Основательно и подробно "Молодой дальневосточник" пишет о трагедии случившейся 13 мая в Хабаровске. "8.17 утра пятницы, 13 мая. Развязка Ленинградская - Карла Маркса. Страшная авария, автобус с более чем полусотней пассажиров рухнул с моста. Чудом не взорвался, ведь был полный бак бензина, упал на крышу, много раненых, есть жертвы. На месте никто не мог понять, в какую сторону двигался этот ПАЗ. Уже позже выяснилось - ехал в город, но что-то случилось, и он на полном ходу круто заложил влево, пересек широкий участок дороги, прорвал ограждение и рухнул с высоты 8 метров.

Рассказывает свидетель аварии Любовь Недавнева: "Это было в начале девятого. Села попить чай. Сижу, смотрю в окно на дорогу. И тут! Гляжу - прямо на меня мчится автобус. Услышала, как кричат люди. Хором. Он мчался на дикой скорости, и я подумала - вот сейчас влетит мне в окно. Откуда силы взялись - отскочила в угол. Услышала, как рухнул автобус, как стонали раненые, как плакали дети. Позвонила в "скорую". Видела, как прохожие сразу подбежали к месту аварии, помогали людям выбираться из автобуса. Это был кошмар...".

Другой свидетель - Валерий Медведев, работник магазина "Антураж" - видел непосредственно момент падения автобуса и заметил, что за рулем водителя не было. Его и не было. За несколько секунд до сумасшедшего гибельного виража поперек трассы он вскрикнул и завалился на бок. Эпилепсия? Сердечный приступ? По словам одной из пассажирок автобуса, после того, как водитель вскрикнул и стал выпадать из-за руля, одна из женщин прыгнула к водительскому сиденью и пыталась нажать рукой на педаль тормоза. К сожалению, у нее не получилось - не достала, слишком плотной была толпа пассажиров... Итог - двое пассажиров - Либа Юрий Миронович, 1942 года рождения, и Соловьева Надежда Анатольевна 54 лет - погибли на месте. 49 человек - все с травмами позвоночника, черепа и костей скелета - оказались в больнице.

Как стало возможным то, что произошло? На этот вопрос мог бы ответить водитель ПАЗа Виталий Житков. Но, с момента аварии он был недосягаем. Дело получило широкий общественный резонанс, и его спрятали. Известно, что во время катастрофы его обдало кипятком из автобусного радиатора. Виталия поместили в ожоговое отделение 2-й краевой больницы. Пациент этого отделения, общавшийся с Виталием, охарактеризовал его так: "Не знаю, что там на него наговаривают. Он спокойный мужик, разговаривает нормально, только очень переживает". Пробраться к Виталию Житкову оказалось действительно невозможно. Для начала его имя исчезло из всех доступных больничных документов, в том числе из температурного листа, который любой желающий может посмотреть в справочной. Нет такого. Вся больница знает, что Житков лежит в ожоговом отделении и что он - единственный, кто может внести окончательную ясность, что же произошло с автобусом на самом деле. В отделение не пускают.

Медицинские сестры и врачи делают вид, что не понимают, о ком идет речь. На прямой вопрос: где Житков, отвечают услышанным в американских фильмах "но комментс". Как удалось выяснить, водителя охраняет оперативник с пистолетом на поясе. Житкова стерегут, причем бдительно. Он не выходит покурить, от лишних глаз его поместили в изолированную палату, где, кроме него, лежит только неходячий дедушка. Оперативников поставили в пятницу вечером, тогда же появилась неофициальная информация, что водителю пытался отомстить кто-то из родственников одного из пострадавших.

Чем бы ни закончилось следствие по делу о падении автобуса, основной вывод можно сделать уже сейчас - авария произошла вследствие всеобщего бардака. Во-первых, коммерческий автобус точно не имел права сажать в салон народа "под завязку" - 54 человека. Но был час пик, студенты торопились на лекции, остальные ехали в центр на работу. Другое дело, как поставлен сам процесс перевозки. По всем законам, на предприятиях, занимающихся пассажирскими перевозками, обязаны проводить ежедневный медицинский осмотр водителей, выходящих на линию. Штатный врач должен при приеме на работу нового сотрудника выяснить его анамнез - чем он болел, и какие последствия его болезней могут быть в будущем.

