ИА REGNUM: Татьяна Петровна, завершилось формирование нового состава администрации Тульской области. Многие СМИ заявляют о том, что во власть вернулась "севрюгинская команда". По какому принципу осуществлялся подбор кадров ключевых фигур областной исполнительной власти?

Этот вопрос я бы разделила на две части. Мнение СМИ о том, что вернулась "севрюгинская команда"... Непонятно, почему именно фамилия Николая Васильевича Севрюгина стала нарицательной в этом смысле. То, что с 1992 по 1997 год я работала в команде профессиональных и, на мой взгляд, способных и талантливых людей, сегодня подтверждает время. Это и Николай Кузьмич Попов (тогдашний вице-губернатор - прим. ИА REGNUM), и Валентин Михайлович Митин, и Александр Алексеевич Погудин (тогда - начальник облфинуправления, ныне - директор департамента финансов). Я благодарна судьбе за возможность приобретать опыт у Сергея Алексеевича Харитонова и Алексея Олеговича Савко (заместители губернатора в 1992 - 1997 гг. - прим. ИА REGNUM). Я горжусь этим периодом и считаю, что это было интересное время, и немало было создано, и многое было сделано.

Что касается принципа подбора кадров ключевых фигур областной исполнительной власти, этот вопрос за границами моей компетенции, это вопрос Вячеславу Дмитриевичу Дудке. Принципы им уже не раз озвучивались: это профессионализм, в первую очередь, безусловно, личностные качества, но лучше ответил бы на этот вопрос он сам.

ИА REGNUM: Какие требования будут предъявляться к управленцам среднего звена - руководителям областных департаментов, комитетов, подразделений аппарата администрации?

Дело, наверное, не в том, что новая команда и новое руководство администрации будет предъявлять какие-то особые требования к управленцам среднего звена или нижестоящего уровня. Сегодня мы является участниками и проводниками административной реформы. И все эти требования заложены в той нормативно-правовой базе, пока еще не достаточной, но в то же время прочно и твердо, на мой взгляд, сформулированной. Мы говорим сегодня о сервисной роли государства, а, значит, и должны следовать четко принципу: что тот, кто работает от имени государства, должен быть, прежде всего, компетентным в той области, которая ему доверена, то есть должен обладать не только желанием, но еще и волей, еще и способностями, знаниями, умениями и опытом. Вот, наверное, самые главные требования, которые сегодня и время наше и существующее законодательство Российской Федерации, и президент предъявляет к управленцам всех уровней.

ИА REGNUM: Президент РФ Владимир Путин уже неоднократно заявлял о необходимости реформирования госаппарата, превращения его в своеобразную организацию по оказанию услуг населения от имени государства. В настоящее время готовится новая структура органов исполнительной власти области. Претерпит ли она существенные изменения и насколько будет отвечать задачам, которые ставит глава государства? Планируется ли сокращение госслужащих области?

Отвечу следующее. Дело в том, что изменение функций государства - это не дань моде. И Владимир Владимирович об этом говорил неоднократно, это требование сегодняшнего дня, это плата за цивилизацию, за то, что изменились отношения в обществе, изменились приоритеты. Естественно, переоценка функций государства требует и реформирования структуры, то есть того инструмента, того механизма, с помощью которого государство осуществляет свои функции.

Относительно изменений... Пугаться, на мой взгляд, их не нужно, изменения - это новое качество, уход от стагнации, от процессов омертвления, это жизнь. Планируются ли такие кардинальные перемены? Они будут продиктованы, в первую очередь, теми проблемами, которые сегодня необходимо решить в управлении областью, в реализации целого комплекса задач экономического свойства, решении социальных проблем и т.д. Поэтому новая модель и новая структура будут конструироваться именно под ключевые приоритеты, которые губернатор обозначил как основные в положении той программы, с которой он пришел выполнять поручение президента Российской Федерации. Естественно, изменения будут. Что касается сокращения, вы знаете, на мой взгляд, приоритетнее все-таки качественные изменения, нежели количественные, и сказать о том, что структура будет сокращена там на одну треть или на 100, на 50 человек - это ничего не сказать, это чисто волюнтаристский подход. Прежде всего, функции - это действия, которые мы сегодня должны предпринять. А сделать предстоит многое: повысить качество, и существенно повысить, о чем Вячеслав Дмитриевич говорил неоднократно, уровень жизни населения. Это архисложная задача, и не так просто ее решить. Чтобы ее реализовать, нужно найти массу механизмов и ресурсов. Поэтому я думаю, что правильнее говорить об оптимизации сегодня структуры управления. И поставленные задачи будут решены, я уверена в этом!

