Сегодня, 25 мая 2005 года, кассационная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрит дело по заявлению Адальби Шхагошева об отмене результатов выборов депутатов Госдумы РФ по Кабардино-Балкарскому одномандатному избирательному округу.

Поводом для рассмотрения дела стало заявление одного из кандидатов - Адальби Шхагошева, оспаривающего "созданный в результате тотальной фальсификации четырехкратный перевес "угодного" кандидата над "неугодным"".

Напомним, что Адальби Шхагошев обратился со своим иском в Верховный суд Кабардино-Балкарии 25 мая 2004 года. Судебные слушания по делу продолжались в течение пяти месяцев. Теперь он подал кассационную жалобу на решение ВС Кабардино-Балкарии.

Истец представил в суд доказательства (в том числе, письменные материалы - в 9-ти томах, 8 кассет с видеозаписью), и показания десятков свидетелей, которые, по мнению А. Шхагошева, неопровержимо доказывают фальсификацию результатов выборов.

Как считает Шхагошев, эти материалы наглядно демонстрируют не только характер выборов, где "все было совершено вопреки закону" (по оценке бывшего председателя ЦИК России, заслуженного юриста РФ, доктора юридических наук Александра Иванченко ), но и необъективную и пристрастную позицию судов и юридическую несостоятельность выносимых ими судебных постановлений.

Его основным оппонентом на выборах являлся Заурби Нахушев - председатель Совета Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики и руководитель регионального отделения партии "Единая Россия". До обращения в Верховный суд КБР в райсудах было рассмотрено 9 дел о фальсификации результатов выборов. По утверждению истца, самое существенное нарушение "Закона о выборах..." заключалось в том, что в день выборов за не явившихся избирателей в массовом порядке были опущены бюллетени. Это привело к тому, что избирательные комиссии более чем на трети избирательных участков "зафиксировали" 90 процентную явку избирателей.

Есть участки, где зафиксирована стопроцентная явка. В суде были допрошены избиратели с этих участков, которые подтвердили факт того, что они не участвовали в выборах. Этот факт подтверждали и видеодокументы.

Кроме этого в день голосования наблюдатели вели подсчет избирателей, принявших участие в выборах. Их данные на многих участках (особенно сельских) в несколько раз отличаются от данных комиссий. В результате анализа всех имеющихся показателей адвокатами А. Шхагошева сделан вывод о том, что явка в целом по округу была завышена не менее чем на 30 процентов, что составляет не менее 150 тысяч голосов. В суды также представлены доказательства фальсификации итогов голосования. На ряде участков, где наблюдателям все же удалось отстоять победу Шхагошева и получить соответствующие копии протокола, в дальнейшем итоги были "подсчитаны" в пользу его оппонента путем фальсификации протоколов.

По одному избирательному участку в суд было представлено три копии Протокола, в которых была зафиксирована победа Шхагошева. Аналогичные показания дали наблюдатели не только самого Шхагошева, но и других кандидатов. Данный факт подтвердила и член комиссии с правом решающего голоса, которая при обозрении официального Протокола, заявила о том, что ее подпись сфальсифицирована. Однако горсуд на это никак не прореагировал, а Верховный суд республики отметил, что утверждение свидетеля лишено оснований.

Окружная избирательная комиссия представила в суд первые экземпляры Протоколов 158 участковых избирательных комиссий (из 338) и 13 территориальных избирательных комиссий из 13, и приложенные к ним акты.

При обозрении и сопоставлении этих документов, выявилось, что на итоговых избирательных документах 2-х территориальных и 146 участковых избирательных комиссий, на которых было зарегистрировано около 50% от общего числа избирателей округа, сфальсифицированы подписи членов комиссий. Однако суд отказался назначить графологическую экспертизу.

Кроме того, избирательный штаб Нахушева возглавлялся министром промышленности и связи КБР. В штабе работали заместитель министра печати и информации, заместитель начальника Управления Минюста РФ по КБР, начальник Управления культуры администрации Нальчика.

Из двадцати доверенных лиц Нахушева семеро являлись муниципальными служащими: глава администрации станицы, шесть руководителей управлений администраций районов республики.

В штабе Нахушева были установлены три абонентских номера телефонов правительственной связи.

Ответственными за проведение встреч с избирателями являлись главы администраций соответствующих районов и населенных пунктов (и это зафиксировано в представленном в суд плане мероприятий штаба Нахушева). Они же и председательствовали на встречах Нахушева с избирателями.

Государственные и муниципальные СМИ в период выборов освещали предвыборную и иную деятельность только одного кандидата - Нахушева. Этот факт подтвердила в суде главный редактор муниципальной газеты, сообщив, что доверенное лицо Нахушева дало ей указание о том, чтобы в газете беспрепятственно размещались все материалы, поступающие из районного штаба.

Второму кандидату - Адальби Шхагошеву не выделялись помещения для проведения встреч с избирателями, места для размещения агитационных материалов. По его словам, также оказывалось давление на членов его команды с целью заставить их отказаться от поддержки Шхагошева, и осуществлялись налоговые проверки на предприятиях, входящих в Ассоциацию "Солидарность", которую возглавляет Шхагошев.

По утверждению истца, органы прокуратуры и внутренних дел были задействованы в поиске каких-либо нарушений с его стороны, чтобы иметь основание для отмены его регистрации, как кандидата. С этим предложением, в частности, в окризбирком обращалась прокуратура. Даже Окружная комиссия, несмотря на ее абсолютную лояльность к кандидату Нахушеву, была вынуждена отметить необоснованность требований прокуратуры.

После завершения рассмотрения иска Шхагошева, Верховный Суд КБР одновременно с решением по делу вынес определение, которым решил выделить из дела материалы, связанные с нарушениями на избирательных участках, и направить их для рассмотрения в районные суды. Это определение также было обжаловано в Верховный Суд РФ.

Кроме того, Адальби Шхагошев обратился в Конституционный Суд РФ с просьбой о проверке конституционности ряда положений, содержащихся в Федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", а также в ГПК РФ. По утверждению истца, эти правовые нормы применялись судами и, основываясь на них, суды отказывали ему в удовлетворении заявленных требований.

Как заявил Адальби Шхагошев, если ему не удастся добиться объективного рассмотрения своего дела в судебных органах страны, он намерен обратиться в Европейский суд по правам человека. Эксперты оценивают перспективы рассмотрения этого дела в Страсбурге как беспроигрышные.