Молдова будет демократизировать Приднестровье по украинскому плану. Формат переговоров будет изменен? Миротворцев пока не тронут. Статус Приднестровья определит молдавский парламент. В Варшаве Воронин был категоричен. Кишинев поможет оплатить газ и электричество, поставляемые Приднестровьем. Приднестровцам упростили процедуру получения украинского гражданства. Приднестровские парламентарии намерены ограничить полномочия Игоря Смирнова. Российский рынок закрыли для молдавской сельхозпродукции. Молдова прочно вошла в мировую систему работорговли.

Молдова будет демократизировать Приднестровье по украинскому плану

Молдова обнародовала украинский план приднестровского урегулирования. Он получил название "К урегулированию через демократию". Согласно плану, до 10 июля Парламент Республики Молдова примет закон о статусе приднестровского региона в составе Республики Молдова. Следующий этап - проведение осенью 2005 года демократических выборов в Верховный совет Приднестровья под международным мониторингом. Новоизбранные депутаты утвердят новую Конституцию региона в соответствии с законом, принятым Парламентом РМ. Затем будут распределены полномочия местной и центральной администраций и состоится объединение государства.

"Демократизация приднестровского региона должна состояться до осени этого года с последующим проведением под международным мониторингом свободных и корректных выборов в местный законодательный орган", - сообщил 20 мая на пресс-конференции министр реинтеграции Республики Молдова Василий Шова. Как сообщает "БАСА-пресс", демократизация региона, по словам министра, предполагает освобождение "политических заключенных" из тираспольских тюрем, демократизацию средств массовой информации, обеспечение независимой деятельности государственных органов и гражданского общества, обеспечение права детей на получение образования на родном языке и беспрепятственное перемещение крестьян левобережья Днестра. "Мы понимаем, что за короткий срок невозможно создать образцовую демократическую систему, но в ближайшее время необходимо внести ряд изменений в систему управления регионом, которые заметили бы и международные организации", - сказал Шова. Он подчеркнул, что Молдова приступит к осуществлению плана до его подписания. "Парламент должен принять проект закона, который закрепит статус приднестровского региона в составе Республики Молдова", - сказал министр реинтеграции.

Василий Шова уточнил для "БАСА-пресс", что при разработке статуса региона будут проводиться консультации с ОБСЕ, Российской Федерацией, Украиной, США, Евросоюзом, Советом Европы и т.д. Уточнять, о каком именно статусе идет речь, Шова не стал. "Есть опыт гагаузской автономии в Молдове, Крыма на Украине, но мы не остановимся только на этом. Закон должен предоставить условия для развития региона", - сказал Шова.

Министр особо подчеркнул, что из всех представленных раннее вариантов киевский план впервые опирается на международное право, поэтому есть реальные шансы на его выполнение.

Несмотря на то, что план не содержит пункта о выводе российского вооружения, Шова заявил, что эвакуация российской армии с территории Молдовы будет обсуждаться одновременно с выполнением плана, информирует "БАСА-пресс". Демилитаризация региона необходима и представляет собой одно из условий реинтеграции государства, заметил министр.

Украинский план обсуждался 16-17 мая в ходе консультаций посредников от России, Украины и ОБСЕ с политическими представителями Кишинева и Тирасполя по урегулированию приднестровского вопроса. По результатам состоявшихся переговоров Молдова и Приднестровье с предложением Киева предварительно согласились.

Накануне винницкой встречи украинский план приднестровского урегулирования одобрил Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). По словам секретаря СНБО Петра Порошенко, которого цитируют украинские СМИ, план будет реализовываться в три этапа, в целом процесс урегулирования займет 18 месяцев. На первом этапе Порошенко считает главным посадить стороны конфликта за стол переговоров.

Секретарь СНБО Украины сообщил, что украинская версия урегулирования приднестровского конфликта доведена до сведения каждой из сторон и пока нигде не вызвала возражений. Это касается и России, которая, по мнению Порошенко, также заинтересована в решении этого конфликта.

Украинский план не предусматривает подробных рецептов разрешения конфликта. "В нем выставлены только контрольные точки", - сказал Порошенко. План предполагает такие принципы, как сохранение территориальной целостности Молдавии, соблюдение прав человека, ненасильственный способ разрешения конфликта. Согласно плану, предложенному украинской стороной, парламент Молдовы сам выпишет статус Приднестровью, который будет определен в процессе переговоров сторон. "В нашем плане не определен статус Приднестровья. Его нужно решить в переговорах", - заметил Порошенко.

Президент Украины Виктор Ющенко убежден, что урегулирование приднестровского конфликта возможно в течение 18 месяцев. Но при условии тесного международного сотрудничества, передает агентство "ИНФОТАГ". "Украина крайне заинтересована в решении приднестровской проблемы и не может спокойно воспринимать, что 14 лет у нее под боком такая горячая точка", - сказал украинский лидер, завершая визит в Вильнюс. Ющенко напомнил, что на саммите ГУУАМ в Кишиневе 22 апреля Украина обозначила "семь шагов" по урегулированию конфликта. Тогда он обещал, что в течение трех недель Киев представит свой план приднестровского урегулирования. "Несколько дней назад мы закончили его согласовывать с молдавской стороной. Этот документ принимается Евросоюзом, ОБСЕ, к нему с пониманием относятся Россия и США", - заявил Ющенко.

16 мая Тирасполь представил официальный ответ на инициативу президента Украины по приднестровскому урегулированию. Как говорилось в распространенном сообщении МИД Приднестровья, "последние инициативы Украины имеют серьезный положительный потенциал, который, в сочетании с общеевропейскими моделями урегулирования и стандартами международного общения, способен стать отправной точкой для возобновления переговоров в пятистороннем формате". Не приемля политику диктата и угроз, Приднестровье видит перспективы урегулирования в конструктивном поиске формы сосуществования Молдовы и Приднестровья на основе существующих реалий и международного опыта. "Обращение к исчерпавшим себя унитарным концепциям, порочной практике давления и блокад лишь отдаляет перспективы установления стабильного и прочного мира в регионе", - подчеркивается в документе. "Мы рассматриваем инициативу Украины, озвученную Президентом Виктором Ющенко 22 апреля, как важный шаг в пятистороннем переговорном процессе по разблокированию ситуации, зашедшей в тупик из-за нежелания властей Молдовы вести справедливый, конструктивный и равноправный диалог", - говорится в документе.

