19 мая в Центральном Доме журналиста в Москве состоялась пресс-конференция первого заместителя руководителя департамента земельных ресурсов Москвы Олега Рыжкова на тему "Новый закон - новые возможности", посвященная новому закону г. Москвы "О земельном налоге".

Согласно федеральному законодательству, земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Он вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также законами Москвы и Санкт-Петербурга. Городской закон введен в действие с 1 января 2005 года. По словам О. Рыжкова, все регионы России разделены на земельные участки - кадастры; в Москве таких кадастров насчитывается более 1500. Каждый год деление, производимое Москомархитектурой на основании дорожной сети, подвергается усовершенствованию; последняя кадастровая оценка земель города была проведена в 2003 году. Для каждого кадастра рассчитывается стоимость в зависимости от цели его использования; всего таких критериев насчитывается 14: жилищный фонд, промышленные объекты, торговля, сельское хозяйство, и т.д. Кадастровая стоимость является базой налогообложения. К рыночной стоимости кадастровая цена имеет косвенное отношение, подчеркнул О. Рыжков; тем не менее, стоит отметить, что в Москве она составляет около 80% от рыночной (определяемой по цене, которую имел бы данный участок, если был бы выставлен на торги).

О. Рыжков отметил, что необходимо различать владельцев и арендаторов земли. Собственников земли в столице, по данным департамента, насчитывается немного; если речь идет о физических лицах, то их десятки. При этом число землепользователей в столице составляет около 80 тыс. Земельный налог является существенной статей дохода города: ежегодно бюджет Москвы получает около 800 млн. рублей от земельного налога, отметил О. Рыжков, но при этом, по его словам, арендные платежи приносят городу до 10 млрд. рублей в год.

Однако новый закон не привел к решению проблем земельного фонда Москвы. По словам О. Рыжкова, вызывает затруднения определение кадастровой стоимости участков земли, на которых расположены объекты, несущие различные задачи одновременно - например, жилой дом, на первом этаже которого расположен магазин. Сложность в условиях действия нового закона возникла и в отношении льготного налогообложения, отметил О. Рыжков. На сегодняшний день сохранены льготы, перечисленные в новой главе Налогового кодекса, а для такой категории столичных налогоплательщиков, как, например, научные организации, учреждения образования, архитектуры и др. установленное кодексом освобождение от уплаты земельного налога действует лишь до конца 2005 года. Мосгордуме еще предстоит совершенствовать столичное законодательство, чтобы оно, с одной стороны, не противоречило федеральному, а с другой - защищало интересы города.