Как ранее сообщало ИА REGNUM, 10 мая МИД Латвии направил ноту по поводу притеснения латвийских журналистов на территории Псковской области. Корреспондент ИА REGNUM выяснил подробности того, что же на самом деле происходило с латвийскими журналистами на Псковской земле.

Поводом для ноты МИД Латвии послужил случай с журналистами латвийского телевидения, приехавшими в город Пыталово (Псковская область) 8 мая 2005 года. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе УВД Псковской области, граждане Латвии Иво Киршблатс (1973 г.р.), Марис Юргенсонс (1956 г.р.) и Эрик Палканс (1962 г.р.) 8 мая пересекли государственную границу России на пропускном пункте "Лудонка". 9 мая в 10.00 находясь на железнодорожном мосту, они осуществляли несанкционированные видеосъемки железнодорожного узла Пыталово и международного пункта пропуска. Так как железнодорожные коммуникации являются "режимным" объектом, их действия привлекли внимание сотрудника линейного отдела милиции. При приближении сотрудника милиции, журналисты попытались скрыться, но были задержаны для проверки документов и доставлены на пункт иммиграционного контроля. На пункте иммиграционного контроля латвийским журналистам было предложено дать объяснение своих действий в письменной форме.

Иммиграционной службой в ходе разбирательства было установлено, что латвийские журналисты, как иностранцы, не прошли регистрацию в органах внутренних дел, чем нарушили "Режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации". Журналистам было указано на незаконность их действий при проведении съемки, и предложено, в случае их дальнейшего пребывания на территории РФ, зарегистрироваться в установленном законом порядке. После этого журналисты добровольно выехали за пределы Российской Федерации. Меры административного и уголовного воздействия в отношении их не применялись.

Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, Иво Киршблатс в объяснительной записке собственноручно написал: "9 мая находился в городе Пыталово на переходном мостике и снял кадры для моего сюжета о праздновании 9 мая. Так как не было предупреждения о том, что это режимная территория, и нужны особые разрешения, у меня таких не было. Когда спускались с мостика, нас задержала милиция, и мы проследовали в пограничный пункт, где с нами дальше занялись должностные лица. Предварительно вопрос о проведении видеосъемок в городе Пыталово ни с администрацией города, ни с управлением пограничных органов города Пыталово и иммиграционной службой согласован не был". Подобные объяснения дали и двое других журналистов. Не нашли подтверждения факты, приведенные в ноте МИД Латвии, о том, что у журналистов якобы изъяли видеокамеру и уничтожили отснятые материалы, а так же о том, что сотрудники милиции повредили лобовое стекло их автомобиля. Корреспонденту ИА REGNUM из неофициальных источников стало известно, что трещина на лобовом стекле автомобиля латвийских журналистов появилась в ночь с 8 на 9 мая, которую журналисты провели в компании женщин легкого поведения, раскатывая по городу в нетрезвом сосоянии на автомобиле.

В ноте МИД Латвии упоминается и случай с журналистами латвийской газеты "Diena", который произошел с Айварсом Лиепиньшом и Александром Шабановсом в первых числах мая этого года. Как стало известно корреспонденту ИА REGNUM, они, не имея аккредитации журналистов в Министерстве иностранных дел России, пересекли границу Российской Федерации и направились в деревню Дуброво. Там, не скрывая своей профессии, они производили видео- и фотосъемку, брали интервью у местных жителей. Основным вопросом, с которым они обращались к жителям деревни, был: "сколько нужно денег, для того, что бы выселить всех русских из Латвии?". Жителями деревни Дуброво в основном являются бывшими офицерами Балтийского флота, которые под давлением Латвийских властей были вынуждены выехать в Псковскую область. Многим людям, с которыми они беседовали, суть и характер вопросов показались оскорбительными. В результате проверки документов выяснилось, что латвийские журналисты занимаются трудовой деятельностью, не имея на это законного права. Журналисты газеты сообщили, что они собирают информацию на основании, якобы, имевшегося у них официального запроса некого депутата Сейма Латвийской республики, который уполномочил их собрать сведения для определения денежных средств, которые потребуются для выдворения с территории страны русскоязычного населения на его историческую Родину. Когда же гостей из Латвии попросили подтвердить свои полномочия и назвать имя депутата, выяснилось, что ничем иным, кроме туристической визы они не располагают. Как пояснила корреспонденту ИА REGNUM начальник паспортно-визовой службы Псковской области Светлана Абрамова, в соответствии с законом РФ "О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации", туристическая виза не дает права иностранцам работать в России. "Если бы у них была предусмотренная законом аккредитация журналиста, - пояснила Светлана Абрамова, - то им не надо было бы получать разрешение на работу в России. Туристическая виза иностранцам права на работу не дает". Латвийские журналисты признали, что нарушили законодательство Российской Федерации и 4 мая 2005 года судья Псковского городского суда Мария Захарова, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданин Латвии Айварса Лиепиньша и Александра Шабановса вынесла решение назначить обоим административное наказание в виде штрафа в размере 10 МРоТ, что составляет 1000 рублей. Сразу после приговора суда журналисты покинули пределы России.