Институту полномочных представителей президента РФ в федеральных округах исполняется пять лет. 13 мая 2000 года глава российского государства Владимир Путин подписал Указ о преобразовании ранее действовавшего института полпредов президента РФ в регионах в институт полномочных представителей президента России в 7 федеральных округах.

Политологи, политики и социологи, комментируя корреспондентам Нижегородского телеграфного агентства и ИА REGNUM годовщину создания данной структуры, по-разному оценили деятельность полпредов и перспективы дальнейшего существования институтов.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Нижегородский политолог Сергей Кочеров заявил, что полпреды в целом по РФ справились с поставленной перед ними задачей "привести уставы и законы регионов в соответствие с конституцией и федеральным законодательством". С ним согласен депутат Госдумы Алексей Лихачев, который сказал, что "за 5 лет в целом ряде субъектов РФ выровнено законодательное пространство, много было сделано для снятия административных барьеров в бизнесе". Экс-губернатор Нижегородской области, заместитель генерального директора по развитию ОАО "ВолгаТелеком" Иван Скляров сказал, что "выравнивание законодательной базы и законодательных норм - основная решенная задача институтов полпредов президента РФ в округах". Депутат Думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев подчеркнул, что "ставилась задача - единство правового и экономического пространства в стране. Это удалось буквально в первые 2 года". В свою очередь старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник отметил, что "изначально полпредства были созданы для консолидации власти в руках путинской команды. С точки зрения решения этой задачи, полпредства оказались эффективны. Свидетельством этого является то, что команда В. Путина сейчас эффективно контролирует все стороны жизни России - и политической и экономической". Подобной точки зрения придерживается и губернатор Ульяновской области Сергей Морозов: посредством "полпреда президента в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергея Кириенко и его аппарата осуществляется президентский контроль за исполнением законов на территории региона", - подчеркнул он. Как сообщалось, в 2004 году, в период губернаторской избирательной кампании в Ульяновской области один из конкурентов нынешнего главы региона утверждал, что С. Морозова поддерживает аппарат полпреда. И, как сказал сам С. Морозов, "руководя Ульяновской областью, я, как губернатор, постоянно ощущаю на себе поддержку полномочного представителя президента в ПФО и знаю, что в трудную минуту могу рассчитывать на его помощь".

Как сказал политолог С. Кочеров, "вторая задача, которая была перед полпредами, четко обозначена, хотя и не афишировалась - содействие тому, чтобы на выборах, прежде всего глав исполнительных органов власти регионов и крупных городов, побеждали системные кандидаты, угодные Кремлю". По его мнению, "с этой задачей полпреды справлялись по-разному. Где-то им удавалось провести кандидата нормально, где-то со скандалом, а где-то вообще не удавалось. В частности в Нижегородской области - это поражение И. Склярова на губернаторских выборах. Это был крупнейший провал С. Кириенко на выборах за все время его полпредства".

Социолог А. Прудник подчеркнул, что "ПФО, после северо-кавказского ФО - наиболее сложный округ, поскольку здесь собраны ведущие лидеры таких областей как Самарская, Саратовская, и особенно национальных республик. Они могли оказать сопротивление, в том числе, и центральной власти. Поэтому полпреду приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы не позволить ситуации выходить на конфликтный уровень". С этой задачей, по мнению А. Прудника, аппарат приволжского полпреда справился лишь частично. Так, "в некоторых случаях, если говорить, например, о Башкирии, на сегодняшний день назрела ситуация, похожая на предшествующую "оранжевой революции". Взрыва там удается избежать, каким-то образом согласовывая интересы местных политических элит. И полпредство принимает в этом участие". В то же время "самая сложная сторона для нашего полпредства в том, что степень свободы и возможностей в тех регионах, которые контролируются харизматичными лидерами (Башкирия, Татарстан, Самарская область, Мордовия, Марий Эл) крайне узки, поскольку все ресурсы сосредоточены в руках местного регионального руководителя. И представители полпредства находятся там на вторых ролях и их всячески оттесняют". А. Прудник объяснил такую положение дел тем, что "в национальных республиках существуют жесткие авторитарные режимы и свобода для полпреда там минимальна. Там у С. Кириенко нет возможности развернуться и проявить весь свой креативный потенциал. Поэтому полпред так активен в своей родной Нижегородской области".

Однако ульяновский губернатор С. Морозов заявил, что при непосредственном участии С. Кириенко были решены и многие вопросы экономического развития Ульяновской области. Как он сказал, "многое С. Кириенко сделал для предотвращения кризисных ситуаций в области. Так, Сергей Владиленович принял личное участие в предотвращении энергетического кризиса в регионе и оказал содействие в решении вопроса о реструктуризации долга области перед энергетиками. С. Морозов сказал, что С. Кириенко "играет важную роль в развитии гражданского общества, поддерживая гражданские, социальные и культурные инициативы".

