Президент Башкирии обратился к жителям республики с ежегодным посланием

Уфа, 19 мая 2005, 17:38 — REGNUM  Сегодня, 19 мая, президент Башкирии Муртаза Рахимов выступил на заседании Государственного Собрания-Курултая - Республики Башкортостан с ежегодным посланием народу и республиканскому парламенту. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе главы Башкирии. В этом году послание носит название "Стратегия Башкортостана - созидание во благо народа". Публикуем его текст:

Нынешний год ознаменован событием огромной важности - 60-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне! 9 мая - это день славы и мужества старшего поколения - наших дедов, отцов и матерей. По ним мы сверяем наши помыслы и дела. Победить фашизм помогли беспримерные героизм и отвага, сплочённость и патриотизм советских людей. Этот бесценный опыт востребован и сегодня.

В Башкортостане была проделана большая, всенародная работа по достойной встрече этого священного для нас праздника. Состоявшиеся в Уфе, во всех наших городах и селах массовые торжества стали яркой демонстрацией нерушимого морально-политического единства общества, верности славным боевым и трудовым традициям старших поколений, готовности всемерно укреплять и защищать родное Отечество.

Как подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Президент страны Владимир Владимирович Путин, "...Наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу".

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан я представляю вам свое ежегодное Послание. Позвольте мне остановиться на некоторых её основных положениях.

В прошлом году мы определили ряд задач по дальнейшему поступательному развитию республики. Можно отметить, что большинство из них успешно решены.

Башкортостан характеризуют общественно-политическая стабильность, высокий динамизм социально-экономического развития, общий настрой на созидательные дела. Согласие между государством, общественными институтами и гражданами - надёжная основа для совместной конструктивной деятельности.

Оценивая итоги работы, мы исходим из того, что деятельность органов власти всех уровней нацелена, в первую очередь, на улучшение благосостояния людей. Только тогда можно утверждать, что государство справляется с возложенными на него обязанностями.

Практически по всем направлениям нашей политики есть существенные результаты. Главное, повысился уровень жизни людей. Об этом свидетельствуют рост заработной платы, реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Значительные средства выделяются на развитие социальной сферы, строительство жилья, учебных заведений, лечебных учреждений. Благоустраиваются наши города и сёла. Продолжается сооружение мостов и дорог, газификация и телефонизация. Более современными становятся транспорт, телекоммуникации, вся инфраструктура республики.

Все эти достижения базируются на большом запасе прочности нашей экономики. Здесь продолжаются позитивные процессы. За последние 6 лет республика увеличила объём промышленного производства на 40%, продукции сельского хозяйства на 39%. Региональный продукт за эти годы вырос на 37%.

За прошедший год наша промышленность выпустила продукции на 354 млрд. рублей, что на 3,3% больше, чем в 2003 году. Это не только высококачественная продукция нефтепереработки, химии и нефтехимии, но и авиамоторы пятого поколения, современные вертолёты, комфортабельные автобусы и троллейбусы, новейшие станки и оборудование.

У нас, в отличие от многих других регионов, достигнут заметный рост агропромышленного комплекса. Мы входим в первую пятерку регионов страны по валовому сбору зерна, по производству мяса и картофеля занимаем второе, молока - первое место. В 2004 году в республике произведено продукции сельского хозяйства на сумму 57 млрд. 200 млн. рублей, валовый сбор зерна составил более 3,5 млн. тонн.

Большое значение нашей экономики для страны видно и из того факта, что в первом квартале текущего года отчисления республики в федеральный бюджет составили 22,5% от общих поступлений по федеральному округу. Это больше, чем от Татарстана или Самарской области.

Башкортостан развивается в неразрывном единстве со всей страной. Знаменательно, что федеральный центр поддержал инициативу республики о праздновании 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. В соответствии с Указом Президента В.В. Путина эта юбилейная дата в 2007 году будет отмечаться в общероссийском масштабе.

Сегодня проводятся назревшие преобразования, укрепляется социально-политическая система. По инициативе Президента Российской Федерации реализуются меры по дальнейшему совершенствованию государственного устройства.

Полагаю, что переход к новому порядку избрания глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания отвечает интересам государства и общества. Действенность этих шагов могла бы быть усилена принятием федеральным центром ряда конструктивных предложений регионов. Это:

- формирование состава Совета Федерации из руководителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, что позволит ему более полно представлять интересы регионов;

- достижение большей определенности и стабильности в разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

- передача высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации отдельных полномочий по координации деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств в целях устранения дублирования полномочий федеральных и региональных органов власти;

- установление доходной части региональных бюджетов, адекватной их реальным расходным обязательствам;

- обеспечение согласованности принципов формирования органов исполнительной власти субъекта Федерации и на муниципальном уровне.

Реформирование государственного устройства, обновление федерального и республиканского законодательства ведут к дальнейшему усилению роли Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в общественно-политической жизни. На это направлены и меры самого парламента республики по укреплению дисциплины и повышению эффективности деятельности депутатского корпуса.

Нынешний год становится определяющим в развитии местного самоуправления. Идёт подготовка к началу работы органов власти новых муниципальных образований. Важные изменения будут внесены в республиканский закон о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Необходимо решить ряд финансово-экономических вопросов. Предстоит законодательно передать полномочия на уровень муниципалитетов, разграничить собственность на федеральную, республиканскую и муниципальную. Органы соответствующего уровня власти должны получить имущество для осуществления своих полномочий.

Значительным событием общественной жизни стало проведение 27 марта текущего года местных референдумов. Они состоялись при высокой активности населения. Это говорит о заинтересованности граждан в действенном местном самоуправлении. Убеждён, что на предстоящих муниципальных выборах наши жители изберут достойных депутатов, способных решать их насущные проблемы.

Важное значение имеет проводимая в стране административная реформа. Она направлена на создание механизма динамичного управления, на противодействие бюрократизму и коррупции. В этой сфере предстоит обновить и наше республиканское законодательство.

Назрела необходимость существенного совершенствования кадровой политики. Нужно повысить критерии оценки каждого работника государственного и муниципального органа, внедрять конкурсную систему замещения вакантных должностей. Служащий должен нести полную ответственность за выполнение своих обязанностей, обладать высокими морально-этическими качествами. Люди хотят, чтобы чиновники строго соблюдали законы, служили интересам общества. Это - не только высокие слова. Это - нормальные требования к современному работнику.

Стабильность общественной жизни, соблюдение прав и свобод граждан, их безопасность, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне в значительной мере зависят от судебных органов, прокуратуры, милиции, адвокатуры и нотариата. С их деятельностью неразрывно связано укрепление правопорядка в каждом городе и селе.

Уровень преступности в Башкортостане - относительно один из низких в стране. Однако работа милиции и прокуратуры оценивается не только по статистике зарегистрированных и раскрытых преступлений. Важно доверие граждан. Оно достигается безупречным служением закону, надёжной защитой населения от любых противоправных действий. Руководство республики и впредь будет оказывать всемерное содействие правоохранительным органам.

Вместе с тем, благовещенский инцидент, получивший слишком широкое, тенденциозное освещение в некоторых средствах массовой информации, высветил и ряд нерешённых вопросов. Мы должны усилить правозащитные аспекты государственной политики в соответствии с высокими гуманитарными стандартами, а также международно-правовыми обязательствами нашей страны.

Эффективное сотрудничество органов государственной власти со всеми политическими партиями, национально-культурными, религиозными и другими объединениями способствует дальнейшему улучшению общественного климата в республике.

Хочу еще раз подчеркнуть, что в обществе могут быть разные мнения по тем или иным проблемам. Но политическая деятельность должна проходить строго в правовых и морально-этических рамках. Следует жёстко пресекать экстремизм и насилие, попытки разжигания социальной, особенно национальной и религиозной розни.

В прошедшем году нам удалось закрепить позитивные тенденции в экономике республики. Но нельзя сказать, что мы полностью удовлетворены этим. Конечно, мы во многом зависим от общероссийской и мировой экономической конъюнктуры. Однако Правительство, министерства и ведомства республики должны находить такие решения, которые обеспечат устойчиво высокие темпы и качество экономического роста.

Особое значение мы придаём разрабатываемой Программе социально-экономического развития Башкортостана до 2010 года. В ней должен быть заложен механизм социально-экономических преобразований, нацеленный, с учетом российских приоритетов, на двукратное увеличение валового регионального продукта. Главные здесь - повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики, рост реальных доходов населения. Правительству республики надлежит обеспечить разработку этого стратегического документа и принять его в текущем году.

Всё дальнейшее развитие Башкортостана нам надо связывать с переходом к новой модели региональной экономики, основанной на инновационных принципах роста, на реализации современной научно-технической политики. Это требует совершенствования нормативно-правовой базы, привлечения инвестиций, создания соответствующей инфраструктуры. Главное, чтобы предприятия работали прибыльно, крепко стояли на ногах, развивали производство.

Исключительно важное значение имеет внедрение современных информационных технологий. В соответствии с Законом об информатизации и информационных ресурсах Правительству необходимо создать уполномоченный орган, который обеспечит разработку и выполнение программы "Электронный Башкортостан", реализацию мероприятий Федеральной программы "Электронная Россия".