Приднестровской стороной приветствуется идея проведения мониторинга предприятий, способных производить продукцию двойного назначения. Высказана надежда, что соответствующая ознакомительная миссия с согласованным в самое ближайшее время между Приднестровьем, Украиной, Россией и другими заинтересованными сторонами статусом позволит окончательно снять искусственно созданную остроту т.н. "оружейной проблематики".

"Кроме того, Приднестровье напоминает о своих инициативах относительно мониторинга украинско-молдавской и украинско-приднестровской границы и готово оказывать максимальное содействие краткосрочным миссиям, организованным Россией и Украиной в соответствии с их высоким статусом государств-гарантов урегулирования и достигнутых договоренностей, в том числе о праве Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность", - отмечается в коммюнике.

Как считают в Миссии ОБСЕ, выдвинутые Украиной предложения по решению приднестровского вопроса придадут импульс возобновлению переговорного процесса. Об этом заявил 17 мая пресс-секретарь миссии в Молдове Клаус Нейкирх в телевизионной передаче In рrofunzime ("Основательно") на PRO-TV-Chisinau. Он отметил, что возобновление переговорного процесса крайне важно для разблокирования ситуации. Клаус Нейкирх сказал, что когда речь идет о предложениях Украины, имеется в виду как предложенные украинским президентом Виктором Ющенко шаги по урегулированию приднестровского вопроса, так и представленный во время встречи в Виннице план. "План представляет собой лишь уточнение инициативы Виктора Ющенко", - сказал он.

Касаясь предложения Ющенко о том, что приднестровский вопрос можно решить в течение 18 месяцев, пресс-секретарь ОБСЕ сказал, что "теоретически это возможно". "Главный вопрос - когда именно начнется процесс демократизации приднестровского региона, когда там будут созданы условия для реальной политической борьбы. Гораздо важнее решить, когда возобновится переговорный процесс, а не когда решится проблема. Пусть для этого понадобится не 18 месяцев, а 24. Главное - добиться чего-то и чтобы этот процесс не длился целое десятилетие. Молдова не может ждать столько времени", - заявил Нейкирх.

Самой сдержанной в комментариях украинского плана была российская сторона, пишет газета "Время". Посол по особым поручением РФ Валерий Нестерушкин заявил, что украинский план вызывает много вопросов, носит общий характер и сторонам следует его тщательнее обсудить.

Формат переговоров будет изменен?

Киев считает необходимым подключение Соединенных Штатов Америки и Евросоюза к процессу урегулирования приднестровского конфликта, заявил 17 мая представитель Украины на консультациях в Виннице Дмитрий Ткач. Подключение Евросоюза и США к процессу урегулирования предусматривает план решения приднестровского вопроса, инициированный Киевом. В случае принятия документ будет подписан участниками переговоров в присутствии европейских и американских представителей, передает "БАСА-пресс". По словам Ткача, ЕС уже выразил готовность напрямую включиться в переговоры.

Расширение состава участников процесса урегулирования было одним из условий возвращения за стол переговоров представителей Молдовы. Последний раз посредники встречались с представителями Молдовы и Приднестровья 25-26 января в Одессе, напоминает "Время". Инициатором зимних консультаций, также как и встречи в Виннице, стала украинская сторона. Кишинев результатами январской встречи остался недоволен. Министр реинтеграции Василий Шова заявил тогда, что посредники уклоняются от обсуждения конкретных вопросов и что впредь Молдова намерена участвовать в подобных встречах, только если они будут иметь практические перспективы. Результаты винницкой встречи свидетельствуют - к ней стороны подготовились более тщательно. Накануне с визитом в Киеве побывал премьер-министр Молдавии Василий Тарлев. Ему удалось договориться о проведении международного мониторинга приднестровского участка молдавско-украинской границы. Киев, наконец, пошел навстречу Кишиневу и дал согласие на создание совместных таможенных пунктов. Предполагается, что до 10 июля начнут работать первые пять. Если это произойдет, молдавские власти смогут взять Приднестровье в плотное кольцо и тем самым усилить экономическое давление на сепаратистский регион.

Новая украинская власть пока демонстрирует готовность содействовать соседней республике в борьбе с сепаратизмом. Такая позиция Украины меняет соотношение сил в устоявшемся пятистороннем формате по решению конфликта на Днестре, пишет "Время". Если при президенте Леониде Кучме украинское руководство выступало молчаливым союзником Москвы и оказывало негласное покровительство властям Тирасполя, то теперь баланс сил может измениться не в пользу России и Приднестровья.

Согласие Европейского союза включиться в переговорный процесс стало неприятным сюрпризом, как для Москвы, так и для приднестровского руководства. Кишинев больше года добивается изменения существующего пятистороннего формата и подключения к проблеме ЕС и США. Как сообщил корреспонденту "Времени" министр реинтеграции Василий Шова, Евросоюз в письменном виде подтвердил свое намерение стать шестым участником переговоров. Представитель ЕС выражал готовность прибыть на винницкие консультации, однако не все участники "пятисторонки" поддержали эту инициативу. Тирасполь назвал это предложение "интересным", а Россия заявила, что "не видит необходимости в привлечении к переговорам других сторон".

По мнению представителя Тирасполя на переговорах, министра иностранных дел непризнанной ПМР Валерия Лицкая, ожидать изменения пятистороннего формата переговоров за счет привлечения США и Евросоюза в ближайшее время не следует. На пресс-конференции по итогам встречи в Виннице Лицкай подчеркнул, что приднестровская сторона только недавно получила возможность вести консультации по этому вопросу с представителем Евросоюза Адрианом Якобовицем и представителями США. "Мы проявляем профессиональный интерес, прежде всего, к тому, какие у ЕС и США есть политические модели и что они могут предложить для урегулирования, какими принципами они руководствуются, какие ресурсы у них есть и какие полномочия", - цитирует главу приднестровской делегации на переговорах по приднестровскому урегулированию "Ольвия-пресс". "У Евросоюза и США есть интересные идеи, касающиеся прежде всего их участия в мониторинге военного производства, а также предложения по системе гарантий. Эти страны имеют огромные материальные ресурсы и если они хотят что-то сделать положительное, то они имеют для этого все возможности", - подчеркнул министр.

Валерий Лицкай отметил, что сейчас идет этап консультаций, никаких принципиальных возражений против участия Евросоюза и США не существует, но это все должно проходить путем большой технической работы. "Это не просто лозунг - присутствие за столом переговоров - это долгосрочная политическая программа", - заявил Валерий Лицкай на итоговой пресс-конференции. В интервью информационному агентству "Ольвия-пресс" он уточнил, что пока не существует никаких конкретных проектов или предложений со стороны Евросоюза и США. Не поступало от них и конкретных ответов, приедут ли их представители на следующую встречу.