По мнению депутата Госдумы, бывшего председателя Законодательного собрания Кировской области Александра Стрельникова, "в ПФО все идет нормально. В Кировской области взаимодействие с аппаратом полномочного представителя президента всегда позволяло найти совместное решение проблем и наладить взаимодействие с федеральными структурами".

Комментируя роль личности полпредов в процессе работы институтов, С. Кочеров отметил, что "они выступали лишь в качестве назначенцев президента. Использовали ресурс Путина, доверие к нему в обществе, почтение к нему со стороны региональной элиты и там, где их действия не встречали сильного сопротивления, добивались своих целей. Это не личные заслуги полпредов, а феномен Путина сыграл свою роль".

А. Прудник уверен, что "институт полпредств создавался таким образом, чтобы полпреды не смогли стать конкурентами центральной власти, и руководители аппаратов ни в коем случае не смогли сформироваться в самостоятельных политиков".

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ ИНСТИТУТОВ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ

Мнения экспертов разделились. Часть из них уверены, что дальнейшее существование полпредств нецелесообразно, другие считают, что структура будет действовать в течение длительного времени.

Так, политолог С. Кочеров заявил: "государственного и политического смысла в существовании полпредов больше нет". По его словам, "в условиях назначения губернаторов полпреды теряют смысл. Можно, конечно, переориентировать их на избрание нужных мэров. Но так можно до абсурда дойти".

"Выполнение каких-то федеральных проектов, чем у нас пытался заниматься С. Кириенко, то есть согласовывать интересы разных регионов на территории округа - я в этом тоже особой задачи не вижу, да и не решат они этой задачи, потому что нет у них на это настоящей власти и настоящих возможностей".

С. Кочеров, сравнил полпредство "с пятым колесом, которое необходимо когда 4 колеса разбиты, разболтаны и смотрят в разные стороны. Но если телега приведена в нормальное состояние и колеса подогнаны - зачем тогда это пятое колесо?".

Одной из последних задач полпредов, отметил С. Кочеров, станет составление списков кандидатов в главы регионов. Но здесь, подчеркнул он, "совершенно очевидно, что нет никаких списков полпредов, есть президентский список. Полпредов просто используют в роли громоотводов на тот случай, если будет сделано неудачное назначение - назначат не того губернатора, который потом доведет область "до ручки". Тогда все спишут на полпредов, что это их ошибка. На самом деле понятно, что подборам кандидатов занимается администрация президента, а полпреды это просто так, видимость".

В случае отказа от существования институтов полпредов возникает проблема трудоустройства полномочных представителей. "Мы знаем, что С. Кириенко давно мечтает уехать из Нижнего Новгорода, но ничего подходящего для себя он не находит и ему не предложили", - отметил С. Кочеров.

По мнению А. Прудника, "если сейчас решат ликвидировать институт полпредств, то самый простой способ - это сказать, что они выполнили свою задачу". Однако, кроме ликвидации, возможен вариант преобразования: "но это только в том случае, если будет запущен процесс укрупнения регионов".

Как сказал депутат Госдумы А. Лихачев, сами "федеральные округа - это стимул к объединению регионов. Сегодня этот процесса активно идет. Новая политическая карта России - это во многом дело рук полпредов". Депутат уверен, что "общественное мнение о работе полпредств за 5 лет кардинально изменилось от точки зрения: "зачем нам дополнительные административные образования" до мнения, что полпредства являются одной из стержневых ветвей власти".

Депутат Гордумы Нижнего Новгорода С. Абышев отметил, что в связи с решением основных поставленных задач в первые 2 года, "на сегодня полпредства начинают выдумывать для себя различные сложности. Так, у нас, например, программа "столичности" Нижнего Новгорода. Но это же не входит в обязанности полпреда, а значит, он тратит на нее государственные деньги и время, деньги налогоплательщиков".

Однако С. Абышев уверен, что "полпредства всегда будут существовать в том или ином виде потому, что Кремль должен иметь еще один канал информации о ситуации в регионах". Он напомнил, что "институту полпредства в этом году исполняется 13 лет. Разница между предыдущими полпредствами и действующими заключается только в доступе к президенту. Задачи какими были, такими и остаются. Другое дело, что в нынешней ситуации изначально было заявлено об укрупненном полпредстве - для федеральных округов". Полпредства, отметил С. Абышев, были созданы еще в 1992 году. "В Нижегородской области полпредом был Борис Немцов, который затем стал губернатором. Затем - Евгений Крестьянинов, Юрий Лебедев, Александр Косариков".

Одна из основных задач полпредства, сказал депутат, заключается в том, чтобы "вовремя следить и доносить в федеральный центр, что творится в регионах. Все. Их всегда называли "глаза и уши" федерального центра в регионах".

Депутат Госдумы А. Стрельников отметил, что "институт полномочных представителей президента необходим, так как президент везде не успеет один - ему нужны надежные помощники, и они у него есть". "Вопросов и сомнений в необходимости таких структур как аппарат полномочных представителей президента, у меня не возникало никогда", - заключил А. Стрельников.