Посол Торбен Хольце - уроженец Дании. Получил техническое образование в высших учебных заведениях Дании. Занимался планированием и дизайном дорожно-транспортных артерий, разрабатывал и изучал технические аспекты инженерии. С 1977 года начал работу в Европейской комиссии. В разные годы работал в представительстве Европейской комиссии в Сомали, Ямайке, Иордании, Египте, Ираке и Йемене. С 2001 года возглавляет представительство Еврокомиссии в Грузии и Армении.

ИА REGNUM: Г-н Посол, каковы основные направления деятельности Евросоюза в Грузии?

С первых же дней независимости Грузии Европейский Союз поддерживает демократические процессы, происходящие в этой стране, а также ставит целью способствовать построению свободной рыночной экономики. Деятельность нашей организации осуществляется в Грузии с 1992 года, и я считаю, за это время были достигнуты определенные успехи во многих областях политической и общественной жизни. Вместе с тем остается и много нерешенных вопросов. Одним из них, и как я полагаю, основным, является то, что до сих пор не урегулированы конфликты в Южной Осетии и Абхазии. Мы всячески поддерживаем стремление грузинских властей разрешить существующие противоречия, но полагаем, что единственный путь, который существует для этого - мирные переговоры. В этом плане нам видится особенно важным взаимопонимание и нахождение общих точек соприкосновения с Россией. Деятельность нашей организации охватывает много сфер, и я остановлюсь на некоторых из них. Взаимодействие Евросоюза и Грузии основано на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, подписанном в 1996 году и вошедшим в силу 1 июля 1999 года. Данное Соглашение подразумевает сотрудничество в области политики, торговли, соблюдения прав человека, образования, транспорта, энергетики, телекоммуникаций, охраны окружающей среды, развитии наук и технологий, борьбе с коррупцией. Наша организация также уделяет внимание вопросам взаимодействия всех трех стран Южного Кавказа. Одним из важных шагов, последовавшим после "революции роз" в Грузии, было принятие 14 июля 2004 года трех закавказских стран - Грузии, Армении и Азербайджана в группу стран, придерживающихся политики добрососедства. Я полагаю, что эта мера будет способствовать более тесному сотрудничеству Грузии с европейскими структурами в политическом, экономическом и культурном аспектах. Кроме того, это даст возможность участвовать в различных европейских проектах. Комиссия регулярно будет составлять отчет о положении и развитии в закавказских странах демократии, закона и соблюдения прав человека.

По просьбе грузинского правительства в июле 2004 года стартовала миссия, в которую вошли высококвалифицированные юристы. Они помогают правительству Грузии в развитии законодательства в области юстиции для максимального приближения их к международным стандартам. Наша организация делает все возможное, чтобы процесс становления демократии протекал как можно интенсивнее. Однако, я полагаю, что самое основное - это мирное разрешение конфликтов, всех существующих противоречий на территории Грузии. Именно этот аспект является основополагающим и в нашей деятельности. Самое необходимое, на наш взгляд, это развитие экономики, помощь людям, пострадавшим во время конфликта. В этом плане также важно и продолжение переговорного процесса между Северной Осетией, Южной Осетией, Грузией и Россией.

ИА REGNUM: Известно, что в зоне грузино-осетинского конфликта ЕС уже реализовал две программы, а в настоящий момент задействована третья программа по реабилитации края. На этом финансовая помощь для зоны грузино-осетинского конфликта будет закончена или же в будущем работа в этом направлении будет продолжена?

Вы знаете, я работал во многих странах мира, как в наиболее развитых, таких как США, так и в наименее развитых, таких как Сомали. Исходя из своего опыта, я пришел к выводу, что самое главное для мира в целом и страны, в частности - это экономическое развитие. Отвечая на вопрос, я подчеркиваю - мы продолжим восстановление зоны грузино-осетинского конфликта, и будем делать упор именно на экономическом восстановлении края.

ИА REGNUM: Как известно, деньги выделенные ЕС, строго предусмотрены для определенных целей. В случае, если возникнут какие-либо дополнительные проекты в экономической или социальной области, возможно ли перераспределение финансовых средств?

Естественно, в случае возникновения каких-то дополнительных проектов в рамках экономической реабилитации, возвращения людей, обеспечение их нормальными условиями жизни, мы можем рассмотреть этот вариант.

ИА REGNUM: Как осуществляется контроль над распределением и расходом денежных средств?

Комиссия осуществляет полный мониторинг выделенных средств и контракторы, которые осуществляют реализацию проектов, информируют нас о реализации денежных средств, которые распределяются на основании тендера. Мы понимаем всю важность прозрачности данного процесса. Я работаю в Европейских структурах в течении 25 лет, и знаю, насколько важно умелое администрирование в этом вопросе.

ИА REGNUM: Будут ли продолжены программы Евросоюза в случае эскалации напряженности в зоне конфликта?

Я очень надеюсь, что этого не произойдет. Любая напряженность влияет на реализацию программ, на создание и восстановление нормальных условий жизни для людей. Я думаю, что все стороны, участвующие в переговорном процессе, найдут определенное приемлемое решение.