Министр реинтеграции Республики Молдова Василе Шова убежден, что следующий раунд переговоров по приднестровской проблеме, намеченный на июнь, пройдет уже в расширенном формате с участием представителей Европейского союза и США, передает "МОЛДПРЕС". Министр заявил 20 мая на пресс-конференции, что участники консультаций в Виннице назвали эту формулу "плавающим форматом" (Кишинев, Тирасполь, Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США). Шова сообщил, что на следующую встречу будут приглашены также представители Совета Европы и Венецианской комиссии. По поводу привлечения Румынии к процессу приднестровского урегулирования, министр объявил, что согласно достигнутой в Виннице договоренности, Бухарест будет участвовать в переговорах вместе с другими представителями Европейского союза, к которому присоединится в скором времени.

Миротворцев пока не тронут

Сейчас речь идет о том, чтобы миротворческий формат операции на Днестре плавно перешел в формат международного мониторинга этой операции, заявил после встречи посредников в приднестровском урегулировании глава украинской делегации Владимир Огрызко. И с таким подходом участники состоявшихся в Виннице переговоров в принципе согласились, передает "Ольвия-пресс". По окончании первого дня консультаций Огрызко отметил заинтересованность Украины в "уточнении и усовершенствовании" миротворческого формата. "Сегодня Украина как наблюдатель присутствует в этом процессе, мы готовы увеличить свой контингент наблюдателей", - заявил первый заместитель министра иностранных дел Украины.

В настоящее время миротворческая операция осуществляется силами Российской Федерации, Молдовы и Приднестровья, при участии военных наблюдателей Украины. Молдавская сторона настаивает на изменении существующего формата миротворческой операции за счет перевода ее под эгиду ОБСЕ и привлечения контингентов из стран ОБСЕ, прежде всего из стран Евросоюза. Приднестровская сторона выступает за сохранение нынешнего, доказавшего свою эффективность, формата и усиление его за счет Украины. Огрызко не отверг варианта, согласно которому миротворческая операция может осуществляться под эгидой ОБСЕ, но, по его мнению, это уже второстепенный вопрос: "Не так важно под чьей эгидой, главное - результативность. Поэтому могут быть различные формулы, которые используются в международной практике, в том числе и под эгидой ОБСЕ", - заявил Владимир Огрызко.

Тем не менее, судя по высказываниям представителей сторон, до компромисса по данному вопросу пока слишком далеко, замечает "Ольвия-пресс". На итоговой пресс-конференции министр реинтеграции РМ Василий Шова согласился, что "Республика Молдова будет рассматривать инициативы тех или иных государств или организаций об их намерении содействовать процессу трансформации миротворческого механизма". Однако, по его словам, официальный Кишинев заинтересован в постепенном снижении присутствия миротворцев в Приднестровье и замене их присутствием военных наблюдателей стран ОБСЕ. "Мы считаем, что должны смотреть вперед и видеть в недалеком будущем отсутствие каких-либо представителей иностранных государств на нашей территории", - сказал Шова.

Позиция приднестровской стороны относительно планов трансформации миротворческого формата были достаточно полно озвучены в Коммюнике МИДа ПМР, который официально был вручен всем участникам консультаций. Приднестровская сторона призывает Украину "принять более активное участие в обеспечении физической безопасности приднестровцев, среди которых - десятки тысяч граждан Украины и этнических украинцев. Приднестровская сторона предлагает приступить к незамедлительным консультациям по реализации Одесских соглашений 1998 года относительно усиления украинского миротворческого присутствия и полноценному включению Украины в миротворческую операцию". "Вместе с тем, - говорится в документе, - Приднестровье не считает оправданным трансформацию отлаженного и эффективно функционирующего миротворческого механизма на данном этапе, поскольку в отсутствие политического диалога и реальной модели такой трансформации, поспешные действия приведут лишь к слому действующего механизма и поставят под угрозу мир и стабильность в регионе. Вопрос о трансформации миротворческой операции в военно-гарантийную миссию должен решаться поступательно и системно, в рамках выработки общего гарантийного механизма постконфликтного урегулирования".

"Украина как ближайшие наш сосед и страна, которая имеет глубокую политическую заинтересованность в стабильности, должна участвовать в миротворческой операции. Форму участия она может определять сама в зависимости от своих ресурсов и задач", - сказал на пресс-конференции по итогам встречи в Виннице глава МИД ПМР Валерий Лицкай. Он отметил, что в настоящее время вопрос "наращивания украинских усилий в Зоне безопасности находится в процессе конкретной проработки", сообщает "Ольвия-пресс".

Посол по особым поручениям министерства иностранных дел Российской Федерации Валерий Нестерушкин подчеркнул, что урегулирование потребует действенного механизма военных гарантий: "У нас идет процесс поисков моделей политического урегулирования, и естественно, что согласованная модель политического урегулирования потребует соответствующих институтов военных гарантий. В рамках этого института и будет рассматриваться будущая миротворческая операция. Россия наверняка будет принимать активное участие в этих усилиях", - заявил Валерий Нестерушкин в интервью "Ольвия-пресс".

Статус Приднестровья определит молдавский парламент

Парламент Молдовы разработает и примет специальный статус приднестровского региона, заявил 17 мая заместитель министра реинтеграции республики Виктор Постолаки, выступая в телевизионной передаче Оn profunzime ("Основательно") на PRO-TV-Chişinău. Он не сказал, когда именно это произойдет, но отметил, что при разработке документа будет учтено мнение неправительственных организаций, как правого, так и левого берегов Днестра. При разработке документа будет приниматься во внимание и международная практика по данному вопросу.

Молдова должна учитывать в процессе решения приднестровского вопроса интересы России и Украины, однако "не в ущерб национальным интересам", сказал Постолаки. "Мы можем идти на определенные компромиссы, но с условием, что они не навредят основополагающим интересам государства. Мы готовы принимать любые предложения извне, но только с условием, что Приднестровье будет рассматриваться как составная часть Республики Молдова", - подчеркнул он.

