"Новые назначения в краевой администрации"

("Красноярский рабочий", 06.05.05)

Вчера губернатор края утвердил в должности руководителя управления здравоохранения администрации края Егора Корчагина, до последнего времени исполнявшего обязанности руководителя этого управления, а в должности начальника управления социальной защиты населения - Розу Зубкову, ранее работавшую здесь же заместителем начальника этого ведомства.

"Со щитом"

("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 06.05.05, Анна Снежная)

Броню для советских танков ковали норильчане.

Начало Великой Отечественной войны сыграло значительную роль в судьбе многих советских предприятий. Не стал исключением и норильский комбинат: созданный практически с нуля, он должен был обеспечить оборонные заводы необходимым для изготовления танков и самолетов никелем. За четыре года войны в Норильске были построены никелевый завод, агломерационная и обогатительная фабрики, сернокислотный и оксиликвитный заводы, рудник "Заполярный", завершилось строительство ТЭЦ-1, началось строительство рудников "Угольный ручей" и "Медвежий ручей", кобальтового завода и аэродрома. Были получены первый никель, медь, кобальт и платиноиды. И все это - в условиях холодной полярной зимы, при отсутствии самой необходимой техники и материалов. Неизвестно, смогли бы в такой тяжелой ситуации возвести самый северный металлургический комбинат, если бы в норильском лагере в это время не отбывали наказание лучшие советские специалисты. Норильской стройке повезло - на ее территории жили и работали известные ученые и инженеры страны. Даже первооткрыватель норильского месторождения Николай Урванцев не избежал этой участи и вернулся в годы войны в Норильск уже в новом качестве - политзаключенного.

Накануне войны металлургическое производство в Норильске лишь только начиналось - двумя годами ранее был получен первый файнштейн на малом металлургическом заводе, шло строительство ТЭЦ-1, заканчивались монтаж металлоконструкций и кладка фундамента первой трубы большого металлургического завода. Да и сам поселок только-только начинал обретать свои очертания. Как писал в своих воспоминаниях о довоенном Норильске известный историк, сын русского поэта Николая Гумилева и Анны Ахматовой Лев Гумилев, в то время поселок лишь зарождался: "Тогда в нем было четыре дома из бутового камня, малый металлургический завод с обогатительной фабрикой, силуэт которой на горизонте напоминал средневековый замок, и два скопления бараков, вмещающих около 24 тысяч заключенных. Северное скопление было проектно-строительным, а южное - горнорудным, извлекавшим из недр уголь и халькопирит".

Однако начавшаяся война и многократно увеличившаяся потребность оборонных заводов страны в металле заставили ускорить темпы строительства и ввода производственных мощностей норильского комбината. История заполярной металлургии стала развиваться буквально по дням. 22 июня 1941 года был оглашен первый на Севере военный приказ, запрещавший кому бы то ни было покидать Норильск до особого распоряжения руководства, в этот же день началось вскрытие рудника "Угольный ручей". Через два дня был подписан приказ о форсировании строительства железной дороги, через неделю начинают спешно завершать строительство жилья в районе ТЭЦ. Уже 30 июня в Норильск начинается эвакуация из прифронтовой зоны Мончегорского завода "Североникель". Однако при увеличившихся требованиях к срокам запуска производств снабжение комбината лишь ухудшалось. В навигационный период 41-го года на заполярную стройку морем поступило меньше четверти запланированных грузов, а по реке баржи пришли только к октябрю, привезя при этом лишь часть заказанного оборудования. В последующие годы дела стали обстоять еще хуже. В навигацию 1942 года Норильск не получил бензина и машин, в следующем году - необходимых стройматериалов, дизельного топлива, серной кислоты... Обходиться и заново изобретать "велосипед" пришлось собственными силами. Благо, в лагере было достаточно умельцев и специалистов, способных буквально из ничего сотворить необходимые для производства оборудование и материалы. Заключенные инженеры сами разработали чертежи и построили первые норильские электровозы. Научились перерабатывать солярку в бензин и придумали проект получения жидкого горючего из местного угля. Самостоятельно разработали и начали производство взрывчатых материалов, серной кислоты, гвоздей из огарков электродов, кирпича из алевролита вместо глины... При этом заключенным приходилось работать практически голыми руками в условиях жестокой полярной зимы. Впрочем, руководство лагеря понимало ценность рабсилы - новыми заключенными поселок пополнялся лишь летом, в период навигации, и для продолжения строительства необходимо было свести к минимуму человеческие потери. Поэтому, в отличие от многих советских лагерей, здесь пытались создать хоть какие-то условия для выживания заключенных.

