Президент Грузии Михаил Саакашвили отсутствовал на торжествах 9 мая в Москве из-за проблемы с российскими военными базами. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 16 мая, в интервью Латвийскому радио рассказала спикер грузинского парламента Нино Бурджанадэе. Напомним, она находилась в Латвии с визитом с 12 по 14 мая. "Мы активизировали переговоры о выводе военных баз и буквально за три-четыре дня до 9 мая было ощущение, что в конкретных и очень важных пунктах был достигнут прогресс, - призналась Н. Бурджанадзе в прозвучавшем сегодня интервью. - Очень жаль, что, как оказалось в действительности, мы не договорились. И конечно, это повлияло на решение президента Саакашвили отправиться или не отправиться в Москву. Так как действительно в Грузии были огромные надежды, что наконец-то договорились, и таким же большим было и разочарование".

По словам Н. Бурджанадзе, для российской стороны не было секретом, что полтора месяца тому назад грузинский парламент принял резолюцию об ожидании до 15 мая прогресса в вопросе с военными базами, мол, если его не будет, то парламент займет довольно активную позицию, чтобы добиться их вывода. "Между тем, в Госдуме России началась совершенно мне не понятная истерика, как будто они только сегодня впервые услышали об этой резолюции парламента, - заметила политик. - Говорится о каких-то угрозах жизни российским военнослужащим в Грузии. Я думаю, что эти люди или просто остались глухими и слышат только то, что хотят слышать, или сознательно провоцируют точку зрения российского общества. Так как нигде в нашей резолюции не говорится об угрозе жизни или здоровью тех лиц, которые работают на российских военных базах. Никто из нас, в том числе и я не говорили в угрожающем тоне. Мы сказали, что да, если достигнем договоренности, то все будем счастливы и намного лучше будем сотрудничать с Россией. Но если такого соглашения не будет и Россия и дальше будет игнорировать наши интересы, то мы начнем процесс, объявив эти базы вне закона". По словам Н. Бурджанадзе, это не означает, что по базам начнут стрелять: "Это было бы смешно. Мы конкретно заявили, что сообщение об объявлении вне закона находится в рамках современного международного права, что означает известные осложнения в плане передвижения военной техники по территории Грузии и т.п. Пользуясь случаем, еще раз хочу подчеркнуть: сообщения, что решение парламента или заявления какого-нибудь представителя правительства о российских военных базах угрожают военным лицам, жизни или здоровью людей - это просто провокация и я не хотела бы, чтобы на эту провокацию реагировал народ России".

Спикер грузинского парламента также назвала циничной первоначальную позицию России в отношении того, что на вывод 3 000 военных нужно 11 лет и пол миллиарда долларов. "Это просто цинично, - считает Н. Бурджанадзе. - После этого они свою позицию изменили и стали говорить, что готовы вывести базы в течение трех лет. Однако предложения, которые мы получили, фактически означают не вывод воинских частей, а переименование военных баз в антитеррористические центры, которые мы сами предложили сформировать российской стороне. Мы не можем согласиться с таким подходом, и предложили своим российским друзьям вначале вывести части, закрыть базы, а потом уже сотрудничать, создавая общие антитеррористические центры. Нам приемлем только такой вариант". По словам Н. Бурджанадзе, ликвидация российских баз на территории Грузии окажет положительное влияние на решение конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. При этом она рассчитывает на поддержку США, и не только. "В отношении военных баз мы уверены в поддержке США в этом вопросе, так как это вопрос не только российско-грузинских отношений, - пояснила спикер парламента. - В Стамбуле в 1999 году в рамках саммита ОБСЕ Россия подписала соглашение о выводе баз, таким образом, это ее международные обязательства. Поэтому не только США, но и Латвия и другие страны Прибалтики, а также Европы потребуют от России, чтобы та уважала свои международные обязательства. Если этого не будет, то могу засвидетельствовать, что сегодня Россия проигнорирует свои обязательства в отношении Грузии, завтра в отношении Латвии, после завтра - Франции, а потом и в отношении всего международного сообщества".