В прошлую среду, 18 мая, 34 из 43 депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (ВС ПМР) одобрили в первом чтении поправки в Конституцию Приднестровья, которые передают в их руки ряд полномочий других ветвей власти. В частности, депутаты намерены закрепить за ВС ПМР исключительное право на толкование Конституции и иных законов. В настоящее время это входит в компетенцию Конституционного суда. В ближайшее время Верховный Совет намерен рассмотреть более радикальный проект, который меняет сразу четырнадцать статей основного закона страны.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, это решение породило резкое противостояние между президентом ПМР Игорем Смирновым и его окружением с одной стороны и группой депутатов во главе с вице-спикером ВС ПМР Евгением Шевчуком с другой. Обе стороны выдвигают свои аргументы, а местные телеканалы всю неделю комментируют поисшедшее.

По мнению Шевчука, поправки должны поставить под контроль ВС ПМР финасовые потоки государства, прежде всего - расходование средств из бюджета и доходы от приватизации предприятий. Наибольшую неприязнь самого Шевчука вызывает лично министр юстиции Виктор Балала, несущий, по утверждениям вице-спикера, ответственность за проблемы, связанные с переводом под юрисдикцию ПМР проходящей через Республику железной дороги (ранее управлявшейся из Молдовы), "школьной войны", возникшей в связи с регистрацией румынских школ, приватизацией МолдГРЭС и т.п. Также депутаты ВС недовольны неконструктивной, по их мнению, позицией исполнительной власти, ограничивающей им доступ к информации о финансовых операциях государства.

По словам Шевчука, авторы документа намерены провести свою реформу уже до конца этого года. В этом случае президент ПМР окажется, по мнению экспертов, фактически отстранен от принятия государственных решений. Контраргументация сторонников президента выглядит следующим образом:

Во-первых, новая редакция Конституции лишает Приднестровье фундамента, на котором основано любое демократическое государство - равновесия ветвей власти в стране. Действительно, в сумме поправки предусматривают, что в руках Верховного Совета должны быть сосредоточены все ключевые рычаги управления государством. В новой редакции Конституции, за ним, помимо большей части функций Конституционого суда, закрепляется преимущественное право формировать руководство высших судебных органов власти страны, а также отстранять от должности чиновника любого ранга. Фактически ВС получает возможность в любой момент отправить в отставку весь кабинет министров, независимо от того, согласен ли с этим глава государства.

Во-вторых, ограничив полномочия исполнительной власти, ВС сделает управление страной крайне неоперативным, что в условиях непризнанности может быть опасно и даже привести к утрате государственности. В связи с этим спикер парламента Григорий Маракуца призвал депутатов отозвать свои инициативы, мотивируя это тем, что "в это время, когда над республикой нависает угроза ее существованию, надо искать решение проблем другими путями. Время сейчас заниматься изменениями конституции неподходящее. И пока не будет найдено согласие по всем пунктам между ветвями власти, изменять основной закон нельзя".

Наконец, третий аргумент против инициативы Шевчука, озвученный уже лично президентом Смирновым - это то, что Конституция принималась на референдуме и для внесения в нее столь радикальных поправок также необходим референдум. Радикальный настрой депутатов глава государства связывает с "оранжевым влиянием". "Разве вы не видите, что это веяние "оранжевой революции"? Тем не менее, народ у нас достаточно знает жизнь, достаточно видел и разберется", - заявил Смирнов журналистам.

Выступления сторонников и противников реформы по двум каналам телевидения: государственному ТВ ПМР, где реформу отвергают и частному "Телевидению Свободного Выбора" (ТСВ), принадлежащего крупнейшей в Приднестровье торгово-промышленной фирме "Шериф", где план Шевчука поддерживают, становятся все резче. Обе стороны уже стали прямо апеллировать к телезрителям с призывом проявить гражданскую сознательность. Правда, конкретные формы ее проявления пока не уточняются.