании к некоторым деталям исторического характера, таким как атрибуты, одежды и тому подобное. Здесь следует иметь в виду, что творческий процесс всегда включает в себя согласование ряда принципиальных вопросов с заказчиком или, при необходимости, с консультантом. 17 мая архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл имел встречу с автором проекта, в ходе которой были обсуждены все сложные моменты и в проект внесены необходимые коррективы.

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства - таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе.

3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта.

Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата - 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

В свете вышеизложенного вызывает удивление и озабоченность то обстоятельство, что организаторы этой непродуктивной и, по сути, вредной для русского национального самосознания дискуссии не принадлежат к числу верных чад Русской Православной Церкви, являясь приверженцами одного из старообрядческих согласий. При этом, они предпочитают критиковать именно духовенство Московской Патриархии, а не свое собственное. Используя свой официальный статус и широкую известность в обществе, инициаторы дискуссии пытаются оказывать влияние на внутреннюю жизнь Церкви. С другой стороны, прикрываясь заботой о Православии, зарабатывают политические дивиденды. Ярославская епархия считает такое положение дел совершенно недопустимым и соблазнительным для православного народа".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail