Адвокаты по делу НК "ЮКОС" дают неутешительные прогнозы по приговору своим подзащитным. По их словам в тексте зачитываемого по очереди тремя судьями приговора имеются весьма жесткие формулировки, содержащиеся в обвинительном заключении. Как считает суд, Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Андрей Крайнов организовали мошенническое завладение 20 % пакетом акций ОАО "Апатит", принадлежащим государству. Для этого в июне-июле 1994 года в Москве они, от имени АОЗТ "Волна" начали приобретение акций ОАО "Апатит", находящегося в городе Кировске Мурманской области.

С целью обеспечения обманных действий при приобретении акций в Мурманск, где Фондом имущества Мурманской области проводился инвестиционный конкурс по продаже 20% пакета акций ОАО "Апатит", М.Ходорковский, П.Лебедев и А.Крайнов направили работников банка Менатеп Сергея Абрамова - зампредседателя правления банка; Наталью Чернышеву - начальника отдела приватизации инвестиционного управления; ведущего специалиста инвестиционного управления Константина Граудина, и П. Соломко. По мнению суда, для обеспечения обманного завладения акциями ОАО "Апатит" путем введения в заблуждение комиссии по проведению инвестиционного конкурса по продаже пакета акций ОАО "Апатит" и Фонда имущества Мурманской области, выступающего продавцом 20% пакета акций, принадлежащих государству, о гарантированности исполнения финансовых обязательств участниками конкурса Лебедев, используя свои служебные полномочия президента банка, подписал в своем служебном кабинете по гарантийные письма, согласно которым банк гарантировал выполнение акционерными обществами закрытого типа "Волна", "Малахит" и "Флора" финансовых обязательств по инвестиционному проекту в случае признания любого из них победителем на инвестиционных торгах по продаже пакета акций ОАО "Апатит". Эти гарантийные письма являлись официальными документами, подтверждающими обеспечение исполнения АОЗТ "Волна", "Малахит" и "Флора" условий конкурса. При этом, по мнению суда, обвиняемые заведомо знали о том, что финансовые условия инвестиционного конкурса АОЗТ "Волна", "Малахит" и "Флора" исполнять не будут.

С.Абрамов от имени АОЗТ "Интермединвест", Н. Чернышева от имени АОЗТ "Волна", К. Граудин от имени АОЗТ "Малахит", П. Соломко от имени АОЗТ "Флора", действуя по плану, разработанному подсудимыми, должны были обеспечить мнимое участие нескольких юридических лиц в инвестиционном конкурсе. При этом, как считает суд, им было заведомо известно, что в действительности конкурс не проводится, т.к. все четыре участника - акционерные общества закрытого типа - "Волна", "Малахит", "Флора" и "Интермединвест" действуют под руководством одной и той же группы лиц согласованно, с целью достижения одного результата по обманному завладению акциями ОАО "Апатит". Абрамов, Чернышева, Граудин и Соломко 30 июня 1994 г. в помещении Фонда имущества Мурманской области представили комиссии по проведению инвестиционного конкурса по продаже пакета акций ОАО "Апатит" заявки на участие в этом конкурсе с приложением к ним пакета документов, необходимого для участия в конкурсе. Таким образом, по мнению суда, они добились допуска подконтрольных фирм для участия в инвестиционном конкурсе по продаже акций ОАО "Апатит".

На основании этих документов комиссия по проведению инвестиционного конкурса была введена в заблуждение и вынесла решение о признании АОЗТ "Интермединвест", которое предложило самый большой объем инвестиций, победителем конкурса по покупке акций ОАО "Апатит". Банковские работники, как следует из приговора, создали впечатление, что в конкурсе участвуют самостоятельные компании. При этом Абрамов от имени АОЗТ "Интермединвест", Граудин от имени АОЗТ "Малахит", Соломко от имени АОЗТ "Флора" отказались от заключения договора купли-продажи акций ОАО "Апатит", несмотря на то, что по объему предлагаемых ими инвестиций по сравнению с предложениями АОЗТ "Волна" являлись победителями конкурса. При этом цена сделки Фондом имущества Мурманской области в соответствии с условиями продажи на инвестиционном конкурсе была определена не по рыночной стоимости, а по номинальной стоимости акций, которая равнялась 415 млн. 803 тыс. неденоминированных рублей. В связи с чем, по инициативе Лебедева и Ходорковского Чернышевой и Крайновым, которые от имени АОЗТ "Волна" подписывали договор купли-продажи акций и договор о выполнении инвестиционной программы от 28 июля 1994 года, с целью введения в заблуждение об истинных намерениях брались обязательства о том, что в период с 1 июля 1994 г. по 1 июля 1995 г. они осуществят инвестиции в указанное акционерное общество на общую сумму 563 млрд. 170 млн. неденоминированных рублей, в том числе 30% этой суммы, т.е. 168 млрд. 951 млн. неденоминированных рублей в течение одного месяца или до 1 сентября 1994 г. Лебедев совместно с членами организованной группы, организовывая действия Крайнова и Чернышевой, заведомо знал, что названные в договорах инвестиции в ОАО "Апатит" не будут осуществлены.