Официальный Кишинев пока отказывается озвучивать детали готовящегося Закона о статусе приднестровского региона, сообщило 20 мая ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". На проведенной в этот день пресс-конференции министр реинтеграции РМ Василий Шова предложил журналистам "не забегать вперед". Между тем, замечает агентство, принятие этого закона обозначено в качестве первого шага в украинском плане урегулирования приднестровской проблемы - документе, который Кишинев готов взять за основу в процессе улаживания конфликта. По словам Шовы, Кишинев при разработке закона готов вести консультации с международными партнерами и учитывать их мнение. "Документ должен быть детализирован таким образом, чтобы гражданское общество восприняло его как серьезную основу для урегулирования", - заявил Шова. "Закон должен быть направлен на поддержку развития приднестровского региона и учитывать как интересы Кишинева, так и интересы граждан, проживающих на левом берегу Днестра", - подчеркнул министр. "Мы долго говорили о форме, но настало время говорить о содержании и решать проблему", - заявил Василий Шова.

Тирасполь видит будущую Молдавию состоящей из двух равноправных субъектов, нынешней Республики Молдова и Приднестровья. Об этом заявил 17 мая председатель Верховного совета Приднестровья Григорий Маракуца на встрече с представителями ассоциации адвокатов Нью-Йорка в Тирасполе. "Учитывая желание международного сообщества о том, чтобы мы все-таки с Молдовой создали общее государство, мы готовы рассматривать эти предложения", - цитирует приднестровского спикера спецкорреспондент РИА "Новости" в Тирасполе. "Мы считаем, что общее государство - это будущая Молдавская федерация или конфедерация, но должна состоять из двух субъектов, Приднестровья и Молдовы, которые будут иметь высокую степень самостоятельности", - подчеркнул спикер. "Если Молдова не согласится строить общее государство, состоящее из двух равноправных субъектов, мы будем продолжать наши усилия по международному признанию Приднестровья как независимого суверенного государства", - добавил Маракуца.

В Варшаве Воронин был категоричен

Президент Молдовы Владимир Воронин высказался за "серьезное вмешательство международного сообщества в процесс урегулирования приднестровского конфликта". Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба президента, об этом он заявил в своем выступлении 16 мая на саммите глав государств и правительств Совета Европы (СЕ) в Варшаве. Воронин выразил удовлетворение тем, что в рамках саммита открыты для подписания три новые конвенции организации, "призванные существенно повысить уровень борьбы с терроризмом, торговлей людьми и отмыванием денег". Глава государства отметил, что Молдова присоединилась к государствам, которые подписали эти документы. "Честно говоря, мне бы очень хотелось, чтобы документы о ратификации нашим парламентом конвенций, подписанных нами, были бы представлены в секретариат СЕ без каких-либо оговорок и заявлений вроде того, что Молдова не берет на себя ответственность за регион, неконтролируемый конституционными властями моей страны", - сказал Воронин.

Он напомнил, что "наряду с сепаратистскими регионами в других государствах Европы, приднестровский регион представляет собой черную дыру со всех точек зрения: начиная с отсутствия каких-либо демократических процессов и заканчивая преступной торговлей людьми и оружием, отмыванием денег в огромных масштабах". "Лично я считаю, что обеспечение настоящей и эффективной демократической безопасности невозможно в государстве, подрываемом сепаратизмом. До тех пор, пока под зонтом СЕ еще существуют такие очаги, мы не можем утверждать, что общеевропейские принципы и ценности действуют в полную силу на всем континенте", - цитирует молдавского президента "ИНФОТАГ". По словам Воронина, уже почти "тринадцати лет Молдова поражена недугом агрессивного и непримиримого сепаратизма". "Столько же лет Молдова является полноправным членом ОБСЕ. В 2005 г. моя страна отмечает 10-ю годовщину вступления в Совет Европы. К сожалению, я вынужден констатировать, что за это время, хотя и предпринимались конкретные шаги со стороны молдавских властей, ОБСЕ и посредников, так и не было достигнуто устойчивого политического решения приднестровского конфликта", - отметил президент.

Он подчеркнул, что для Молдовы "определение приемлемого для всех политического решения этого конфликта является жизненно важным приоритетом". "До тех пор, пока международное сообщество будет пассивным к многочисленным случаям нарушения прав и основных свобод человека, грубого ущемления свободы выражения и агрессивной нетерпимости к любым оппозиционным проявлениям в восточных районах Молдовы, региональная стабильность и безопасность будут в опасности", - заявил глава государства.

Он напомнил, что Кишинев всегда настаивал на выполнении решений Стамбульского саммита ОБСЕ о полном выводе войск и вооружений России с территории Молдовы. "И все-таки я убежден, что жизнеспособное решение приднестровского вопроса должно опираться не на чье-то военное присутствие, не на конкуренцию милитаристских амбиций, а на утверждение принципов верховенства права и демократии на всей территории моей страны и для всего населения, на реинтеграцию, основанную на европейских политических и юридических стандартах", - заявил Воронин. По его мнению, "главный ключ к мирному и окончательному решению приднестровского вопроса - демократизация приднестровского региона, доступ населения к СМИ, освобождение политических заключенных, ликвидация политической полиции, свобода деятельности политических партий и общественных организаций". "Именно в этом контексте столь важно включение в процесс приднестровского урегулирования новых участников, имеющих богатую демократическую биографию - США и Европейского союза. Именно поэтому так актуально участие в переговорном процессе западного соседа Молдовы - Румынии, которая в 2007 г. станет полноправным членом Европейского союза", - сказал молдавский президент.

Он заявил, что "предложение президента Украины Виктора Ющенко по урегулированию приднестровского конфликта путем демократизации региона представляет интерес для Молдовы", а "недавние политические перемены на Украине позволяют надеяться, что новое киевское руководство будет искренне и бескорыстно сотрудничать, как в плане обеспечения безопасности молдавско-украинской границы на приднестровском участке, так и в процессе урегулирования конфликта", информирует "ИНФОТАГ".

"Искренне надеюсь, что политический диалог между Кишиневом и Страсбургом приведет к триумфу верховенства закона, основных прав и свобод человека на всей территории Республики Молдова", - цитирует президента РМ "НОВОСТИ-МОЛДОВА". "Думаю, что углубление сотрудничества Республики Молдова с Советом Европы в контексте последних изменений в регионе приведет к установлению атмосферы взаимного доверия и взаимоуважения, способствуя - в значительной мере или, может, даже решительным образом - преодолению тех проблем, с которыми продолжает сталкиваться моя страна", - сказал глава РМ.

"Политический диалог, открытость к коренным демократическим преобразованиям и твердая воля к претворению их в жизнь привели к тому, что впервые за новейшую историю Республики Молдова в стране был достигнут настоящий общественный консенсус", - отметил Воронин. "Подписание парламентскими фракциями Декларации о политическом партнерстве во имя достижения целей европейской интеграции подтверждает высокий уровень зрелости политического класса и всего общества РМ", - добавил глава государства.

