Депутат нарвского городского собрания, заместитель председателя Русской партии Эстонии (РПЭ) Геннадий Афанасьев подтвердил корреспонденту ИА REGNUM факт своего задержания сотрудниками эстонской Полиции безопасности КаПо и обыска, проведенного в его квартире. "8 мая в 8:30 утра меня на выходе из подъезда собственного дома встретили четыре сотрудника полиции безопасности и предъявили постановление об обыске, подписанное прокурором Северо-Востока Эстонии Анти Айтсеном (Anti Aitsen). Без понятых они провели четырехчасовой обыск у меня в квартире: все перевернули, пересмотрели. Особенно в моих бумагах их интересовало любое упоминание Центристкой партии Эстонии", - заявил он.

Г. Афанасьев сообщил также, что постановление об обыске ему так и не дали. На вопрос о причинах обыска депутату городского собрания Нарвы ответили, что его подозревают в разжигании межнациональной розни на основании листовок, распространяемых партийными активистами. "В этих листовках мы обвиняем руководящую в Нарве Центристскую партию в неуважении к ветеранам войны", - отметил Г. Афанасьев. Сотрудники КаПо изъяли 40 листовок и компьютер Афанасьева. Подобные же действия были осуществлены сотрудниками КаПо в отношении руководителя Северо-Восточного округа Русской партии Эстонии Елены Зиолковской. Обыск был проведен в офисе ее фирмы, изъяты многочисленные документы, включая и деловые бумаги.

9 мая, по словам Г. Афанасьева, на допросе он из подозреваемого превратился в обвиняемого. Официальный текст обвинения гласит, что Афанасьев обвиняется "в распространении листовок с призывом к разжиганию ненависти к членам Центристской партии Эдгару Сависаару (Edgar Savisaar), Владимиру Вельману, Марту Вийситамму (Mart Viisitamm), Ильдару Эфендиеву и Михаилу Стальнухину, чем поставил под сомнение доверие и престиж данных лиц, связав их деятельность с национал-фашистской деятельностью". Следователь взял с Г. Афанасьева подписку о невыезде.

Г. Афанасьев уверен, что речь идет о политическом заказе: "Наша позиция: допросы и обыски - это акты устрашения своих политических оппонентов, предпринятые Центристской партией при помощи полицейско-административного аппарата". Он обратил особое внимание на то, что задержание руководства РПЭ произошло за полчаса до поездки активистов РПЭ, Совета ветеранов города Нарвы и группы ветеранов на специальном автобусе по местам захоронений с целью возложения венков к памятникам. "В результате провокации я не смог участвовать в поездке, а допрос 9 мая длился до половины третьего дня. Меня выпустили, когда официальные мероприятия Дня Победы также закончились. Уверен, что все это было сделано умышленно", - сказал он. Как заявил Г. Афанасьев, РПЭ постарается максимально гласно участвовать в заведенном на ее руководство уголовном деле: "Те, кто хотел нас напугать, своей цели не достигли. Время политических репрессий давно прошло. Сейчас мы пытаемся отменить меру пресечения и получить все документы, связанные с делом, так как на руках у нас лишь протокол изъятия во время обыска".

Г.Афанасьев обратил внимание на еще одно обстоятельство. 5 мая он направил письмо с запросом министру внутренних дел Эстонии, "центристу" Калле Ланнету (Kalle Lannet) по факту задержания на латвийско-эстонской границе группы школьников с представителями фракции латвийского парламента "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ). Депутат нарвского городского собрания требовал разобраться в случившемся и назвать причины задержания. "6 мая министр должен был получить письмо. 7 мая прокурор выписывает ордер на обыск, и 8 мая меня задерживают сотрудники КаПо", - сообщил он. Как заявил Г. Афанасьев, "не хочется верить, что все эти события - ответ на письмо главе МИД Эстонии".