ИА REGNUM: Когда завершится третья реабилитационная программа в зоне грузино-осетинского конфликта?

Я думаю, к осени, поскольку сама программа рассчитана на 6 месяцев.

ИА REGNUM: Есть какие-либо особенности деятельности организации в зоне грузино-абхазского конфликта?

Наша деятельность в Абхазии идентична деятельности в Южной Осетии. В августе 2004 года Департамент гуманитарной помощи европейской комиссии утвердил программу на сумму в 4 млн. евро для поддержки наиболее уязвимых слоев населения Абхазии. Это, в основном, помощь социально-экономического характера, развитие малого и среднего бизнеса. Конечно же, сюда входит и процесс возвращения беженцев, создания оптимальных условий для их жизни.

ИА REGNUM: Известно, что Грузия стремится в европейские структуры, и по словам одного известного грузинского экономиста вступление Грузии в Евросоюз - это мечта. Как Вы думаете, сколько для этого потребуется времени?

Само по себе принятие Грузии в ЕС является не только политическим решением. Принятие в солидное европейское содружество прежде всего подразумевает создание в стране соответствующих условий для вступления. Это и развитие экономики, демократии, прав человека и многое другое. Этот путь проходили и все другие страны. Трудно сказать... Возможно, Грузии на это потребуется лет 20, может меньше, а может и больше.

Для справки: В 1992-2004 г.г. ЕС профинансировал в Грузии программы на общую сумму в 418 млн.евро. Выделение Евросоюзом грантов осуществляется в рамках ECHO (Департамент гуманитарной помощи при Еврокомиссии), ТACIS (Техническое содействие странам содружества независимых государств), Программы продовольственной помощи, макрофинансовой помощи и др.

В рамках программы TACIS, направленной на поддержку институциональных, законодательных и административных реформ, с 2004-2006 гг. Грузии было выделено 40 млн.евро. В 2004-2005 годах были разработаны две программы общей стоимостью в 27 млн. евро. Первая - в размере 15 млн.евро - ставит целью осуществление программы по борьбе с бедностью, а также проведение реформ в прокуратуре, пенитециарной системе, сфере здравоохранения, усовершенствование работы министерства юстиции и министерства внутренних дел. Вторая программа, на сумму в 12 млн.евро, включает в себя проведение реформ грузинской законодательной системы, налогообложения, социального обеспечения, а также создания факультета изучения европейских структур в Тбилисском государственном университете.

В рамках программы ЕСНО, предусматривающей преодоление последствий гражданской войны, а также последствий развала СССР, с 1993-2004 гг. Грузия получила 98 млн. евро. В августе 2004 года департамент гуманитарной помощи европейской комиссии утвердил выделение 4 млн. евро для поддержки наиболее уязвимых слоев населения в Абхазии. К этой группе людей также относятся вынужденно перемещенные лица внутри самой Грузии, малоимущие слои населения в Абхазии и Западной Грузии, дети в Тбилиси. Помощь включает в себя предоставление еды, медицинского обслуживания, обеспечение кровом. В рамках макрофинансовой помощи, включающей в себя поддержку бюджетной сферы, экономических и структурных реформ, с 1992-2004 гг. Грузия получила 32 млн. евро. Реализация данной программы осуществляется при взаимодействии с Международным валютном фондом и Всемирным Банком. В рамках программы реабилитации конфликтных зон с 1998 года для Южной Осетии было выделено 7,5 млн. евро, Абхазии - 10 млн. евро.

Зона грузино-осетинского конфликта

В рамках первой и второй программы реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта было выделено, соответственно, 3,5 млн. евро и 1,5 млн. евро для восстановления ряда объектов социально-культурного значения. В частности, были отремонтированы школы: школа-интернат в Джавском районе Южной Осетии, а также школы в грузинонаселенных селах Тамарашени и Хеити, находящиеся в непосредственной близости от Цхинвали; здание железнодорожного вокзала в Цхинвали; ряд энергетических и газовых объектов в столице и т.д. Третья программа реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта подписана на основании договоренности сторон при участии миссии ОБСЕ и представительства Еврокомиссии в Грузии. Бюджет в 2,5 млн. евро разделен на три части - 800 тыс.евро предоставляется беженцам и вынужденным переселенцам для приобретения жилья и предметов первой необходимости. 1,3 млн. евро - на реабилитацию основных объектов инфраструктуры, 400 тыс. евро - на реабилитацию основных объектов инфраструктуры в селах.

Зона грузино-абхазского конфликта

В рамках оказания гуманитарной помощи Еврокомиссией было выделено 4 млн. евро. Средства были распределены между 4 международными неправительственными организациями: Красный Крест (1,5 млн. евро), Action contre hambre - (500 000 евро), Premiere Urgence (340 000 евро), Medecins du monde (500 000 евро). Кроме того, Евросоюз выделил 9,5 млн. евро для проведения реабилитационных работ ИнгуриГЭС, а также средства международным неправительственным организациям, которые работают в рамках проектов по восстановлению мер доверия между сторонами: International Alert (300 000 евро),Conciliation Resources (300 000 евро).