Он высказал мнение, что "осуществление молдавской внешней политики, которая бесповоротно направлена на европейскую интеграцию, реализация недавно утвержденного Плана действий Республика Молдова-Европейский союз станут для нашего политического класса серьезным испытанием".

Президент особо отметил роль, которую сыграл СЕ в преодолении в Молдове политического кризиса 2001-2002 года. По мнению Воронина, "настало время превратить демократические рычаги Совета Европы в рычаги, способные сделать необратимыми демократические процессы на нашем континенте, постоянно укрепляя наши основные общеевропейские ценности и принципы". "Уверен, что принятие в ходе настоящего саммита Политической декларации и Плана действий создадут необходимые рамки для дальнейшего развития механизмов продвижения и защиты европейских ценностей", - заявил Воронин.

Генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, встретившись с президентом Ворониным в Варшаве, объявил о намерении СЕ пересмотреть свои программы сотрудничества с РМ для повышения их эффективности. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", Дэвис приветствовал результаты недавно состоявшихся в Молдове парламентских выборов. По его мнению, возобновление политического диалога между властью и оппозицией служит реальной предпосылкой для достижения прогресса в демократизации общества. Генсек заявил, что Совет Европы проявляет особый интерес к Грузии, Украине и Молдове. "Эти три страны имеют реальные шансы для интеграции в Европейский союз", - заявил Тэрри Дэвис.

Президент Молдовы встретился также с польским и литовским коллегами. На рабочем ужине, где стороны обменялись мнениями о ситуации в Молдове, присутствовал также министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк. Президенты Польши и Литвы Александр Квасьневский и Валдас Адамкус отметили, что считают возможным привлечение США и Евросоюза к процессу приднестровского урегулирования. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА", была также подчеркнута необходимость установления надлежащего таможенного и пограничного контроля на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Участники диалога сошлись во мнении, что территориальная реинтеграция РМ должна проходить в соответствии с международными и европейскими демократическими стандартами, при демократизации районов, находящихся сегодня под контролем "авторитарного сепаратистского режима".

После ужина три президента, к которым присоединился президент Грузии Михаил Саакашвили, направились во Дворец Культуры в центре Варшавы, где прошел молодежный концерт, организованный в поддержку демократических преобразований на Украине. Главы четырех государств поприветствовали собравшихся и расписались на оранжевой ленте - символе произошедшей в этой стране мирной революции, сообщает "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

В ходе встречи президента Владимира Воронина и европейского комиссара ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Бениты Ферреро-Вальднер отмечалось, что Евросоюз может играть важную роль в завершении вывода российских войск с территории РМ. Касаясь приднестровского урегулирования, стороны констатировали, что интерес и открытость, которое демонстрирует новое руководство Украины по отношению к проблеме, создает реальные предпосылки для приближения окончательного урегулирования конфликта. Как передает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА", Воронин назвал обнадеживающими первые шаги в этом направлении президента Виктора Ющенко и премьер-министра Украины Юлии Тимошенко: уже принято решение о создании совместных таможенных постов на границе с РМ, в частности на ее приднестровском участке. По словам президента Молдовы, в скором времени начнутся двусторонние консультации по этому вопросу.

Кишинев поможет оплатить газ и электричество, поставляемые Приднестровьем

Парламент Молдовы 20 мая принял в первом чтении проект закона, согласно которому экономические агенты и организации, зарегистрированные в населенных пунктах, граничащих с приднестровским регионом и получающих электроэнергию, природный газ, воду с левобережья Днестра, будут освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость за эти услуги, передает "МОЛДПРЕС". Председатель Комиссии по экономической политике, бюджету и финансам Николае Бондарчук объяснил этот шаг тем, что в настоящее время эти предприятия находятся в неравных условиях по отношению к другим экономическим агентам с правого берега Днестра, которые не платят НДС за такие услуги.

Законопроект предусматривает и компенсацию расходов жителей села Варница района Анений Ной на приобретение электроэнергии и природного газа из Приднестровья, а также населения ряда сел Дубэсарского и Кэушенского районов, которые, однако, не получают компенсацию за соответствующие услуги. Представители правительства заявили, что месячные компенсации составят 250-300 леев (примерно 22-26 долларов - прим. ИА REGNUM), однако не уточнили число получателей, подчеркнув только, что необходимые суммы вписываются в лимит ассигнований, предусмотренных государственным бюджетом, информирует "МОЛДПРЕС".

Приднестровцам упростили процедуру получения украинского гражданства

Украина упростила процедуру получения украинского гражданства для жителей Республики Молдова. Об этом сообщила пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Как пишет "Время", в соответствии с данными переписи населения, в декабре 1989 года в Молдове проживало 600,4 тысячи этнических украинцев, что составило 13,8% всего населения МССР. В связи со значительными миграционными процессами после распада СССР, численность этнических украинцев в настоящее время оценивается приблизительно в 500 тысяч человек. 13 мая СНБОУ рассмотрел вопрос об участии Украины в урегулировании ситуации в Приднестровье и мерах по обеспечению реализации национальных интересов в этом регионе. По результатам заседания кабинету министров было поручено утвердить план мероприятий по обеспечению интересов Украины в приднестровском регионе, в частности, по упрощению процедуры предоставления украинского гражданства. 16 мая правительство приняло постановление номер 354 "О размере консульского сбора, который взимается дипломатическими учреждениями Украины в Республике Молдова за оформление получения гражданства Украины и выдачу паспорта гражданина Украины для выезда за границу", в соответствии с которым в период до 31 декабря 2006 года оформление гражданства Украины и выдача украинского паспорта для выезда за границу осуществляются дипломатическими учреждениями Украины в Республике Молдова по нулевой тарифной ставке консульского сбора.

Приднестровские парламентарии намерены ограничить полномочия Игоря Смирнова

Депутаты Верховного совета (ВС) непризнанной ПМР намерены ограничить полномочия президента Игоря Смирнова. Поправки в Конституцию Приднестровья, принятые в первом чтении на заседании ВС, предусматривают усиление роли парламента в левобережье. Как передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА" со ссылкой на приднестровские СМИ, согласно поправкам, объектами парламентского контроля должны стать: использование госимущества, деятельность центробанка, процесс приватизации, формирование и исполнение бюджета, "расходование народных денег", а также рассмотрение дел об административных правонарушениях. По мнению депутатов, такой шаг необходимо предпринять как "ответ на не всегда правильные действия исполнительных органов власти".