1 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны потребовал от комбината выдать первый никель к маю следующего года. Строительство пришлось вести при пятидесятиградусных морозах в условиях вечной мерзлоты. Для того чтобы заложить фундамент завода при отсутствии какой-либо техники, на очищенных от снега участках разводят огромные костры: как только несколько сантиметров грунта оттаивает, его снимают и вновь разводят костер. Не менее сложно было провести кирпичную кладку - аналогов строительства в морозы нигде никогда не было, и, по прогнозам, весной возведенные таким образом стены и трубы должны были рухнуть. Однако откладывать строительство до потепления было невозможно, и кладку пришлось вести при сорокаградусной минусовой температуре, используя электропрогрев.

Здание большого металлургического завода было еще не закончено, однако к концу февраля в недостроенных помещениях уже началась плавка руды. А за два дня до назначенного срока на малом заводе был получен первый катодный никель. 1 мая 1942 года первая тонна норильского никеля была отправлена железной дорогой в Дудинку, а оттуда самолетом - в Красноярск. В последующем металл так и продолжили перевозить воздушным транспортом - оборонные заводы не могли ждать сырья до начала летней навигации. Через шестнадцать дней после получения первой тонны никеля из Норильска Государственный Комитет Обороны принял постановление об увеличении объемов производства на комбинате. Годовой план был выполнен к середине ноября этого года. В следующем году был получен первый электролитный никель на большом металлургическом заводе и первая медь на ММЗ. В мае 1944 года вышло новое постановление комитета обороны - увеличить выпуск никеля по сравнению с прошлым голом на 63 процента, меди - на 83. Кроме того, комбинат должен был освоить производство кобальта и довести добычу угля до 650 тысяч тонн. Осенью этого же года в Норильске начинают разрабатывать технический проект, который бы позволил удвоить производство металла по сравнению с 1940 годом. Согласно проекту самый северный в мире металлургический комбинат должен был представлять собой комплекс сооружений двухмиллионной кубатуры, с 300-километровой сетью инженерных коммуникаций. Работа над проектом закончилась ко дню взятия советскими войсками Берлина. Уже через десять лет после получения первого норильского никеля доля выпускаемой на комбинате продукции составила 35 процентов никеля, 30 процентов кобальта и 90 процентов платиноидов от общего объема производства этих металлов в СССР. Заполярный филиал ГМК "Норильский никель", являющийся правопреемником комбината, продолжил заложенные в советское время производственные традиции и вышел на лидирующее место в металлургической индустрии, ежегодно выпуская более 80 процентов всего производящегося в стране никеля и кобальта и практически весь российский объем металлов платиновой группы.

"Хозяин - баррель"

("Известия-Красноярск"-"Первый ряд", 06.05.05, Сергей Федорченко)

K середине мая относительная стабильность на краевом рынке ГСМ может серьезно пошатнуться. Прогнозам аналитиков о скором повышении цен на ГСМ в Красноярском крае суждено сбыться уже через две недели. Предположения, на которых основывается этот пессимистический прогноз, можно условно разделить на две группы предпосылок - общемировую и внутреннюю, региональную. Как известно, начало этого года ознаменовалось беспрецедентным ростом мировых цен на нефть. К началу апреля стоимость одного барреля сырой нефти достигла 60 долларов - рекордной отметки за всю историю торговли "черным золотом". Как следствие - российским экспортерам стало гораздо выгоднее отправлять свою продукцию в дальнее зарубежье, чем на отечественные НПЗ. По данным Минпромэнерго РФ, только за первый квартал этого года экспорт российской нефти в дальнее зарубежье возрос на 13 процентов, а поставки на отечественные НПЗ сократились на 4,6 процента. Естественно, дефицит внутренних поставок не мог не повлиять на внутренние оптовые цены в сторону их роста. Но в Красноярском крае, помимо общероссийских, есть еще собственные предпосылки к повышению стоимости ГСМ.

По данным, озвученным губернатором Красноярского края Александром Хлопониным, только в текущем году стоимость бензина марки Аи-92 выросла на 149,55 процента.

