В настоящее время Федеральная антимонопольная служба проводит комплексный анализ российского рынка железорудного сырья. Об этом корреспонденту "Уралинформбюро" сообщили в пресс-службе ФАС России. Среди попавших в поле зрения антимонопольщиков предприятий - ОАО "Михайловский ГОК", который, по мнению ряда наблюдателей, спровоцировал конфликт между ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и Соколовско-Сорбайским ГПО (Казахстан). Оба этих горнорудных предприятия имеют одних и тех же собственников, в связи с чем ФАС может заподозрить их в согласованном повышении цен на свою продукцию, что привело в прекращению поставок сырья на ОАО "ММК".

Из-за сырьевого кризиса руководство Магнитогорского меткомбината было вынуждено пойти на сокращение производства: доменная печь №9 уже остановлена. В результате Магнитка снизит ежемесячный выпуск товарной металлопродукции на 110 тысяч тонн, прибыль от ее реализации уменьшится на 277 миллионов рублей в месяц. С 1 июня также планируется прекратить работу доменной печи №10 и сортового стана "250 №1", с 10 июня - печи №2, с 15 июня - блюминга и сортового стана "350 №1".

Спор между ОАО "ММК" и поставщиками железорудного сырья широко освещался на текущей неделе в контексте визита в Челябинскую область президента России Владимира Путина. Как пишет сегодня "Российская Газета", именно в ночь на 17 мая (т.е. в день визита Путина) на Магнитке начался процесс остановки первой доменной печи. Действия Магнитки трактовались рядом наблюдателей не просто как жест безысходности или попытка обратить внимание на свою проблему, но едва ли не как прямое давление на президентов России и Казахстана, как заявка на рассмотрение проблем ММК в качестве отдельного пункта повестки дня. В итоге у некоторых журналистов возникли ожидания того, что президенты двух стран примут участие в развитии противостояния в качестве "последней инстанции". Не совсем понятно, какая именно степень "деятельного участия" Путина предполагалась авторами такого рода публикаций, недоумевает "Российская Газета". По всей видимости, они надеялись, что российский президент решит все проблемы Магнитки в директивном порядке, т.е. фактически вне правового поля, при помощи исключительно административных рычагов. Не дождавшись же этого от президента, они предложили другое развитие событий. Владельцу ММК Виктору Рашникову немедленно была обещана "опала", самой Магнитке -- "налоговые проверки", а отечественной металлургии в целом -- "новый передел". Во всех этих публикациях государство фактически изображалось в роли своеобразного "рэкетира", который априори, вне зависимости от занимаемой позиции, не может вести свою деятельность в правовом поле.

Между тем реальное положение дел отличается от представленного "комментаторами". На ММК не ждали от президента никакой "административщины". По мнению Александра Пухаева из Объединенной финансовой группы, "ММК - крупнейший налогоплательщик, и он вправе требовать от властей внимания", которое и было в конечном счете очень корректно продемонстрирован президентом. Проблемы Магнитки - это и проблемы Челябинской области, 40% бюджета которой составляют налоговые отчисления ММК, проблемы уральского региона в целом, для которого задача удвоения ВВП по сей день не только актуальна, но и вполне достижима на практике. Магнитка - это порядка 70 тысяч рабочих мест и колоссальная социальная инфраструктура. Именно поэтому озабоченность ситуацией на ММК одними из первых выразили полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев и челябинский губернатор Петр Сумин, которым доверено отстаивать благополучие региона. Президент услышал об этих проблемах и принял их к сведению. При этом, по мнению экспертов, несмотря на всю свою остроту, конфликт с Соколовкой остается в рамках спора хозяйствующих субъектов, и должен быть решен в экономической плоскости, с учетом взаимных интересов сторон. Именно поэтому степень участия в нем высшего политического руководства была ограниченна безупречной с правовой точки зрения формулой "осведомленность, но невмешательство".

Рассчитывать на какое-либо прямое вмешательство президентов России и Казахстана со стороны Рашникова было бы недальновидно, отмечает "Российская газета". Единственная цель, которой, пожалуй, все-таки добивалась Магнитка - это заявить о существующих проблемах на адекватном их масштабу уровне. И это ей удалось в полной мере. "При необходимости, ситуация с поставками казахстанского сырья на ММК все же может стать предметом обсуждения между правительствами двух стран", - заявил по этому поводу помощник президента РФ Сергей Приходько.