Российский рынок закрыли для молдавской сельхозпродукции

16 мая начал действовать запрет Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на ввоз в Россию всей растениеводческой продукции, овощей и фруктов из Молдовы. О соответствующем решении России сообщил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. По его словам, молдавская служба защиты растений не выполняет российские и международные требования при поставке растений, а это не исключает занесения в страну опасных заболеваний и вредителей, пишет "Время".

Россия уже использовала этот предлог для запрета ввоза таких же групп товаров из Германии, Голландии и Польши. Однако, как пишет "КоммерсантЪ", вето Россельхознадзора в отношении Молдавии практически никак не отразится на российском рынке, в отличие от запретов на ввоз растениеводческой продукции из европейских стран. По официальным данным ГТК, в прошлом году в Россию было импортировано овощей на 312,6 млн. долларов (из них из стран СНГ - на 86,4 млн.), фруктов - на 945,1 млн. (из них из стран СНГ - на 338,9 млн.), при этом доля молдавской продукции не превышала 3-5% от общего объема импорта каждой категории. Примерно на том же уровне находится импорт молдавских цветов и других растений.

А вот на молдавских экспортерах ощутимо скажутся последствия решения Федеральной службы ветеринарного и фитонадзора РФ, пишет "Время". По данным департамента статистики и социологии Молдовы, с начала года на долю России пришлось 37,3% от общего объема молдавского экспорта, что составляет 151,5 млн. долларов. Основу молдавского экспорта в Россию составляют продовольственные товары и напитки - свежая и консервированная плодоовощная, а также винодельческая продукция, соки. Только за первые четыре месяца этого года республика экспортировала 4,8 тыс. тонн овощей и картофеля, 40,4 тыс. тонн фруктов и 40,1 тыс. тонн плодоовощных консервов.

Превентивный удар Это не первый запрет на ввоз растениеводческой продукции, овощей и фруктов, который установила Россия в отношении Молдовы, отмечает "Время". С 19 апреля с.г. российский рынок закрыт для молдавского мяса. Введение этих санкций глава Россельхознадзора Сергей Данкверт объяснил тем, что в его ведомство поступают заявки на ввоз из Молдовы мяса в количествах, которые "значительно превышают объемы его производства в этой стране". Этот факт, по мнению чиновника, свидетельствует о том, что речь идет о "сером" экспорте продукции, произведенной в других странах, что в свою очередь создает предпосылки для "заноса на территорию России опасных болезней".

"Мы не раз просили ветслужбу Молдовы предоставить сведения, которые бы гарантировали, что поступающее в Россию мясо получено от животных и птиц, выращенных в этой стране, однако это сделано не было", - сообщил глава Россельхознадзора. Поставки прекращены "до прояснения сложившейся ситуации".

27 апреля на заседании консультативного совета по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ министр иностранных дел России Сергей Лавров предупредил всех желающих торговать или в какой-то иной форме дружить с Молдовой и странами Прибалтики о том, что, прежде чем что-то предпринимать, им следует согласовать действия с федеральным центром, напоминает "Время". По мнению главного дипломата России, "важно выстраивать единую внешнеполитическую линию, особенно со странами Прибалтики и Молдовой", потому что эти государства "часто стараются наладить отношения с российскими регионами в обход центра для продвижения своих экономических, а порой и политических интересов".

На прошлой неделе Республика Молдова передала Российской Федерации проект соглашения о сотрудничестве между ветеринарными службами двух стран, которое, по мнению молдавской стороны, позволило бы возобновить экспорт мяса и мясных субпродуктов на российский рынок. "В ходе консультаций с российской стороной мы пришли к заключению, что экспорт мяса из Молдавии незначителен, а цифры, приведенные российскими экспертами, касаются импорта из Приднестровья, который не сертифицирован Кишиневом", - сказал ""БАСА-пресс"" замминистра сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ Анатолий Спиваченко. По его словам, для преодоления этой проблемы Молдавия предложила подписать соглашение о сотрудничестве между ветеринарными службами двух стран, которое предусматривает, что Россия разрешает импорт мяса и мясных субпродуктов только от компаний, аттестованных Кишиневом.

Заместитель министра сельского хозяйства выразил надежду, что соглашение будет подписано в ближайшее время. "Несмотря на то, что объемы поставок мяса в Россию незначительные (в 2004 году РМ экспортировала в Россию 6,1 тыс. тонн мяса - прим. ИА REGNUM) и приостановление импорта сейчас не представляет особой проблемы, мы принципиально поднимаем этот вопрос. Если в Республике Молдова есть хоть одна компания, которая хочет экспортировать мясо в Россию, она не должна встречать никаких препятствий", - сказал Спиваченко.

Последнее китайское предупреждение. Хотя экономические санкции России против Молдавии имеют реальные основания, большинство предпринимателей считает, что вводимые один за другим запреты имеют прежде всего политические мотивы, считает "Время". 18 февраля Госдума России приняла заявление "О рекомендуемых ответных мерах РФ в отношении Республики Молдова в связи с проводимым молдавскими властями курсом на обострение обстановки вокруг Приднестровья". Причиной появления документа стало, как объясняли российские депутаты, желание защитить граждан России, проживающих в Приднестровье, от последствий экономической блокады, установленной в отношении непризнанной республики Кишиневом. В числе рекомендуемых "ответных мер" предполагалось осуществлять поставку в Молдову энергоносителей по мировым ценам, отказаться от импорта молдавской табачной и алкогольной продукции, а также ввести для граждан Молдовы визовый режим. Госдума потребовала от кабинета министров России предельно серьезного отношения к принятому единогласно заявлению. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков поручил правительству подготовить предложения о возможном пересмотре торгово-экономических отношений между Россией и Молдовой.

4 марта премьер Фрадков направил спикеру Госдумы Борису Грызлову ответ на парламентский запрос от 18 февраля. "Правительство РФ разделяет выраженную Государственной Думой глубокую озабоченность обострением обстановки вокруг Приднестровья, вызванным действиями властей Республики Молдова, - говорилось в документе, который публикует "Время". - В условиях конфронтации между Кишиневом и Тирасполем основные усилия России были направлены на недопущение дальнейшей эскалации напряженности в регионе и поиск путей выхода из нынешней кризисной ситуации. В этих целях, руководствуясь зафиксированным в российско-молдавском базовом политическом Договоре от 11 ноября 2001 г. Положением о роли России как гаранта приднестровского урегулирования, российской стороной предпринимаются настойчивые шаги по возобновлению прерванного переговорного процесса.