- По данным нефтяных компаний, этот рост связан с увеличением цены на нефть, поставляемой на экспорт. При этом федерация взимает с нефтяных компаний повышенную экспортную пошлину и формирует Стабилизационный фонд. Однако средства, поступающие в федеральный бюджет от сверхвысокой цены на нефть, не подлежат дальнейшему перераспределению в бюджеты регионов для компенсации последствий роста стоимости нефтепродуктов. Галопирующий рост цен оказывает негативное влияние на всю экономику РФ, особенно на экономику удаленных от центра регионов, - считает Александр Хлопонин.

Правда, к началу мая общемировые цены на нефть несколько снизились и впервые за многие недели упали ниже отметки 50 долларов за баррель. Однако это снижение аналитики связывают, в первую очередь, с заявлением правительства США об увеличении их коммерческих запасов топлива на 5,5 миллиона баррелей.

Это означает, что нынешнее снижение, скорее всего, будет носить временный характер. Собственно говоря, на российских внутренних ценах на нефть оно сказаться даже и не успело.

В Красноярье общемировая тенденция роста нефтяных цен осложняется и сугубо внутренними факторами. Как известно, Московский арбитражный суд своим решением от 5 апреля наложил арест на имущество компании "ЮКОС". Поводом для ареста стал иск бывшей дочерней компании, а ныне подразделения "Роснефти" ОАО "Юганскнефтегаз" о недобросовестном управлении со стороны бывшей материнской компании и о взыскании принадлежащего "ЮКОСу" оборудования по добыче нефти на месторождениях "Юганскнефтегаза". Общая сумма иска - около 11 миллиардов долларов. На основании этого иска арбитражный суд постановил арестовать акции ряда компаний, в том числе и ОАО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании", расположенный в Красноярском крае. А именно это предприятие является (через структуры "ЮКОСа") главным поставщиком ГСМ на рынок края (более 60 процентов рынка). Правда, структуры "ЮКОСа" тут же поспешили успокоить красноярцев: "В настоящее время завод работает, в графике поставок также ничего не изменилось, со счетами торгового дома также все нормально", - сообщила пресс-служба торгового дома "ЮКОС-М" в Красноярске. Со счетами у торгового дома, может быть, ничего и не изменилось, а вот оптовые цены "ЮКОС" стал повышать неуклонно. 4 апреля - на 12 процентов, 8 апреля - еще на 5 процентов... В целом с начала года Ачинский НПЗ приплюсовал к ценам на бензин 45 процентов.

В разгар нарастающих повышений глава края Александр Хлопонин был вынужден дать собственные гарантии стабильности цен на бензин:

- На сегодняшний день могу заверить: администрация края готова контролировать рост цен на ГСМ. Мы - единственный регион, который сохранил краевую оптовую базу - это ОАО "Красноярскнефтепродукт". Сегодня мы в состоянии сдерживать цены на топливо на существующем уровне. Но, тем не менее, оптовые цены на основных нефтеперерабатывающих предприятиях растут, это факт. Поэтому сейчас можно быть уверенными, что, например, посевная кампания в крае пройдет без проблем. А вот во время уборочной могут возникнуть проблемы.

Действительно, Красноярский край - единственный из российских регионов, который умудрился сохранить контрольный пакет (58 процентов акций) крупного поставщика ГСМ - ОАО "Красноярскнефтепродукт" ("КНП"). Рычаг регулирования местных цен это, конечно, мощный: "КНП" контролирует через свою сеть АЗС до 20 процентов рынка топлива в Красноярском крае, в 2005 году компания планирует продать около 100 тысяч тонн ГСМ. Но в нынешней ситуации мощь и этого рычага явно недостаточна. Руководство самого ОАО "КНП", "назначенного" губернатором в качестве тормоза ценового галопа, оптимизма главы края не разделяет. На прошлой неделе генеральный директор ОАО "КНП" Сергей Скибук честно заявил на заседании комиссии Законодательного собрания Красноярского края по экономической политике и собственности: "Ресурсов "КНП" в сдерживании цен на топливо в Красноярском крае хватит еще на 15-20 дней". В текущем году предприятие подписало соглашение с компанией "Роснефть", благодаря которому "КНП" удавалось приобретать ГСМ по более низким ценам и сделать резервные запасы, которые позволили при традиционном весеннем росте цен на топливо сохранить его прежнюю стоимость. По словам Сергея Скибука, с 21 января компания ни разу не повышала на своих АЗС цены на самое ходовое топливо марки Аи-92. Литр этого бензина сейчас стоит на заправочных станциях "КНП" 14 рублей 20 копеек. В других сибирских регионах цены уже превысили планку в 15-16 рублей. "Мы работаем на пределе по себестоимости, тем более что оптовые цены на НПЗ выросли с начала года на 45 процентов", - отметил Скибук.

