Одним регионам братание с более богатым соседом действительно выгодно, а для губернаторов других припасены кнуты и пряники: возможность остаться у власти на новый срок и дотации из федерального бюджета.

Идея укрупнения российских регионов всплыла на политическую поверхность благодаря намерению президента укрепить вертикаль власти. Одно из другого следует: слишком много в стране регионов, а значит, и их руководителей. И далеко не всегда их действия совпадают с политикой федерального центра.

В октябре 2003 года на Всемирном экономическом форуме Владимир Путин заявил, что это мешает государству эффективно работать. С издержками демократии президент пообещал бороться, проводя административную реформу - назначая глав субъектов федерации и сокращая число этих субъектов. Вот тогда и появился список областей - кандидатов на укрупнение. Например, предполагалось объединить Чечню с Ингушетией, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Архангельскую, Мурманскую области с Ненецким АО и Республикой Коми, а Красноярский край с Таймыром и Эвенкией.

На местах идею восприняли по-разному, но в основном положительно. Одним регионам братание с более богатым соседом действительно выгодно, а для губернаторов других припасены кнуты и пряники: возможность остаться у власти на новый срок и дотации из федерального бюджета. Осталось найти аргументы для населения, за которым всегда последнее слово, и слово это, как водится, - "одобрям-с". Значит, надо убедить людей, что от объединения они выиграют, а, оставшись при своем проиграют. Только тогда в муках референдума самым демократическим образом родится новый укрупненный субъект Федерации.

В декабре 2003 года прошел референдум по поводу создания Пермского края (Пермская область плюс Коми-Пермяцкий автономный округ). В Коми-Пермяцком АО поддержали идею объединения свыше 90 процентов, а в Пермской области - около 84 процентов голосовавших. Такой оглушительный успех, подтверждающий правильность курса властей, подтолкнул к созданию еще одного нового региона - "Сибирской республики". Таково было рабочее название проекта объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов (референдум состоялся 17 апреля).

Незадолго до голосования президент России подписал указ о социально- экономическом развитии нового субъекта Федерации, если таковой будет создан. Новому региону было обещано 7 миллиардов рублей из бюджета - на строительство дорог, аэропортов и жилья. А ну, кому тут не нужны миллиарды? Сейчас вопрос об объединении трех субъектов в один практически решен.

В голосовании приняли участие более 62 процентов избирателей, свыше 92 процентов из которых высказались за объединение. Глава ЦИК Александр Вешняков уже готов изучить опыт организации и проведения объединительного референдума и довести его до сведения избиркомов в других регионах. Надо торопиться, потому что инициативы проведения подобных референдумов стремительно зреют на просторах страны.

Обсуждают возможность объединения Камчатская область и Корякский АО, Иркутская область и Усть-Ордынский автономный округ, Краснодарский край и Республика Адыгея. Споры вокруг возможного объединения Архангельской области с Ненецким автономным округом тоже не сходят с повестки дня, то затухая на время, то вновь разгораясь. Что же думают об этом первые лица области?

Глава администрации Архангельской области Николай Киселев:

"Я считаю укрупнение регионов позитивным процессом для укрепления российской государственности. Если, конечно, оно идет с соблюдением действующего законодательства на основе имеющихся интеграционных связей, социально- экономической выгоды для каждого из регионов и согласия их жителей. На мой взгляд, для объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа есть перспективы. Во-первых, потому, что развитие Крайнего Севера очень важно для будущего страны. А во-вторых, у области и округа богатое совместное прошлое. Экономические, социальные, культурные связи не утрачены безвозвратно. Возможно, в будущем на их основе и состоится воссоединение двух субъектов Федерации. Но полагаю, что этот процесс должен базироваться на принципах целесообразности, а не на политической почве. Все последствия такого шага должны быть детально просчитаны. Я полностью разделяю мнение президента России Владимира Путина о том, что укрупнение регионов - это отнюдь не самоцель и что смысл объединения - открыть более широкие возможности экономического и социального развития территории для повышения жизненного уровня людей".

Председатель областного Собрания Виталий Фортыгин:

"Это очень сложный процесс, который требует детальной подготовки. Не должно быть никакого насилия. Я говорю о сути объединения регионов вообще. Сегодня мы часто ругаем федеральный центр за то, что он собирает все налоги, забирает все у нас, а потом распределяет. Но скажите, как быть федеральному центру, если из 89 субъектов федерации всего 10 доноров? Мы хоть раскричимся, но бюджетную обеспеченность по России надо как-то равномерно делать. Чтобы сохранить доступность образования, медицинских услуг.