Понятно, что, например, эпилепсию, выявить при осмотре и даже при аппаратном обследовании непросто, но если человеку хотя бы раз ставили такой диагноз, это должно быть отражено в его медицинской карте, и содержаться в базе данных. Было ли все это проверено в случае с Жидковым, неизвестно. Вполне возможно, что было. Ведь предприятие ООО "ВТ-ВИТ", владевшее злополучным автобусом, числилось в списке благополучных и законопослушных. Оно выиграло в свое время конкурс на работу на почти десятке городских маршрутов. Сам Житков, как минимум, 6 лет работал водителем на муниципальном автотранспорте, хотя, часто менял места работы и был виновником одного ДТП. На 21-й маршрут он вышел впервые.

Ограждения моста тоже вызывают вопросы. Автобус порвал их, как бумагу. Понятно, что он был под завязку груженный и шел на приличной скорости, но вот 16 мая возле Князе-Волконки тяжелогруженый лесовоз на полной скорости тоже протаранил ограждения моста через Ситу. Сварная конструкция выдержала удар, и машина осталась на дороге. На комсомольском предприятии "Амурметалл" рассказали, что заказ на ограждения развязки Ленинградская - Карла Маркса выполняли не они, но, по правилам, параметры ограждений даются проектировщиком. Скажет проектировщик сделать из стальных столбов - сделают, скажет из проволоки - выполнят из проволоки".

"АиФ Дальинформ" в рубрике площадь несогласия публикует материал под названием "Лай против Китая". Основная канва материала конфликт учения Фалуньгун (учения о Вселенной) с коммунистической партией Китая. Автор статьи встретился с последовательницей учения, приехавшей из Иркутска в Хабаровск.

"Китайское генконсульство в Хабаровске на днях подверглось пикетированию. В лице одного человека - китаянки, имеющей российское гражданство. В Хабаровске подобная акция - первая и пока единственная в своем роде. "Я специально приехала в Хабаровск из Иркутска, чтобы выразить свой протест Коммунистической партии Китая, - говорит Надежда Лай. - Я не могу спокойно смотреть на то, как в КНР коммунисты терзают сподвижников учения Фалунь Дафа, к которому отношусь и я. Там, где я родилась, последователи Фалунь Дафа, или, как его еще называют Фалуньгун, подвергаются страшным гонениям. А все из-за того, что тех, кто стремится к совершенству, в Китае больше, чем членов КПК.

По статистическим данным, в КНР на 1999 год партийцев было 65 млн., а практикующих Фалунь Дафа около 80 млн. С этого же года руководство КПК решило искоренить так называемых конкурентов. Начались репрессии: людей вытаскивали из дома ночью и увозили в тюрьмы. Там над тысячами и тысячами начинались издевательства и пытки. Людей сажали в специальные клетки и погружали в фекалии, заставляли есть навоз. Повсеместно у находящихся в тюрьмах или в специальных больницах последователей Фалуньгун вырезали здоровые органы и продавали их как на местных, так и на мировых рынках "запасных" органов. Женщины и мужчины подвергались ужасному насилию, в том числе сексуальному. Самое безобидное - это удары электрическими резиновыми дубинками по гениталиям. Преследование КПК тех, кто верит в Фалунь Дафа, до сих пор продолжается. В Китае идет настоящее истребление инакомыслящих...".

Когда Надежда приехала в Хабаровск и поселилась у своего знакомого, то решила пройтись по рынкам краевой столицы и выяснить, есть ли в городе последователи Фалуньгун. Большинство китайцев даже на чужбине скрывают свою приверженность к движению Фалунь Дафа, и тому есть причины. На рынке, в районе остановки "Судоверфь", где она пыталась узнать у своих соотечественников, читали ли они книгу "Чжуань Фалунь", к ней подошел один из китайцев. "По виду и манере разговора он мне сразу напомнил полицейского из КНР. Мужчина сразу спросил, конечно же, по-китайски: "Ты практикуешь Фалуньгун?" Я ответила: "Да, и не скрываю этого". Тогда китаец вытащил сотовый телефон и стал кому-то звонить. При этом он говорил, что меня сейчас арестуют и заберут сотрудники местного УВД. Он был ужасно зол, страшно матерился, оскорбляя меня. Кричал, что я не патриотка своей родины, если занимаюсь Фалуньгун. Дескать, только вера в КПК дает нам возможность быть патриотами. Я не стала спорить с безумцем и удалилась".

