"Аргументы и факты Дальинформ" на своих страницах размещают статью "Поднебесное Приамурье: миф и реальность". Основная канва материала скрытая экономическая экспансия Китая на Дальний Восток. "Правоохранительные органы Хабаровска недавно возбудили уголовное дело, связанное с контрабандой кругляка в Китай. Был перекрыт путь вывоза за кордон 1,5 тысячи кубометров леса различных пород. По ценам теневого рынка, одна партия стоила приблизительно 225 тысяч долларов - в месяц их было две. Несколько фирм, таким образом, промышляли как минимум 3 года. Если быть точным, то промышляли в основном китайцы, но под нашей "крышей".

Но это уголовное дело против фирм с китайским капиталом - всего лишь верхушка айсберга. Китай после социально-экономической реформы 1978 года добился потрясающих результатов. Его ВВП вырос с 404 миллиардов юаней в 1979 году до 8205,4 миллиардов в 1999 году, то есть более чем в 20 раз. И экономика этой страны продолжает расти. Инвестиционный климат для западных фирм в Поднебесной намного привлекательнее российского. Бизнесмены Страны Желтой реки Хуанхэ стараются заработать и построить новые предприятия на своей земле - такова политика государства.

Но вот в чем проблема: в Китае не хватает природных ресурсов. Рядом же есть богатая страна, точнее ее составляющие - Хабаровский и Приморский край. На этих территориях много леса, свободной и плодородной земли, запасов рыбы и прочего. В большинстве своем эти экономические ресурсы "простаивают", не используются местными предпринимателями. Сказывается естественная жадность, боязнь наших бизнесменов рисковать, бумажная волокита, взяточничество чиновников. Кроме того, в Хабаровском крае мало кто желает вкладывать свои деньги в экономику региона. Тому подтверждение - обанкротившиеся заводы в Хабаровске.

Опять же, стоит вспомнить, что ни один китайский предприниматель не вызвался начать производство деревянной мебели в Хабаровском крае. У себя - пожалуйста, у нас - нет. Другими словами, давайте рубить лес у вас, к нам его везти, делать мебель, а продавать ее вам по максимальной цене. Так рассуждает большинство предпринимателей из Китая. Кроме того, им выгодно перепродавать лес в Японию, Вьетнам, Индию. Тем самым они перекрывают выход нашим лесопромышленникам на эти рынки. Китайцы ищут всевозможные пути, активно осваивают наши ресурсы, используя при этом по полной программе свой административный ресурс, не скупятся на взятки. У них даже негласно поощряют скупку металлолома и древесины на Дальнем Востоке и доставку этого сырья в Поднебесную. А значит станки, оборудование, тот же металл будем покупать через несколько лет у китайцев.

Исторических фактов, когда экономически сильный сосед поглощал слабого, достаточно. Автор статьи приводит пример почти 100-летней давности. В начале ХХ века Россия была экономически сильнее маньчжурской части Китая. В результате заключенных во второй половине ХIХ века договоров между Китаем и Российской империей эти две страны получили возможность судоходства по Амуру и его притокам. Наши политики и купеческое сословие тогда жадными до безумия не были - они все же блюли интересы государства. Так вот, чтобы Амур был полностью в ведении России, наши купцы и политики взяли и в одностороннем порядке за свой счет оснастили реку бакенами, створами, измерили глубину, в общем, создали целую речную навигационную систему. После строительства КВЖД и ЮМЖД Маньчжурия быстро превратилась в крупного сельхозпроизводителя. Тогда встал вопрос об использовании Амура для экспорта продукции. В 1908 году китайцы обратились к России с просьбой разрешить им судоходство по Амуру от Хабаровска до Николаевска. Россия согласилась, но с двумя условиями - чтобы сосед возместил половину затрат на создание Амурской судоходной системы и во время движения по реке придерживался правил навигации, установленных Россией. Китай эти условия отверг: во-первых, потому, что еще бедным был, во-вторых, потому, что Амур в таком случае признавался китайцами де-юре внутренней рекой Российской империи.