Поэтому в укрупнении заложена главная идея: чтобы регионы были близки к самодостаточности, к эффективному управлению на своей территории. Тогда и Бюджетный кодекс будет выполняться 50 на 50: федеральный центр будет содержать армию, науку, МВД, а регионы будут обеспечивать свою жизнь. Почему мы часто говорим о НАО и Архангельской области? Только потому, что территориально Ненецкий округ входит в состав области. Это же логично. Но параллельно обсуждается и проблема Северного края. Может, более оптимальным было бы как раз объединение края. Это требует детального рассмотрения. У нас в истории были совнархозы - речь тоже шла о самодостаточности, чтобы экономический потенциал региона использовать эффективно". Главный федеральный инспектор в Архангельской области Алексей Ермаков:

"С точки зрения управляемости, снижения затрат на содержание всех структур субъектов - объединение регионов необходимо. Если говорить о Ненецком округе и Архангельской области, ситуация следующая: основные узловые структуры, влияющие на хозяйственный механизм НАО, находятся в нашей области. Таможня, КРУ минфина, антимонопольный комитет, МНС, министерство природных ресурсов, Севрыбвод, Госэнергонадзор, арбитражный суд - все отделения находятся в Архангельске. В этой связи удобнее было бы объединение.

По численности населения НАО сопоставим с районами области: например, в Вельском районе 60 тысяч, в НАО - 45 тысяч. Из них более половины проживает в Нарьян- Маре. Сейчас есть и мобильная связь, и телефонная, факсы, электронная почта. Проблем с управлением не будет. А вот содержание на 45 тысяч человек своей администрации, своего законодательного собрания - тут, конечно, вопросы есть.

Что касается того, выгодно объединение экономически или нет, то стратегическая задача Архангельской области - это энергоресурсы. Мое личное мнение: при объединении с НАО можно решить вопрос удешевления энергоресурсов. Цена мазута, солярки, бензина, масел постоянно растет. И цена на их завоз тоже. А производства у нас все энергоемкие, хоть Северодвинск взять, хоть леспромхоз.

Газопровод - хороший проект, но при недостатке средств, если мы будем строить его темпами 2003 года, подведем к Архангельску лет через 7-8. Какова будет стоимость газа в то время? Я не уверен, что ниже мазута. К тому же нужны деньги, чтобы перестроить инфраструктуру ТЭЦ с мазута на газ. Хорошее дело и атомная станция. Но сегодня нет ни проекта, ни изыскательских работ, ни технико-экономического обоснования. Если строить АЭС с завтрашнего дня, то первая очередь будет запущена через 8-9 лет. То есть десятилетие все равно будем жить на мазуте. Поэтому - это только мое личное мнение - у нас должна быть своя нефтеперегонка. Она даст возможность иметь свой мазут, соляру, бензин, битум для дорог. Тогда и энергозатраты станут ниже, и тарифы ЖКХ, и прочее.

Объединение с НАО, богатым нефтью, и завязка на свою нефтеперегонку, приведут к развитию дорожной сети, дешевле станут услуги порта. Вот такой смелый, возможно, спорный проект. Со своей нефтеперегонкой мы сэкономим немалые деньги на обновление структуры ЖКХ в городах и поселках.

Если мы запускаем газопровод или АЭС, то нефтепродукты все равно нужны, от бункеровки судов до дизельной электростанции в отдаленном поселке, я уже не говорю об автомобилях всех классов и марок.

Сейчас предлагают другой вариант объединения - в Северный край. Но что мы хотим получить от этого объединения? Не думаю, что сразу резко увеличится финансовая база, пока нет фундамента для ее увеличения. Бюджеты останутся те же самые. Их надо будет перераспределять. Может быть, в будущем потребуется такое объединение, а пока я не вижу в нем необходимости.

Сегодня во всех областях, предлагаемых к объединению в Северный край, сходные проблемы с тарифами всех видов, с инфраструктурой ЖКХ, с автодорожной сетью. Если области их пока не могут решить самостоятельно, то где гарантия, что мы их решим в масштабах суперрегиона?

В проекте объединения рассматривается "Белкомур". Но поэтапный ввод и ввод полностью этой железной дороги надо согласовывать так, чтобы "отбор" грузопотока по железным да и по автомобильным дорогам из Пермской, Кировской, Вологодской, части Московской областей не привел к сокращению рабочих мест в этих областях. По проекту мы ведем "Белкомур" к портам Архангельска. Но на сегодняшний день морской порт Архангельска самый дорогой в России, а приказать бизнесу везти грузы в дорогой порт, когда есть более дешевые, мы не можем".

В Ненецком автономном округе проект создания Северного края, в состав которого должны войти Коми, НАО, Архангельская и Вологодская области, не поддержали. По словам губернатора Алексея Баринова, руководство НАО всегда открыто к любому сотрудничеству с соседними регионами, но говорить о полном объединении территорий пока рано.

Безусловно, округ традиционно связан с Архангельской областью: жители НАО участвуют в выборах губернатора области, имеют в архангельском парламенте своего депутата. И в то же время в Ненецком округе есть свои исполнительные и законодательные органы - окружная администрация, которую возглавляет губернатор, и собрание депутатов НАО.

Споры вокруг объединения ведутся пока только "в верхах", на уровне политиков, доводы которых часто грешат демагогией. Будьте уверены, еще прозвучат веские контраргументы, доказывающие несостоятельность или даже ангажированность "нефтеперегонного" проекта. Напоминающие об исторических "граблях" совнархозов и Северного края, на которые наша область уже наступала. Растолковывающие в конце концов, что при сложении двух нулей полноценной, самодостаточной единицы не получить. Но вот приедет президент, посулит десяток миллиардов на бедность - все споры забудутся.