Огромные резервы заложены в углублении внутриреспубликанской кооперации и межотраслевой интеграции. Уверен, наши крупные предприятия могут обеспечивать заказами десятки более мелких хозяйствующих субъектов. А это позволит более полно загрузить производственные мощности, улучшить финансово-экономическое состояние предприятий. Правительству необходимо принять комплекс мер для стимулирования этих процессов.

Основой устойчивого экономического роста республики служат топливно-энергетический комплекс, химия и нефтехимия, машиностроение. Вопросы развития этих базовых отраслей должны постоянно находиться в поле зрения Правительства.

В технико-технологическом плане основным приоритетом здесь должны стать ресурсосбережение, надежность и безопасность производственных процессов.

В машиностроении важно продолжить наращивание производства высокотехнологичной продукции, в том числе через интеграцию в российские межотраслевые структуры и холдинги. Правительству республики также необходимо во взаимодействии с федеральными структурами проработать меры по оздоровлению положения на ряде оборонно-промышленных предприятий федеральной собственности.

Огромные задачи стоят перед аграриями. Мы должны увеличить объемы производства сельхозпродукции в текущем году по отношению к уровню 2000 года в полтора раза. Убеждён, что это выполнимо.

Правительству республики необходимо на основе Программы реформирования агропромышленного комплекса настойчиво продолжать работу по финансово-экономическому оздоровлению сельхозпредприятий, развивать систему кредитования аграрного сектора, повышать его инвестиционную привлекательность.

Нужно внедрять новые технологии, более глубокую и комплексную переработку сельскохозяйственной продукции. Хочу подчеркнуть, что производство успешно наращивается там, где руководители изжили иждивенчество и затратные подходы, работают по-новому.

Следует более активно продвигать на внешние рынки производимые у нас натуральные продукты питания. Их качество уже получило достойную оценку в стране. Теперь дело за грамотным маркетингом и информационной поддержкой.

Особого внимания заслуживает строительный комплекс. В республике есть прекрасные возможности для его развития. Мы вводим в год до 1,5 млн.кв. метров жилья. Теперь надо идти дальше. Прежде всего, обеспечить отрасль современными материалами, внедрять малозатратные технологии, удешевлять стоимость и сокращать сроки строительства. Необходимо выработать долгосрочную стратегию развития строительной отрасли.

Важно создавать условия для расширения источников финансирования жилищного строительства, существенно увеличить количество ипотечных кредитов. Главное -удовлетворять растущие потребности населения в добротном, доступном жилье, чтобы и молодые семьи могли своевременно решать свои жилищные проблемы и в городах, и на селе. В соответствии с новым Жилищным кодексом Российской Федерации предстоит обновить и наше республиканское законодательство.

Говоря о строительстве, мы не можем обойти вниманием столицу республики. Уфа динамично развивается. Нельзя допускать, чтобы она застраивалась бессистемно. Правительству совместно с администрацией города необходимо принять дополнительные меры по формированию современного облика Уфы с сохранением исторически сложившихся памятников культуры и архитектуры.

В жилищно-коммунальной сфере основной задачей остается повышение эффективности и надежности систем жизнеобеспечения. Здесь необходимо активнее привлекать инвестиции и частный бизнес, переходить на профессиональное управление жилищным фондом и конкурсный отбор подрядных организаций. Финансовое оздоровление предприятий ЖКХ должно сопровождаться существенным снижением непроизводительных расходов, улучшением качества и доступности предоставляемых услуг, внедрением современных ресурсосберегающих технологий.

Значимый фактор роста экономики - укрепление внешнеэкономических связей. Особое внимание надо уделить импорту высоких технологий, участию иностранного капитала в республиканских проектах. Следует расширять взаимовыгодное сотрудничество с крупнейшими предприятиями и финансовыми организациями.

Ещё одна ключевая задача - это существенное увеличение доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте и доходах бюджетов всех уровней. Необходимо всемерно поддерживать малый бизнес, содействовать его доступу к производственной инфраструктуре и кредитным ресурсам. В целом, предпринимательство должно играть более весомую роль в социально-экономическом развитии республики, в жизни каждого региона, города и села.

Бизнес должен быть социально ответственным, решать жизненные вопросы, стать серьёзным источником местных бюджетов. Дела идут хорошо там, где руководители глубоко понимают потребности своих территорий, новые реалии, чутко откликаются на запросы населения.