Дальновидная, не правда ли, была политика у русских? Не менее дальновидно поступили уже не так давно российские энергетики, построив линию электропередач на Большом Уссурийском острове. Иначе бы азиаты отхватили еще больше от нашей территории. Возвращаясь к началу прошлого века, автор статьи отмечает, что река Амур до 1917 года находилась под протекцией российских купцов. Но ввиду грянувшей революции и повальной национализации собственности судовладельцы начали спасать свое добро. Большая часть судов была переведена весной 1918 года в Харбин. Там свой флот собственники начали распродавать. К этому времени в Китае было создано подконтрольное правительству общество "Утун" с целью скупить российские суда. Весной 1918 года фирма "Утун" выкупила 40% кораблей и в одночасье стала крупнейшим судовладельцем на Амуре.

Сегодня подобное вряд ли возможно, но забывать историю не стоит. Особенно при нынешней экономической ситуации, сложившейся в том же в Хабаровском крае. Сейчас на рынках дальневосточной столицы по-прежнему преобладает ширпотреб из Китая. В крае до сих пор не развита легкая промышленность, а у соседей она чуть ли не локомотив экономики. Хабаровские, приморские, амурские, "еврейские" челноки везут товар из-за кордона, помогая тем самым промышленности Китая. Нашу же легкую промышленность в Хабаровском крае просто душат. Представляется, что инвестиции из Китая в Приамурье - это всего лишь ширма, которой Китай прикрывает свои экономические интересы в нашем регионе. Скажем, несколько лет назад компания "Амур-пиво" пыталась прорваться со своей продукцией на рынок Китая, но иностранные партнеры не позволили. Говорят, попросту обманули они пивоваров. Хабаровский пивной завод "Балтика" тоже сейчас мечтает о закордонных пивных, но пока по большому счету только мечтает. К нам же бизнесмены из Поднебесной везут по реке и по железной дороге стройматериалы, сантехнику, одежду, пищу и прочее. Часто эти товары не отвечают нашим ГОСТам.

Китайскому соседу не нужен сильный Хабаровский или Приморский край, а уж тем более Дальний Восток. Если у нас будет развито сельское хозяйство, то какой смысл покупать овощи в Китае? Кто-то утверждает, что там дешевле. Ничуть: продукция лазовских сельхозпредприятий по цене такая же, как китайская. Кроме того, даже превосходит по вкусовым и экологическим качествам заграничную. Вообще, порой задумываешься, а не специально ли нам везут полные нитратов помидоры и безвкусную редиску из Китая? А детские ядовитые игрушки из той же страны? Пустив китайцев на хабаровский сельхозрынок - кстати, в начале бурных девяностых, - наши власти не смогли остановить в дальнейшем это движение. И поднять с колен предприятия сельского хозяйства края теперь уже нелегко. Повторяют, что нет денег. Фермеры же утверждают, что если бы власти освободили на 5 лет от налогов крестьянина и банки дали беспроцентные кредиты, то сельское хозяйство Приамурья возродилось бы чуть ли не за пару сезонов.

Пока же нашу землю осваивают китайцы. Через подставных лиц организовывают фирмы, торговые точки, нанимают рабочих из числа россиян. Миграция миллионов китайцев подобна стихийному бедствию. Плотность населения на китайском берегу Амура примерно в 50 раз выше, чем на российском. Средние размеры сельскохозяйственной фермы в Китае составляют немногим более 0,1 га, в то время как в России огромные площади плодородных земель остаются необработанными. Нетрудно понять стремление китайцев попасть в Россию. Кроме всего прочего сельскохозяйственный труд в Китае очень дешев. Продавая свой товар нам, соседи получают по их меркам большие деньги. На четыре юаня человеку в Китае можно жить и питаться сутки. В переводе на наши деньги это примерно 36 рублей. Вот и рассуждайте, будут ли китайцы ехать к нам на заработки? Конечно, если на нашей стройке легальному китайскому работяге будут платить 3 тысячи рублей в месяц, а он будет трудиться, скажем, полгода, то, возвратившись домой, сможет открыть собственное дело.

