Тенденция времени такова, что журналисты перестают отмечать свои профессиональные праздники. Сосредоточие журналистских праздников в начале мая - Всемирный день свободы печати 3 мая, советский День печати 5 мая и День радио и работников отраслей связи 7 мая - сподвигло ИА REGNUM опросить чувашских журналистов на предмет их работы в современных условиях. Так родился рейтинг самых открытых и самых закрытых чиновников республики и их пресс-служб.

Информация - экономическая и управленческая категория. Любой руководитель современного уровня давно это понимает. Наш рейтинг - это не просто попытка измерить свободу слова как демократический показатель, но и возможность продемонстрировать обществу, где именно в системе государственного управления возникают информационные "тромбы", мешающие полноценному взаимодействию власти, общества и бизнеса. Это рейтинг не претендует на объективность и отражает, прежде всего, субъективную оценку журналистского сообщества.

В опросе участвовали представители общественно-политических изданий: главный редактор "АиФ-Чувашия" и ведущий аналитической программы на телеканале 5 плюс Александр Белов, главный редактор "МК в Чебоксарах" Оксана Возняк, главный редактор газеты "Советская Чувашия" Африкан Соловьев, руководитель и журналист телеканала "Чебоксары-ТВ" Маргарита Гартфельдер и Антон Борцов,главный редактор телеканала канала 5 плюс Ольга Резюкова и ее помощник Ольга Петрова, заместитель председателя ГТРК "Чувашия" Александр Магарин и руководитель "Вашего радио" Елена Ижендеева, выпускающий редактор и член редколлегии ИА REGNUM Марина Счетчикова.

Бренд Чувашии

Безусловным лидером рейтинга открытости стал бы президент Чувашии Николай Федоров, однако мы не стали его номинировать, ввиду особой роли и значимости для республики. Имя Николая Федорова давно стало брендом Чувашии. Между тем, нельзя не отметить некоторые черты открытости и публичности главы Чувашии. Маргарита Гартфельдер считает, что г-н Федоров "открыт при условии, что это нужно ему". Но местные журналисты уже научились с ним работать, "отлавливая" на публичных мероприятиях, где и могут задать любые вопросы, на которые он всегда отвечает, хотя мог бы уйти, говорит Ольга Резюкова. Африкан Соловьев заметил, что зачастую президент сам "напрашивается" на вопросы, а журналист не способен задать его квалифицированно. По мнению Александра Белова, "Николай Федоров заслуживает упрека в одном: тет-а-тет он беседует исключительно с федеральной прессой, а местной позволяет задавать себе вопросы только на пресс-конференциях, которые обычно проводятся по итогам каких-то выдающихся событий. А все-таки каждый журналист мечтает об эксклюзиве. Но что замечательно - вопросы не фильтруются, острых тем президент не боится".

Открытые

Самым открытым журналисты признали мэра г.Новочебоксарск Валерия Андреева. Он легко идет на общение с журналистом, комментирует сходу, соглашается на интервью сразу. Такое качество связывают с близостью муниципальной власти к людям. Кроме того, и пресс-служба новочебоксарской мэрии подает информацию грамотно и своевременно. Ольга Петрова: "Такое ощущение, что это пресс-служба не администрации, а всего города. Через нее можно связаться даже с теми организациями, до которых не получается дозвониться".

Петров Валерий Павлович, министр юстиции

Открытость министра связывают с отсутствием "закрытых" тем: либо они действительно просто не существуют, либо Валерий Петров не делает из этого тайну. Кроме того, по признанию тележурналистки О.Петровой, "его совершенно спокойно можно попросить, чтобы он четыре раза вошел в одну дверь, потому что нам нужна раскадровка, или подсказать, куда ему лучше сесть. И он нормально это воспринимает. У него громкий голос, хорошо поставленная речь, замечательная улыбка, и он не стесняется говорить эмоционально и просто".

Краснов Вячеслав Максимович, министр физической культуры и спорта

Оксана Возняк: "Если есть вопросы к нему, то с ним всегда соединят. Если возникают замечания и претензии у него, то он звонит сам. Теперь это большая редкость".

Чиновники, получившие неоднозначную оценку журналистов

Андреев Валерий Витальевич, министр труда, социальной и демографической политики

Как отмечает А.Белов, именно в этом министерстве наблюдается наиболее демократичная обстановка, где министр Валерий Андреев не любит "светиться сам, но всегда готов предоставить для интервью компетентного специалиста. И это лучший показатель открытости министерства". Однако Антон Борцов считает В.Андреева "закрытым на 200% чиновником".

Антонов Вадим Валентинович, министр внутренних дел

К закрытым ведомствам эксперты относят всех силовиков. Это объясняется спецификой их работы. При этом ряд экспертов отметили хорошую работу пресс-службы МВД. Кроме того, на вопросы ИА REGNUM министр отвечает всегда.

Борисов Вячеслав Аркадьевич, министр транспорта и дорожного хозяйства

Открытые контакты с новым молодым министром пока сложились не у всех. Но те, кто с ним работает тесно, утверждают, что Вячеслав Борисов - человек, которые не боится общаться с прессой, он "хорошо соглашается на интервью, спокойно дает комментарий и даже пресс-конференцию".

Краснов Петр Степанович, руководитель Администрации Президента - министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела

В плане открытости фигура весьма неоднозначная - дважды о нем сказали как о самом открытом и достаточно закрытом чиновнике. По мнению А.Белова, руководитель Администрации - это один из немногих высокопоставленных чиновников, с кем можно связаться по телефону и получить необходимую информацию, минуя пресс-службу, помощников и советников. "Для меня открытость - это возможность прямого диалога, и чтобы тебя не послали к черту, в пресс-службу, где можно просто погибнуть". При том, что Петра Краснова лично назвать публичным политиком сложно, пресс-служба Минкультуры названа самой доброжелательной. Отмечена и слаженная работа пресс-службы Администрации Президента.

