Принцип "единого окна" наконец внедрен в законодательство Армении

Ереван, 4 мая 2005, 10:51 — REGNUM  С целью обеспечения общедоступности и упрощения применения закона "Об основах администрирования и административном производстве" Министерство юстиции Армении при содействии правительства Германии разработало сборник разъяснений. Сборник, составленный в виде вопросов и ответов, предоставлен всем административным органам республики, в том числе, мэрии Еревана и областным администрациям.

Закон Армении "Об основах администрирования и административном производстве" вошел в силу с 1 января 2005 года. Это первый в своем роде закон Армении, регламентирующий общий порядок и условия осуществления соответствующего производства при принятии административными органами актов, а также круг прав и обязанностей участников производства, основные требования по осуществлению производства со стороны должностных лиц административных органов и прочие сопутствующие вопросы. Основная цель закона минимизация волокиты и исключение чиновничьего произвола при рассмотрении заявлений лиц, ходатайствующих относительно разного рода административных актов.

Согласно действующему закону, заявления лиц не могут быть возвращены или не рассмотрены лишь по причине того, что налицо формальная оплошность заявителя, либо ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом иных необходимых документов. В подобных случаях в обязанности административному органу вменяется прямое указание на недостатки и выделение дополнительного времени заявителю для их исправления. Если же заявитель тем не менее не вносит соответствующие исправления, административный орган должен вынести решение по существу на основе документов имеющихся в наличии.

Изучение ситуации показало, что существенный процент составляют случаи, когда административные органы, нарушая установленные законом сроки, не отвечают на заявления, вынуждая заявителя обращаться повторно, а порой и многократно. В случаях, когда согласно действующему закону "Об основах администрирования и административном производстве", административный орган, нарушает установленные сроки, не отвечая на заявление физического или юридического лица, заявитель получает запрашиваемое право автоматически. Данное положение закона неукоснительно обязывает административные органы и должностных лиц решать вопросы, нашедшие место в заявлении, в полном соответствии с установленными сроками и в должном порядке. При этом, если при принятии административного акта возникает необходимость получения разрешений, заключений или иных документов из других органов управления, то функция получения последних лежит не на заявителе, а на административном органе, получившем заявление гражданина либо юридического лица. Это реальное внедрение принципа "единого окна" в законодательство Армении, что создает условия для искоренения волокиты, которая до принятия закона носила массовый характер.

Искоренению и предотвращению не только волокиты, но проявлений коррупции способствуют и другие положения закона, в том числе те, которые касаются ответственности административных органов в случаях, когда действиями последних физическим или юридическим лицам нанесен максимальный ущерб. При этом, ущерб подлежит выплате из бюджета Армении либо из общинных бюджетных средств, в зависимости от того, является принимающий решение административный орган государственным или местного самоуправления. Одновременно административному органу дано право регрессивного взыскания средств, выплаченных из бюджета, с тех должностных лиц, по вине которых нанесен ущерб.

По мнению зарубежных экспертов, Министерству юстиции Армении удалось создать целостный закон "Об основах администрирования и административном производстве" и полноценное применение его, несомненно, будет способствовать быстрому искоренению негативной практики, по сей день наличествующей в государственных органах управления.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.