Есть вопросы по федеральным и республиканским программам. Они у нас реализуются не первый год. Но считаю, что отдача от республиканских программ должна быть более значительной. Надо ужесточить критерии их принятия, строго увязывать с возможностями бюджета и иными ресурсами. Каждый раз мы должны расчётливо посмотреть, нужна ли та или иная стройка, есть ли основания в данный местности создавать новые больницы, школы, детские сады. Нам пора уже научиться считать и беречь каждую государственную копейку!

Министерствам и ведомствам следует более тесно взаимодействовать с соответствующими федеральными структурами по финансированию значимых для республики проектов. Важны их качественное и своевременное обоснование, привлечение внебюджетных источников. Следует предусмотреть и санкции за невыполнение участниками взятых на себя обязательств.

Нас не устраивает эффективность управления государственной собственностью. Вы знаете, что здесь допущен ряд ошибок. Под вопросом оказался контроль над деятельностью ряда стратегически важных предприятий. В дальнейшем следует более ответственно подходить к определению степени участия республики в хозяйственных обществах, количества и структуры государственных унитарных предприятий.

Нужен комплекс мер по профилактике банкротства и финансовому оздоровлению хозяйствующих субъектов. Ранее я уже обращал на это внимание Правительства. Но пока должной реакции нет. Этот вопрос требует безотлагательного решения. Следует создать единую республиканскую систему антикризисного управления.

Расширение экономической базы республики требует более эффективное использование потенциала всех территорий. Главным ориентиром остается выход районов и городов на финансовую самодостаточность. Поэтому деятельность местных администраций следует оценивать исключительно по результатам. Правительству республики необходимо внедрять критерии эффективности экономической деятельности на местах, разработать механизмы стимулирования развития территорий.

Одним из важнейших условий подъема экономики на качественно новый уровень является развитие банковской системы. Деятельность кредитных учреждений должна быть направлена на увеличение объемов долгосрочного кредитования и инвестиций, укрепление доверия к банкам со стороны инвесторов и вкладчиков.

В бюджетном процессе акценты должны быть перенесены с управления затратами на управление результатами. Министерствам и ведомствам, администрациям районов и городов следует уделять более пристальное внимание социально-экономической эффективности проводимых мероприятий, деятельности подведомственных организаций.

В организации государственных закупок необходимо более последовательно внедрять конкурсную систему, поставить надежный заслон любым злоупотреблениям, неэффективному расходованию бюджетных средств и ограничению конкуренции. Наведение здесь должного порядка будет находиться под постоянным контролем.

Требует активной подготовки органов власти реформа межбюджетных отношений, которая в полной мере вступает в действие с 1 января будущего года.

Главной задачей бюджетной и налоговой политики остается финансовое обеспечение сбалансированного развития экономики и социальной сферы республики.

Наша экономическая политика ориентирована на последовательное повышение уровня и качества жизни людей.

В истекшем году многое сделано для социальной поддержки населения. Все основные социальные обязательства государства перед жителями республики выполнены.

К сожалению, начало текущего года было осложнено социальными реформами общероссийского масштаба. Речь идет о реализации известного Федерального закона. В связи с монетизацией льгот пришлось решать весьма непростые задачи.

В последние годы наши отчисления в федеральный бюджет непрерывно растут, одновременно центр перекладывает значительную часть расходных обязательств на регионы.

Наиболее острой проблемой стала замена льгот денежной выплатой тем категориям льготников, поддержка которых передана на уровень субъектов Федерации. Это заслуженные люди - ветераны труда и труженики тыла, граждане, пострадавшие от политических репрессий. Сейчас уже и на федеральном уровне признана необходимость корректировки вышеупомянутого закона. И работа в этом направлении началась.

Однако, уже сейчас не дожидаясь действий федерального центра, органы государственной власти и местного самоуправления должны найти дополнительные резервы для усиления социальной защиты людей, в первую очередь, малоимущих.

Хочу заметить, что даже при дефиците бюджета в республике на мероприятия по социальной поддержке населения в текущем году предусмотрено направить 11 млрд. 600 млн. рублей.

В регулировании трудовых отношений все большее значение приобретает социальное партнерство. Важно обеспечить выполнение взаимных обязательств по всем ключевым вопросам, закрепленным в Генеральном соглашении между Правительством, объединениями работодателей и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан.

У нас приняты специальные программы по улучшению условий и охраны труда, предотвращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В результате за последние 10 лет количество пострадавших от несчастных случаев на производстве уменьшилось более чем в 2,5 раза. Нельзя допускать ослабления этой работы и впредь.