К тому же сегодня ОАО "КНП" испытывает конкуренцию со стороны 000 "Таймырская топливная компания". По словам Сергея Скибука, Таймырская компания имеет в Красноярске базу, ранее принадлежавшую Енисейскому речному пароходству. Ее емкость - 12 тысяч кубометров топлива. Хоть она и слабее красноярской базы "Красноярскнефтепродукта" мощностью в 62 тысячи кубов, но конкуренция, естественно, ощущается.

- Мы не сможем дольше оставлять цены на прежнем уровне, - подводит итог Скибук. Стало быть, неприятный сюрприз на АЗС нас ждет уже в середине мая...

Сезонный фактор

Местная ситуация усугубляется еще и началом со дня на день северного завоза, который всегда, даже в самые благоприятные годы, неизменно являлся сезонным фактором повышения оптовых и розничных цен на ГСМ. Недавно "Служба государственного заказа Красноярского края" подвела итоги открытого конкурса на право поставки горюче-смазочных материалов и каменного угля для муниципальных нужд Красноярского края на 2005 год. Заказчиками являлись администрации Игарки, Енисейского, Кежемского, Мотыгинского и Туруханского районов. На конкурсные торги, среди прочих, был выставлен лот на поставку 40,9 тысячи тонн ГСМ. Заявки на участие в конкурсе подали четыре претендента: ЗАО "Таймырская топливная компания", ОАО "Красноярскнефтепродукт", ООО "Оптнефтепродукт" и ОАО "Енисейское речное пароходство". По этому лоту победителем признан "КНП".

В целом же общая стоимость северного завоза в 2005 году составит 870 миллионов рублей. Что касается ГСМ, планируется доставка около 30 тысяч тонн нефтеналивных грузов судами Енисейского речного пароходства в районы Красноярского края. Кроме красноярского заказа ОАО "Енисейское речное пароходство" в феврале этого года выиграло тендер на перевозку топлива и горюче-смазочных материалов для Эвенкийского автономного округа. Суда ЕРП доставят 32 тысячи тонн нефтеналивных грузов в Туру и Байкит, а также по всем населенным пунктам, расположенным на Подкаменной и Нижней Тунгусках. Понятно, что такие серьезные поставки не могут не отразиться на красноярских бензиновых ценах. По словам начальника управления грузовой и коммерческой работы ОАО "ЕРП" Александра Тыртышного, ГСМ начнут путь к северным районам края уже в середине мая. Как видим, "сюрпризная" середина последнего месяца весны фигурирует и в этих расчетах...

Оперативная реакция

Недавно в Кемерове состоялось совместное заседание Совета СФО и Совета МАСС, на котором, в частности, обсуждались меры по стабилизации цен на топливо в СФО. По мнению Александра Хлопонина, темпы роста оптовых цен на ГСМ и в прошлом году, и в нынешнем значительно увеличи -ли разрыв между реальными доходами населения и номинальной заработной платой. Участники совещания пришли к общему выводу, что для смягчения негативных последствий необходимо принятие федеральных законов, предусматривающих госконтроль над тарифообразованием в сфере ГСМ, а также госрегулирование деятельности производителей топлива. И этот вопрос был поставлен перед Правительством РФ. По словам Александра Хлопонина, на встрече с президентом данный вопрос также обсуждался. "Путин дал распоряжение министру зюномразвития Герману Грефу разобраться с ситуацией на уровне правительства. Особенно внимательно надо отнестись к появлению проблем на селе и в сфере транспорта. "Поэтому я уверен, что оперативная реакция федералов на рост цен на ГСМ последует уже в ближайшее время", - подчеркнул Хлопонин. Реакция действительно последовала. В последних числах апреля Герман Греф затребовал у 10 крупнейших нефтяных компаний России обоснования расчетов их цен на топливо. Пока такие данные готовятся, "нефтяные короли" поспешили заявить, что никакого сговора между ними нет и быть не может. "Ведь мы конкурируем друг с другом", - пояснили они. Аргумент, конечно, слабенький. Продавцы помидоров на рынке тоже являются конкурентами, однако успешно договариваются друг с другом не опускать цены ниже определенной планки...

Что станет итогом активного федерального вмешательства в проблему - покажет время и ценники на АЗС. Но то, что нынешние цены на бензин в Красноярском крае канут в Лету уже через пару недель, сомнений не вызывает.