ИА REGNUM: Как будет реализовываться тезис президентского послания о большей информационной открытости органов госвласти?

Хороший вопрос! Вы знаете, как Вячеслав Дмитриевич достаточно часто цитирует высказывание Сэма Блэка о том, что СМИ - это лекарство для власти, это стимул и это серьезная мотивация для обеспечения эффективного выполнения обязательств. Если говорить о тезисе большей информационной открытости... На мой взгляд, нужно уйти от логократии. Есть такой термин, обозначающий попытку и СМИ, и власти сконцентрироваться, скорее, вокруг интерпретации определенных поступков, действий, то есть стремления придать им какую-то окраску, заданную заранее.

Общество сегодня настойчиво требует связи с властью, и власть это тоже осознает, ощущает этот вакуум. Вот как раз принцип информационной открытости и призван обеспечить этот широкий канал обмена информацией. Из общества поступают импульсы о каких-то, может быть, неадекватных решениях власти, а власть принимает меры по устранению этих сбоев, чтобы обеспечить стабильность, правопорядок, безопасность.

Если мы сумеем найти принцип ухода от логократии, я думаю, тогда проблемы информационной открытости власти не будет. Мое личное убеждение: отношения должны выстраиваться цивилизованно, то есть мы должны быть партнерами, а не ревизорами в отношении друг друга, когда журналисты в нашей области ищут просчеты, а мы - в работе СМИ, нет! Мы должны работать вместе и должны отношение выстраивать именно в этом ракурсе. Я верю и надеюсь, что это будет именно так. Медиа-рынок Тульской области достаточно разнообразен и широко представлен самыми различными СМИ, в которых работают люди, я думаю, неравнодушные, те, которые хотели бы изменить существующий порядок вещей и желают тоже честно служить обществу.

ИА REGNUM: Как администрация области планирует способствовать реализации других важных задач, озвученных в послании - борьба с коррупцией, бедностью, улучшение демографической ситуации?

Опять же вопрос, наверное, не совсем только ко мне, вопрос к команде и к руководителю, прежде всего, к губернатору Тульской области. Что могу сказать о предстоящих планах... В настоящее время идет работа над посланием губернатора Тульской областной Думе, где все обозначенные вопросы и ряд других будут концептуально представлены и показаны пути их решения. Пока это - короткая перспектива. Я думаю, что будет и стратегическая программа развития Тульской области, и в данном направлении тоже работа ведется. Это просто вопрос времени.

ИА REGNUM: Так сложилось, что должность руководителя аппарата как в администрации области, так и в муниципальных образованиях чаще занимают женщины. Как бы вы объяснили этот факт?

Что касается определенной практики, сложившейся в администрации Тульской области, я думаю, вряд ли это закономерность. Может быть, покажусь несовременной, но я не приветствую политику гендерного подхода вообще и в государственной службе в частности. Мне кажется, дело не в том, какого пола человек, и сколько ему лет, главное - его профессиональные способности, уровень компетентности и желание обеспечить выполнение тех задач, которые перед ним поставлены. Что касается практики на территории Тульской области, то на самом деле это не так, вы ошибаетесь, мужчин - руководителей аппаратов муниципальных администраций чуть больше, чем женщин. Делить мир по половому признаку в этой сфере было бы не очень правильно и не очень объективно. Вот так сложилось, так получилось. Может быть, в плане аппаратной работы женщины более скрупулезны, более осторожны. У мужчин все-таки волевая составляющая развита больше, чем у нас, а мы больше просчитываем. Это чисто субъективно. Но мне кажется - это неправильно. Много талантливых руководителей-мужчин, которые занимаются этой работой рядом, в соседних субъектах Федерации, Орловская, например, Калужская область... Главное все-таки компетентность.

ИА REGNUM: Спасибо за интервью!