Этими действиями, считает суд, обвиняемые приобрели право на государственное имущество в крупном размере в виде 20 % пакета акций ОАО "Апатит" на сумму 283 млн. 142 тыс.283 доллара США, что соответствовало 563 млрд. 170 млн. неденоминированных рублей (по курсу доллара на дату сделки - 1989 руб. за 1 доллар США). Таким образом, группа совершила мошенничество, то есть приобретение права на чужое имущество путем обмана организованной группой в крупном размере, т.е. преступление, предусмотренное ч.4 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ). 29 ноября 1994 г. прокурором Мурманской области в Арбитражный суд Мурманской области было направлено исковое заявление о расторжении договора купли-продажи и возврате 20 % пакета акций Фонду имущества Мурманской области.

Однако, 16 августа 1995 года в г. Москве Лебедев, Ходорковский, Крайнов через своих представителей представили в Арбитражный суд г. Москвы платежные поручения на сумму 250 млрд. неденоминированных рублей и № 22 от 11 августа 1995 г. на сумму 229.244.382.726 неденоминированных рублей о перечислении указанных сумм со спецсчета АОЗТ "Волна" в банке "Менатеп" на расчетный счет ОАО "Апатит" в этом же банке в счет вложения инвестиций. Но указанные платежи были фиктивными, т.к. в те же дни названные суммы были снова возвращены на указанный спецсчет АОЗТ "Волна". Вследствие этого Арбитражный суд Москвы был введен в заблуждение относительно инвестирования ОАО "Апатит", и 16 августа 1995 г. прокурору Мурманской области в удовлетворении иска судом было отказано.

Зная, что Фонд имущества Мурманской области продолжает действия по возврату акций АОЗТ "Волна", Лебедев, являющийся руководителем по финансовым и экономическим вопросам банка "Менатеп", ЗАО "Роспром" и ОАО НК "ЮКОС" и, числясь советником правления ЗАО "Роспром", Ходорковский и другие организовали совершение действий подконтрольных им лиц, в результате которых 20% пакет акций ОАО "Апатит" от имени указанного акционерного общества закрытого типа в июне 1996 г. под видом сделок купли-продажи был переоформлен путем дробления на части в собственность подставных, подконтрольных им коммерческих организаций: сначала - ООО "Наутилус" и ООО "Даная", а в последующем - ООО "Гейм", АОЗТ "Аннетт", ООО "Самоцвет" и ООО "Ринг".

С целью скрыть подконтрольность ему и Ходорковскому перечисленных юридических лиц Лебедев и другие члены организованной группы определили их первоначальным учредителем иностранную компанию "Fiangial and Merkantile Holding limited" (компания FAM), зарегистрированную в Лимасол Кипр, и компанию "Джамблик Лимитед" г. Дуглас о. Мэн. Представителем этих иностранных компаний на территории Российской Федерации выступал В. Моисеев В.В., с которым Ходорковский был в дружеских отношениях в связи с совместной учебой в средней школе и который являлся помощником председателя совета директоров МФО "Менатеп" Ходорковского. После чего, под руководством Лебедева и Ходорковского Моисеевым и подчиненными им работниками банка "Менатеп" и других подконтрольных структур от имени компания FAM были учреждены ЗАО "Депор", которое использовалось ими при учреждении других компаний, используемых при совершении преступлений, а именно: АОЗТ "Самоцвет", "Наутилус". При этом руководителями компаний, используемых при совершении преступления, являлись работники подконтрольных Лебедеву и Ходорковскому структур.

12 февраля 1998 г. постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Москвы в виду существенного нарушения договорных условий, а именно невыполнения обязательств по внесению обусловленных сумм инвестиций, договор купли-продажи от 1 июля 1994 г. был отменен, и АОЗТ "Волна" обязано было вернуть пакет акций ОАО "Апатит" Фонду имущества Мурманской области в государственную собственность. Однако обвиняемые организовали передачу 20 % пакета акций ОАО "Апатит" от подконтрольного им АОЗТ "Волна" другим подконтрольным им коммерческим организациям и через эти компании управляя указанным пакетом акций, после вынесения решения арбитражного суда о возврате этих ценных бумаг в течение 1998-2002 г.г, не исполнили вступившее в законную силу решение суда.