18 мая в Салехарде начала свою работу коллегия департамента образования администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, участниками которой стали начальники управлений и отделов образования из всех городов и районов региона. В повестке дня четыре вопроса. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе губернатора Ямало-Ненецкого АО, cпециалисты обсудят проблемы выполнения федерального компонента государственного стандарта гуманитарного образования, вопросы выполнения федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Также участникам совещания предстоит рассмотреть вопрос о региональном заказе на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждения начального и среднего профессионального образования. Последний вопрос повестки дня ежегодной коллегии - самый приятный - будут обсуждены кандидатуры учителей округа для награждения их ведомственными и государственными наградами.

Основное внимание на коллегии предполагается уделить вопросу выполнения федерального компонента государственного стандарта гуманитарного образования. Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности и дарования юного человека, для того, чтобы на этой основе можно было сформировать профессионально и социально-компетентную личность, способную отстаивать свою гражданскую позицию.

Департаментом образования автономного округа разработан и поэтапно внедряется региональный Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений региона. Региональный компонент включает в себя такие предметы, как "Литературное краеведение" для 2-4 классов, "Культура народов Ямала" для 5-7 классов, "Литература народов Севера" для 11 классов и родные языки.

Большое внимание власти округа уделяют развитию материально-технической базы образовательных учреждений: в течение последних четырех лет в соответствии с окружной программой развития системы образования было приобретено 27 кабинетов иностранного языка на сумму, превышающую 2 млн. рублей, 206 лингафонных кабинетов, общая стоимость которых немногим меньше 4-х миллионов.

Создаются кабинеты родного языка, литературы и культуры, только в нынешнем учебном году в округе работали 40 таких специализированных кабинетов.

В рамках федерального проекта "Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для библиотек основных и средних школ РФ" в 123 школы округа поступили электронные издания учебников, в том числе по русскому и иностранным языкам, литературе. Ямальские школы оснащены и другими электронными ресурсами, в том числе электронными учебниками, методическими материалами, тестами, развивающими играми.

В связи с обновлением содержания образования за счёт средств окружного бюджета в 2003-04 учебном году приобретена учебно-методическая литература на сумму, превышающую 22 млн. рублей в количестве более 354 тысяч экземпляров.

Для преподавания родных языков в 1-9-х классах авторами Ямала и Югры были разработаны и изданы 20 учебников для детей малочисленных народов Севера. В округе продолжается работа по включению школ в интернет и локальные информационные сети: более 60% общеобразовательных учреждений имеют выход в сеть.

Образовательные программы курсов повышения квалификации работников образования Ямала приведены в соответствие с задачами модернизации российского образования. С 2000 года окружным институтом повышения квалификации учителей проведено 26 курсов для учителей русского языка и литературы, 24 курсовых мероприятия для преподавателей иностранного языка. Повысили свою квалификацию более 1100 слушателей - преподавателей гуманитарных дисциплин. Отметим, что всего в ямальских школах работают 1809 педагогов-гуманитариев. Некоторые администрации муниципальных образований округа, например, городов Муравленко, Новый Уренгой, Пуровского района, активно способствуют стажировке учителей иностранного языка в зарубежных странах.

Но при всех очевидных успехах, сотрудники управлений образования отмечают недочеты своей деятельности. В частности, указывается на то, что существуют проблемы по внедрению раннего изучения иностранных языков. В 48% школах не введено раннее изучение иностранных языков, причина - в недостаточном кадровом обеспечением. Недельная же нагрузка работающих порой превышает 30-35 часов, что, конечно, ведет к снижению качества образования. Специалисты также акцентируют внимание на том, что в течение трех лет наблюдается снижение качества образования по русскому языку в 9-11 классах, в частности, существенно сократилось количество выпускников, выполнивших итоговые работы на "4" и "5" с 57% до 43,9%.

Сотрудники окружного департамента при перепроверке 154-х работ выпускников 2004 года, получивших серебряную медаль, не подтвердили оценки в 23-х работах по русскому языку, что указывает на необъективность оценивания знаний учеников в период итоговой аттестации. Эксперты окружной педагогики заявляют, что ямальским педагогам предстоит большая работа по повышению эффективности деятельности для выполнения государственного стандарта гуманитарного и социально-экономического образования.