Экономика

Треклятая щепа, или как пенсионеры воюют с тарифами (Правда Севера)

Деревушек-бедолаг, находящихся на грани выживания, в Пинежском районе великое множество. В поселке Таежном, например, в холодном апреле прорвало под землей трубопровод. Без воды осталась больница, жилые дома. Экскаватор, который должен был помочь добраться до трубы, сломался по дороге и за неимением запчастей простаивал без дела где-то в лесу. Единственное, что смогли сделать коммунальщики - дать в Таежный техническую воду.

В поселке Ясном в апреле не было отопления днем. А жители деревни с красивым названием Русковера практически не ощущали заботы коммунальщиков всю зиму. При кризисе, когда многие районы отапливались "с колес", температура воды при выходе из русковерской котельной была всего 13-15 градусов. Люди спали в одежде под ватными одеялами. Детский сад не работал, а школа напоминала "холодильник". Дров в Русковеру главный поставщик топлива по району "Усть-Покшеньгский ЛПХ" не поставлял, так как Карпогорское ЖКХ с ним вовремя не заключило договор.

По мнению директора Карпогорского ЖКХ Аллы Шишовой, только за март ЖКХ задолжало поставщикам топлива 130 тысяч рублей, а в целом не возвращены миллионы. Расплачиваются частично, а долги снова набегают, потому что население не платит за услуги. А ЛПХ, считает Алла Ивановна, как монополист устанавливает цены, выгодные только для себя.

В Ясном - не все ясно

Поселок Ясный внешне оправдывает свое название. Почти весь он застроен светлыми арбалитовыми в разноцветное пятнышко домиками. В хорошем состоянии здания школы, дома культуры. Но у "медали" есть обратная сторона: местные хозяйства развалены, много безработных, население должно платить за коммунальные услуги, которых не получает.

Ох, и надоели же людям бесконечные проблемы с отоплением! Особенно было невесело нынешней зимой. "Усть-Покшеньгский ЛПХ" отказывался поставлять щепу. Долги, проблемы с выделением лесосеки, непростые отношения нового главы района и гендиректора ЛПХ - все это чуть не привело к очередной разморозке поселка. Правда, ясненцы уже стали сами готовиться к зиме: обзаводятся котлами, кладут печи. Но арбалитовые стены настолько тонкие, что топить надо будет по нескольку раз в день. В Ясном, по словам Аллы Шишовой, котельная экспериментальная - топится щепой. Она всегда была убыточна, существовала на дотации. А этой зимой из-за новых тарифов еще взлетели цены на щепу.

Денег катастрофически не хватает, - утверждает Алла Ивановна. - Это не считая того, что в поселке надо, как минимум, отремонтировать три километра внешних теплосетей, да и водопроводные трубы без ремонта следующей зимы не выдержат. Внутренние теплосети на 90 процентов изношены.

По словам председателя районного Совета депутатов Елены Сопляковой, сейчас проблема с задолженностью за топливо потихоньку разрешается. Часть долгов выплатила область, а другая часть будет выплачиваться из резервного фонда района. Постепенно график платежей попытаются выровнять, и есть надежда, что проблем с отоплением в Ясном станет намного меньше. Долги продолжают расти До недавнего времени самыми главными должниками за "коммуналку" в Ясном были учителя и пенсионеры. За услуги эти люди не платили принципиально с января, как только вступил в силу 122-й закон, отменяющий льготы специалистам на селе. Да и за что платить-то? Холодная вода, например, с декабря по апрель в Ясном подавалась только на два часа утром и вечером. По мнению населения, в поселке очень высокая квартплата, тарифы завышены до предела из-за той же дорогущей щепы.

- У меня пенсия 2 тысячи 800 рублей, - рассказывала одна из пенсионерок, - за свою трехкомнатную квартиру я должна отдать больше трех тысяч. Как мне жить? Кстати, "заоблачность" тарифов пенсионеры с помощью депутатов и районной прокуратуры на днях оспорили в суде. Но районная администрация в минувший вторник подала апелляцию в областной суд.

С льготами также все не просто. Их вернули работающим учителям, "забыв" о преподавателях, ушедших на пенсию, медиках и работниках культуры. Пенсионеры продолжают бойкот, долги у каждого уже перевалили за десяток тысяч. Когда-то их семьи были большими, и этому соответствовали выделенные квадратные метры. Но дети разлетелись, а "квадраты", за которые надо платить бешеные деньги, остались. Квартиру продать или обменять почти невозможно - многие стремятся уехать из поселка.

В пятницу в Карпогорах состоится внеочередная сессия райсовета, на которой будут решать, как помочь пенсионерам.

Конечно, проблемами с отоплением теперь никого не удивишь, особенно на селе. Но в Ясном к тому же поражает принцип работы связи. Говоришь по телефону, а одновременно с тобой еще несколько человек общаются и все друг друга слышат. Или, чтобы заказать переговоры с домашнего аппарата, надо сходить на телеграф и оплатить предстоящий разговор! Освещение на улицах поселка бывает только во время выборов... Вот так и выживают ясненцы, как будто их кто-то специально выживает.

Испытание брусчаткой (Вестник космодрома)

Проблема ветхого жилья в последнее время захлестнула многие города России. Самара, Казань, Архангельск, Екатеринбург - вести об очередном рухнувшем доме довольно часто мелькают в новостях информационных агентств. Вдвойне печально, что решить эту проблему местным властям очень нелегко, т.к. свободного жилья для расселения бедолаг из "избушек на курьих ножках" у них попросту нет.

