Почти половина пассажиров в Марий Эл перевозится автомобильным транспортом. Перевозкой занимаются шесть АТП транспорта общего пользования, муниципальное предприятие троллейбусного транспорта, 160 индивидуальных предпринимателей, 16 малых предприятий. По данным Госкомстата республики, автобусами предприятий транспорта общего пользования в январе-июне 2002 года перевезено 68,4 млн. человек, что на 1,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Снижение объемов пассажироперевозок, по мнению специалистов Марийского республиканского отделения Российской транспортной инспекции, связано с тем, что увеличилось число маршрутных автобусов, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. По сравнению с 1 полугодием 2001 года количество частных автобусов увеличилось на 152% и достигло 298 единиц. В результате в минувшем году предприятия транспорта общего пользования потеряли 20% платных пассажиров. Другой, не менее существенной причиной снижения объема перевозок пассажиров в предприятиях транспорта общего пользования является простой автобусов по причине технической неисправности, отсутствия резины, аккумуляторов, запасных частей.

Как сообщает информационный центр ИНФО - ЦФО, состояние парка автобусов АТП критическое, 73% машин эксплуатируются с полным амортизационным износом. В прошлом году для предприятий транспорта за счет бюджетных средств республики было закуплено 10 автобусов ПАЗ, а в 2002 году -18 "ПАЗов". Однако для полного восстановления графиков и маршрутов движения, улучшения обслуживания пассажиров, сокращения интервалов движения, повышения безопасности дорожного движения на сегодня требуется около100 новых автобусов.

Предприятия транспорта общественного пользования выполняют социальную функцию. Они перевозят пассажиров, имеющих льготы на проезд. В 2002 году на покрытие убытков от перевозки бесплатных и льготных пассажиров требуется 235,1 тыс. рублей. Но республиканским бюджетом предусмотрено только 35,5% от требуемой суммы.

Финансирование из федерального бюджета тоже осуществляется частично. Не выделяются совсем средства на покрытие убытков от льгот по профпринадлежности, нет возмещения по льготным проездным билетам для студентов, школьников и учащихся ПТУ. Резкое повышение цены на топливо в марте-июне 2002 года (бензин марки А-76 подорожал в среднем на 43%) привело к тому, что доля ГСМ в себестоимости перевозок превысила 40%. Удельный вес покрытия расходов от платы за проезд составляет 34,9%. Непокрытые расходы прошлых лет возрастают и составили 81 млн. рублей.