В Карачаево-Черкесии никак не может начаться суд над зятем президента республики, обвиняемом в организации преступной группы и убийстве на своей даче семерых жителей республики - депутата местного парламента Расула Богатырева и его друзей.

Как уже сообщало ИА REGNUM, Верховный Суд республики с 28 февраля пытается приступить к рассмотрению дела. Вначале адвокаты обвиняемого А. Каитова настаивали на том, что процесс политический (на скамье подсудимых зять президента), и объективное рассмотрение дела в Карачаево-Черкесии невозможно. Когда ВС республики проигнорировал мнение адвокатов, в дело вмешался зам. Генпрокурора по ЮФО Николай Шепель, он направил ходатайство в Верховный суд России об изменении территориальной подсудности. Рассмотрение дела в Карачаево-Черкесии, по мнению господина Шепеля, может привести к массовым беспорядкам, имевшим место в ноябре 2004 года. Тогда родственники убитых, возмущенные причастностью к убийству зятя главы республики, дважды громили кабинет президента, требуя его отставки. Верховный суд России счел мотивацию Шепеля юридически необоснованной и вернул "дело Каитова" в Карачаево-Черкесию.

Последним аргументом в пользу переноса процесса стала внезапно возросшая угроза проведения в республике террористических актов. На днях министр МВД Карачаево-Черкесии Николай Осяк направил в ВС республики письмо, в котором заявил, что террактоопасность в республике выросла настолько, что он не сможет обеспечить безопасность участников процесса.

На прошедшем 20 мая предварительном заседании по "делу Каитова" письмо Осяка стало решающим аргументом, склонившим весы Фемиды в пользу проведения процесса за пределами КЧР. Председательствовавшая на суде Татьяна Задерякина приняла решение о рассмотрении дела Верховным судом Карачаево-Черкесии в помещении Ставропольского краевого суда.

"Это решение было принято за закрытыми дверьми, - заявил ИА REGNUM адвокат Владимир Постанюк, представляющий на процессе интересы пострадавшей стороны, - в ходе заседания вопрос о возможном переносе процесса не обсуждался. Грубо нарушен принцип состязательности сторон".

Родителей убитых мотивация суда не убедила. "В Ставропольском крае терактов было в несколько раз больше, чем в Карачаево-Черкесии - там опаснее. Просто нас хотят отстранить от процесса - большинство из нас после убийства детей стало инвалидами. Мы физически не сможем ездить на протяжении 4-5 месяцев в Ставрополь".

В ответ родственники убитых пришли к зданию МВД и потребовали объяснений от Осяка. Они заявили министру внутренних дел, что в том случае если он не может обеспечить порядок, чиновник обязан сложить с себя полномочия главы ведомства. На прошедшей в пятницу, 20 мая, встрече министра и родителей, господин Осяк заявил последним, что судейские его не правильно поняли - у него достаточно сил, чтобы обеспечить безопасность участников процесса. "Он действительно выразил в письме к ВС республики обеспокоенность по поводу возросшей в республике терактоопасности, но на переносе процесса за пределы КЧР не настаивал, - заявил ИА REGNUM участник встречи, отец одного из убитых Садык Хапаев, - Осяк пообещал нам, что в понедельник вместе с нами пойдет к председателю Верховного суда Карачаево-Черкесии Исламу Бурлакову и поддержит наши требования о проведении суда в республике".

Вчера в назначенное время Николай Осяк пришел к Дому правосудия, но встречу с Бурлаковым провел без родителей, вместе с федеральным инспектором Андреем Руцинским.

После совещания силовиков и судейских Бурлаков принял родителей: "От Ислама Бурлакова мы узнали, что Осяк от своего письма не отказался. - заявил ИА REGNUM Махмуд Кубанов, - В свою очередь, Бурлаков нам заявил, что не имеет права игнорировать заявлений силовиков об опасности проведения процесса на территории КЧР".

Мать убитого Роберта Герюгова - Светлана Герюгова заявила Ъ после встречи с председателем ВС, что родители намерены до конца отстаивать свою позицию: "Каждый шаг на пути к правосудию дается нам тяжело. Но мы не откажемся от права присутствовать на суде. Мы намерены обжаловать это решение в Верховном суде России".

"Апелляция в ВС России уже составлена и готова к отправке, - заявил сегодня, 24 мая, ИА REGNUM адвокат пострадавшей стороны Владимир Постанюк, - Верховный суд КЧР не может рассматривать дело за пределами республики - это незаконно. В новом УПК нет нормы, по которой суд может работать за пределами своей юрисдикции".

Между тем, господин Постанюк не исключает любого исхода дела: "Все может быть - ситуация вокруг процесса вышла в неюридическую плоскость. Объяснений произошедшему в юридической практике нет".