Российские ученые, востоковеды и социологи, используя прямые и косвенные свидетельства, в том числе и полевые исследования, оценивают численность проживающих в России китайцев на уровне 200-400, максимум 500 тысяч человек. Перепись 2002 года зафиксировала же всего 35 тысяч китайцев - это официальные данные. С каждым годом число нелегалов по всему Дальнему Востоку увеличивается. Угроза "желтой экспансии", озвученная еще в начале ХХ века, до сих пор актуальна. Если в Россию въезжает 10 туристических групп из Китая, то, как правило, одна растворяется на необъятных просторах нашей родины. Кстати, немало среди "растворившихся" и шпионов. А коли так, то вырисовывается и еще один аспект - военно-стратегический. Несколько лет назад известный историк Алексей Арбатов на одном из заседаний Российской Академии наук говорил: "На Дальнем Востоке Китай, располагая ныне примерно вдвое большим военным бюджетом, чем РФ, через 10-15 лет, даже сократив свою армию, но улучшив ее технические и качественные характеристики, сможет иметь примерно двукратное превосходство над нашими вооруженными силами. А если учитывать только ту их часть, которая расположена на Дальнем Востоке, то КНР будет иметь десятикратное превосходство. Кстати, Япония уже сейчас в полтора раза превосходит российские силы общего назначения на Дальнем Востоке".

Также Арбатов отмечал: "Уже сейчас население северных провинций Китая превышает численность населения всей России, не говоря уже о шести миллионах россиян, которые живут на Дальнем Востоке. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, что и сейчас, то через 15 лет на нашем Дальнем Востоке может оказаться больше китайцев, чем российских граждан. А это классический повод для межгосударственного конфликта. И такие конфликты у КНР с соседями не раз возникали". Сдержать же демографическую экспансию китайцев в тот же в Хабаровский край, где проживает чуть более миллиона человек, практически невозможно. И если следовать самым мрачным прогнозам, то в 2025 году российское Приамурье легко превратится в придаток провинции Хэйлунцзян, а Хабаровск также легко переименуют в Боли. Давно известно, что на китайских картах часть региона обозначается как незаконно отторгнутая часть Китая. А десятки китайцев, опрошенных на российском Дальнем Востоке, утверждали, что они находятся в Китае. Да, они запросто говорят, что уже начали возвращать себе свои земли. Тому есть самый свежий пример - передача Поднебесной островов Тарабарова и части Большого Уссурийского" - заключает автор статьи.

"Молодой дальневосточник" публикует на своих страницах статью под названием "За нашу Победу!". Корреспонденту газеты удалось найти участника Великой Отечественной войны воевавшего на бронекатере №302, который ныне стоит как памятник в Северном округе. "Этот памятник знаком каждому хабаровчанину. Кораблик Днепровской флотилии за номером 302 стоит на пьедестале по дороге на базу КАФ. Летом по нему бегают дети. А летом 1945 года с палубы этого корабля на выжженную берлинскую землю сошел Павел Нижегородцев - морской пехотинец, рожденный в Чите, а ныне хабаровчанин.

Германия капитулировала, война была окончена, и Павел прощался с "бортом 302" навсегда. Разве он мог предположить, что спустя ровно 60 лет снова поднимется на палубу своего боевого катера? Правда, на другом конце земли. Мало кто знает, что с виду скромный хабаровский кораблик-памятник в составе флотилии освобождал Украину, Белоруссию, Польшу и принимал самое решительное участие в штурме Берлина. Более того, благодаря именно этой флотилии, был взят рейхстаг, и в честь этой победы давался первый в истории парад на Одере. Из девяти кораблей до наших дней дожил только номер 302, а из участников - Павел Степанович Нижегородцев. Оба в Хабаровске.

На борт Павел Степанович поднимался с нитроглицерином в кармане. Шутка ли - 84 года человеку. Но главное, конечно, не возраст, потому что держится бывший матрос днепровской флотилии вполне молодцом. Павел Степанович был артиллеристом и стрелял на корабле из всех орудий. Он ходит по палубе, ощупывает стволы. "Я увидел этот корабль в 43-м. Из Киева нас послали в Сталинград. За техникой. Паулюса только-только разбили, шло большое наступление, а в Сталинграде осталось много техники. Там мы и нашли 302-й. Переправили его на Украину, в Киеве формировалась флотилия, подлатали, вооружили, а дальше - по рекам до самого Берлина".