...Квартал мирнинской брусчатки - место особенное. Городской образ жизни там заметно уступает сельскому. Покосившиеся сараюшки, огородики под окнами, банька во дворе. Одним словом, романтика. В 14-ти деревянных домах постройки 1960 года до недавних пор проживало достаточно много людей. Брусчатка была коммунальным царством, благо, что большие по площади квартиры вмещали в себя по 2-3 семьи. Привозной газ, отсутствие ванны - эти неудобства не шли ни в какое сравнение с полусгнившими полами, дырявыми стенами и весьма ненадежной крышей.

Долгое время Мирному было не до брусчатых проблем. Город выживал в постоянной борьбе за нормальные условия существования. И только три года назад, после комиссионного обследования, большинство домов исторического квартала были признаны ветхими, т. е. непригодными для проживания. Перед Администрацией Мирного, а конкретно перед жилищным отделом, была поставлена задача расселения жильцов из обветшалых деревянных двухэтажек.

Легко сказать, "расселить": Во-первых, надо подобрать свободные квартиры, соответствующие составу семей. Во-вторых, побеседовать и учесть пожелания переселенцев в выборе района, причем некоторым семьям предлагалось несколько вариантов жилья. Скажем, Л.А Долгих просила подобрать жилье так, чтобы сыну- отличнику не пришлось менять школу, В.Е. Чорний хотелось получить квартиру поближе к месту работы: Пожелания были учтены.

Сейчас львиная часть этой хлопотливой работы выполнена. 37 семей из брусчатки уже переехали в новые квартиры. А за чуткость и понимание бывшие "брусчатовцы" говорят большое спасибо начальнику жилищного отдела Виктору Анатольевичу Еграшину, специалисту по использованию муниципального жилого фонда О.И. Куликовой и всем остальным сотрудницам этого отдела.

"Так они же на работе! - скажут наши читатели. - Что тут особенного?". Действительно, ничего особенного. Оставаться людьми в любых ситуациях, не нервничать и не раздражаться, вместе искать выход, подсказать компромиссное решение: Те, чья работа связана с постоянным "человеческим фактором", понимают, чего это стоит.

В июне комиссия по вопросам отселения будет рассматривать заявления горожан на п. Металлострой, что под Санкт-Петербургом. Уже сейчас их более двухсот. А это значит, что сотрудникам жилищного отдела Администрации предстоят новые испытания. Уверена, что они их выдержат.

Арбитражный суд отменил итоги лесного конкурса по иску "ИлимСеверЛеса" и Вельского ЛП КЦБК (Красноборская газета)

В одном из материалов (см. "Красноборскую газету" от 25 февраля с.г., "Однодневкам" здорово подфартило?") мы уже упоминали о сомнительных решениях при распределении в нашей области лесных участков, предназначенных для промышленного пользования

Арбитражный суд Архангельской области на заседании 28 апреля признал недействительным лесной конкурс, проведенный 21 декабря 2004 года по передаче в аренду участков лесного фонда в Вельском районе. Недействительным и подлежащим отмене признан договор аренды участка лесного фонда, заключенный между Вельским лесхозом и 000 "Устьяпромлес".

Напомним, что с иском в Арбитражный суд обратилось 000 "Вельское ЛП КЦБК" (входит в структуру компании "ИлимСевер-Лес"), которое с 1999 года осуществляет хозяйственную деятельность на территории Вельского района. Истец выражал несогласие с итогами конкурса, проведенного агентством лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Вельское ЛП КЦБК настаивало, что конкурс был проведен со значительными процессуальными нарушениями, и что его права, как добросовестного арендатора, ущемлены.

Предприятие работает на территории района пять лет, исправно платит налоги, располагает необходимым производственным комплексом, не имеет задолженностей по арендной плате. Комиссия, в которую входили представители администрации области, федеральной службы по надзору в сфере природопользования, агентства лесного хозяйства, отдали предпочтение никому не известной фирме, зарегистрированной в Санкт-Петербурге, находящейся, судя по финансовым документам, в предбанкротном состоянии. "Минус" в чистых активах "Устьяпромлеса" на момент проведения конкурса был более миллиона рублей. Объем подоходного налога в 2004 году, например, составлял 59,2 тысячи рублей, что соответствует средней зарплате в 830 рублей. Предприятие никак не проявило себя в лесопромышленном комплексе Архангельской области.

Как сказал в интервью информационному агентству "АрхЮгИнформ" генеральный директор 000 "ИлимСеверЛес" Сергей Аншуков, больше всего удивляло то, с какой легкостью комиссия решила судьбу эффективного предприятия, в котором заняты более ста местных жителей. "В ходе судебного разбирательства "ИлимСеверЛес" выставил свой иск организаторам конкурса. Мы считаем, что и наши права были нарушены. ИСЛ участвовал в конкурсе, но его заявка при подведении итогов даже не рассматривалась. А ведь на долю предприятий, входящих в наш лесной комплекс, приходится почти половина объемов заготовки древесины в Архангельской области".

Оба иска во время рассмотрения были объединены в одно производство. На основании доводов истцов суд отменил итоги конкурса. Ответчики -агентство лесного хозяйства по Архангельской области и НАО и "Устьяпромлес" могут в установленные законом сроки попытаться оспорить решение Арбитражного суда.