Как пишет еженедельник "Йошкар-Ола", недавно в исторической части Йошкар-Олы во время раскопок на месте Воскресенского собора были найдены несколько старинных изразцов. Среди них - изразец с изображением крыла древнего ангела-хранителя города.

На этом месте когда-то стоял дом воеводы. По документам было известно, что дом находился рядом с собором, как было принято в русских селениях. На этом месте и обнаружили печь, украшенную сероглиняным и изразцами, которые хорошо датируются по московским и новгородским образцам. Это подтверждает версию, что стрельцы, которые основали сначала Кокшайск, а затем и Царевококшайск (первое название города - с 1584 г - прим.ред.), пришли из Новгорода.

На изразцах, датируемых второй половиной XVI - началом ХVII веков, прекрасно представлена русская мифология, причем с языческими элементами. На одном изображен бог плодородия Симаргл в облике грозного чудовища. На другом - кентавр причем, верхняя - человеческая част туловища - в одежде стрельца. В руке он держит лук со стрелой, которая вместо наконечника завершается цветком. Эта стрела направлена на древо жизни. Есть там и своеобразные знаки: характерные треугольники острием вниз - олицетворение небесной влаги и волнистые линии - олицетворение земной влаги. Под печью нашли курительную трубку с инициалами Г.О. С уверенностью можно сказать, что она принадлежала Григорию Онучину, который был воеводой как раз в 1596-1597 годах. Найдено очень много церковной утвари: чаши для причастия, подсвечники, украшения, фрагменты окладов икон. Такое массовое скопление подобных предметов в республике обнаружено впервые.

Исследования русских городов в Марий Эл - это новое явление. Они проводятся под руководством доктора исторических наук, академика Валерия Патрушева, возглавляющего Центр археолого-этнографических исследований МарГУ. Самое обидное, что заинтересованности в этих интереснейших археологических исследованиях со стороны властей нет: раскопки не оплачивались с 2002 года, отмечает газета.

В этом году археологам снова предстоит много работы, потому что в исторической части Йошкар-Олы идет большое строительство. Не только здесь, но и в Кокшайске, Козьмодемьянске уничтожаются культурные слои, которые имеют огромную ценность. И предстоящие раскопки опять-таки никто не собирается финансировать.