Одновременно был осуществлен ряд контрмер по недопущению установления Молдавией полной экономической блокады Приднестровья и созданию условий для реализации Тирасполем права на самостоятельное поддержание международных контактов в экономической, научно-технической и культурной областях, которое закреплено за ним в соответствии с московским Меморандумом об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г.

В свете проводимой сегодня молдавским руководством политики как никогда актуальной является необходимость дальнейшего выстраивания нашего двустороннего сотрудничества на сугубо прагматичной основе в тесной увязке с готовностью Кишинева следовать ранее заявленному им курсу на установление стратегического партнерства с Россией. При этом исходим из того, что планируемые экономические меры в отношении Молдавии не должны наносить вред российским интересам.

В данном контексте Правительством Российской Федерации по парламентскому запросу дано соответствующее поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям. Результаты проделанной работы позволяют прийти к следующим выводам о наших возможных ответных шагах на молдавском направлении.

Текущие поставки в Россию алкогольной продукции и табачных изделий, производимых в Республике Молдова, регулируются межправительственным Соглашением о свободной торговле от 9 февраля 1993 г., которым не предусмотрены какие-либо специальные ограничения тарифного характера. В то же время изучается возможность проведения в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" специальных защитных (антидемпинговых) расследований по фактам нанесения ущерба от возросшего импорта, в данном случае молдавской продукции, соответствующим сферам российской экономики. Для ограничения таких поставок с территории Молдавии, за исключением Приднестровья, имеется также в виду использовать технические барьеры (выявление несоответствия сертификатов качества, борьба с фальсификатом и т.п.).

Что касается поставок в Молдавию российского газа, то они осуществляются на основе единого контракта без обособления Приднестровья в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта. При этом согласованная цена на газ определена в размере 80 долларов США за 1 тыс. куб. метров, что является самым высоким показателем из всех стран СНГ. Ее увеличение, хотя бы до уровня стран Восточной Европы, может вызвать дальнейший рост "газового" долга Республики Молдова, общий размер которого с учетом Приднестровья на 1 января с.г. составил 1292,86 млн. долларов США, включая пени - 630,79 млн. долларов. В этой связи намерены добиваться от Кишинева, в том числе в рамках двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, погашения "исторической" задолженности за ранее полученный газ.

Поставки российской электроэнергии в Молдавию осуществляются совместно с Украиной. Россия, будучи заинтересованной в оптимизации условий экспорта, включая и ценовые параметры, инициировала переговоры с Кишиневом по данному вопросу. Вместе с тем его рассмотрение требует определенной координации с Киевом, имея также в виду обеспечение транзита российской электроэнергии на Балканы через территорию Украины и Молдавии.

Вопрос о введении визового режима для молдавских граждан за исключением жителей Приднестровья требует дополнительной проработки, учитывающей необходимость сохранения роли России как гаранта всеобъемлющего урегулирования приднестровской проблемы, нормального функционирования российского миротворческого контингента в Приднестровье и защиты интересов проживающих на этой территории граждан России, а также наших соотечественников.

В целом в складывающейся ситуации полагали бы необходимым продолжить линию по переводу нашего сотрудничества с Молдавией на сугубо прагматичную основу, не допуская предоставления Кишиневу каких-либо преференций", - говорится в заключении ответа правительства на парламентский запрос.

Без забрала. Постановление Госдумы РФ об ответных мерах президент Молдовы Владимир Воронин расценил как эмоциональный порыв. По-видимому, молдавское руководство полагало, что на верховную власть России пассионарность депутатов не распространится, пишет "Время". Это было жестокой ошибкой. Политический диалог между странами давно ведется в ледяных тонах. Даже если не вспоминать в очередной раз краховую для двусторонних отношений историю с меморандумом Козака, Молдова подала России немало поводов для переведения взаимоотношений на прагматическую основу. Администрация Воронина обвинила Россию в пособничестве сепаратистскому режиму в Приднестровье и заявила, что некоторые российские группы получают дивиденды от приднестровской контрабанды. Кишинев назвал несостоятельной нынешнюю миротворческую операцию на Днестре, которой Россия гордится, и неэффективным формат переговоров по приднестровскому урегулированию, в котором Кремль активно участвует. После саммита тогда еще ГУУАМ оставалась надежда, что Украина со своим планом по Приднестровью сработает как фактор, который позволит вернуть отношения между Молдовой и Россией в русло цивилизованной политики. Но реакция потенциальных партнеров на инициативы Киева, в частности Румынии (считающей, что приднестровскую проблему можно решить не в семь шагов, а всего в три), говорит о том, что линия политического поведения Молдавии по отношению и к Приднестровью и к России не только сохранится, но станет еще более нарочитой. А значит, не следует ждать от России прежнего, доброго, отношения.

"Интересы Москвы и Кишинева практически не пересекаются уже много лет. Не пересекаются реальные интересы: бизнес, военно-политические союзы, совместные международные проекты. У России с Молдавией отсутствуют общие границы, крупных экономических проектов тоже не наблюдается", - так объяснил целесообразность перехода в отношениях между двумя странами на прагматическую основу первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы РФ Ахмед Билалов.

Молдова представляет сегодня для России лишь геостратегический интерес. Такова же природа заинтересованности в будущем этой страны США, Евросоюза, Румынии - всех тех, кто Молдове эту заинтересованность демонстрирует и пытается РМ ею кормить три раза в день и после еды и на голодный желудок. Когда Молдавия пытается ущемлять этот интерес, ей начинают "закручивать гайки". Сейчас этим занимается Россия. В ноябре 2003 года это не менее безжалостно проделывали США и Евросоюз, заключает "Время".

В министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ корреспонденту "Времени" сообщили, что ведомство не располагает официальным уведомлением об введенных российской стороной ограничениях на экспорт растениеводческой продукции. 20 мая агентство "МОЛДПРЕС" проинформировало, что делегация Минсельхозпрома отбыла в Москву для прояснения вопроса о введении Российской Федерацией запрета на импорт растительной продукции из Республики Молдова.

По словам независимого молдавского эксперта Николае Киртоакэ, "нынешняя реакция правительства Фрадкова - попытка хоть в какой-то форме реализовать крайне агрессивные заявления относительно Молдовы российских депутатов, прозвучавшие зимой. Россия ведет себя, как региональная супердержава, а между тем действия по ограничению экспорта продукции растениеводства ударят, в первую очередь, по простым крестьянам". Подобная политика, по словам Киртоакэ, приведет к полному отрыву Молдавии от рынка СНГ, а на предварительном этапе - к переориентации на ближайших соседей - Украину и Румынию. Республику, несмотря на пагубную политику кабинета Тарлева (когда Молдова в основном поставляет товары на один рынок - России), не без помощи Москвы, подводят к "европейскому выбору", пишет "Время".