Суслонова Нина Владимировна, министр здравоохранения

Чернова Галина Петровна, министр образования и молодежной политики

Одинаковое количество голосов набрали министр образования и молодежной политики Галина Чернова и министр здравоохранения Нина Суслонова. Впрочем, популярность министров связывают с эффективностью работы этих министерств и пресс-служб. Их открытость Елена Ижендеева объясняет так: "Они понимают, что если журналист не будет владеть информацией из официальных источников, то будет искать её в других, не всегда достоверных". Это министерства, которые имеют информационную политику, знают, какая информация может быть интересна, и дают ее. С сотрудниками этих министерств работать легко и приятно, отмечают журналисты. Однако при общении с министрами возникает стойкое ощущение, что журналиста принимают то ли за неисправимого двоечника, то ли за неизлечимого больного. В том, что чиновники не любят журналистов, нет ничего странного, говорит Марина Счетчикова. Но когда в детском саду госпитализируют группу дошколят и об этом говорят все центральные СМИ, именно первые лица обязаны успокоить общество и разъяснить, что именно произошло. А обнаружение в чебоксарской школе открытой формы туберкулеза вовсе ставит крест на большой и слаженной работе по пропаганде деятельности министерств образования и здравоохранения. Туберкулез, СПИД, наркомания и алкоголизм подростков и детей - это не те проблемы, о которых можно молчать в ХХI веке.

Закрытые чиновники

Акимова Гульмира Тагаевна, министр экономического развития и торговли

"Она изменилась, но все-таки, это еще очень закрытое ведомство. Экономика, инвестиции, динамика в развитии бизнеса - это базовые вещи, которые могут быть интересны, и вокруг которых можно было бы делать новости",- говорит М.Гартфельдер.

Гапликов Сергей Анатольевич, председатель Кабинета Министров

Лидер рейтинга закрытости и объект для журналистских мечтаний: за год работы Сергей Гапликов не провел ни одной пресс-конференции, не дал ни одного развернутого интервью. Выдержки: "Когда планерки правительства проводит Гапликов, "нас не приглашают и не разрешают снимать". "Это и наше упущение: журналисты со своей стороны инициативу не проявляли - и мы с ним не общались". Премьеру с непонятной ролью помощника президента хочется сказать: "Молчание в политике - это совсем не золото". Когда премьер публично на Кабинете министров критикует "мутное" обоснование тарифов монополиста, а через несколько дней молча подписывает постановление о введении этих же тарифов для населения, возникает резонный вопрос: кто и какую рыбку поймал в этой мутной воде? Нежелание общаться с прессой, а значит - с обществом, достигло того уровня, когда оно становится уже неприличным. Он выбрал себе роль заместителя президента республики, но роль зама - это нечто отличное от поста главы республиканского правительства". А.Белов сформулировал роль С.Гапликова так: "Позиция премьера: "Я - помощник президента", поэтому будет задание дать интервью - даст, не будет - ничего никому не скажет".

Смирнов Николай Васильевич, министр финансов

Закрытость Минфина журналисты объясняют специфичностью финансовой структуры Финансы - дело серьезное и ответственное, и что лучше туда не лезть, соглашается даже зубр чувашской журналистики А.Белов. "Закрытость" Смирнова оправдана, высказывает общее мнение Александр Магарин. Журналисты шутят: когда Смирнов нарушает молчание, мало кто понимает, о чем идет речь. И это подтверждают слова А.Соловьева: "Если журналист действительно опытный и разбирается в специфике предмета, владеет проблематикой темы, то он может получить конкретные ответы. Другое дело - не всегда хватает журналистам этой квалификации и знаний. А серьезные люди хотят иметь дело серьезными журналистами и с серьезными изданиями".

К числу закрытых журналисты отнесли и мэра города Чебоксары Николая Емельянова. "Ему по-человечески тяжело общаться с прессой, он человек не публичный. Мы это понимаем. Никогда не писали эксклюзивных интервью с мэром в кабинете".

Министрам, значение которых журналисты никак не отметили, либо отметили крайне мало

Алексеева Валерия Ивановна, министр имущественных и земельных отношений

Волошин Юрий Петрович, министр промышленности и энергетики Чувашской Республики

Филатов Владимир Николаевич, министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства

Игнатьев Михаил Васильевич, министр сельского хозяйства

Дринев Сергей Эдуардович, министр природопользования

Вместо эпилога

Александр Белов: "Несколько лет назад у меня состоялся характерный диалог с весьма высокопоставленным чиновником. Тот весело упрекал нашу газету за излишне критическое отношение к коллегам и с удовлетворением резюмировал: "Ну, меня вам никогда не достать". Я с ним согласился и добавил: "В следующем номере обязательно опубликуем заметку, что в администрации президента работают замкнутые, мрачные люди, от которых слова не добьешься по самым важным вопросам. Единственное исключение - это вы. Всегда проконсультируете, приподнимете завесу, поможете указать на болевые точки". Мой собеседник сразу побледнел и едва прошептал: "Я надеюсь, что ты порядочный человек и никогда такого не сделаешь". Отсюда нужно сделать вывод: характеризуя чиновника открытым и доступным для прессы, мы делаем ему сомнительным комплимент в глазах вышестоящего начальства и товарищей по службе. Можно вспомнить, что бывшего министра ЖКХ В. Ковалева в свое время на балу прессы признали любимцем журналистов. И где он сейчас? Конечно, уволен он был по другим причинам, но определенная аналогия напрашивается. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кого называю и открытым, и доступным. Делаю это не со зла и не желая им каких-то неприятностей".