Руководитель Алтайского отделения Фонда "Российский общественно-политический центр", помощник депутата Госдумы Геннадий Шейда прокомментировал ИА REGNUM одобренный недавно Советом Федерации закон "О выборах депутатов Госдумы РФ". Как известно, при повторном голосовании его поддержали 96 сенаторов при необходимых 90 голосах.

Согласно закону, который теперь должен подписать Президент РФ, депутаты будут избираться по партийным спискам, а не по мажоритарным округам. Также устанавливается, что теперь для того, чтобы пройти в Думу, партия должна набрать не 5% голосов, как раньше, а 7%. Кроме того, не предусматривается создание на выборах избирательных блоков и объединений.

ИА REGNUM: Закон был одобрен только со второй попытки. Как, по-вашему, о чем это говорит? Ваша оценка нововведений по выборам депутатов ГД?

Принятые поправки сужают политическое поле и появление альтернатив развития страны, затрудняют появление новых, сильных политических партий. Эти решения я считаю ошибочными. Поскольку интересы общества и политические интересы общества еще до конца не выяснены. Идет только начальный этап партстроительства. Эти драконовские меры, иначе их нельзя назвать, фактически цементируют ту уродливую политическую систему, которая начинает складываться. Фактически, это означает, что формально становятся нелегитимными такие фракции в Думе, как "Родина", "Единая Россия", которые были созданы в результате появления блоков. Эти поправки окончательно их ликвидируют.

Однако, например, в той же Германии нынешнее правительство Шредера является коалиционным и весьма успешным. Также принятие таких поправок, в так называемом, императивном мандате (т.е. избранный депутат по партспискам фактически не может иметь другой точки зрения) сужают политическую дискуссию. В этой ситуации совершенно неуместным становится деление "Единой России" на два крыла - левое и правое. Как эта фракция будет вести дискуссию в дальнейшем, если фактически, депутат не может выражать свою точку зрения, отличную от большинства?

В целом этот закон ведет к снижению политической конкуренции. Безусловно, преимущество оказывается в руках одной правящей партии. А мы уже проходили это, и знаем, к каким результатам это приводит.

ИА REGNUM: Известно, что депутат Госдумы Владимир Рыжков избирался по одномандатному округу. Связано ли как то это обстоятельство с созданием Республиканской партии России?

Создание партии Рыжкова не связано с этими поправками, это отдельная тема. И главная идея Рыжкова, Задорнова, Дубова и других депутатов, которые вошли в республиканскую партию - все-таки попытаться объединить демократов. Дискуссия о том, что блоки будут запрещены, велась давно. Использованный в свое время СПС политтехнологический прием - разбежаться на 4 течения (Хакамада, Кириенко, "Демвыбор" и "Россия молодая") недопустим. Но еще есть время - до 1 января 2006 года попытаться создать объединенную политическую партию демократических сил. И одним из вариантов могла бы стать форма республиканской партии. Поскольку переговоры "Яблока" и СПС зашли в тупик, Рыжков взял инициативу на себя, предложив третий путь. Ближайшие пол года покажут - как отреагируют "правые" на эту инициативу Рыжкова. В мае и январе у них пройдут съезды. Но я вижу, что СПС, скорее всего, не пойдет на такой вариант.

Мы же видим, что эта партия сейчас получает информационную поддержку со стороны государственных каналов: появилось большое количество благожелательных новостей и информационных поводов, связанных с СПС. Я думаю, что это произошло не без ведома администрации президента, видимо, дан карт-бланш в отношении этой партии, и я не исключаю, что таким образом (при помощи усиления присутствия СПС на госканалах) делается попытка размывания идеи, высказанной Рыжковым.

Понятно, что в администрации Президента обеспокоены имиджем России, который складывается и у демократически настроенных избирателей и у западных лидеров. Поэтому очевидно, что для одной из правых партий будет сделано послабление, что и происходит, на мой взгляд, в последнее время. К тому же мы видим, что СПС сейчас перестала быть жестким критиком политики президента, а некие элементы вполне укладываются в русла геополитических стратегий, рисуемых кремлевской администрацией. Я, прежде всего, имею в виду тезис главного идеолога СПС Леонида Гозмана о его либеральной империи. Это вполне вписывается в стратегию Владимира Путина - усиление влияния России в постсоветской пространстве через усиление позиций крупного российского бизнеса в странах бывшего СССР. Здесь найдены точки соприкосновения. Думаю, что возможно в Кремле будет сделана ставка на правую партию СПС. Но не с целью, чтобы она получила абсолютное большинство на выборах, а с целью, чтобы она преодолела процентный барьер, чтобы показать Западу, что у нас с демократией все в порядке. У кремля есть возможность для манипулирования общественным мнением.