Известный гагаузский правозащитник, специалист по международному праву и недавний политзаключенный Иван Бургуджи прокомментировал для ИА REGNUM план урегулирования приднестровской проблемы, предложенный Украиной на переговорах в Виннице. "Это не более, чем приукрашенный гагаузский вариант",- заявил он.

"Я очень внимательно ознакомился с этим документом,- продолжил Бургуджи, и могу сказать следующее:

Во-первых, проект, предложенный в Виннице, кардинально отличается от пакета из семи предложений, озвученных президентом Украины Виктором Ющенко в Кишиневе на саммите ГУУАМ.

Во-вторых, и это главное, проект преполагает построение правовой базы объединенной Молдовы не на основе международного соглашения с участием стран-гарантов, и двух сторон урегулирования, Молдовы и Приднестровья, а на основе законодательных актов, принятых молдавским парламентом. Это и есть та самая ловушка, в которую некогда угодила Гагаузия.

Дело в том, что парламент Молдовы может в любой момент пересмотреть свои акты, заменив их новым решением - что, собственно, и случилось в Гагаузии. Без внятных международных гарантий, подкрепленных абсолютно конкретным, детально проработанным механизмом санкций по отношению к нарушителю договора, притом договора международного, без признания участия в переговорах по урегулированию двух субъектов, без уважения к воле приднестровского народа, высказанной на референдуме - без всех этих составляющих любой, сколь угодно благообразный договор, обернется для Приднестровья безоговорочной капитуляцией, полной сдачей на милость Кишинева. А то, какова эта "милость", мы, гагаузы, испытали и продолжаем испытывать в полной мере. Приезжайте в Гагаузию, поговорите с людьми, расспросите их, как им живется под властью Молдовы и вы поймете, что означает для Приднестровья практическая реализация винницкого проекта. Парламент Молдовы не замедлит отобрать все, что даст на первом этапе - мы убедились в этом на собственном горьком опыте. Сегодня в Гагаузии создалась парадоксальная ситуация - полномочия нашей "автономии" ниже, чем полномочия местных властей обычного районна Молдовы. "Автономная" Гагаузия практически эксплуатируется, как сырьевой придаток, как колония - на полное истощение. При этом, молдавская сторона в принципе и не скрывает своих планов: комментируя винницкий проект министр реинтеграции Молдовы Василий Шова открытым текстом заявил, что они готовы выслушать и учесть мнение всех, кроме Приднестровья".

"Я искренне надеюсь,- подытожил Иван Бургуджи,- что Приднестровью хватит мудрости не попадаться на эту удочку и что наш горький опыт будет принят во внимание. В конце концов, это всего лишь проект, предмет для дальнейшего обсуждения. Думаю, что Тирасполю следует предложить альтернативный проект, с учетом перечисленных мной узких мест винницкого плана".