Минэкономразвития России считает необходимым создать систему нормативно-правового регулирования процедур официального сбора, хранения и обмена информацией в электронной форме. Об этом на парламентских слушаниях "Информационно-коммуникационные технологии в информационном обществе и электронном государстве" заявил заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Церен Церенов, передает ПРАЙМ-ТАСС.

По его словам, для этого требуется принятие целого ряда законов и подзаконных актов, технических регламентов, внутренних инструкций и др.

Во-первых, необходимо серьезно дополнить, доработать федеральное законодательство. Так, требуется разработка и принятие Закона "Об электронных регистрах, реестрах, кадастрах", или, другими словами, "Об электронном государственном учете". Данный закон должен определять порядок учета, нотаризации и независимого архивирования официальных данных государства, выраженных в электронной форме, включая сведения о том, кто и когда данные создавал и модифицировал.

Во-вторых, на федеральном уровне должен быть решен вопрос о классификации правовых режимов информации государства. В МЭРТ полагают, что требуется принять рамочный федеральный закон "Об информационном регулировании". Этот закон должен дать основные определения и установить правовые последствия отнесения информация к тому или иному правовому режиму. Главная задача закона - четко разделить информацию госорганов на секретную и общедоступную, "рассортировать" информацию государства, персональные данные, данные организаций и т.д. по соответствующим режимам и исключить "серую зону" неопределенности.

Церенов отметил, что отдельным предметом регулирования, безусловно, являются отношения по обеспечению электронного доступа ко всей информации органов государственной власти со стороны уполномоченных проверяющих, граждан, хозяйствующих субъектов. Механизмом доступа является официальное раскрытие информации через электронные каналы, в том числе через Интернет. Это наиболее дешевый и быстрый способ. Правовой статус раскрытой через Интернет информации должен быть эквивалентен статусу официальных публикаций в уполномоченных СМИ.

В развитие и дополнение к законодательству "верхнего уровня" требуется регламентация административных процессов государства, протекающих в электронной форме. Эти процессы должны быть регламентированы в ведомственных подзаконных актах, закрепляющих официальное использование электронного учета. Действия чиновников должны автоматически оставлять "следы" по факту их совершения, и эти "следы" должны быть недоступны для модификации самими чиновниками.

Одним из важнейших правовых механизмов контроля над административными процессами государства является их независимый информационный аудит, т.е. проверка соответствия выполнения административных регламентов, включая ведение государственного учета и раскрытие информации, принципам и требованиям, зафиксированным в законодательстве. Информационный аудит необходим, как дешевый и надежный институт контроля в электронном государстве, подчеркнул Церенов. Он дополнит внутренний государственный контроль контролем со стороны независимых аудиторов. В России имеется прецедент: учет Банка России проверяется частными аудиторами.

Завершающим элементом нормативного регулирования в сфере легализации использования ИКТ в административных и гражданско-правовых отношениях является техническая и организационная стандартизация и регламентация. Для того чтобы межведомственное взаимодействие и взаимодействие государства и общества было дешевым, быстрым и удобным, необходимо обеспечить техническую совместимость используемых в госсекторе ИКТ. Совместимость обеспечивается стандартизацией и регламентацией интерфейсов информационных систем, но ни в коем случаем не выбором для государства "единой" платформы или технологии.