Любимая пушка Павла Степановича - на носу. Во время боя - самое горячее место. Бывало, по двое суток матрос Нижегородцев не вылезал из башни. "Мы шли по Днепру, освобождали города и деревни - то, что от них осталось. Фашисты дрались отчаянно. Но и мы тоже. Тогда еще не было такого понятия - морская пехота. Нас называли ротами морского охранения. Были мы универсалами. И армии переправляли с берега на берег, и в штыковую ходили, а уж сколько боев на воде провели - и не упомнишь. Самый страшный бой приняли на реке Пине. Белоруссия, распутица, пехота, что шла берегом, увязла с техникой в болотах. А впереди - крупные силы немцев. Двое суток пришлось держаться самим, пока подкрепление не подошло. Мы потеряли 96 моряков. Похоронили их на набережной города Пинска".

Бронекатер 302 небольшой. Честно говоря, непонятно, как он вообще плавал: на нем ни одной деревянной детали. И тем более неясно, как внутри этой железки можно было жить несколько лет... "У него был трудный, но славный путь, - рассказывает Нижегородцев, - вот здесь на пьедестале написано "катер Днепровской флотилии". И все. А на самом деле он - флотилии еще и краснознаменной ордена Ушакова I степени. Высшая морская боевая награда. Это за Берлин. На Одере мы хорошо поработали. Последние дни рейха, оставалась неприступная цитадель - рейхстаг. Крепость гигантская, монолитная, хорошо укрепленная. Вокруг система каналов, рвы с водой, пехоте не пройти. Задача была поставлена взять рейхстаг как можно быстрее, чтобы союзникам не достался. А как брать? Тогда генерал-полковник Берзарин придумал перебросить советские войска к цитадели на маленьких таких полуглиссерах: они в нашей флотилии имелись. Уж не знаю, как, но за две ночи 110 тысяч солдат с техникой перевезли к стенам. Флотилия в это время обеспечивала огневую поддержку. Полуглиссерами командовали 22 наших морских офицера. Шестеро из них погибло, семеро стало героями. Советское командование оценило роль флотилии в этой операции. В Берлине был проведен парад. Первый в истории. Как сейчас помню: тысячи и тысячи немцев и немок стояли на берегу Одера и молчали".

Павел Степанович не знал, что изначально бронекатер 302 был построен в Хабаровске. После демобилизации Нижегородцев вернулся в родную Читу. А потом переехал сюда. Его позвали возглавить хлебозавод. Весной 1975 года он отправился на рыбалку. В затончике в Северном микрорайоне он вдруг увидел знакомые очертания... Да, это был 302-й. Вскоре его установили на постамент. А забраться на борт Павел Степанович сподобился только сегодня (9 мая). На вопрос: "Как побежденные немцы относились к русским матросам?", Павел Степанович ответил так: "В целом нормально. Были, конечно, такие, кто смотрел волком, но в основном они понимали, что произошло. Как бы мирились с этим, поняли свою ошибку. Поначалу у них был шок: не могли поверить, что русские, которых они и за людей-то не считали, победили, по их мнению, самую сильную армию в мире. Нация была сломлена и побеждена, они тоже познали горе и разрушение после того, как посеяли все это в Европе и особенно в России".

Корреспондент газеты также поинтересовался, как ветеран относится к тому, что сейчас западная пресса часто пишет о мести русских войск, якобы солдаты изнасиловали 3 миллиона немецких женщин... Павел Степанович сказал: "Ерунда это. Никто не зверствовал, я не видел и не слышал про такое. Ну, а к немкам мы, понятно, хаживали. Они и сами были не против. В Польше опасно было. Что ни неделя - кто-нибудь из состава пропадает. Потом находят в переулке со штыком в груди. Немцы хорошо жили, двухэтажные особняки, сады, клумбы. Мы иногда останавливались у них на постой. Немка утром за ушко осторожно дергает: вроде как, вставай, тебе на корабль пора...".