Строительный сезон в Карачаево-Черкесии начался с резкого повышения цен на цемент. В мае ОАО "Кавказцемент" - главный поставщик цемента на рынках Северного Кавказа поднял отпускные цены на свою продукцию почти на 70%, передает корреспондент ИА REGNUM.

В Черкесске цена 50-килограммового мешка цемента поднялась с 65 до 110 рублей. Повышение цен на цемент повлекло за собой немедленное удорожание на 25-30% строительных деталей, в состав которых входит цемент.

В Карачаево-Черкесии не строится социальное жилье, отсутствует ипотечный рынок. Жилищные проблемы решаются в основном за счет приобретения квартир старого "советского" жилфонда или частного строительства. В республике со средней зарплатой в 2,5 тысяч рублей подобное повышение стоимости строительных материалов ощутимо ударило по бюджету самых незащищенных слоев.

Дилеры и продавцы фирм по реализации стройматериалов рассказали корреспонденту ИА REGNUM, что после повышения цен торговля цементом происходит в обстановке нервозности. Покупатели возмущаются, считают 70% повышение цен необоснованным, во всем винят фирму "Евроцемент", выкупившую в прошлом году ОАО "Кавказцемент" - широко распространено мнение, что "московские" инвестиции оборачиваются "московскими" ценами и грозят местному населению полным обнищанием.

Между тем, в "Евроцемент групп" считают, что удорожание цемента было неизбежно. "Повышение цен на цемент объясняется ростом тарифов естественных монополий, - заявил ИА REGNUM главный специалист отдела рекламы "Евроцемент групп" Станислав Прокудин, за последние полтора года цены на газ выросли на 48-50%, ж/д тарифы на 21-22%, электроэнергия - на 20%, в то время как цены на цемент за это время практически не менялись.

Есть категория наблюдателей, не принимающих подобные обоснования. Истинную причину резкого повышения цен - многие считают следствием усилившегося влияния "Евроцемент групп" на российском рынке. Если год назад в корпорацию "Евроцемент групп" входило 4 предприятия, то теперь компания контролирует 14 крупнейших цементных заводов России и является главным участником отечественного цементного рынка.

Цемент крупногабаритный, тяжелый и относительно дешевый в пересчете на килограмм веса товар. Поэтому перевозка на значительные расстояния определяет конечную стоимость такого товара. В советское время цементные заводы строились с расчетом обеспечения продукцией отдельных территорий (Черкесский цемзавод - Северный Кавказ, Новороссийский цемзавод - Краснодарский край и Ростовскую область и т.п.). При таком принципе рыночная конкуренция производителей цемента на местах практически исключается. Высказывается мнение, что производители цемента должны быть приравнены к естественным монополиям, а их ценовая политика регулироваться антимонопольным законодательством.