Путин предлагает депутатам систему по созданию контролируемого набора партий

Москва, 19 мая 2005, 06:40 — REGNUM  20 мая депутаты Госдумы рассмотрят президентский проект федерального закона "О внесении изменений в законы о выборах и референдумах и другие законодательные акты", который предполагает значительное обновление избирательного законодательства. В целом законопроект потребует поправок к 13 действующим кодексам и федеральным законам.

Как следует из заключения Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, "этот документ во многом носит технический характер". Ключевые изменения, затрагивающие концептуальные основы части норм, коснутся ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах российских граждан", ФЗ "О Политических партиях" и ФЗ "О выборах Президента России".

Так, Президент предлагает лишать депутатского мандата при вхождении или переходе в другую фракцию. Однако, отмечает председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, правильнее было бы сохранить возможность для депутата выхода из фракции без перехода в другую.

Законопроект меняет условия государственного финансирования партий: с 1 января 2006 г. они будут ежегодно получать по 5 руб. за каждый голос, полученный по итогам выборов 2003 г. Эта норма будет действовать как для федеральных списков или кандидатов, выдвинутых партиями на прошлых думских выборах, так и для избирательных блоков (до 1 января 2008 г.). С 1 января 2007 года эти выплаты будут индексироваться с учетом инфляции.

Предлагается установить единый день для выборов в региональные законодательные органы власти и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта. Досрочные выборы могут быть назначены также на первое воскресенье октября или на день выборов депутатов Госдумы.

При регистрации кандидата, партийного списка кандидатов вносится либо избирательный залог, либо подписи избирателей. Отказать в регистрации можно будет при выявлении хотя бы 5% недостоверных или недействительных подписей. Размер избирательного залога, как и в действующем законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", составляет 15% от предельного размера расходов избирательного фонда. Но законом субъекта Федерации он может быть уменьшен до 10% от этой суммы.

Также регистрация списка кандидатов или кандидата, выдвинутых партией, прошедшей в Госдуму по результатам выборов 2003 г., может проходить без внесения залога или подписей, а решением партии или ее регионального отделения. На выборах в представительные органы муниципальных образований, где в среднем на одного депутата приходится менее 10 000 избирателей, сбор подписей для регистрации кандидатов может не проводиться.

Президентский законопроект содержит ряд оснований для отказа в регистрации кандидатам и спискам, выдвинутым партиями. Например, превышение в расходах на избирательную кампанию более, чем на 5% от предельной суммы избирательного фонда (для кандидата и списка) и выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке оказалось меньше установленного законом (для списка).

Комментируя журналистам данный законопроект, Плигин заметил, что серьезно критиковать в нем можно только то, как решается "задача развития гражданского общества, а именно, через искусственное развитие партийной системы". Правда, эта "искусственность сегодня оправдана", уточнил он. Депутат считает, что предлагаемая система ведет к созданию контролируемого набора партий, но в то же время такая ситуация "мотивируется изнутри". Он пообещал, что до конца весенней сессии закон будет принят в трех чтениях.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.