В республике реализуется Программа содействия занятости населения. В ходе её выполнения за прошлый год обеспечено увеличение числа рабочих мест. И в дальнейшем следует уделять особое внимание трудоустройству, профессиональной ориентации и переподготовке временно безработных, созданию новых рабочих мест, особенно для молодёжи.

В условиях реформирования социальной сферы исключительно важно не только сохранить, но и найти новые пути развития республиканской системы государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В полном объеме должна реализоваться Президентская программа "Молодежь Башкортостана".

Социальное благополучие населения во многом определяется доступным и качественным медицинским обслуживанием. Совершенствование системы здравоохранения должно и впредь осуществляться продуманно, исходя из состояния материально-технической базы и кадрового потенциала отрасли. Мы и дальше будем укреплять сеть наших здравниц, которая сегодня одна из лучших в России.

В республике большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной и спортивной работе. По числу занимающихся физической культурой, спортом и туризмом, материально-технической базе, подготовке физкультурных кадров и спортсменов высокого класса мы занимаем лидирующие позиции в стране. И нам надо их сохранить.

Благодаря успешному социально-экономическому развитию в Башкортостане более благоприятная демографическая ситуация, чем во многих других регионах и в среднем по стране. В республике заметно выше рождаемость, в два раза ниже естественная убыль населения, чем в округе. Вместе с тем, нас тревожит сохраняющееся превышение смертности над рождаемостью. Всё это диктует необходимость принятия комплекса мер по реализации нашей долгосрочной демографической политики.

В Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения крайне важно объединить усилия государства и общества в решительной борьбе с этими социальными пороками. Нужна наступательная антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная пропаганда. Нельзя допускать, чтобы молодёжь приобщалась к наркотикам, алкогольным напиткам, привыкала к табаку. У нас, к сожалению, на улицах можно увидеть подростков, даже девушек, с пивом и сигаретами. Значит, мы ещё не доходим до сознания каждого. Только всем миром мы можем утвердить здоровый образ жизни, защитить молодёжь, будущее наших детей и внуков.

Динамика социально-экономического и культурно-духовного развития Башкортостана во многом определяется состоянием системы образования.

Особой заботы требуют дошкольные учреждения. Их сеть следует не только сохранить, но и постоянно расширять. Надо сформировать полноценную систему предшкольного обучения и воспитания, подготовки детей к учебе в школе.

Необходимо ускорить завершение строительства ряда образовательных учреждений. В первую очередь это касается зданий, вошедших в Программу строительства новых школ взамен аварийных. Не следует ослаблять внимания к капитальному ремонту и материально-техническому оснащению объектов образования.

Важнейшая задача профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Передача в ведение республики учреждений начального и среднего профессионального образования требует создания нормативной базы, решения вопросов финансирования. Правительство здесь должно принять своевременные меры. Необходимы новые механизмы управления, прогнозы потребности в соответствующих кадрах по отраслям экономики и социальной сферы республики.

Подобные расчёты нужны и для высшего образования. Особое внимание следует обратить на развитие целевого приема в вузы, расширение сотрудничества с ведущими университетами, институтами и научно-исследовательскими центрами страны.

Нам надо повысить координирующую роль Академии наук республики в проведении фундаментальных и прикладных исследований, совершенствовать её организационные основы, усилить инновационный характер реализуемых научно-технических программ.

В нашей республике в дружбе и согласии живут люди более ста национальностей, плодотворно взаимодействуют восточная и европейская культуры, ислам и христианство, другие религии. Наш долг - сохранить и приумножить духовное наследие народов Башкортостана, всемерно развивать систему государственных и общественных институтов культуры. Надо продолжить укрепление материально-технической базы, подготовку квалифицированных кадров отрасли, обеспечивать всё более широкий доступ населения к культурным ценностям.

Решая вместе со всей страной общие задачи, Башкортостан уверенно идёт курсом динамичного развития, реализует мощный экономический, научный и духовный потенциал республики в интересах людей.

Наши ориентиры - это сильная и эффективная государственная власть, развитие местного самоуправления, надёжное обеспечение демократических норм и деятельности институтов гражданского общества, защита прав и свобод человека. Это и современная модель экономики, социальная защищенность граждан, прогресс в сферах образования, науки и культуры, согласие и стабильность в общественной жизни.

Вместе с вами, день за днём, год за годом, мы строим современный Башкортостан. Нам есть чем гордиться, есть чем дорожить. Республика вносит достойный вклад в укрепление могущества и международного авторитета страны.

Убежден, что совместными усилиями мы достигнем поставленных целей, откроем новый этап поступательного развития родной республики. Стратегия Башкортостана - созидание во благо его многонационального народа и всей великой России."

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.