Как считает председатель Ассоциации сельхозпроизводителей "Униагропроект" Валерий Булгарь, запрета как такового нет. Есть декларация о намерении его введения. "Закрытие любого рынка является плохой новостью, тем более такого растущего, как российский. Введение ограничений на воз молдавской растениеводческой продукции является политическим решением, не имеющим под собой экономической подоплеки, сообщает ИА "НОВОСТИ-МОЛДОВА". Несмотря на то, что Россия является традиционным рынком сбыта молдавских овощей и фруктов, сказал Булгарь, общая доля их на рынке незначительна. В первую очередь с введением в действие этого ограничения потери понесут экономические агенты, заключившие контракты на поставку в Россию молдавской растениеводческой продукции. Расторжение этих договоров негативно скажется как на молдавском экспорте, так и на доходах предпринимателей.

Эффект от мер по ограничению импорта сельхозпродукции из Молдовы станет ощутимым через два-три месяца. Такое мнение высказал РИА "Новости" председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин. "Меры по ограничению импорта сельхозпродукции из Молдовы, как показывает мировая практика, скорее всего проявят себя через месяц-полтора, а еще через один-два месяца их эффект может стать весьма ощутимым", - сказал он. "Не за горами и ряд других аналогичных мер", - отметил Кокошин. "Запрет на ввоз в Россию с сегодняшнего дня всей растениеводческой продукции из Молдавии, объявленный соответствующим российским государственным ведомством, - это еще одна мера в русле предложений Государственной Думы по ответным мерам в отношении Молдавии в связи с политикой официального Кишинева, проводимой в отношении Приднестровья", - подчеркнул председатель комитета Госдумы.

В первые три месяца 2005 года Россия продолжала возглавлять список стран-импортеров молдавской продукции. На ее долю приходится 34,7% от общего объема поставок из РМ (86,5 млн. долларов). Как сообщили агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в Национальном бюро статистки РМ, далее по списку расположились Италия (35,3 млн. долларов), Румыния (30,9 млн. долларов), Украина (15,2 млн. долларов), США (14,3 млн. долларов). Наибольшим спросом за рубежом пользуются изготовленные в Молдове алкогольные напитки, продовольственные товары, табачные изделия, текстиль, плодоовощная продукция.

Молдова прочно вошла в мировую систему работорговли

C 2003 года в Молдову правоохранительными органами при помощи сотрудников Международной организации по миграции (МОМ) возвращены 92 жертвы торговли людьми. Эти данные прозвучали в Кишиневе в ходе третьей конференции руководителей подразделений по борьбе с организованной преступностью из 20 стран-членов Совета Европы. По мнению представителя Европола Стива Харви, "незаконный вывоз людей для сексуальной эксплуатации и изъятия органов является современной формой рабства. Разрешение этой проблемы крайне важно как для будущего континентального сообщества, так и для стран, которые хотят стать членами Евросоюза". Официально во входящие в МОМ 34 страны за последние пять лет было возвращено 1559 человек. Лидирует в списке Македония - 359 жертв, замыкает список Испания - один случай. Молдова - на 12-м месте, пишет "Время".

Торговля "живым товаром" - одна из самых распространенных разновидностей криминального бизнеса во всем мире. Ее годовой объем превышает 7 млрд. долларов. По прибыльности торговля людьми находится на третьем месте после контрабанды оружия и наркотиков, при этом она не требует значительных инвестиций и менее рискованна. По данным МОМ, Молдова - один из лидеров среди стран-поставщиков "живого товара". По данным, приведенным в ходе конференции, около 68% проституток в странах Европы являются уроженками Молдавии. Возраст "жриц любви" - от 15 до 30 лет. Как признаются полицейские, страшна в двадцать первом веке не сама работорговля, а переориентация современных преступников на поставки на заказ, в том числе несовершеннолетних, а также органов для пересадки.

Кто такие эти 92 человека, вывезенные из Молдавии? По словам первого замминистра МВД РМ Владимира Ботнаря, большая часть из них - кишиневцы. Но в последние два года обозначилась устойчивая тенденция - уезжают жители сел. Это, как правило, отцы и матери многодетных семей, которые в нынешних условиях не могут их содержать. По этой причине в последнее время молдавские власти всерьез озаботились положением дел в этой области. Новейшая история Молдовы уже знает судебные приговоры по делам организаторов торговли людьми. Недавно была осуждена семейная пара из Сорок, которая организовала вывоз из Молдовы в Россию несовершеннолетних девочек, оставшихся без присмотра родителей или родственников, напоминает "Время".

С 2001 года в Молдове действует Национальный комитет по борьбе с торговлей "живым товаром". Его структурные подразделения созданы во всех районах. Как правило, местные власти гораздо лучше владеют ситуацией в конкретных населенных пунктах. Если учесть, что 80% жертв - селяне, а в роли пособников работорговцев нередко выступают близкие знакомые и даже родственники жертв, руководителям сельских организаций проще установить криминальную картину каждой истории кражи людей, цитирует замминистра МВД РМ Ботнаря "Время".

"В Молдавии проституция, продажа человеческих органов и детей приняла угрожающие размеры. Этому способствует экономическая нестабильность в республике, высокий уровень бедности и отсутствие рабочих мест", - считает Фредерик Ларссон, координатор программы МОМ в Молдове, на Украине и в Белоруссии. За первые пять месяцев года полицией ликвидировано более десятка каналов торговли "живым товаром", по которым поставлялись люди в Турцию, Россию, Боснию и Герцеговину, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и Японию. Утверждается, что если раньше женщин и девушек, попадавших в сексуальное рабство, обманывали обещаниями о законном трудоустройстве за рубежом, то теперь большинство из них понимают, что имеют дело с сутенерами, но не осознают, какого рода риску себя подвергают.

За одну девушку из Молдовы, которую хотят продать за границу, платят 100-200 долларов, в то время как торговцы "живым товаром" получают от хозяев борделей до 5000 долларов за каждую. При этом жертва приносит ежегодную прибыль более 30 тысяч долларов. Плата за секс - до 100 долларов, из которых женщине достается лишь десятая часть, остальное уходит сутенеру. Если ей удается вернуться домой, она привозит не более 5-10 тысяч долларов, заработанных на протяжении нескольких лет торговли своим телом, пишет "Время".