Видимо, тогда Надежда Лай и решилась на одиночное пикетирование здания генконсульства. Правда, перед этой акцией в квартиру, где она жила, пожаловали хабаровские сотрудники правопорядка. Выяснив, что она гражданка России, милиционеры ретировались. 38-летняя женщина в разговоре с корреспондентом газеты высказала удивление тому, какое, оказывается, влияние на местных правоохранителей имеют китайские дипломаты. Кстати, некоторое время назад Лай пыталась въехать в КНР вместе с семьей, но ее не пустили. Да еще и разлучили с мужем и сыном. Как считает Надежда, это все из-за того, что она находится в "черных списках".

"Молодой Дальневосточник" на прошлой неделе не оставил без внимания арест в городе Юности местных воров. "Прокуратурой Комсомольска-на-Амуре по материалам УБОП УВД Хабаровского края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РФ ("Организация преступного сообщества"), в отношении пятерых человек. Все пятеро ранее судимы. Трое из них были хорошо известны в криминальном мире как "воры в законе" - это Олег Шохирев (Леший, Пенсионер), Эдуард Сахнов (Сахно) и Олег Семакин (Ева). Двое остальных составляли их ближайшее окружение.

Основной целью преступного сообщества было совершение разбойных нападений, краж чужого имущества, угонов транспортных средств, контроль над поставкой и сбытом наркотиков. Все лидеры были задержаны и 14 мая арестованы. Они проведут в заключении ближайшие десять дней, в течение которых прокуратура предъявит обвинение. По месту их жительства и на так называемых квартирах-базах, принадлежащих ОПС, было проведено более двух десятков обысков, изъято большое количество компьютерной техники. Какие-либо подробности этого громкого дела в интересах следствия пока не разглашаются. Известно только, что все задержанные "воры в законе" проходили по делу о поджоге кафе "Чародейка".

В этом же номере газета "Молодой Дальневосточник" публикует заметку на экономическую тему, связанную с газовыми поставками. "Первые поставки газа в Хабаровский край с нового месторождения Чайво на шельфе Сахалина начнутся уже в третьем квартале 2005 года. Такие сроки установлены протоколом о намерениях, подписанном администрацией края в прошлом году. Контракт на поставку природного газа с месторождений международного проекта "Сахалин-1" администрация края должна подписать до июня 2005 года. Газ будет подаваться по системе трубопроводов "Сахалинморнефтегаза" и "Дальтрансгаза". Этими поставками завершится первая стадия проекта "Сахалин-1", в рамках которого разрабатываются месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина. Но, уже на начальной стадии реализации проекта сделано многое: начато бурение скважин, проведена установка морской нефтегазодобывающей платформы, начато строительство нефтепровода с экспортным терминалом в Де-Кастри, создана необходимая для работы инфраструктура.

Полномасштабная добыча нефти и газа на месторождении Чайво начнется в 2006 году. К этому времени будет введен в эксплуатацию береговой технический комплекс подготовки нефти и газа. Мощность комплекса составит 250 000 баррелей нефти в сутки, или примерно 12 млн. тонн в год. Сырье будет доводиться до кондиции, пригодной для трубопроводного экспорта, а газ - до товарной кондиции для поставки на дальневосточный рынок России. Кстати, по оценкам специалистов, потенциальные извлекаемые запасы месторождений "Сахалин-1" составляют около 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа. В разработке месторождения участвуют нефтяные компании нескольких стран, в том числе и России. Так, дочерним компаниям НК "Роснефть" принадлежит в проекте 20% участия. Остальные доли распределены в разных пропорциях между Exxon Neftegaz Ltd., индийской ONGC и японской SODECO.

В дальнейшем, после начала промышленной добычи сырья с разрабатываемых сахалинских месторождений, природный газ будет поставляться не только на внутренние рынки Хабаровского края и регионов Дальнего Востока России. Сейчас ведется интенсивная работа по заключению договоров на поставку газа на рынки Японии и Китая. Как ожидается, поставки в эти страны начнутся в 2006 году".