По данным департамента образования администрации, на данный момент в Архангельской области 1342 ребенка-инвалида школьного возраста (от 7 до 17 лет).

Как сообщил директор Центра поддержки и социально-творческой реабилитации инвалидов Архангельского регионального отделения Всероссийского общества глухих Николай Мякшин, это 62,09% от числа детей-инвалидов. Обучаются в массовых школах - 556 человек, это 41,43% от числа детей-инвалидов; обучаются в специальных школах - 330 человек (24,59%); индивидуально на дому, в альтернативных группах обучается - 74 человека (5,51%); не обучается 71 ребенок (5,29%).

В Архангельске, Новодвинске и Северодвинске (Архангельская область) было проведено исследование, целью которого было установление и анализ причин, по которым дети с инвалидностью не обучаются в школе. Сотрудники общественных организаций и волонтеры делали выходы в семьи, беседовали с родителями и детьми, заполняли анкеты методом личного интервью, т.к. это позволяет получить более точные ответы. Таким образом, была обследована 71 семья. В ходе исследования было выявлено, что самой актуальной причиной непосещения ребёнком школы, является то, что школа не готова принять ребёнка с инвалидностью. 39,44% опрошенных указали именно эту проблему. Чаще всего родители отмечали то, что в школе нет персональных помощников для ребёнка, атмосфера в школе не располагает к пребыванию, школа не оборудована специальными техническими средствами, а также слабую подготовку преподавателей для работы с этой категорией детей.

19,72% семей отметили, что образование для их ребенка недоступно, т.к. в ИПР стоит отметка "необучаем". Дорога в школу не позволяет включению в образовательный процесс в 19,72 % случаев. Здесь родители обозначили, что ребёнку недоступен общественный транспорт, нет школьного автобуса, отсутствует собственный автомобиль, чтобы доставлять ребенка в школу. 12,68 % семей отметили проблему с оформлением индивидуальной программы реабилитации Бюро медико-социальной экспертизы, без которой школа не принимает ребенка на обучение.

Благодаря проведенному исследованию удалось выявить в Северодвинске 12 семей, в которых дети не получают образования, а в официальных данных по ним сведений нет. Мониторинг показал, что из 1342 детей-инвалидов школьного возраста известна судьба 1031 ребенка и для дальнейшей работы общественных организаций "Феникс" (г.Новодвинск), "Поможем детям" (г.Северодвинск) и "Забота" (г.Архангельск) остается цифра 311. 71,54% детей-инвалидов включены в образовательный процесс. По данным мониторинга, 5,51% детей обучаются на дому.